Современные хоррор-квесты – в целом, зрелище откровенно жалкое. В основном, это неинтересные трёхкопеечные игры на движке Unity или, того хуже, отличающиеся убогими сюжетами, убогим управлением и убогим внешним видом. Но когда-то, в 1990-е, этот жанр был куда ярче и интереснее. Было множество ужастиков-квестов, наполненных расчленёнкой, убийствами, кровью, чудищами и прочими страшными моментами. Хоррор-квесты охотно смешивали разные жанры: шутер, RPG, интерактив, аркада, мистоид. И вот я решил окунуться в прошлое для сравнения. Так что об одном из представителей этой эпохи, далеко не самом выдающемся, но зато показательном, и пойдёт сегодня речь.
Игра изготовлена HorrorSoft – британской игростудией из Бирмингема, которая начинала с того, что переделывала под новые платформы текстовые игры компании Adventure International. В конце 1980-х в связи с выросшими возможностями видеорынка она перешла к работе над собственными играм и стала делать на своём движке AGOS интерактивные ужастики – смесь квестов и RPG. В каждой игре необходимо было провести какую-то комбинацию действий и при этом сражаться с врагами. Первой игрой студии стала "Personal Nightmare" с EGA-графикой. За ней последовала игроизация популярных в своё время комедийных ужастиков про мадам Эльвиру – "Elvira: Mistress of the Dark" и "Elvira 2: The Jaws of Cerberus". Здесь уже добавились декоративные ролевые элементы – уровни, прокачка персонажа, система очков, уровень здоровья и т.д. Потом HorrorSoft, видимо, подсчитала деньги за продажи и резко сменила профиль деятельности, переименовала себя в AdventureSoft и прославилась франшизой про чудака в красном колпаке "Simon the Sorcerer". Но это будет потом, а пока перед переименованием компания выпустила очередной ужастик на том же движке, с совершенно аналогичной схемой действия, с почти такой же графикой, лишь со слегка измененным интерфейсом, под мышь, а не ввод текстовых команд, как раньше – "Waxworks", что означает "Восковые фигуры".
Итак, коротко о фабуле сюжета, который, вопреки моим подозрениям, практически ничем не похож на культовый ужастик "Дом восковых фигур". Мы играем за малопримечательного субъекта, которому на вид лет этак тридцать-сорок, он средней комплекции и с небольшой бородкой как у продавца комиксов. В некой стране в некую эпоху умер его дядя, который оставил в наследство нашему герою стеклянный шар и коллекцию восковых фигур. И то, и другое оказывается волшебным… Кхем, помнится, в фильме про Эльвиру тоже примерно так всё начиналось, а потом пришлось сражаться со своим дядей-колдуном… Ладно, не отвлекаемся. Так вот, через шар дядя может связываться с нами с того света. Он объясняет, что давным-давно на их семью было наложено проклятье, из-за чего в роду регулярно появляется злой брат-близнец, одержимый планами массовых убийств, захвата мира, поклонения дьяволу и тому подобных милых шалостей. И теперь только наш герой Джеймс Гордон сможет остановить это родовое проклятье "Чёрного зер…" А, стоп – это другая игра.
Короче. Витрины с восковыми болванами волшебные – через них можно путешествовать в разные эпохи, где надо завалить очередного близнеца-гада и под конец уничтожить проклятье. Что из этого выйдет – узнаете сами. Всего эпох четыре, посещать их можно в любом порядке: Древний Египет, Лондон времён Джека Потрошителя (это и есть наш братец), шахта с мутантами, видимо, ХХ века – и некое готическое кладбище времён Дракулы. Надо так полагать, кладбище расположено в традиционной для ужастиков абстрактной Восточной Европе, раз нашего братца тут зовут Vladimir. Хотя… нашего дядю тут зовут Борис, а его дворецкий в прологе вылитый Франкенштейн, так что… чёрт его знает. В общем, как нетрудно понять, сюжет сделан для галочки и является лишь оформлением четырёх совершенно разных сеттингов, эксплуатирующих образ популярных хорроров и необходимость сражаться с врагами в локациях из запутанных лабиринтов – схема, опробованная в предыдущих играх студии.
Геймплей тоже аналогичен. Если очень коротко, то каждый из сеттингов является помесью примитивного RPG и квеста. Для победы необходимо выполнить ряд каких-то определённых действий, при этом постоянно сражаясь с врагами, которые вечно респаунятся во всех закоулках лабиринта-локации. Исключением является только Лондон, где придётся не сражаться с врагами, а убегать от полиции и разъярённых сограждан, чтобы успеть первым найти брата-потрошителя. Сама по себе задача в каждом сеттинге не очень сложна, но быстро выясняется, что нахрапом тут не пройдёшь. Причём сложность действий очень сильно различается. Так, на кладбище нужно выполнить, по сути, всего шесть-семь действий, а нападающие на нас зомби убиваются элементарным серпом на ура – руки и голова отлетают как кожура с картошки. Так что единственными трудностями там являются крайне запутанный лабиринт из надгробий, в котором даже просто передвигаться очень сложно, и этот грёбаный пиксельхантинг, из-за чего вы ни за что сами не заметите важную выемку в саркофаге, от которой зависит прохождение. Мда, а когда-то я думал, что малозаметный кирпич в "Петька и Василий Иванович спасают галактику" – это пиксельхантинг…
А вот в той же шахте всё на порядки сложнее. Она представляет из себя центральный тоннель, в конце которого находится наш главный мутант-братец, захватывающий сапёров, а от тоннеля отходят запутанные ответвления, забитые мутантами, их жертвами и всевозможнейшим хабаром, который необходимо подбирать. Несмотря на то, что нам вначале дают целый баллон убивающего мутантов спрея, тут застреваешь надолго. Спрей кончается быстро, атакующих мутантов много, и подручными средствами они убиваются с очень-очень-очень большим трудом, а главное – чёртов мутант перегородил кучу проходов своими отростками, которых можно убивать только спреем или импровизированным огнемётом. И последний ещё надо сделать из подобранного хабара. Так что если вы хотите пройти этот уровень целиком и полностью самостоятельно, то вам надо для начала много раз провалиться, чтобы обследовать самостоятельно всю территорию, составить план действий спасения шахтёров и уничтожения мутанта, и только потом, после долгих попыток, его реализовать. Причём, скорее всего, придётся самому рисовать карту на бумажке для удобства перемещения по очень большому лабиринту. От описаний сложностей в египетском и лондонском сеттингах, где всё ничуть не проще, я вас избавлю.
RPG тут, мягко говоря, не впечатляет, если только вы не любитель олдскула. Боёвка стандартная для тех времён, по типу "The Elder Scrolls: Arena". Удары могут, по идее, наноситься в разные точки противника, который стоит перед вами, внешне же мы всегда бьём только в корпус, а также по диагонали направо и налево вниз. Наиболее результативные удары можно определить разве что случайно. Прокачка персонажа мало что значит, так как незаметно, чтобы удары отличались в зависимости от опыта, оружия и вообще чего-либо. Единственный полезный показатель – это здоровье. Потому что оно явно не восстанавливается, так что за ним приходится внимательно следить. Да, убежать от противников можно, в принципе, но не от всех – да и куда вы убежите в лабиринте? Хочешь не хочешь, а драться с противниками надо. Потратил очки здоровья? Сам идиот, на колу мочало – начинай сначала. Как вы понимаете, это немножко печалит во время игры. Особенно если противники начинают атаковать два, три, а иногда ЧЕТЫРЕ раза подряд!
Из плюсов. Несмотря на их примитивность, сюжеты тут всё-таки есть, и даже слабо прописанные уровни не производят впечатления недоделанности. Уровень с шахтой мне даже, несмотря на откровенную переусложнённость (могли бы, твари, хотя бы аптечки раскидать для повышения уровня здоровья), мне даже понравился – атмосфера ужастиков 80-х в духе "Чужого" была схвачена отлично. Рисовка тут вообще хорошая и сочная, с немалой детализированностью, отличной атмосферой действия, жестокой мрачностью, огромным (говорят, под несколько десятков) количеством изображений окровавленных трупов крупным планом. Один наш герой показывается после смерти в самых разных неприятных позах и положениях. Музыка, несмотря на то, что её немного, подчёркивает хоррорный характер игры и действительно привносит напряжение, которое, надо отдать должное, за счёт внезапности противников ухитряется держаться очень долго, даже когда интерес к игре откровенно теряется.
А интерес действительно теряется, так как сюжеты откровенно эксплуатационные, схема действия нащупывается с большим трудом, юмора тут практически нет, а боёвка откровенно скучная и надоедливая. Правда, тут имеются вполне неплохие текстовые диалоги с персонажами, но их сравнительно немного, так что большую часть игры проводишь в одиночестве. В целом, интерес теряется ровным счётом тогда, когда становится понятно, как именно надо реализовать комбинацию действий, но при этом ты уже чувствуешь откровенную усталость от бесконечных смертей и перебора комбинаций. И встаёт вопрос – а ради чего это? Всё равно в конце нас наверняка ждёт какой-нибудь стандартный хэппи-энд или… (смотрю в прохождение) А, вроде у героя всё получилось, но финал открытый, как в плохом ужастике… Эй, погодите-ка!
Ладно, словом, вы поняли. "Waxworks" – хорошая игра для своего времени, которая, однако, не классический квест и не классический RPG. Она вполне проходима, но требует большой усидчивости, долгого перебора и внимательности, а также многочисленных перепрохождений. Если вас это не пугает, можете попробовать данную старую школу, чтобы попугаться другим вещам, таким как гора расчленённых трупов, многочисленные противники, мрачнейшие антуражи, ежеминутная опасность и прочие приятные вещи. Возможно, вам понравится, и вы даже достигнете финальной победы.