17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Third Courier, The / The Third Courier (.PC)
Manley & Associates / Synergistic Software / Accolade, 1989

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию ]


Автор рецензии: Chapaevec.

Вот уж сколько раз зарекался играть в квесты рубежа 80-90-х с их отсутствующей логикой, неудобными интерфейсами и бессмысленной вариативностью. Но однажды я увидел игру со странным названием "Третий курьер", которая подкупила меня тем, что в ней мне пообещали симуляцию... Берлина времён холодной войны. Не устоял, каюсь. О чем пожалел.

Сюжет происходит в разделённом Берлине в феврале 1990 г., поэтому не знаю даже, что смешнее: что в феврале 1990 г. все ещё есть ГДР или что на экране – откровенное лето. Всё действие происходит на одной очень большой локации Берлина, представляющей собой два прямоугольника: побольше – Западный Берлин и поменьше – Восточный. Оба разделены крест-накрест улицами, по которым и надо ходить. Перемещение дискретное, по компасу на панели – Север-Юг-Восток-Запад. Как ни странно, Западный Берлин находится севернее Восточного. Переход на Восток, теоретически, должен быть через КПП, но там нас в случае обнаружения оружия посадят в тюрьму на четыре часа. Непонятно, зачем это сделано, потому что на Восток можно легко попасть через метро, где почему-то никакого досмотра нет.

Third Courier, The / The Third Courier

Сам сюжет не содержит особой интересности и представляет собой шпионский детектив, примитивный как рисовка тогдашних видеоигр, причём, вопреки моим подозрениям, "Третий курьер" не имеет ничего общего с известным фильмом "Третий человек". Краткий пересказ: два курьера, посланные с частями оперативного ядерного плана НАТО, были убиты по дороге в Брюссель. Третий, некто Уильям Мартин, сбежал в Берлин и пытается продать планы ЦРУ, угрожая в противном случае передать их русским. Мы играем за агента ЦРУ с дебильным позывным Moondancer и должны найти похищенное. Расследование идёт вяло и, в основном, путём опроса местного населения. После общения с местным городским дном удаётся узнать, что Мартин имеет девушку в Восточном Берлине, секретаршу советского посольства Хильдегарду Фрёбель. Из её квартиры удаётся украсть чип, который приводит нас в подземелья советского посольства в Берлине (!), где удаётся похитить диск с данными НАТО. В конце концов, слежка за Мартинсом в восточноберлинском кафе позволяет добраться до его явки, где оказывается, что Мартинс не был предателем, а лишь использовался как приманка для реального крота в ведомстве. Два обвиняющих друг друга в предательстве начальника стоят напротив со вскинутыми пистолетами и призывают им верить, и мы должны решить выстрелом исход игры. Догадаться, кто предатель, совершенно несложно, так что после правильного выбора следует счастливый конец.

При этом игра крайне редко использует типичные квестовые приёмы передачи и использования предметов, который представляют собой список в инвентаре. Действия в плашке рядом тоже прописаны списком. В основном, придётся показывать людям фото и использовать компьютер и автоответчик. По игровому дизайну игра ближе к симулятору, чем к адвенчуре или, по крайней мере, к текстовому квесту. Во-первых, всё действие, как я уже сказал, происходит на громадной локации Берлина, по которой надо перемещаться. Это самое неудобное во всей игре. Карты тут нет, она существует только в приложенном руководстве. Ориентироваться помогает, но на ней не отмечен ни один пункт остановки кроме вашего дома и трёх станций метро. Между тем, весь Берлин забит нужными и ненужными для игры заведениями и местами: музеи, магазины, бары, рестораны, банкоматы, станции метро, уличные торговцы и т.д. и т.п. Правда, в любой момент можно взять такси. Но, во-первых, оно отвозит только в определённые пункты, и почти все они возникают в списке только если их сначала посетить самому. А во-вторых, оно стоит 10 марок, а денежный запас у вас хоть и большой, но не бесконечный. На третий день у меня наличность подошла к концу, и пришлось долго искать банкомат, чтобы снять деньги с карты.

В принципе, можно было бы и обойти город, он большой, но это не смертельно. Однако тут возникает вторая проблема – постоянные юниты противника. Авторы игры, видимо, очень хотели сделать симулятор с шутером, или типа того. Поэтому всю игру нам преграждают дорогу на улице всевозможные враги: бандиты, киллеры, бомжи и даже алкоголики, которые хотят с нами выпить. Если подождать слишком долго, враги нас застрелят. Хорошего в этом мало, так что приходится бороться. Можно ещё, правда, просто нажать вкладку Run и убежать, но тогда мы можем оказаться в любой точке города. К счастью, для борьбы у нас довольно большой арсенал средств: уже на квартире мы можем подобрать несколько заряженных пистолетов. А уж в соответствующих местах выбор оружия, как огнестрельного, так и холодного, очень богатый, его выдают в посольстве, можно также купить по желанию тяжёлое вооружение и бронежилеты у местного мясоторговца. Да, судя по тому, что бандиты, убийцы и преступники тут ходят как у себя дома, а мясоторговцы и сапожники открыто торгуют из-под полы оружием и документами, капитализм загнил основательно. Но что больше всего меня удивило – те же самые преступники так же ходят толпами и по Восточному Берлину! Да уж, поистине, воссоединение государств уже произошло...

Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier

Всё бы ничего, но я так и не понял, как именно бороться с противниками, а каждый из них явно требовал своей тактики борьбы. Вдобавок, как в настоящем симуляторе, запас патронов ограничен, а трофеи врагов брать хоть и можно, но не бесконечно. Взятие любого автомата потребует отказаться минимум от двух пистолетов. Не бесконечно и здоровье – оно понижается после каждой битвы. Правда, по идее, оно должно компенсироваться в результате побед, но у меня такого ни разу не было, и единственным способом восстановить здоровье было для меня посещение местного врача в посольстве. Есть ещё, правда, режим "крадущийся", который всегда можно выбрать, и это резко снижает риск встречи с бандитами. Но зато это резко повышает риск встречи с полицией, которая постоянно требует паспорт – наверное, американская рожа заставляет сомневаться стражей закона в том, что у нас есть регистрация. Вдобавок, полиция почему-то не любит оружия в наших руках и тянет за это на четыре часа в КПЗ, а потому вооружаться приходится только при встрече с бандитами лоб в лоб. В итоге, очень бесит, когда ты вынужден отбиваться от полиции и преступников по три раза подряд.

Всё это обойти практически нельзя. Даже если не говорить о технике игры, то, во-первых, надо будет бороться с бандитами для прохождения по сюжету. Только у одного из них, совершенно определённого человека, есть карта местного кафе, которая сможет продвинуть нас дальше по сценарию. Во-вторых, проход в советское посольство забит собаками и советскими солдатами, против которых нужен опыт, оружие и броня – иначе даже не пытайтесь это пройти. А путь к тайному подземному комплексу посольства лежит через огромный подземный лабиринт, который набит всевозможными бандитами и уголовниками, шныряющими через границу, с которыми надо сражаться. Я, конечно, хитрил и обходил врагов с помощью постоянного сохранения, но так и не понял, как я должен был пройти этот чертов лабиринт без прохождения, если никаких подсказок у меня не было. И кстати, против советских солдат это уже не помогало – минимум одного часового, охранявшего чип, надо убить в любом случае. Я справился где-то раза с двенадцатого, потому что забыл взять автомат и отбивался от вооружённого калашом солдата обычной Береттой и ножом.

Что мне мешало пройти с другого сохранения? Самая гнусная подлость авторов. В игре нет нескольких слотов для сохранения – оно одно на всё прохождение. При этом, почему-то, можно выбирать несколько попыток прохождения с помощью четырёх "агентов", которым можно дать имена, но у каждого только одно сохранение на всю игру. И загрузка, соответственно. В чём прикол, твою мать?

Ну, и конечно, так как это игра 80-х, то технические её возможности ограничены. Музыки в игре в DOSовском варианте нет, в варианте для Amiga – очень мало, так что игра проходит в тишине, изредка прерываясь какой-то адской синтезаторной какофонией в паре мест. Динамики тоже нет – все локации и фигуры на них строго статичны. Действие поясняется короткими репликами в активном окне. Симуляция также представлена кучей доступного и бесполезного барахла в инвентаре типа бесшумного пистолета с одним патроном, чтобы застрелиться, и виртуальным временем. После семи вечера можно никуда не ходить, все магазины и граница закрыты – идите домой и ложитесь спать, чтобы наступило шесть утра.

Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier

Как вы понимаете, в итоге всё это с громким немецким звуком сливает весь типа как напряжённый сюжет шпионской адвенчуры. Это на самом деле типичный квест конца 80-х со всеми ещё не умершими приёмами текстовых квестов 70-х: большое вариативное пространство, ходьба вслепую, псевдобоевая система и сильный упор на симулятор, а также совершенно отсутствующая логика, которую заменяет перебор вариантов. Поди догадайся, что пропуск в кафе у одного строго определённого бандита. Поди догадайся, что чип в музее надо взять, подкупив охранника, причём тоже одного определённого. Хорошо ещё, что квестовых загадок тут наперечёт, а всё остальное откровенно очевидно – передать, спросить, поехать. Но всё равно, всё это настолько нудно, сложно и скучно, что игра, которая проходится сквозным прохождением за полтора часа, может растянуться на сколько угодно недель.

Однако, было бы неправильно не сказать о её положительных чертах. Во-первых, в игре действительно хорошая рисовка и анимация, во всяком случае, для тех времён. Ничего выдающегося, но выглядит сносно. Все персонажи прорисованы индивидуально и со своими чертами. Даже нарисовали оружие в момент его вооружения. Атмосферно всё тоже выглядит неплохо: виды Западного Берлина имитируют реальную берлинскую архитектуру, улицы достаточно яркие, насколько позволяла скудная цветовая палитра, все надписи на немецком – словом, атмосфера есть.

С Восточным Берлином, впрочем, получилось намного веселее. Для экономии средств он набит теми же самыми зданиями, перекрашенными в серый цвет. Поэтому создаётся впечатление, что весь Восточный Берлин застроен железобетонными многоэтажками со стеклом. К сожалению, практически все заведения и без того небольшого Восточного Берлина закрыты для просмотра – можно сказать только, что рестораны тут точно такие же. Ходящие по улицам солдаты и полицейские одеты в довольно-таки странную серую униформу и вооружены почему-то винтовками со штыками, которые описания из-за невнимательности авторов называют то АК47, то, как у западных полицейских, "NATO CAR 15". При том, что полицейские, на самом деле, тоже держат в руках обычный МП-5.

Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier Third Courier, The / The Third Courier

Собственно, с этим связан забавный ляп: если подобрать трофейный АК47, то мы увидим картинку... именно МП-5. То же самое касается советских солдат в посольстве. Последнее особо умиляет мелкой клюквой, ухитрившейся влезть даже на ничтожное пространство флоппи-дисков 80-х. Все, абсолютно все двери и лифты в подземелье берлинских коммунистов украшены серпами с молотами, такие же – вместо кокард на ushanka наших советских krasnosrmeetses. Если попытаться подкупить советского солдата, он в возмущении закричит: "Zdes zakpuma!". Что особенно радует, вход в советское посольство и спуск в лабиринт ВООБЩЕ не охраняются, заходи кто хочешь!

Ах да, второй плюс. "Третьего курьера" можно пройти. По прохождению – но можно. С проклятьями и постоянными перезапусками – но можно. И это немалый плюс для адвенчуры 80-х, большинство из которых я не мог пройти до конца даже по солюшену. И у меня, в итоге, даже зародилась мысль, что симулятор в соединении с квестом мог бы неплохо сработать сейчас... Ну, пока я не застрял в посольстве наедине с охраной. Так что это путешествие в Берлин я не забуду ещё долго, во всяком случае, эмоций оно вызвало куда больше, чем "State of Mind", хотя и не совсем тех, что хотелось бы.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя