17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Sam & Max: Hit the Road (.PC)
LucasArts Entertainment / LucasArts Entertainment, 1993

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Rainfall.

"Max, are you as confused as I am?"
"Moreso!"

     Чехословакия распадается на два независимых государства, в должность президента США вступает Билл Клинтон, я гуляю с огромным ньюфаундлендом около Новоарбатского моста в то самое время, как танки обстреливают здание правительства, а Питер Габриэль выступает с одним из лучших концертов в истории музыкальной индустрии "Secret World Live". Казалось бы, что общего между этими событиями? Да ровным счетом ничего, если не считать, что все они имели место в 1993 году. В те веселые времена компания "Lucas Arts" выпускает одну из своих самых легендарных игр Sam&Max Hit The Road, которая попала мне в руки год спустя.
     Но перенесемся еще дальше в прошлое. 1970-е - время диско, Вьетнама и политических триллеров. Именно в те годы на бумаге появляются нарисованные персонажи по имени Сэм и Макс. Их автором является Дейв Перселл, младший брат Стива Перселла - будущего создателя тех Сэма и Макса, которых мы знаем сегодня. В 1980 году в Калифорнийском Колледже Искусств впервые увидел свет пилотный вариант комикс-приключений Сэма и Макса. А в 1987 году выходит уже комикс на 32 страницы, в котором Сэм и Макс появляются в своем оригинальном виде, и персонажи приобретают широкую популярность в определенных кругах читателей с развитым чувством юмора. Тогда и выходит на сцену "Lucas Arts", уже успевшая к тому времени заявить о себе рядом качественных квестов, прежде всего, играми про Индиана Джонса и хитовой серией Monkey Island. Результат превзошел все ожидания - игра сразу очаровала десятки тысяч геймеров по всему миру и стала безусловным украшением золотого века адвенчур.

"Sam, if we ever get that rich and famous, shoot me"
"It'll be a pleasure, Max"

     Итак, кто же такие Сэм и Макс? Это два внештатных полицейских, непримиримые борцы с преступностью, способные взяться за любое дело и постоянно вызывающие у сидящего за компьютером порции здорового смеха. Сэм - это пес, классический детектив в стиле нуар, который носит плащ и шляпу а-ля потрепанный Дик Трейси, а его напарник Макс - заяц ростом около метра, классический детектив в своем собственном стиле, который ничего не носит. Они любят оружие, гонки Монстр-трак и ненавидят длинные истории. В здании, где находится их офис, они никогда не поднимаются выше второго этажа (после того случая). Они ездят на Soto Adventurer 1960 года выпуска. Они, хотят того они или нет, стали легендой.
     Теперь об игре. Да что уж там... В игре вам предстоит расследовать дело об исчезновении из парка развлечений таинственного sasquatch'a (или по сути йети). Дальнейшее развитие событий окажется весьма интригующим. Вам придется изъездить добрую половину американских штатов, посетить самые необычные места, опросить огромное количество свидетелей и простых встречных, вывести на чистую воду преступников, в конце концов. Но это ни о чем не говорит, так как это рассказать все равно нельзя. Все равно, что пытаться пересказать сюжет "Голого пистолета" или "Солянки по-кентукски". И если остались еще люди, которые не играли в Sam&Max, лучше пускай сами все узнают, ну а тем, кто играл когда-то, можно пожелать лишь сыграть еще разок.

"It's places like this make me wish I were a Canadian"

     Метод ведения диалогов в игре также был необычным для своего времени. Предлагалось не выбирать фразу из списка, а обсуждать того или иного персонажа (либо предмет), кликая на его изображении внизу экрана. И хоть играющий не имел особого влияния на развитие разговора, сами диалоги в игре это с лихвой компенсировали. В дальнейшем такой способ постоянно использовался в различных играх вкупе с классическим вариантом.
     Основное управление в игре отводится Сэму, а Макс дополняет его действия не только зверскими шутками, но и делом. Хотя в тех или иных случаях есть возможность напрямую использовать Макса - в инвентаре ему отводится отдельное место. Сам инвентарь, как понятно, так же принадлежит Сэму, что он резонно аргументирует тем, что Максу попросту негде будет носить все эти вещи.
     Управление осуществляется с помощью стандартных курсоров: идти, осмотреть, взять, использовать, говорить, которые сменяются нажатием правой кнопки мыши. Графика до сих пор смотрится прилично, а про пиксели забывается через пять минут. Музыка и звуковые эффекты тоже не вызывают нареканий, ну а тогда - на заре первых говорящих игровых персонажей - это вообще казалось верхом совершенства. Загадки представляют собой средний уровень сложности, а прожженные квестовики вообще не должны испытывать проблем. Ситуации, в которые попадают герои, требуют нестандартных и смешных решений (и, тем не менее, вполне логичных). Так же встречаются некоторые мини-игры, вроде морского боя, где место кораблей занимают различные автомобили.
     Отдельного внимания заслуживают диалоги, сочиненные Стивом Перселлом. Остроумными речевыми поворотами можно восхищаться все время. Например, вы встречаете индийского мага, который говорит с ужасным акцентом и через слово использует "f**k" (но это довольно грубый пример). Надо сказать, что игра пестрит огромным количеством гэгов, шуток и приколов совершенно не детского содержания (хотя и не таких уж пошлых). Однако возрастной ценз "до 12 лет" (поразительный, кстати, случай для компании "Lucas Arts") введен вполне по делу. К сожалению, главный плюс таит в себе и главный минус игры. Дело в том, что все эти диалоги совершенно не поддаются переводу на русский язык (хотя, возможно, отлично звучат на тайском). Утверждаю это как человек, игравший в Sam&Max в разные времена, на разных этапах знания английского и понявший все до конца, лишь когда этот уровень достиг определенной отметки. Наверняка, существует русская версия, однако, если вы хоть немного знаете язык (или один из его диалектов), я бы предостерег от подобной порчи настроения. В качестве примера можно привести случай с игрой Stupid Invaders. Не самый лучший представитель жанра, но остроумных диалогов хватало. Однако русифицированный вариант, в который мне удалось не так давно поиграть, заставил задуматься - уж не Елена ли Степанененко руководила переводом и озвучиванием персонажей. В общем, волосы стынут в жилах от наших переводчиков. Хоть Самуила Маршака вызывай на спиритическом сеансе для исправления лингвистической ситуации.

"This painting's like a car wreck: I can't stop staring at it"

     Sam&Max Hit The Road породила огромное количество подражаний (в том числе и в российском секторе игропрома), которые так никогда и не достигли уровня оригинала, хотя были и достойные последователи. Что это было - талант автора и команды "Lucas Arts", дуновение времени, стечение обстоятельств? Пожалуй, все вместе. Что касается самого Стива Перселла, то он продолжал работу над сериями комиксов и даже создал несколько небольших анимационных фильмов про Сэма и Макса, которые сегодня можно найти во всемирной паутине. Да и в империи Джорджа Лукаса после такого громкого успеха его не обошли вниманием и пригласили на работу в одно из подразделений компании по созданию спецэффектов "ILM" ("Industrial Light&Magic").
     С момента выхода игры каждый год говорили о продолжении. Ожидания достигли апогея к миллениуму, когда в Lucas Arts объявили о начале работ над Sam&Max 2, а в интернете появилось изображение офиса Сэма и Макса в разрешении 1024 на 768, что заставило всех любителей жанра нервно кусать ногти, ожидая дальнейшего развития событий. А потом, как гром среди ясного неба, проект заморозили. Затем был известный сбор нескольких десятков тысяч подписей в поддержку возобновления разработки, представители "Lucas Arts" стали оправдываться, потом поползли слухи о продолжении проекта. Потом эти слухи опровергли. Потом опять поползли слухи... И так далее. В общем, идея витает в воздухе и рано или поздно ее придется осуществить.
     Sam&Max Hit The Road заслуженно считается одной из лучших игр всех времен, являясь украшением любого рейтинга. Это такая же выдержанная временем классика, как и Soto Adventurer 1960 года выпуска.

Sam & Max: Hit the Road Sam & Max: Hit the Road Sam & Max: Hit the Road
Sam & Max: Hit the Road Sam & Max: Hit the Road Sam & Max: Hit the Road

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя