Посвящается Вадиму,
самому понимающему из известных мне
пиратов-любителей
Так вот, две последующие части отделывались лишь множественными упоминаниями Обезьяньего Острова и соответствующим словосочетанием в своих названиях. Справедливость восторжествовала в Escape From Monkey Island - в трехмерном величии мы увидим не только родной Melee Island ("Ты помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь..."), но и не менее родной Monkey Island ("Как дружно рубили канаты и вдаль уходила земля..."), не говоря уж о парочке других менее примечательных местах.
Ощущения от таких флэшбеков весьма сумбурные. Попав на площадь с часами, которая еще с первой части запомнилась множеством непонятно куда ведущих входных дверей, осознаешь подспудное значение фразы "Это радость со слезами на глазах". О нем это, о нем, о наболевшем 3D. Часики-то чай родные до боли, дверки-то все те же, вымощено все по-старому, и даже луна по-прежнему светит одинаково что днем, что ночью. А приглядишься - страх! - на часиках-то стрелка как живая, вот-вот из монитора выскочит, и луна-то вроде объемная какая, а в дверки кинешься по старинке мышкой кликать - глядь, а мышки-то и нету. Потому как 3D опять же. Grim Fandango помните? Ну вот - та же песня, при запуске игры мышка отрубается с концами и даже по менюшкам прыгать приходится исключительно стрелочками на клавиатуре. Хотя с меню особых проблем нет - вверх-вниз и все дела. Управление же Гайбрашем, увы, не столь безоблачно. Привыкать к нему надо будет чуть ли не весь первый акт, и то - мастерство с легкостью добираться до нужной точки при этом не гарантировано. Постичь логику, по которой Трипвуд при нажатии одной клавиши бежит в обратную сторону, может не каждый. Кто сказал "утрированно"? Сядьте, поиграйте. Это, конечно, не F-18, но даже товарищ Калавера в предыдущем безмышечном квесте LucasArts казался более адекватным. Что удивительно, учитывая наличие у обоих пациентов одного и того же движка.
В общем и целом - про времена, когда Monkey Island и point'n'click были практически синонимами, стоит забыть. Не спешите обзывать это "регрессом", потому что за вами стоят 3D-фанаты с топорами и всем своим видом показывают, что они другого мнения. LucasArts, как говорят, идет в ногу со временем. Приходится плестись следом за ними.
На этой оптимистичной ноте стоит забыть о 2D и 3D и поговорить о чем-нибудь более насущном, например, о самом геймплее.
Итак, фанаты Monkey Island - наш час настал. Скажу по секрету, эта игра определенно для нас. Нет, конечно, в нее будут играть еще и эти стоящие за спиной любители 3D с топорами, а новички в квестовом жанре, возможно, будут кричать, что ничего более веселого они не держали в своих CD-ROM'ах. Но мы-то с вами знаем, кто сможет по-настоящему понять и по достоинству оценить новое творение конторы Саймона Джеффри. Конечно, пальцами показывать не будем. Играть в Escape From Monkey Island настоятельно рекомендуется только после полного прохождения трех предыдущих частей, иначе добрая половина шуток, намеков и реминисценций так и не найдет своего благодарного слушателя. Когда Гайбраш недобрым словом поминает Пуэрто Пойо, когда обезьян Jojo Junior делится трогательной историей о гибели своего отца, которого какой-то идиот научил висеть на тотеме, но не показал, как с него слезть (*sigh*), когда Митхук показывает на себе не понаслышке знакомую говорящую татуировку, когда Элейн цитирует старый предвыборный слоган "Когда есть только один кандидат - есть только один выбор", когда появляется chicken-with-a-pulley-in-the-middle и three-headed monkey - на кого рассчитывают сценаристы, как не на действительных знатоков Monkey Island?
EMI надо было продавать в двух комплектациях - для ветеранов (к коробке с игрой прилагается разве что медаль) и для новичков (в коробке непременно должны находиться Secret of Monkey Island, Monkey Island II, The Curse of Monkey Island и инструкция по применению). Увы, отдел маркетинга LucasArts такого мнения не придерживается. Ну и пусть себе недоумевают, почему это в службу поддержки поступают просьбы объяснить третью шутку с конца.
Впрочем, приколов и намеков в игре хватает и без того. Многострадальная фраза Ди Каприо "I'm king of the world!" в исполнении фигурной тетки на носу корабля, и ресторанчик Planet Threepwood, и 4dfx VoodooMask6 в доме жрицы Вуду, и даже новое в шахматах: Yeltsin Stagger-Step Attack и Kruschev Burial Defense. Кстати, русским духом потянуло в игре не раз - на Обезьяньем Острове служитель церкви ЛеЧака по фамилии Распутин умеет говорить "да", "до свиданья" и "товарищ". Забавно. Места под медведей на улицах на острове обезьянок, увы, не нашлось.
Теперь о паззлах. Как известно, для квестов LucasArts характерна логика алогичности. То есть - чем чаще делать все вопреки здравому смыслу, тем больше шансов на успех. Боязнь эксперимента не приветствуется вообще. Если взять это правило за основу, то паззлы не покажутся сложными и будут щелкаться легко и непринужденно (приводить примеры задачек считаю как минимум кощунственным, так что не обессудьте). Новый виток сюжета, очередной искрометный мультик или хотя бы афористичное замечание Гайбраша становятся достойной наградой за удачную догадку. В этом плане с 1990 года ничего так и не изменилось. Что радует.
Правда, ближе к финалу - на Обезьяньем Острове - геймплей теряет часть своей непринужденности. Эдакая злая традиция у лукасартщиков - в The Secret of Monkey Island пребывание на острове тоже проигрывало по интересности остальным эпизодам. Виноваты в этом, наверное, долгие блуждания по карте и полуаркадные-полулогические вставки. То по лаве на лодочке рассекать, то булыжники сбрасывать в определенное время и место (сразу вспоминается катапульта в первой части MI). Наконец, довершает все это упомянутый выше Monkey Kombat, который поначалу кажется просто милой пародией, но в конце концов успевает изрядно поднадоесть. С комбатом создатели явно переборщили. Errare humanum est.
О графике тоже вскользь. К трехмерным интерьерам (хотя мы зареклись говорить о 3D, но что уж тут поделать) привыкаешь довольно быстро. Тем более, что частые пестрые домики и пейзажи вызывают в основном симпатию, а традиционные Monkey Island'овые облачка, кажется, так и перекочевали из предыдущей части, не потеряв при этом ни грамма обаяния. К несчастью, персонажи эти самые граммы, если не килограммы, порастеряли определенно. Особенно все любят разглядывать то, что раньше называлось жрицей Вуду. Бедняжка теперь нагоняет больше страха, чем ее таинственные предсказания. Не могу не процитировать один из многочисленных обзоров EMI, поскольку если бы эту фразу не сочинили до меня, мне все равно пришлось бы ее придумать: "На порядком облупившемся движке от Grim Fandango знакомые персонажи выглядят, как хорошо раскрашенные куклы, а незнакомые - как плохо раскрашенные". Ни больше, ни меньше.
И все-таки куклы тоже умеют как следует оживать - в видеовставках, периодически демонстрирующих бурное развитие сюжета. Здесь появляется и довольно убедительная мимика, и разнообразные движения, а главное - постановка видео вкупе с озвучкой делает мультики маленькими шедеврами (чего стоит, например, рассказ Тутрота о том, как он попал на Обезьяний Остров). Анимационные вставки хочется пересматривать (и переслушивать) еще раз, чему способствует специально отведенный для этих целей пункт меню.
Справедливости ради надо все таки отметить, что графика с ее минусами и плюсами незаметно отходит на второй план в процессе игры, когда просыпается ТОТ САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ квестовый интерес, который в последнее время чаще спит, чем бодрствует (плутая по абсолютно идентичным заброшенным особнякам последних адвенчур, начинаешь прекрасно его понимать). А квестовый интерес он, знаете ли, дорогого стоит.
1. Вы читали этот обзор и рыдали от счастья.
2. Вы хотите узнать настоящее имя Германа Тутрота.
3. Бывшая служащая банка на Lucre Island по имени Бритни, мечтающая стать певицей, вам что-то напоминает.
4. В списке ваших любимых квестов присутствует хотя бы одна из предыдущих частей.
5. По ночам вам звонят с угрозами расправы в случае, если вы не купите EMI.
1. Вы читали этот обзор и рыдали от ужаса.
2. У вас перегорел монитор.
3. Даже любимый брэнд Monkey Island, достойные рейтинги продаж и большая взятка от LucasArts не заставят вас играть в трехмерный квест.
4. Вы с самого детства на дух не переносите любимого создателями Monkey Island боя на оскорблениях.
5. Вы месяц бились над "Приключениями Поручика Ржевского", но так и не смогли их пройти.
если Вам понравился Escape From Monkey Island
Monkey Island II: LeChuck's Revenge
The Curse of Monkey Island
Grim Fandango
Gilbert Goodmate and the Mushroom of Phungoria
Leisure Suite Larry 7: Love for Sail