С прошлого обзора прошёл ровно год. Как оказалось, можно было и не спешить. Лишь этой весной ремастер выпустили, и он получил в целом благожелательные отзывы. Пришел и мой черёд отписаться. С трудом, но я всё же выбрал момент, нашёл подходящий комп, который тянет отличную графику с последними разрешениями – игра весит аж 25 Гигабайт – вызвал того же друга, и мы смогли посмотреть, что же там получилось.
Начало показало, что всё будет точь-в-точь как тогда – аналогичное интро, разговор, поход на маяк... В общем, примерно так и оказалось. Ремастер действительно в основном перевёл оригинальную игру в новую графику высочайшего качества с яркими цветами, красивыми фонами и множеством деталей. Правда, чем дальше мы заходили, тем больше стало понятно, что авторы внимательно изучили оригинал и исправили все спорные и трудные моменты, которые смогли в ней найти, благодаря чему в ремастере стало гораздо меньше натяжек и глупостей. На сей раз нас не будет встречать абсолютно исправная бензоколонка в любой мёртвой глуши – хотя заправлять гидролёт придётся в каждой главе. Также собеседники нашего героя не будут умирать после каждого разговора с ним... точнее, будут, но не все. Добавлено много более ярких кат-сцен, наш герой теперь в перерывах между главами может долго рассматривать красоты из окна гидролёта – а также потом его надо отправлять спать, что выглядит более реалистично, чем в оригинале. Жаль только, что почему-то всё путешествие теперь проходит внутри гидролёта, и красивых сцен с ним, где показано, как он летит по небу и скользит по морю, на сей раз не будет в принципе. Кроме того, по-настоящему эффектных кат-сцен, соединяющих графику с видео, всего две или три – дальше от них отказались – видимо, бюджет не потянул.
Также многочисленные документы хотя и не нужны для прохождения, несколько углубляют историю – в них часто пытаются закрыть сюжетные дыры и наигранности оригинала. Получается, конечно, спорно. Например, в оригинале я забавлялся, каким образом на протяжении всего нашего пути оказались нужные для загрузки дискеты – тут, оказывается, их заранее выслал вперёд сам Валембуа... видимо, про запас. Также игра подтвердила, что огромный гидролёт и кучу подземелий со сложными механизмами для его запуска старый смотритель маяка действительно сделал на свою зарплату, нанимая людей рядом – умора, да и только. Также в этой версии Валембуа уже не вор и не крал яйцо из музея, а просто оставил у себя – хотя и стыдится, что похитив яйцо, подорвал экологию индейцев. То же касается и других персонажей. Самое яркое – кое-как попытались дополнить нашего аватара. Полноценным героем он так и не стал, у него нет реплик и свободы действий – но теперь у него есть руки, ноги, возможно, голова, какая-никакая мотивация вообще рваться в путешествие с яйцом и кое-какие эмоции в личном дневнике. Даже индейцы получили название – некие ово-волаос, вроде как потомки инков.
Попытались раскрыть и диктатуру президента Альвареса – через плакаты, документы, записи. Но по факту он так и остался ряженым диктатором, срисованным с Пиночета и прочих латиноамериканских фашистов, разве что более логичным. А так всё то же самое – геноцид индейцев, принудительное католичество и смена индейцам имён, диктатура и идиотские речи в финальной пирамиде, куда зачем-то попёрся диктатор. Вышло даже в каком-то смысле хуже – в этой версии Альварес абсолютно точно был идейным человеком, который хотел прогресса своей стране, и охотно принимал в армию окатоличенных индейцев и даже женщин, причём даже на командирские должности. Какой-то нетипичный фашист-консерватор из Латинской Америки получился! И даже его пропагандистские плакаты в духе плакатов Франсиско Франко слишком круты, чтобы вызывать антипатию к великому президенту.
Управление похоже на оригинальное – тут то же самое дискретное перемещение, правда, гораздо более плавное и красивое. К сожалению, игра любит злоупотреблять затянутыми кадрами, но это ничего – их позволяется пропускать зажатием мышки. Остался прежний инвентарь и сбор документов, однако... меня удивило, что авторы вставили управление "колесом" из третьей "Syberia", от которого избавились в четвёртой части. Интересно, зачем. Правда, предметов тут немного, и это не мешало, но всё равно классическое управление наверняка было бы лучше. Ну, и разумеется, сделали максимальную ставку на работу мышкой, так что вертеть предметы самому тут придётся всю игру.
Авторы также не просто повторили прежние загадки, но и немного их изменили. Они стали местами попроще, местами посложнее, местами переставлены или щедро добавлены – но в целом это наполовину ровным счётом то же самое, а ещё наполовину – почти то же самое. Тут всё без особых сюрпризов, и так как я проходил оригинал год назад, то половину ответов уже знал. Остальное решить было, в целом, несложно – но всё же изменения были интересны и выглядели свежее и логичнее. Хотя прямо скажем, напрягаться с загадками не стали. Они стали намного казуальнее и проще, работа интеллекта по-прежнему мало понадобится. Там, где игру пытались усложнить, как с маловнятными подсказками на стене – это на пользу не пошло. Но, может, оно и к лучшему. Уровень сложности тут всё равно можно выбирать самому в любой момент.
Главное, что введена подсветка активных зон, которая делает прохождение многократно легче – в случае проблемы надо просто обойти локации ещё раз, хорошенько присматриваясь. Головоломки и действия с механизмами поэтому стали гораздо проще, почти на грани казуальности. Многочисленные проблемы из первой игры, когда я застревал просто потому, что не понимал, что вообще надо делать, почти целиком исчезли. Так, в оригинале я застрял на маяке, потому что не мог понять, как высчитать координаты. Тут вам это любезно подскажут три раза подряд. То же в деревне индейцев – если в оригинале я даже не догадывался, что означают слова девушки-индианки, тут нам это сказали прямым текстом и даже записали, чтобы мы не забыли. Правда, местами и с этим явно недоработали. Например, на локации "Болото" подсказка по вызову жирафов очевидна... если вы знаете, что вызывать надо именно жирафов, а не кого-то другого – потому что идолов других животных там много. Но всё равно спасибо, в оригинальной версии я чуть не сдох, пытаясь выбраться из лабиринта болот – тут идти надо линейно, это заменено на сбор по рецепту средства от комаров.
Наконец, в игре море разливанное документов, записок, газет и прочих бумажек, которые можно найти и изучить. Многочисленные тексты мало что нового вам дадут к основному сюжету, но можно выбить ачивки, а заодно отыскать мелкие подсюжеты. Прогресс отмечается во вкладке, там указано, сколько можно найти предметов, нашёл – откроется небольшая статья с выводами, например, о том, кто опять до вас погиб в этом путешествии, что вы проходите. Повлиять на это, впрочем, нельзя. Я особо не увлекался, но приятно, что так добавили реиграбельности – после прохождения можно вернуться к любой главе, изучить события, найти какую-нибудь статуэтку и всё в таком духе.
В общем, всё хорошо, и прохождение стало гораздо легче. Но всё же, в лучших традициях игр от Сокаля, не обошлось без головоломок для телепатов. В игре есть два момента, когда можно основательно застрять, и они оба связаны с дурацкими головоломками – точнее, с невнятными подсказками. Одна – загадка с ангелами в церкви, вторая – головоломка в финальной пирамиде. Оба раза подсказки вроде как на стенке, только вот разглядеть их сложно, а даже если и разглядишь – чёрта с два поймёшь, что это подсказки: говорить об этом никто не будет. Проще плюнуть и сразу обратиться к гайду или экспериментировать с подбором. К счастью, головоломки в игре регулируются, и можно выбрать режим их сложности.
В остальном – всё точь-в-точь как в оригинале. Взаимодействие с механизмами, подбирание немногочисленных предметов, повторение встречных рецептов, подборы по картинкам и так далее, и так далее. От любования красотами и наслаждения ярким визуалом отвлекает мало, и на том спасибо. Хотя по современным меркам наверняка будут недовольные, что в игре мало попутного контента, задачек сторонних квестов. Ну что сказать, пусть в очередное RPG играют.
А визуал – действительно очень мощный плюс игры. Всё сделано в полном 3D с великолепными текстурами растений, дерева, песка, солнца и воды. Всё весьма реалистично и ярко, фоны отличаются множеством деталей, качеством работы, высоким разрешением – словом, выглядит очаровательно и красиво, с большой художественной силой. Единственный момент – мне всё-таки больше зашла выцветшая и белёсая атмосфера оригинала, словно со страниц старых книг. Это фирменный стиль Сокаля, такого больше никто не делал и повторить не смог. Тут же ставку сделали на яркие краски и подробные текстуры. Выглядит и впрямь очень эффектно, особенно нарисованная вода – но всё же доли уникальности ремейк таким образом лишился. Впрочем, это так, придирка – вряд ли многие любят песочную бледность оригинала. Так как на визуал делали упор, мы не стеснялись, часто останавливались в прохождении и осматривали окрестности, любуясь пейзажами и очаровательными видами.
Порадовало и то, что игра снабжена отличным русским переводом. На пиратские версии при этом явно не ориентировались, всё делали сами. Конечно, были упущены кое-какие колоритные детали – например, "гидрафлот" стал более понятным "гидролётом", пехозавры – пекозаврами, ринопотам – рогопотамом... Впрочем, тут и авторы ремастера кое-что поменяли – у них местные жирафы стали внезапно ластоногими, пекозавры побольше, да и свинопотамы как-то разжирели... В общем, перевод очень хороший и качественный, мне понравилось. Правда, играли мы для простоты с английской озвучкой, и мне показалось, что американцы в ней слегка схалтурили – могли бы добавить акцентов персонажам, это несложно.
Ну и ещё интересный момент – в ремастер вставили много отсылок к "Syberia": и значок Ганса Форальберга на маяке Валембуа, и характерную псевдосвастику из четвёртой части на самолёте у острова погибших кораблей (видимо, немцы в местной Второй Мировой долетали аж до Атлантики) и даже карту с миром именно из "Syberia". Так что теперь это официально не просто игры в похожей стилистике, а конкретно – одна вселенная!
В целом, ремастер – достойная работа над ошибками, где всё сделали с новой и яркой графикой, упростили головоломки, закрыли большинство сюжетных дыр, поправили и замазали проблемы, добавили нового контента и реиграбельности. Словом, вещь образцовая. И если у вас есть хороший комп для игры на 25 Гб, то этому не жаль уделить время. Сквозное прохождение займёт часов девять, плюс ещё несколько на случай затыков. Другой вопрос – стоит ли это своих денег. Но тут пусть каждый решает сам.