Старый Зорк в руках инквизиции
...Да, были игры, каких теперь уж нет! И логичные, и длинные, и смешные, и увлекательные, и сложные! И вообще нет ничего такого, чего бы в этих играх не было - кроме графики и звука, разумеется, потому что в те далекие легендарные времена никто и мечтать не мог о таком разврате и издевательстве над жанром, как диснеевские мультики или интерактивное кино. Чистые и цельные творения - ничего, кроме белых буковок на черном фоне, - совсем непохожие на Zork 8: The Grand Inquisitor, новую игру фирмы Activision.
Те времена ушли безвозвратно и казалось, что титаны мысли, месяцами отстукивавшие на клавиатурах текстовые команды, исчезли вместе с ними. Нет! Пару лет назад фирма Activision выпустила симпатичную игрушку по мотивам знаменитого текстового сериала о "Великой подземной империи" и в ней легкомысленно исказила пару-тройку фактов зоркской истории, известных любому фанату сериала. Думаете, никто этого не заметил? Как из-под земли восстали тысячи зоркоманов, до той поры тихо перестукивавшихся в своих темных закоулках и потребовали от фирмы ответа.
Activision посмотрела-посмотрела на толпы потенциапьных и никем за последние десять лет не окученных клиентов и стала лелеять дерзкую мечту обратить всех этих твердокаменных фанатов текстовых адвенчур в свою графическую веру.
Так появился Zork 8: The Grand Inquisitor, игра ностальгическая и верная духу и букве Зорка, по заверениям разработчиков, до последнего штриха, если этот самый штрих вообще допустим в классическом текстовом квесте.
новое в борьбе с религиозными предрассудками
Начнем с сюжета, который сделал бы честь какой-нибудь антиутопии двадцатилетней давности. Власть в подземной империи захватил жестокий диктатор, запретивший своим подданным пользоваться магическими заклинаниями. Полиция хватает недовольных и без суда закатывает их в консервные банки. Народ живет в тоске и страхе, с утра до вечера слушая по радио пропагандистские речи своего хозяина. Борцы сопротивления устраивают нелепые выходки и с песнями отправляются в те же самые консервные банки, что и их более спокойные сограждане. Естественно, присутствует и некоторая психологическая основа. Страшный диктатор в молодости, оказывается, обучался магии, но не преуспел в этом искусстве и теперь мстит всему зоркскому народу (и своим соученикам в особенности) за то, что он плохо учился в школе. Прямо Сталин какой-то, выгнанный из семинарии.
Графическое исполнение тоже не режет глаз новизной и свежестью. Скорее, оно сделало бы честь фирме Activision те же два года назад. Мультики в клеточку, видео в попосочку, довольно вялые 3D-интерьеры с кое-где встречающимся обзором на 360 градусов. В общем, ничто не должно смущать только что выползшего на свет божий из тихой норки фаната текстового квеста. Даже его любимый компьютер с белыми буковками на черном фоне в "Зорке" присутствует! И не просто присутствует, а играет наиглавнейшую роль. В "Зорке-8" можно погибнуть почти на каждом шагу и сопровождать нашего героя в мир иной будет не мультик или видеовставка, а коротенький текстик на "ретро"-экранчике.
В "Зорке" такой неподдающейся нашей "земной" логике составляющей стала магия. Простенькие на первый взгляд, заклинания вроде открывания дверей, стирания пурпурного цвета или ускорения роста растений заставляют бедного борца за свободу немало поломать голову, пока жизнь волшебника в подземной империи не покажется ему такой же простой и естественной как, скажем, жизнь редактора отдела квестов в нашем журнале.
Зато какое гигантское моральное удовлетворение вы получите, пройдя, наконец, бесконечный коридор или закрыв все шлюзы на реке! Я уж не говорю о том, чтобы попасть в ад и вернуться оттуда живым. На этом месте полагается, по совести говоря, привести пару-тройку примеров порадовавших меня задачек, но так не хочется портить вам будущее удовольствие от знакомства с этой игрой! Если же вы получаете это удовольствие уже так долго, что оно успело превратиться в настоящее мучение, загляните в советы, я постаралась отразить там только самые, на мой взгляд, сложные заморочки.
Еще одна радость - в "Зорке" нет математических головоломок, совсем нет. В сущности, это уже подсказка, потому что задачи, претендующие по виду на серьезный научный подход, в игре встречаются. Не верьте им! Если не помогает магия - значит, найдется грязный трюк или, на худой конец, сильные руки, чтобы решить вашу проблему.
И при всем том задачи в игре на удивление старообразны. Все они решаются только одним путем. Лопата не заменит меч, даже если вам всего-навсего необходим длинный предмет, к которому можно привязать веревку. Предметы редко используются больше одного раза. Дополнительные, просто для прикола, действия с ними неосуществимы (если это, конечно не новая возможность угробить нашего героя). Не относящиеся к делу предметы ни взять, ни рассмотреть нельзя, что особенно обидно, когда кажется что именно этой штуки вам не хватает для полного счастья. Скорее всего, вы ошибаетесь, но создатели игры могли бы и разрешить нам поиграться с этой призрачной возможностью.
Резюме:
Поклонники древних адвенчур и Великой Подземной Империи! Доставайте запыленный фонарь: Zork возвращается, и на этот раз по-настоящему!
Рейтинги:
графика 80%
звук 85%
сюжет 75%
интересность 90% "НАШ ВЫБОР"
Системные требования:
Pentium 90, 16 Мб RAM, SVGA,
4-скоростной CD-ROM, Windows 95