"Собака Баскервилей" по-сибирски
Жили-были хлопцы из небольшой полтавской студии Specialbit, делали казуальные "hidden object" и не тужили. Но хотелось им чего-то большого. И замахнулись она сначала на юмористический квест "Angelo and Deemon", подозрительно напоминающий старые русские квесты на новый лад – особенно финал юморного ужастика "Страшилки. Шестое чувство". А потом по каким-то причинам они решили и впрямь сделать подобие некого хоррора. Идею явно подсмотрели у старых сериалов на Первом канале "По ту сторону волков" и "Вепрь", где тоже была странная мистика про диких зверей в советской глубинке, а потом оказалось, что никакой мистики там на самом деле нет. Хотя непонятно, неужели в Полтаве ловил Первый канал?
В общем, завязка проста как топор. Действие происходит в СССР, то ли в 1950-е, то ли в 1960-е годы – наверно, авторы и сами не знают. Некий безымянный человек, который любит искать приключения себе на один орган, получает письмо из полузаброшенной деревни где-то в глубине Сибири. Письмо жалуется, что жителей постоянно атакуют странные звери с красными глазами, поэтому героя просят о помощи. Тот без раздумий садится в поезд и едет в неизвестность, сражаться с загадочным зверьём. Деревня оказывается просто полудиким медвежьим углом, в котором многое осталось аж с царских времён – здания, вывески, плакаты, трухлявые дома и даже избушка с какой-то бабкой-ведьмой, как две капли воды похожей на Бабу-Ягу.
В первую очередь бросается в глаза графон игры, который точь-в-точь повторяет все игры жанра "hidden object": диджитал-графика с подделкой под фотореализм и фактурные текстуры. Анимации самый минимум, большинство кадров и объектов статичны, и даже в кат-сценах вырезанные фотошопом детали движутся крайне неохотно. В общем, стандарт качества жанра – только тут почему-то сделан вполне классический квест.
Увы, геймплей его не особенно интересен. В лучших традициях плохих квестов вместо того, чтобы работать на сюжет и атмосферу, он просто затягивает действие. Целых два небольших уровня придётся перетерпеть, выполняя поручения персонажей на локации просто чтобы проехать в деревню. Дальше дело идёт несколько получше, но все равно геймплей прямолинейно-дубовый и примитивный, как рельса. Всё по классике: берём первые попавшиеся предметы, пытаемся догадаться, зачем они нужны, и тыкаем в персонажей. Те же обычно сами говорят, что им нужно. Задачки, разумеется, сляпаны на коленке и частенько абсурдные до идиотизма. Как вам идея построить целую машину с фейерверком и мегафоном для отпугивания волка вместо того, чтобы тупо попросить у охотника рядом ружьё? Но плюс в том, что из-за примитивности задачек это решит кто угодно.
Сюжет тоже прыгает без особой изобретательности. На детектив, даже любительский, не надейтесь – герой для приличия опросит председателя сельсовета, залезет в подвалы местного заколоченного сельсовета, поизучает документы и узнает о некоем загадочном объекте рядом... Но дальше вместо развития темы он просто проследит по следам зверюг, попадёт в пещеры и там после часа ковыряния раскроет главного виновника. Да, никакой мистики тут нет, и во всём был виноват очередной косплейер Джека Степлтона. Вдобавок игра очень короткая и проходит за три часа, а уж прямым прохождением – вообще за час. Понятно, что продумывать какой-то там сценарий полтавцам вообще не хотелось. То же касается и диалогов, которые довольно примитивны и написаны наспех, хотя и пытаются выдерживать весёлый тон.
Игра пытается подделываться под мистику и хоррор, но приём у неё для этого только один – иногда в кат-сценах (кстати, отвратительно оптимизированных) нас внезапно атакуют полустатичные картинки красноглазых животных. Как вы понимаете, это не пугает и никуда особо не ведёт. Атмосферы из-за дешевизны рисовки и довольно убогих аудиозаписей окружения (озвучки тут традиционно нет) тоже не получается. Играть, конечно же, не страшно ни секунды.
Местами игрушка отличается симпатичной графикой, да и внушительной советской эстетики, хорошо всем знакомой, тут много – авторы стараются выдерживать определённый реализм и хоть какое-то правдоподобие. Увы, как обычно, и тут не дожали и допустили кучу ляпов и анахронизмов в духе компьютерных игр. Милиционеры в форме 1950-х, но почему-то без кокард, увозят арестованного на ГАЗ-53, который появится только в 1962 г.; у охотника откуда-то взялся американский одноствольный дробовик Ремингтон; егерь (кстати, где его лесничество?) носит камуфляж, подозрительно напоминающий "флору" из девяностых – ну, и так далее. Хотя местами детали приятные – улыбнул самогонщик, срисованный с Юрия Никулина.
Мне игра напомнила реальный hidden object "Секретный бункер", тоже от украинцев, кстати. Там завязка была ещё примитивнее – девушку какого-то туриста украл сумасшедший советский учёный и утащил в подземелье. Дальше часов пять мы тупо пробирались через локации подземелья, нарисованные в весьма фактурном советском духе, решая очень разнообразные и вполне занятные головоломки. В конце герой спас любимую, прострелив учёному дирижабль из винтовки. Всё! И тем не менее даже это было интереснее и занятнее.
В общем, как я и думал ещё на "Angelo and Deemon", полтавцам нечего особенного сказать и нечем удивить зрителя. Играть в их игрульку для получения денег можно – на это не уйдёт много времени, она не раздражает – но если не будете играть, не потеряете ровным счётом ничего.