Бывает так, что иногда встречаешь какую-то рекламу или релиз проекта, который ничем особенным не отличается, и если обращаешь на него внимание, то только из-за какой-то существенной мелочи – однако вышедший в итоге продукт оказывается действительно приятным и интересным. Вот именно такой случай произошёл и со мной.
В мае 2022 г. вышел давно запримеченный мною квест "Voodoo Detective", который обещал быть очередной инди-игрой в подражании классическим квестам LucasArts из 90-х. Таких игр уже давно очень много. Их всех отличают хорошо узнаваемые особенности: яркая и красочная графика в ручном или пиксельном исполнении; очень атмосферная живая музыка; незлобивый юмор с пародиями на американский масскульт; немного абсурдный мультяшный сюжет с неожиданными поворотами; какие-нибудь побочные приколы, придуманные авторами; небольшая продолжительность и относительная казуальность действий ввиду небольшого бюджета. Примеров несть числа – те же "Bear With Me", "Detective Gallo", "Paradigm" и многие другие. Все они, разумеется, не приносят прибыли создателям, но упорно создаются многочисленными молодыми поклонниками старых квестов, которые не смущаются потерями в том, чтобы отдать дань классике...
Очередного такого поклонника классики зовут Эрик Фултон – это инженер-программист и немного предприниматель. В колледже он познакомился с другим Эриком, Аккерманом. Дружба их, в итоге, вылилась в этот проект, созданный на основе небольшого рассказа, написанного Фултоном ещё в студенчестве. Создавалась игра на основе собственных стараний авторов и денег, вложенных из собственных средств, путём найма индивидуальных подрядчиков. Главной целью игры двух Эриков была демонстрация магии вуду, которой они интересуются. О да, магия вуду – знаменитая религия чернокожего населения Карибов, Африки и южных штатов США, особенно Луизианы, построенная на смешении африканского язычества и католицизма. Талисманы, музыка, танцы, духи-лоа, ритуалы с отрубанием головы петуха, заколдованные фигурки людей, зомбирование, а также культовые фигуры – божества Папа Легба и барон Суббота, "королева вуду" Мария Лаво из Нового Орлеана – и многое другое... Всё это экзотично, захватывающе и интересно. Неудивительно, что вуду неоднократно использовалось во всевозможных медиа, включая игры – в том числе и квестах, таких как серия "Monkey Island", "Gabriel Knight" и "Voodoo Kid". Два Эрика не стали исключением и поставили вуду в центр своего сюжета – и даже использовали при этом помощь одного доктора наук для консультации.
Действие сюжета происходит в 1934 году где-то на юге Америки, в небольшом туристическом городке у моря – в игровой аннотации он назван Нью-Гинен. Возможно, это альтернативная Луизиана. По крайней мере, окружение полностью соответствует штампам о вуду-эстетике, поданным в явно гипертрофированном виде. Вокруг огромное количество чернокожих, и белые люди тут обязательно или злодеи, или малоприятные туристы; вуду-продукция нарасхват и ею украшено всё, что можно; прямо рядом с морем есть старое и готично-избыточное кладбище. Ну и наконец, в этот город недавно переехал наш главный герой, которого так и зовут – Вуду Детектив. Да, это настоящее имя, и это настоящий детектив, который практикует вуду, поэтому даже ходит исключительно в раскраске для ритуалов и с магическими перстнями и серьгами. Всё это он делает с совершенно серьёзным и даже усталым видом, невозмутимо произнося всякую чушь – короче, очередное живое воплощение нуарного детектива.
Дальнейшее представляет собой ироничную смесь ужастиков про вуду и штампов нуара. К детективу обращается чёрная красотка Мэри Фонтул, жена местного миллионера, владельца развлекательной фирмы "Island Ventures", от которой всё зависит в городе. Она пытается разобраться в своём прошлом и мистических видениях, где явно замешано вуду. Разумеется, детектив ввязывается в расследование, которое выводит – кто бы мог подумать! – на целый вуду-заговор для вызова – кто бы поду-у-умать! – барона Субботы, духа мёртвых в вуду-религии. В сюжете также будут прогнившие аристократы-злодеи, франкоязычные эмигранты, стрельба из разного рода пистолетов, куча смертей, шпионаж и расследования, злодей со страшным смехом, вызов духов, тёплые южные моря с необитаемыми островами и даже небольшой зомби-апокалипсис.
Антураж вуду тут используется по полной, даже круче, чем в "Gabriel Knight". Помимо самого детектива мы встретим духов, пародийные рецепты вудуистских заклинаний, идолов, статуи и вполне реальных богов религии вуду – Папу Легбу и барона Субботу. Собственно, это во многом движет и геймплей. Наш герой, несмотря на вудуистский прикид – на самом деле, не такой уж продвинутый маг, скорее, любитель. Поэтому в работе ему будет большим подспорьем специальная книга с магическими ритуалами и небольшим словариком по теме. По сути своей, эта книга уже обеспечивает решение половины загадок в игре. Достаточно посмотреть, что вам нужно для очередного рецепта, и постараться его выполнить – и половина задачи решена.
Вообще, геймплей тут довольно простой и местами почти любительский – сквозное прохождение игры занимает около 3-4 часов, а самостоятельное – раза в два-два с половиной больше. Основные затруднения связаны с не совсем очевидными моментами, некоторой запутанностью отдельных загадок и парой переборов. В остальном же, игра идёт очень быстро, что ей, наверно, не на пользу – уже на середине детектив прекращается и начинается вудуистская мистика, а заканчивается всё и вовсе сражением со злодеем на дизельпанковом заводе.
Как нетрудно догадаться, в лучших традициях таких игр тут много юмора и пародий. Сразу отмечу, что юмор не заставит кататься по полу, он тут, по традиции, скорее, мягкий. Но да, приколов много и аллюзий тоже. Легко, например, заметны пародии на "С широко закрытыми глазами" Кубрика, "Monkey Island", а в финале и вовсе вставлен пародийный файтинг со злодеем. И, кстати, он весьма нелёгкий – мне пришлось его проходить с десяток раз и тщательно просчитывать стратегию действий. Один из приколов – откровенно фальшивые варианты действий в сюжете, при том, что сам он линейный – только в самом конце можно попробовать одну из двух концовок.
Большим достоинством игры являются её графика и музыка – вот тут авторы постарались на славу. В игре что-то около 50 фонов, нарисованных преимущественно от руки, и выглядят они роскошно – можно местами просто любоваться на всё, забыв об игре. Анимация сравнительно простенькая, но достаточно качественная и многочисленная для инди-проекта – в этом отношении всё в порядке, деньги авторов ушли не зря. Музыки тоже много, очень хорошей и подходящей локациям – что неудивительно, поскольку писал её Питер Макконелл – профессиональный игровой музыкант, который начинал именно в LucasArts. В игре большой упор на музыку в стиле вуду – "чёрные " блюзовые композиции, мелодии южных штатов, губная гармошка, барабаны и многое другое. Причём музыка записана вживую – целым небольшим оркестром, поскольку над звукозаписью работали те же люди, что и в LucasArts – Джулиан Кваснески и режиссёр озвучивания Дарраг О'Фаррел. Да и озвучивали персонажей профессиональные актёры, которые работали над рядом известных игр.
В целом, больше особенно говорить не о чем. По основным своим чертам проект не отличается от других многочисленных подражаний LucasArts и даёт именно то, что и ожидаешь от него – яркую историю, построенную на культурных американских штампах, красивую графику и приятную музыку, несложные, но затягивающие головоломки на пару дней и весёлый лёгкий юмор. Зарубежному зрителю всё это обойдётся в 15 долларов. Нам же в STEAM – всего 360 рублей. И это хорошо, так как данную цену игра полностью оправдывает. Советую не скупиться фанатам и не фанатам жанра.