С лёгкой руки "The Last Door" жанр "ужастиков" остаётся наиболее популярным среди пиксельных point-and-click адвенчур старой школы. И дело вовсе не только в том, что в мире компьютерных игр, где уже не первый год царят шейдеры и полигоны с текстурами, двухмерная картинка, расплывающаяся по экрану широкоформатного HD-монитора крупными и размашистыми мазками, способна напугать слабонервного поклонника квестов всерьёз и надолго. Мы ведь любим старые игры в том числе и за ту пищу, которую они предоставляют нашему воображению, – когда визуальная составляющая истории не преподносится готовой на блюдечке, а требует немалого домысливания и допереживания, в результате, как и в случае с настоящим произведением искусства, эмоции оказываются куда более сильными.
"Under That Rain" – дебютная работа компании из Рима с характерным названием BadTale Studios, под вывеской которой объединились двое друзей, художник Риккардо Аджеа и сценарист Массимо Колелла. Начатый в 2014 г. любительский проект попытался было получить поддержку в лице народного финансирования, однако выход на платформу IndieGoGo принёс только 3% – или 483 евро – из запрошенных 15-ти тысяч, да и те до карманов авторов не добрались, поскольку собирались по принципу fixed goal. Тем более примечательно, что неудача не охладила пыла двух итальянцев и их любви к приключенческим играм, – и хотя первый из двух запланированных эпизодов появился на свет в мае 2017-го вместо октября 2015-го, сетовать на опоздание никак нельзя, потому как и успешно профинансированные краудфандинговые проекты грешат куда большими задержками и даже отменами.
Подобно другим недавним пиксельным адвенчурам, вроде "Milkmaid of The Milky Way" или "Tick’s Tales: Up All Knight", "Under That Rain" выполнена не на популярном движке AGS, – на этот раз техническую базу обеспечивает почти столь же широко известный в адвенчурных кругах Visionaire, для которого такого рода визуальный ряд является скорее исключением. Тем не менее, именно графика более всего привлекает в работе BadTale Studios: если уже проводить аналогии с живописью, то по стилю она напоминает не столько пуантилизм, сколько импрессионизм. Картинка складывается по большей части не из квадратных пикселей, а из целых мазков, которые удачно создают нужную атмосферу, а в особо напряжённые моменты склонны переходить в настоящий экспрессионизм.
Естественно, атмосфера эта оказывается весьма и весьма мрачной. Сюжет игры вдохновлён отчасти хрестоматийным для жанра Г. Ф. Лавкрафтом, но более всего – "готическими" историями в духе Эдгара Аллана По, с непременным викторианским особняком и прочими атрибутами XIX века. Хотя действие разворачивается всё же в Париже и его окрестностях; нашего протагониста зовут Андре Лакруа – дни и ночи напролёт он проводит за работой, будучи сотрудником социальной службы, ответственным за судьбы детей-сирот, – занятие не самое радостное, поскольку приходится иметь дело с расследованием случаев издевательств и унижений, но оно напоминает герою о собственном детстве, проведённом в приюте, и позволяет хоть как-то улучшить жизнь других. Среди тех, кто нуждается в помощи, оказывается и некий мальчик по имени Адриан, недавно отданный на усыновление в богатую семью Лазариусов, – именно туда мы и отправляемся в самом начале игры. Чтобы обнаружить – да, большой старинный особняк, вроде бы и не совсем "заброшенный", но, как водится, полный самых зловещих загадок и самых странных вещей.
И очень-очень тёмный. Дело происходит ночью, – "Under That Rain" относится к тем играм, проходить которые лучше всего в полутьме и в наушниках, – под вынесенным в заголовок непрекращающимся дождём, да и к тому же добрую половину игры мы будем искать способ включить в доме свет, гуляя по ещё более сумрачным саду, подвалу и другим достопримечательностям любого уважающего себя особняка. Что особенно приятно в таких условиях, звуковая часть игры выполнена "на отлично": фортепианная музыка атмосферная и медитативная, а практически любое действие сопровождается отчётливыми и разнообразными эффектами. Озвучка здесь, понятное дело, отсутствует полностью.
Интерфейс довольно прост: "умный" курсор, останавливаясь на активных точках, допускает "осмотр", "беседу", "взятие" или "использование"; нажатие пробела позволяет выделить эти самые точки – действие полезное даже для сторонников бескомпромиссного и экстремального пиксель-хантинга, с учётом своеобразия визуальной стороны вопроса; инвентарь находится сверху и появляется при подведении курсора. Почему-то при этом на экране вмещается за раз только четыре посадочных места, так что прокрутки не избежать: подбираемых предметов у нас всё же приличное количество, да и комбинировать их придётся не раз. Вот только подписей к вещам не завезено, а иконки у них ещё более тёмные, чем всё прочее в игровом мире, – для определения, что есть что, нужно нажимать правую кнопку и вчитываться в комментарии Андре.
К сожалению, собственно квестовые загадки оставляют по себе не самое благоприятное впечатление. Даже если счесть, что основным для авторов было создание атмосферы страха и тайны, путём сочетания эмоциональной сюжетной линии и стильной графики, – как-то обидно, что головоломки при этом невольно отошли на второй план. Как уже было замечено, примерно половину игры мы проведём в банальной попытке спуститься в подвал и включить рубильник, чтобы вернуть в особняк почему-то внезапно пропавшее освещение. Что для этого нужно – думаете, только пару ключей да лёгкое движение мыши? Как бы не так: ключи-то, разумеется, будут, но вдобавок к ним ещё и винт с проволокой, мешок с мукой, злая собака, почему-то питающая склонность именно к ключам, постоянные странствия из одного конца дома в другой, и ещё много чего прочего.
Понятно, что раскрывать подробности истории Андре и Адриана (а был ли мальчик?..) в обзоре не стоит: без фактора неожиданности и страшно может не сделаться. Хотя чего любитель мирных адвенчур действительно способен в "Under That Rain" испугаться, так это action-вставок. Тут они имеют вид "quick time events": пару раз во время прохождения придётся вступать в бой с монстром, который сводится к необходимости быстро кликать на появляющиеся на экране кружочки... Единственное, что при этом радует, – наличие автосохранения перед началом "сражения", так что далеко возвращаться не придётся, и если не с первого, то раза так с пятого у вас всё получится. Более того – на официальном сайте игры даже можно найти сохранения практически на все случаи прохождения.
Увы, перед нами опять одна только часть игры с обязательным и дразнящим "зависанием над пропастью", тогда как о конкретных сроках появления второй серии ещё ничего не известно. Провести в особняке Лазариусов придётся часа три-четыре, – но стоит заметить, что на распутывание местной истории (или, скорее, на запутывание в ней) ушло бы гораздо меньше времени, если бы не QTE и если бы Андре умел мгновенно перемещаться на следующую локацию по двойному клику мыши или хотя бы научился время от времени бегать.
Тем не менее, поставить игре неудовлетворительную оценку никак нельзя, – видно, что авторы вложили в неё немало души, пусть и не так много мастерства в плане квестовых загадок: в этом отношении остаётся только надеяться на продолжение. Порекомендовать "Under That Rain" стоит не только любителям поджанра "пиксельных ужастиков", но и тем, кто ждёт от адвенчуры прежде всего эмоций и атмосферы, а не оригинальных головоломок.
Общая оценка: 65 из 100