Суперпрофессор против атомной бомбы
Квестов на тему Второй мировой войны почти нет. Всё, что есть на эту тему – достойный и продуманный военный детектив "Архивы НКВД" от отечественной команды (к сожалению, вторая часть откровенно сдулась), куда менее известный "Совершенно секретно: Операция Wintersonne" и щепотка полулюбительского трэша типа "Nine Witches: Family Disruption". Хотя, казалось бы, сеттинг для шпионских сюжетов отличный и разработанный. "Архивы НКВД", конечно, очень хороши, но неужели никто больше не догадался сделать что-то наподобие их – с отличной атмосферой, интересным поглощающим сюжетом и соответствием историчности?..
Так думал я, разглядывая в сети скрины "Совершенно секретно" – одной из многочисленных адвенчур в 2.5D, которые я забыл пройти десять лет назад и теперь навёрстываю. Игра вышла очень давно, аж в 2007 г. По виду это был типичный немецкий квест от некой студии Sproing Interactive Media. Сюжет обещал типичный шпионский детектив о Второй мировой – в 1943 г. британские спецслужбы засылают в Берлин профессора ядерной физики с совершенно не стереотипным именем Джон Рассел, который с подручным должен обрушить планы атомного проекта Третьего Рейха. Скрины в сети показывали симпатичные локации – не самого высшего качества, но для своего года приятного. Напоминало по атмосфере "Архивы НКВД" и первый "Lost Horizon", тем более что в той игре тоже свастику заменили на чёрный Железный крест, чтобы обойти немецкие законы. "Архивы НКВД" с блестящей проработкой сюжета и сеттинга мне очень понравился, "Lost Horizon" тоже был неплох, пусть даже авторы "Тунгуска: Секретные материалы" всё потом запороли. Да и в древних рецензиях писали, что игра напоминает подражателя "Broken Sword" со своими сильными сторонами. И я решил – надо посмотреть!
Впрочем, найти и запустить игру оказалось отдельным квестом. Разумеется, игра уже десять лет как не продаётся, однако и торренты в сети её не качали. К счастью, кто ищет, тот всегда найдёт, и одно квестовое сообщество в ВК мне помогло. Увы, игра оказалась крайне капризной, как и многие бюджетные адвенчуры того времени. Запускалась она только в разрешении 1024 на 768 с огромными чёрными полями по бокам. Кат-сцены в прологе и финале не появлялись и становились видны только после ряда ожесточённых ударов по Tab+Alt. Вдобавок игра оказалась крайне чувствительна к любым нагрузкам и легко вылетала просто из-за слишком быстрого пропуска диалогов А диалогов тут не так уж мало, потому что профессор оказался редкостным занудой и комментировал каждое решение – при весьма неудобном управлении и очень медленном передвижении по локации. К тому же, локации эти при переходах на добрых десять секунд менялись на тёмный квадрат. Это страшно выводило из себя – я такое только в "Петьке-6" видел, а игра была куда более навороченной. Однако по сравнению со всем остальным это оказалось наименьшей проблемой.
Уже начало, где надо было домогаться вороны на какой-то гнилой ветке посреди обшарпанной лондонской подворотни, не внушало оптимизма. В дальнейшем стало понятно, что всё ещё хуже. Игра оказалась, несмотря на шпионский жанр, довольно скучновата и занудна, как шестичасовой марафон австрийских народных песен. Кроме того, вблизи оказалось, что красивые локации игры не такие уж и красивые. Нет, проработано всё было достаточно добротно, не подкопаешься – все локации достаточно симпатичные, детализированные и текстуры хорошие. Однако видали много работ и получше – в той же первой "Тунгуске", например, или во всех чешских работах Future Games. Да и сделано всё как-то минималистично, без особого напряга. Музыка и озвучка, такие же добротные, но безликие, тоже отнюдь не помогали погрузиться в атмосферу. Тем не менее, графика оказалась лучшим, что есть в игре. И стоило порадоваться, что помимо прорисованных локаций тут ещё и движения персонажей прорисованы – уже тогда и такое стало в дефиците.
Ещё более нудным и скучным оказался и сам профессор, и особенно геймплей игры. Сам по себе он классический – применение предметов и мелкие мини-игры, встроенные в сюжет. Вот только быстро дойти до довольно штампованных решений мешает страшно занудливый темп игры, в которой персонажи медленно двигаются, всё застревает в чёрных экранах перехода – и всюду ужасный пиксельхантинг. На локациях предметы постоянно выглядят очень маленькими, а рядом с ними обязательно, практически всегда, найдутся предметы гораздо мельче, которые вы ни за что не нащупаете без прохождения самостоятельно. Задачки в основном натужны и добавлены исключительно для растягивания, а интерактивность игры оскорбительно мала – огромные пространства локаций и куча предметов на них нередко вообще не играют никакой роли. Даже возня в приличных размеров бункере атомного проекта сводится в основном к поиску шестерёнок для прохода дальше. Подсказок для прохождения почти не даётся, а если даётся, они совершенно не помогают. Редкие головоломки делятся на два типа – мини-игра, где вам долго и нудно объясняют задачу и надо продраться дальше через эксперименты и постоянные смерти; и шифр, который легче решить методом подбора, потому что подсказки никак не помогают. Серьёзно, кто в здравом уме поймёт, что небрежно записанная где-то в уголке формула поможет в открытии сейфа, а невнятные буквы – в открытии ящиков? Я сначала был уверен, что подсказки работают наоборот.
Самое обидное, что в принципе до всего можно дойти своим умом, но игра настолько занудна и скучна, что делать это нет никакого желания. Локаций относительно немного, активных точек там, несмотря на обширные пространства, на удивление мало И вместо того, чтобы придумывать интересные задачки на применение предметов или связь с окружением, вам дают очень шаблонные решения по использованию всего нескольких предметов. Остальные так и оседают в инвентаре, да и несколько персонажей на локациях вообще не понадобятся. В этом, видимо, авторы пытались следовать реализму решений. Но несмотря на попытку игры быть логичной, её логика тут сбоит постоянно. Зачем подливать крысе шнапс, если у вас уже есть спирт? Как надо догадаться о предназначении кухонного окна, которое ничем не отличается от остального? С каких пор газовый баллон может пробить бронированную дверь? Почему ветки диалога потухли, если на самом деле они ещё нужны для прохождения? На кой черт на каждом уровне я таскаю кучу бесполезного барахла в инвентаре? Ну и наконец, в финале жирная подстава, типичный алгоритмический тупик – когда вы застряли потому, что забыли захватить предмет с прошлой локации. Это уже просто позор.
Сюжет тоже не особо блещет оригинальностью и продуманностью на фоне братьев по разуму, уступая по фантазии даже немецким авторам "Тунгуски", тем ещё плагиаторам. Уже начало, в котором британского профессора физики Рассела потащили с бухты-барахты в Берлин только потому, что есть сведения о неком атомном проекте нацистов, попахивает бредом. Из путешествия от Лондона до Берлина можно было бы сделать отдельный уровень, но за кадром нас уверяют, будто всё прошло хорошо. Профессора сопровождают один, а потом аж два суперагента британской короны – с такими же совсем не стереотипными именами: скользкий Питер Грэхем и резкая Анна Тейлор. Несмотря на это, профессор в основном вынужден всё делать сам – выслеживать, обезвреживать охрану, вскрывать замки и т.п., а от хвалёных агентов толку мало, они даже подсказок не дают. Несмотря на серьёзность и даже пафос действия, шпионские миссии напоминают какую-то комедию. Часовых у охраняемого здания легко можно отвлечь детским приёмом, и они пропадают навсегда, как будто за кадром решили плюнуть на службу и пойти пьянствовать. Других часовых легко вывести из строя таким же детским приёмом, чтобы они споткнулись и разбились башкой, несмотря на каски на головах!
На середине короткого сюжета внезапно вмешиваются штампы шпионских трэш-фильмов. Оказывается, вся эта операция велась проклятыми немцами, и на сцене появляется ультраклюквенный немецкий злодей – герр фон Пресниц. Кто он такой – понять тяжело. Вроде как он на ножах с командованием СС, потому что хочет всё сделать сам. С другой стороны, в Берлине он распоряжается как у себя дома, его называют оберштурмбанфюрером СС, и носит он совершенно клюквенную эсэсовскую форму, в которой неправильно всё, начиная с кокарды и сумасшедших петлиц штурмшарфюрера. Это как если бы советский полковник бегал с погонами сержанта.
Зловещий немец решает использовать атомный прототип по-своему на благо великой Германии, однако благодаря типичному киношному обосную нашему профессору удаётся сбежать. В одиночку он, как ни странно, без особых трудов добирается до того самого маленького городка Гайгерлоха, в котором немцы проводили свои ядерные эксперименты после спешной эвакуации из Берлина в начале 1945 г. Тут же они сделали свой прототип бомбы гораздо раньше и на кой-то чёрт запрятали исследовательский центр в подвале у местного трактирщика (почему не за печкой на мельнице?). К финалу оказывается, что всюду предатели, все шпионят друг против друга, а бомбить бомбой фон Пресниц вздумал, ни много ни мало, как аж сам Сталинград в разгар боёв. И остаток сюжета поэтому проходит в развалинах города-героя с обезвреживанием атомной бомбы, как в плохих фильмах. После стереотипных разборок с немцами и даже мелькнувшими русскими следует не менее штампованная телепортация нашего профессора-супершпиона обратно в Лондон. Выдающийся сюжет, что тут скажешь.
Только после прохождения я догадался посмотреть авторов игры. Оказалось, что делала её не немецкая студия – а австрийская. Причём в титрах некоторые фамилии были чешскими. Австрийско-чешские квестоделы с клюквенным шпионским сюжетом – эге, да я это уже видел! В убогой клюквенной поделке "Undercover Missions. Operation Kursk K-141"! Даже названия похожи! Я не поленился, проверил титры и очень удивился, увидев, что у команд совершенно не совпадают имена – странно-странно...
Что же. После прохождения я понял, почему игра осталась так малоизвестна, что на неё никто не обратил внимания. Действительно – она эта заслужила. Это был посредственный, малоинтересный и не затягивающий квест, чьё единственное достоинство в картинке. И вдохновлённые им "Архивы НКВД" (тут сомневаться не в чем, даже функция чёрно-белого изображения в меню перенята) получился гораздо лучше. И "Архивы НКВД" и по сию пору остаются лучшим воплощением военного детектива в своём жанре, а может и других жанрах тоже. Теперь я это знаю.