Что средний обыватель ответит, если его спросят, что он когда-нибудь слышал о коренных народах? Наверняка первым делом в ответе всплывут индейцы – тема на слуху благодаря и американским вестернам, и "красным" социалистическим, с непременным Гойко Митичем в главной роли, может кто-то и Джеймса Фенимора Купера вспомнит, книги которого каждый читающий подросток в советское время с трудом, но мог выцарапать в городской библиотеке – уж не знаю, читают ли его сейчас. Ещё, может, вспомнят чукчей как героев анекдотов, хотя, подозреваю, современные мемасики отправили их пылиться на склад истории. Что ещё? "Дерсу Узала" Арсеньева и экранизация Куросавы, получившая премию "Оскар"? Это уже, пожалуй, ответ "со звёздочкой". В этот же раз нам предлагают немного углубиться в историю канадских индейцев инну.
В "Two Falls" мы отправляемся в прошлое, в начало семнадцатого века, когда французские поселенцы осваивали территорию Канады. Главных героев у нас будет два. Один из них – Жанна, дочь короля, что вовсе не означает родство с монархами – так называли девушек (чаще всего это были сироты или молодые вдовицы, оставшиеся без средств к существованию), согласившихся отправиться через океан с намерением выйти замуж за уже осевших там мужчин-переселенцев. Корабль, на котором она отправлялась в Квебек, потерпел крушение, и теперь ей предстоит как-то выжить... или умереть, ведь на подходе – зима. По счастью, ей встречается бродячий охотник Пьер, который нехотя соглашается проводить её в нужном направлении. Вот только странный он какой-то, чувствуется, что он что-то недоговариавет, так что можно ли ему доверять?
Начало игры оставляет смешанные впечатления. От картинки на Unreal Engine всё же ждёшь реалистичности – здесь же перед нами немножко мультяшное чуть пластиковое 3D с низкополигональными объектами и персонажами. Зато неплохо выполнена работа со светом – лес в разное время суток, в разную погоду, да и просто для разных персонажей выглядит по-разному: для Жанны он тёмный и пугающий, для Майкана, с которым мы встретимся чуть позже, – яркий и солнечный, особенно приятно будет бродить по нему, когда выпадет первый снег. По жанру игра представляет собой рельсовый симулятор ходьбы с уклоном в интерактивный фильм. Особых вариантов куда пойти у вас нет – только вперёд, позволяется разве что обойти препятствие слева или справа. Точки для осмотра можно пересчитать по пальцам одной руки на десятиминутный отрезок путешествия, включающий также в себя пару минут на прочтение постепенно открывающихся статей из местной энциклопедии – и вот история уже перескакивает на второго персонажа – Майкана, юношу из племени инну. Он чувствует, что в лесу, где живёт его племя, что-то идёт не так, холодает раньше и сильнее обычного. Вскоре выясняется, что кто-то убил редкого белого волка, снял с него шкуру, а тело бросил – явно работа белого человека. Чтобы успокоить растревоженного этим событием местного духа, Майкан должен вернуть шкуру зверя. На всю эту вводную – опять едва ли минут десять, включающих чтение энциклопедии, и после мы вновь возвращаемся к Жанне. Дальше мы так и будем часто прыгать от одного героя к другому, но вот эти самые непрерывно открывающиеся статьи энциклопедии будут весьма отвлекать от сюжета, поэтому когда будете играть, забудьте об энциклопедии. Там есть что почитать, но сделайте это лучше в перерывах между главами – такая возможность будет.
С геймплейной стороны никаких изысков нет: ходьба, осмотр, да пару раз дадут собачку погладить. А вот чем игра интересна , так это диалогами. Несмотря на то, что у нас симулятор ходьбы, спутник, с которым можно поболтать, будет у нас почти всегда рядом, и не где-нибудь там, далеко, по рации, а вот тут, буквально в метре от нас. Болтать с ним можно прямо во время ходьбы, можно в любой момент оглянуться на него, и от этого игра становится более живой, что ли. Во время диалогов сценаристы пытаются показать, что может мировосприятие у разных людей и наций и разное, но если сделать попытку, то друг друга вполне можно понять. Вот, например, ситуация, когда Пьер и Майкан оказались окружены волками, волк прыгает на Майкана, Пьер стреляет в волка и убивает его, остальные волки разбегаются. Пьер говорит, что надо бежать, потому что волки могут вернуться. Майкан отказывается уходить, пока не похоронит волка по обычаям инну. Пьер говорит, мол, это всего лишь животное. Майкан отвечает, что для инну всё живое требует проявления уважения. Вот если бы случилось так, что не волк был убит, а он, Майкан, похоронил ли бы его Пьер? Пьер молчит. "Хорошо," – добавляет Майкан, – "ещё упростим ситуацию: если бы волк убил тебя, хотел ли бы ты, чтобы я похоронил тебя?"
В игровой энциклопедии также уделяется внимание тому, как воспринимались те или иные объекты или события представителями обоих наций. И всё же, несмотря на различия, люди могут сосуществовать и даже иметь общие дела к обоюдной выгоде – если постараться. Переводчик-гурон Техонвастаста говорит, что раз белые люди пришли, обратно это не вернуть – значит, надо адаптироваться. Он, как человек, понимающий оба мира, может проследить за тем, чтобы его люди получили от общения с белыми людьми максимальную выгоду. Но это не значит, что его путь прост – он постоянно мучается сомнениям, всё ли он сделал, что мог, правильно ли он поступил в той или иной ситуации. Меняться придётся и главным героям. Собственно, в самих диалогах нам предоставляют на выбор разные варианты ответов, каждый из них в некоторой мере изменит скрытые параметры персонажа. Играя за Жанну, станете ли вы читать то, что написано в библии, или нет? Вот, казалось бы, что за вопрос, а женщинам в ту пору это строго запрещалось. В зависимости от принятого решения отношение к вере у Жанны станет более догматичным или более свободным. Будет меняться отношение Майкана к чужакам, Пьера к Жанне и Майкану. Не всегда сходу понятно, что лучше выбрать – но вас и не торопят, думайте сколько нужно. Впрочем, неверных ответов тут нет. Ближе к финалу, когда вы доберётесь до торгового поста, вас даже поставят перед выбором, с кем поговорить и что предпринять – увы, для проверки альтернативных вариантов лёгкого способа в виде произвольных сохранений не предусмотрено, проходите игру с самого начала. А вот стоит ли, даже с учётом того, что на это уйдёт не пять изначальных, а всего лишь три часа? Во-первых, разработчики о таких людях, которые будут проходить игру повторно, не позаботились. Пользовательских сейвов нет, нет возможности пропускать ни видеовставки на движке, ни реплики. Во-вторых, поскольку у нас тут рельсовый симулятор ходьбы, то и секретов никаких по углам не натыкано. В-третьих, в общем-то и после первого прохождения понятно, что сюжет глобально меняться не будет. Да, кое-какие мелкие отличия есть, но на общий ход событий они не влияют.
"Two Falls", используя механику симулятора ходьбы, всё же больше тяготеет к интерактивному кино. В ней хорошо прописаны диалоги и продуманы сцены, актёры играют замечательно, и всё это сопровождается неплохой музыкой, в том числе и с национальным колоритом. Всё, что авторы приготовили, лежит на поверхности, и забрать это всё за один раз вполне можно. Да, есть немного условностей и натяжек, но где их не бывает. Зато не везде вам предложат вполне достоверный экскурс в прошлое и толковый взгляд на мир с двух точек зрения. Да и мысль о том, что нам надо учиться понимать друг друга, не утратила актуальности со временем. Так что проходить "Two Falls" есть за чем.
Общая оценка 75 из 100.