Иди и смотри... То есть, беги и терпи...
Отечественные игроделы редко выдают что-то более или менее достойное внимания. Среди прочих проектов ушедшего 2023 года стоит отметить небольшую инди-адвенчуру "Torn Away" от небольшой студии из 8 человек Perelesoq. Рассказывает игра о всегда привлекающей внимание теме – судьбе детей на войне. На сей раз в центре истории – судьба девочки Аси, сбежавшей из нацистского трудового лагеря. Рождалась игра долго, целых четыре года, и на минимальный бюджет, став фактически инди. Однако авторам удалось с трудом, но всё же относительно распиарить свой проект – интервью у блогеров, анонсы на DTF и Reddit, 18.000 вишлистов в STEAM... И хотя отзывы игроков поначалу были благожелательные, игра так и не окупилась. Что же могло пойти не так? Это я и решил выяснить, запустив игру сам – благо, я играл в некоторые "нарративные адвенчуры" о Второй Мировой и отлично знаю, что надо требовать от таких игр.
То, что у игры будут серьёзные проблемы, типичные для инди-проектов, стало понятно почти сразу после знакомства с управлением. Оно неоправданно запутанное: перемещение идёт при помощи WASD (причём в аркадных сегментах у нас скроллинг!), взаимодействие с объектами – клавиша Е , пропуск диалогов – тоже клавиша Е (потом выясняется, что пробел и мышь тоже работают), выход из положения – клавиша Q. Присесть – Ctrl, бег – Shift, прыжок – Space. Дневник Tab. Ах да, и регулярно для ориентации требуется мышь! И вот попробуйте со всем этим сходу управиться. С диалогами особенно плохо получилось – они пропускаются только самим игроком при щёлкании клавиш. Что мешало добавить и автоматический пропуск? Чёрт знает – но выясняется, что в кат-сценах именно так и сделали!
Правда, в самой игре всё оказалось лучше кривого управления. Итак, наша героиня – маленькая девочка Ася (это полное имя), которая живёт в Сталинграде в военные годы и проходит ужасы войны: трудовой лагерь нацистов, побег, переход через фронт, потерю родных и близких... Начинается всё спокойно, почти пасторально – Ася убирается по дому, рисует, играет с игрушками, кстати, говорящими. И если вначале нас приветствует только деревянная лошадь и хамоватая кукла, то потом сопровождать нас будет подарок отца с фронта – Товарищ Варежка. Это такая фишка игры, показать мир глазами ребёнка и заодно дать нам напарника. Неплохое решение, учитывая, что Асю актёр-ребенок Марта Козлова озвучивает абсолютно безэмоционально и скучно – взрослые актёры играют гораздо лучше. Правда, сюсюканье Товарища Варежки иногда меня раздражало, уж больно часто он комментирует очевидное – а Асе всё-таки не шесть лет, а куда больше.
В анонсах авторы обещали нам целый геймплейный микс: адвенчуру с point-and-click механикой, платформер со стелсом, мини-игры и уровни от первого лица. На самом деле это чистой воды реклама. По жанру игра – всего лишь смесь привычного симулятора ходьбы и скроллинг-аркады. И того, и другого там примерно поровну. Симулятор ходьбы, правда, не привычное полное 3D – обычно Ася ходит по комнате (или двум-трём комнатам) в 2D, хотя и целиком во все четыре WASD-стороны. Регулярно, однако, картинка меняется, и мы видим небольшую трёхмерную локацию на экране от третьего лица, где можно что-то трогать или двигать. Симулятор ходьбы получился ожидаемо казуальный, и там ничего нового нет – приходится выполнять задания по дому, отыскивать нехитро спрятанные предметы, вертеть-крутить их и т.д. Надо, правда, отдать авторам должное, игровой процесс при минимуме средств они постарались разнообразить настолько, насколько можно. Всяких мелких действий тут полно: придётся подбивать ботинки, чистить картошку, бродить по локациям, подбирать карандаши, лететь на самолёте, бродить по лабиринту окопов между трупами – в общем, выглядит достаточно разнообразно и живо, что идёт игре в безусловный плюс. Не полноценные мини-игры, но приятно. К сожалению, графика в целом очень дешёвая – стандартный диджитал с примитивным 3D, и всё выглядит как вырезанное из картона. Особенно смешно смотреть, как двумерный персонаж Аси поворачивается из стороны в сторону, показывая своё плоское ребро. Зато контента много, так что к этому быстро привыкаешь. Ну и конечно, в наличии другие штампы нынешних игр типа автоматического сохранения не по желанию игрока и фальшивой вариативности в диалогах.
С аркадой получилось сложнее. Вначале аркадное передвижение довольно простое и почти примитивное, но потом нам для разнообразия включают то стелс для передвижения между солдатами немцев и волков; то аркадные задачки в духе то ли "Valiant Hearts", то ли "Limbo". Разнообразия в деталях тут по-прежнему много, чтобы игрок "не заскучал". И он не заскучал... потому что авторы не догадались, что в аркаде надо дать привыкнуть игроку к одним и тем же приёмам – и в итоге препятствия и задачки часто новые, незнакомые и к этому привыкнуть нельзя. Это, наоборот, раздражает и заставляет испытывать ощущение, что перед тобой просто затягивание игры. Тем более что задачки в целом несложные, но занудные. Повторяющихся элементов тоже полно – прыжки и перелезание через препятствия, стелс-пробег под носом врагов, а особенно смешно смотрится, когда малолетняя девочка ломает подрубленные деревья, электростолбы, а под конец – бетонные колонны с арматурой! При этом видимость плохая, особенно когда на экране ночь, а оптимизация ужасная. На 5 часов игры сделали больше 5 Гб контента, однако Ася всё равно регулярно тормозит, прыгает через секунду или две после нажатия клавиши, поэтому прохождение ряда мест превращается в затянутую пытку. Особенно трудным получился 3D-сегмент, где надо в метель пробегать от камня к камню, пока ветер не сильный: видимость почти на нуле, оптимизация ужасная, камера управляется мышью очень туго, куда бежать и что делать, неизвестно – и это сжирает чуть ли не час времени. В общем, под конец игры уже изрядно устаёшь от этих бесконечных пробежек мимо фонарей часовых, толканий ящиков и кем-то подрубленных электростолбов, смертельно опасных прыжков через... ливневую канализацию и т.д.
При этом все задачки и действия тесно завязаны на весьма насыщенный игровой сюжет, в котором нам вроде как пытаются показать типичную историю ребёнка, на долю которого выпала страшная война. Увы, сюжет крайне условен и показывает, что реалии военных лет авторы представляют себе весьма и весьма смутно. В военном Сталинграде 1942 года Ася живёт практически как до войны – патефон, кухня, платья, мама ходит на работу и страдает больше от ссор с дочерью, чем от военного быта. В школе у Аси больше всего проблем от злых одноклассников, а не как у реальных детей военных лет – от нищеты, дефицита всего вплоть до бумаги и жуткого голода. Ни о каких продталонах нет даже упоминаний – зато внезапно по талонам кормят в нацистском трудовом лагере. У девочки каникулы, она шатается по дому сама по себе, никаких массовых мероприятий, видимо не существует – а потом город внезапно бомбят и захватывают немцы, которые на самом деле дошли до него только осенью. Дальше немногим лучше – в трудовом лагере, уставленном статуями орлами без свастик, немцы ограничиваются грубым криком на остарбайтеров, потом лагерь зачем-то бомбит авиация (?), и Ася сбегает через пол-Германии, ухитряясь прятаться в неких заброшенных сторожках, пока её с бухты-барахты не приютила первая попавшаяся немка. У которой, кажется, в 1944 году дома есть почти современная газовая плита. Под конец начинается уже явная бредятина типа того, что немцы нелегально слушают радиопередачи русских (а не союзников, как в реальности), а Красная Армия абсолютно серьёзно предлагает остарбайтерам пройти к ним пешком (sic!). Из Германии – в Польшу (sic!!!). Через линию фронта (sic!!!!!). К чему привёл бы в реальности этот идиотский шаг, очень наглядно показано дальше – к почти самоубийственному проходу на охраняемую немцами станцию, побегу на поезде и совершенно сюрреалистичному аркадному уровню с проходом через гигантские бетонные развалины дома прямо посреди боевых действий! Где ещё и немецкий солдат с безумными глазами тебя посреди боя пытается то ли снасильничать, то ли сразу съесть.
Весьма натянуто выглядит и уровень, в котором Ася попадает в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Местный чекист с недружелюбным тоном зачем-то на полном серьёзе рассчитывает приписать ей измену Родине за... что? Пребывание в остарбайтерах? Службу некой немке, о которой известно только со слов самой Аси? Спорно, честно говоря – сильно распиаренное нынче предубеждение советских властей к репатриантам можно было показать и более вменяемо. Однако стоит кому-то вспомнить, что у девочки отец – герой войны, как чекист быстро передумывает и отправляет Асю буквально в никуда, даже не потрудившись узнать, где её родственники. Авторы игры в ответ на неприятные вопросы на странице в STEAM пытались ссылаться на стандартное "так всё и было" и даже отсылали к неким книгам и интервью на эту тему. Во-первых, было не совсем так, а во-вторых, злых нквдшников все уже накушались в кино и играх – и без этого, наверно, можно было и обойтись, благо, сюжет позволял.
Да и вообще, в сюжете явно слишком много слезогонки даже по меркам сеттинга. Ася теряет абсолютно всё, включая семью, родителей, родственников и даже несчастного товарища Варежку (последнего, кстати, абсолютно идиотским образом). Ей фатально не везёт практически во всём, она регулярно всё теряет и терпит неудачу за неудачей, пока сюжет не соизволит ей повстречать рояль в кустах, который на некоторое время даёт ей передышку. Ну и концовка в стиле "враги сожгли родную хату" тоже слишком мрачна для затянутой игры про тяжёлое военное детство. В итоге драмы в действие налили не меньше, чем в "Судьбе человека" Шолохова, но из-за условности игрового сюжета и действия, в котором ребёнок может выжить после перехода через гигантскую зону боевых действий, смотрится всё это на порядок менее убедительно и на катарсис не пробивает. Это не говоря уже о том, что связной истории, за которую любят инди, тут как раз и нет – это не история, а, скорее, набор связанных эпизодов. Из вежливости я не буду высказывать подозрений в том, что авторы делали банальную эксплуатацию стереотипов о войне с целью набрать денег на продажах.
Но не подумайте, что я только ругаю игру. На самом деле у неё есть и немалые плюсы. Авторы действительно постарались сделать её насыщенной и разнообразной, так что за 6-7 часов скучать уж точно не придётся. История, хотя и является слепленными эпизодами военных лет, местами со спорным правдоподобием, всё же довольно яркая и даёт некоторое представление о реальных ужасах той войны. Минимальный историзм тоже пытаются выдерживать. Есть много милых и приятных моментов в духе детских историй. Есть и бесспорно удачные места, на сегменте с матерью я даже сам проникся. В целом всё выглядит не так уж плохо, особенно учитывая весьма небольшой бюджет, и играть было интересно. Жаль, что моё старание окупилось лишь банальной слезогонкой. Да и персонаж Аси бледноват из-за безэмоциональной озвучки и скудных диалогов.
С другой стороны, всё-таки игра не более чем неплохой середняк. И его главная проблема даже не в косяках сюжета или шероховатостях геймплея, а в неопределённости аудитории. Не все взрослые оценят историческую условность происходящего и спорность некоторых решений. Конечно, многим в итоге и так понравилось, но... ведь можно было сделать и лучше. Есть же, в конце концов, куда более исторически точные и сюжетно интересные нарративные игры про ту войну – та же датская "Gerda: A Flame in Winter" или дешёвая, но исторически достоверная "Attentat 1942" от чехов. Есть и куда более высокобюджетная, интересная и яркая "Valiant Hearts", в то время как в разы более бюджетная "Torn Away" стоит целых 550 рублей. Ну а детям вряд ли будет очень интересна мрачная и достаточно жестокая игра с неудобным управлением и дешёвой графикой. Так что неудивительно, что несмотря на благожелательные в целом отзывы игроков, награды каких-то фестивалей и 95% положительных отзывов в Стиме, которые грели душу креативного директора и по совместительству сценариста игры, она своей массовой аудитории не нашла и так и не окупилась. К этому добавились вполне обычные проблемы типа нынешней трудности покупки игр из-за санкций, отсутствия маркетингового бюджета, в целом весьма среднего интереса публики к мрачноватому инди-проекту. В итоге уже через месяц после релиза инвестор отказал в финансировании студии, и она встала на грань распада. А жаль. Хотелось бы надеяться, что наши инди-игроделы всё-таки наберутся опыта и рано или поздно выдадут что-то однозначно и без оговорок достойное – потенциал у проекта, по крайней мере, был и даже частично реализован, особенно по масштабам контента. По крайней мере, в "Torn Away" играть было не стыдно, и я не против её порекомендовать всем заинтересованным.