Анимешный триллер в развесистой сакуре
"Tokyo Dark" – проект 2017 г., выпущенный инди-студией из пяти человек в Токио (кто бы мог подумать, правда?). Играть предлагается за девушку-детектива по имени Аями Ито с синими волосами, серёжкой-крестом в ухе и с типичным для японских полицейских молодёжным значком "Punk" розового цвета на дождевом плаще. Аями расследует дело на мрачных улицах Токио в поисках пропавшего напарника. Сюжет построен на очередной японской легенде о спрятанной под землёй таинственной Двери, которая ведёт неизвестно куда, а скрины и даже, собственно, название наводили на мыли о смешении аниме и стилистики неонуара. Авторы обещали много диалогов и ситуаций выбора с далеко идущими последствиями, а также геймплей как в полноценной адвенчуре с непосредственным управлением персонажем. Деньги на игру собирались, преимущественно, краундфандингом, но успешно – достаточно быстро проект вышел в STEAM, и даже без типичных для инди-игр переносов срока.
Я люблю квесты, я люблю нуар, я НЕНАВИЖУ НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ… простите, не очень люблю аниме. Но я не против, в принципе, играть в визуальные новеллы. Поэтому когда игра мне, наконец, попалась на глаза, я её всё-таки попробовал. Как оказалось, никогда нельзя представлять себе, что тебе лично хочется от игры – надо читать отзывы и не умничать. Ну вот вам ещё один отзыв, который, может быть, поможет в будущем.
Итак, игра начинается с того, что детектив полиции из Токийского столичного управления, девушка Ито Аями, ищет своего коллегу, детектива Казуки Танаку, который странным образом накануне пропал в злачном районе Токио. Вскоре она его, конечно, найдёт – но ей от этого легче не станет. Потому что в сюжет вмешаются мистика, маньяки, убийства, мрачный культ, злые духи, жуткие артефакты, путешествие в потусторонний мир и ещё всякая всячина. Собственно, по этой причине сюжет и стал самым сильным местом игры. Он в меру жутковат, в меру насыщен кровью, жестокостью, мистикой, взрослыми темами – но в целом не переходит границы простого мистического детектива и психологического триллера. Определённая интрига, связанная с личностью маньяка и его происхождением, присутствует до конца. Персонажей тут немного, около двух десятков, большинство проходные, но диалоги у них написаны прилично. Что, впрочем, не отменяет того, что весь сюжет как таковой достаточно стандартен.
Может быть, кто-то не согласится? Ну хорошо, тогда просто вспомните, как много вы встречали произведений, где есть:
- поиск пропавшего коллеги из полиции, который занимался особым расследованием;
- погибшая "вторая половина" героя, которую он хочет вернуть;
- зловещий убийца-маньяк, который убил эту самую вторую половину;
- зловещий мистический артефакт, который является источником всего этого зла;
- зловещий мистический культ, который выкопал из небытия этот зловещий артефакт;
- зловещий секрет происхождения, скрываемый от семьи героини;
- детектив, продолжающий расследование в борьбе со своим начальством и коллегами;
- тема галлюцинаций, мистики, провалов в памяти, посещения прошлого;
- такие персонажи как карикатурные рабочие, заносчивые барменши, бизнесмены-извращенцы, симпатичные девушки-подростки, родственники жертв зловещего культа и т.п.;
- наконец, многочисленные сцены захвата заложников, схватка с монстром в подземелье, побег к духу любимого в потусторонний мир, внутренняя борьба за моральное право простить или покарать виновника всех бед и трагический/оптимистический финал?
Думаю, всё это вместе и по отдельности вы встречали очень часто. Всё это есть и тут. И это неплохо – игра действительно придумывает свою, вполне удачную версию этой довольно старой схемы. Здесь есть несколько неожиданных поворотов, эффектных сцен, стандартные, но достаточно прописанные персонажи, диалоги, внятные сюжетные линии и драма. Аями придётся встретиться в своём расследовании со странной ритуальной маской, рядом характерных персонажей, пойти против коллег вплоть до взлома комнаты улик, не раз задействовать свой пистолет и общаться с интересующими её людьми. Она показывает себя хорошо, старательно, как настоящий детектив – без перекосов в сторону её восхваления или показной слабости. Здесь много приятных моментов, взятых из арсенала традиционных японских ужасов и мистических триллеров. Вот только ввиду своей малобюджетности, небольшого хронометража и инди-качества все эти моменты мало того что достаточно стандартные, так ещё и подаются очень просто и невзыскательно – что в геймплейном плане, что в сюжетном.
Зато на игру работает её оформление. Графика действительно сделана в духе визуальных новелл. Как это и принято в жанре, здесь активно используется аниме-стилистика – правда, в основном, в облике персонажей. Локации изображены старательно и со вкусом, выглядят они просто и минималистично, но красиво. Атмосфера меняется соответственно обстановке: от мрачных и тёмных закоулков трущоб Токио и тёмного, чёрного, жуткого леса до красивых ярких садов и кафе для милых девочек с кошечками. Все локации двухмерные, часть из них простирается на два, а то и три прохода по монитору в сторону – помещения внутри, конечно, меньше, они умещаются на один экран.
Из минусов – отсутствие многих деталей и вообще заметная малобюджетность игры. Локаций всего около семи, на каждой будет максимум экранов пять – итого менее 50 фонов (правда, они часто меняются соответственно времени суток). Все персонажи имеют всего по одному-два отрисованных спрайта, сама Аями – не больше пяти. В игре есть небольшие приятные мини-ролики, которые выглядят точь-в-точь как аниме 90-х – но их наперечёт. В основном же действие демонстрируется постоянно возникающими на экране слайдами – что, в общем, тоже в традиции визуальных новелл. Местами игра маскирует свою бюджетность приёмами вроде чёрных силуэтов массовки – приятно, конечно, но качество инди-игры чувствуется.
Тем не менее, по меркам жанра, графика тут приятная и достойная – равно как и саундтрек. Музыки тут достаточно много, она разнообразная: от жутких мелодий до мелодраматических. Она звучит хорошо и производит впечатление, несмотря на довольно типичное качество записи визуальных новелл. Говорят, что саундтрек написал Мэттью Стид, лидер группы Reign of Fury, который для вдохновения путешествовал по районам Токио, а также искал настроение в работах Клинта Мэнселла и Трента Резнора. В целом, как и графика, музыка отвечает своей задаче и сделана она для инди-проекта образцово.
А вот по части геймплея игра меня разочаровала. Быстро стало понятно, что несмотря на интеракцию в виде активного курсора в традиции поинт-энд-клик, к визуальной новелле "Tokyo Dark" опять-таки ближе, чем к квесту. Почти весь геймплей – это диалоги с персонажами. Использование предметов имеется – но редко, и оно автоматическое. Инвентаря в игре нет, поэтому всё подобранное потом используется само. Активных зон на каждой локации до смешного мало, и они выделяются сами, если подойти к ним. В итоге, достаточно просто опросить всех интересующих вас людей, а потом передать/взять у них нужное – за всю игру есть буквально пара мест, которые с натяжкой можно назвать головоломками. Соответственно, и детективный процесс здесь крайне несложен – не ждите осмотра территории, изучения улик, сверки показаний, прозрений детектива и динамичных экшн-сцен. Достаточно расспросов, изучения мистических флэшбэков и выполнения старого-доброго квеста "подай-принеси" раза три.
Ах да, самое "прекрасное" в том, что игрок практически лишён свободы действия. В лучших традициях любителей-квестоделов, геймплей абсолютно линейный – даже выбора между локациями практически не дают. А это значит, что даже если вы захотите застрять, у вас вряд ли это получится – вас заботливо проведут по тем локациям, что нужны, где достаточно просто посетить всех нужных персонажей. При желании игру можно пройти вообще без понимания происходящего, тупо наугад – реплики прокручиваются строго по желанию самого игрока.
Диалогов тут не сказать чтобы избыточно много – но хватает, даже для небольшого хронометража игры, которая проходится часов максимум за пять. Причём особенно много их становится к концу, при развязке, от чего уже откровенно устаёшь. Кроме диалогов можно выбирать и действия. Сами по себе они мало что значат, но они влияют на шкалу S.P.I.N. Это введённая в игру система, представляющие из себя четыре характеристики: Sanity, Professionalism, Investigation, Neurosis (вменяемость, профессионализм, расследование и невроз). Система эта, несмотря на всю свою примитивность, достаточно запутанная и явно непродуманная. Я так и не понял, как она работает. Расследование растёт, в основном, параллельно сюжету и изучению территории; как его можно завалить, я плохо понимаю. Профессионализм зависит от ряда более-менее очевидных решений типа "я не пью на работе". Но вот как можно повысить невроз иначе чем в одном месте нагло домогаясь до персонажей одинаковыми вопросами (это точно был не баг?) – я не знаю. И тем более я не знаю, как повысить уровень вменяемости, учитывая, что наша героиня боится чего угодно, а единственный инструмент сохранения её психики – выписанные врачом таблеточки, которые можно принимать раз в сутки, и это ни черта не помогает. Ну и ещё тут есть жареные яйца осьминога (не спрашивайте!) – причём все такие инструменты обычно обваливают остальные характеристики. Короче, в лучшем случае удаётся удержать положительный баланс пары нужных категорий – не более.
Скажу честно, что из 11 концовок игры, которые тут, по отзывам, есть, я с грехом пополам нащупал шесть. Больше искать не захотелось, несмотря даже на то, что игра в ускоренном режиме проходится за полтора часа. Всё равно большинство концовок парные – они оказались сосредоточены в одном и том же месте, где было нужно раза два выбрать из нескольких пар действий. Достиг я их, в первый раз на максимум вытянув "расследование", а на второй – "невроз" (хотя пытался вытянуть "профессионализм"). Что было бы, если бы я опустил до предела вменяемость и профессионализм – догадаться и так несложно. А единственный условно положительный финал меня и так устроил, поскольку драмами персонажей, взятыми из криминальных и мистических сериалов, я что-то не проникся.
Как я уже сказал, при всём положительном, что есть в сюжете – мистика, сценарные повороты, жестокость, жутковатость стиля японских ужасов и т.д. – действие достаточно стандартное и персонажи традиционные. Атмосфера приятная, но не более – да и она довольно стандартная. Японского нуара здесь, как такового, крайне мало – несколько ночных сцен да характерных локаций "под ретро"... вот, пожалуй, и всё. Фирменной японской жути – куда больше, но тоже довольно умеренно: страшноватая девочка, заляпанные кровью анимешные костюмы, флэшбэки в прошлое, мрачная канализация и всё в таком духе.
Зато вся игра от начала до конца насыщена ярчайшим японским колоритом, даже не насыщена, а просто забита вопиющей "японщиной" по самую макушку. Стереотипные японские персонажи из аниме, японские ритуальные маски, культ самураев, традиционные японские одежды в деревне, рисовая водка... целый сад цветущей сакуры – да, он тоже тут есть! Как ни малы мои познания о реальной Японии, я быстро понял, что передо мной явный продукт на экспорт для иностранца, который любит эту развесистую сакуру. Особенно восхищает целый квартал, отданный под японских школьниц в матросках, и кафешечки для фанатичных девочек с кошечками, которые только и делают, что стереотипно мяукают "няяяя!" по каждому поводу. Кто мяукает, девочки или кошечки? И те, и другие. Когда же глава якутской мафии... то есть, мафии якудзы, украшенная татуировками в виде драконов, меняет в секунду своё решение ради симпатичной кошечки с криком: "Ня!" – так и видишь, как авторы с диким смехом писали в сценарии этот абсурд. Титры окончательно расставили всё по местам: несмотря на то, что студия находится в Токио, все её члены – англосаксы. Японские имена, аккуратно записанные иероглифами, присутствуют только в списке художников и звуковиков.
Игра, вдобавок, изобилует чисто техническими проблемами, которые показывают не только малый бюджет игры и ее инди-качество, но и просто недостаточный уровень познаний авторов. Может быть, они более опытные по части визуальных новелл, чем я, но как должны выглядеть квесты, я знаю лучше. Как я уже сказал, геймплей линейный, короткий, неинтересный, и инвентаря тут нет. Это понятно – сохранение стилистики визуальных новелл. Но, вот в отличие от новелл, чтение диалогов тут сделано неудобно – они постоянно "выплывают" из-за края экрана при каждой смене реплики вместо мгновенного появления, что только съедает время. Зачем вообще в поинт-энд-клик квесте всплывающее окно диалогов со спрайтами, что перекрывает половину экрана?
Диалоги, при этом, прокручиваются только мышкой – ни пробел, ни кнопки не помогают. При каждом выходе на локацию активные объекты то подсвечиваются сами, то к ним надо подойти почти вплотную. И что мешало сделать подсветку как во всех квестах? Всё равно ж правая кнопка мыши тут вообще не задействована. При этом надо ещё постараться нацелиться на четыре одинаковых сектора квадратика по мелким подписям. Неудивительно, что нередко нажимаешь не то, что собирался.
А самая большая проблема – с сохранениями. Они в игре автоматические. В первый раз надо пройти игру самому, от начала до конца. Только после этого возникнут режим пропуска диалогов и слоты для сохранения. Вот только пропуск диалогов возникает не везде, как это положено в визуальных новеллах, а абсолютно где попало и как угодно, безо всякой логики и причинности; в лучшем случае удаётся пропустить четверть реплик. Сохранение же ПО-ПРЕЖНЕМУ автоматическое, и только при самостоятельном появлении окна из шести слотов можно на них сохраниться, как хочется. Кстати, после конца игры будут прокручиваться титры, которые НЕВОЗМОЖНО пропустить. И "сцена после титров", которую ТОЖЕ надо прощёлкивать самому! Это ж надо додуматься! И опять же, без багов не обошлось. В паре мест спрайты персонажей неожиданно задвигали диалоги – а у кого-то, по отзывам, даже активное окно. Местами, говорят, она вообще застревает, но меня это миновало.
Словом, игра не оправдала моих личных ожиданий. Вместо нуарного детектива в анимешной стилистике с объёмистым поинт-энд-кликом во всех традициях жанра я получил набитый японским колоритом мистический триллер, качественный, но, в целом, довольно стандартный и неизобретательный. А в геймплейном плане я увидел просто очень небольшую визуальную новеллу, только в немного другом оформлении и с более короткими диалогами, которых всё равно слишком много. Ситуацию не улучшает типично дешёвое инди-качество и малая продолжительность, подразумевающая урезанность почти во всём.
Это не значит, что игра плохая – это просто значит, что у неё другая аудитория, которой могут понравиться приятный визуал и саундтрек, прописанный традиционный сюжет, хорошие и жизненные диалоги, приятная аниме-стилистика, небольшая продолжительность действия, простота интеракции в геймплее и возможности перебора в достижении концовок. Я же, со своей стороны, лучше сыграю в настоящую визуальную новеллу или настоящий point and click квест. А остальным советую если и брать эту игру, то лучше со скидкой. А лучше вообще десять раз подумать, прежде чем связываться с японским культом, который может достать тебя где угодно…