17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Tokyo Dark (.PC)
Cherrymochi / Square Enix, 2017

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive)
steam (archive) апгрейд до коллекционного издания
steam (archive) игра + апгрейд до коллекционного издания

Автор рецензии: Chapaevec.

Анимешный триллер в развесистой сакуре

"Tokyo Dark" – проект 2017 г., выпущенный инди-студией из пяти человек в Токио (кто бы мог подумать, правда?). Играть предлагается за девушку-детектива по имени Аями Ито с синими волосами, серёжкой-крестом в ухе и с типичным для японских полицейских молодёжным значком "Punk" розового цвета на дождевом плаще. Аями расследует дело на мрачных улицах Токио в поисках пропавшего напарника. Сюжет построен на очередной японской легенде о спрятанной под землёй таинственной Двери, которая ведёт неизвестно куда, а скрины и даже, собственно, название наводили на мыли о смешении аниме и стилистики неонуара. Авторы обещали много диалогов и ситуаций выбора с далеко идущими последствиями, а также геймплей как в полноценной адвенчуре с непосредственным управлением персонажем. Деньги на игру собирались, преимущественно, краундфандингом, но успешно – достаточно быстро проект вышел в STEAM, и даже без типичных для инди-игр переносов срока.

Я люблю квесты, я люблю нуар, я НЕНАВИЖУ НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ… простите, не очень люблю аниме. Но я не против, в принципе, играть в визуальные новеллы. Поэтому когда игра мне, наконец, попалась на глаза, я её всё-таки попробовал. Как оказалось, никогда нельзя представлять себе, что тебе лично хочется от игры – надо читать отзывы и не умничать. Ну вот вам ещё один отзыв, который, может быть, поможет в будущем.

Итак, игра начинается с того, что детектив полиции из Токийского столичного управления, девушка Ито Аями, ищет своего коллегу, детектива Казуки Танаку, который странным образом накануне пропал в злачном районе Токио. Вскоре она его, конечно, найдёт – но ей от этого легче не станет. Потому что в сюжет вмешаются мистика, маньяки, убийства, мрачный культ, злые духи, жуткие артефакты, путешествие в потусторонний мир и ещё всякая всячина. Собственно, по этой причине сюжет и стал самым сильным местом игры. Он в меру жутковат, в меру насыщен кровью, жестокостью, мистикой, взрослыми темами – но в целом не переходит границы простого мистического детектива и психологического триллера. Определённая интрига, связанная с личностью маньяка и его происхождением, присутствует до конца. Персонажей тут немного, около двух десятков, большинство проходные, но диалоги у них написаны прилично. Что, впрочем, не отменяет того, что весь сюжет как таковой достаточно стандартен.

Может быть, кто-то не согласится? Ну хорошо, тогда просто вспомните, как много вы встречали произведений, где есть:

  • поиск пропавшего коллеги из полиции, который занимался особым расследованием;
  • погибшая "вторая половина" героя, которую он хочет вернуть;
  • зловещий убийца-маньяк, который убил эту самую вторую половину;
  • зловещий мистический артефакт, который является источником всего этого зла;
  • зловещий мистический культ, который выкопал из небытия этот зловещий артефакт;
  • зловещий секрет происхождения, скрываемый от семьи героини;
  • детектив, продолжающий расследование в борьбе со своим начальством и коллегами;
  • тема галлюцинаций, мистики, провалов в памяти, посещения прошлого;
  • такие персонажи как карикатурные рабочие, заносчивые барменши, бизнесмены-извращенцы, симпатичные девушки-подростки, родственники жертв зловещего культа и т.п.;
  • наконец, многочисленные сцены захвата заложников, схватка с монстром в подземелье, побег к духу любимого в потусторонний мир, внутренняя борьба за моральное право простить или покарать виновника всех бед и трагический/оптимистический финал?

Думаю, всё это вместе и по отдельности вы встречали очень часто. Всё это есть и тут. И это неплохо – игра действительно придумывает свою, вполне удачную версию этой довольно старой схемы. Здесь есть несколько неожиданных поворотов, эффектных сцен, стандартные, но достаточно прописанные персонажи, диалоги, внятные сюжетные линии и драма. Аями придётся встретиться в своём расследовании со странной ритуальной маской, рядом характерных персонажей, пойти против коллег вплоть до взлома комнаты улик, не раз задействовать свой пистолет и общаться с интересующими её людьми. Она показывает себя хорошо, старательно, как настоящий детектив – без перекосов в сторону её восхваления или показной слабости. Здесь много приятных моментов, взятых из арсенала традиционных японских ужасов и мистических триллеров. Вот только ввиду своей малобюджетности, небольшого хронометража и инди-качества все эти моменты мало того что достаточно стандартные, так ещё и подаются очень просто и невзыскательно – что в геймплейном плане, что в сюжетном.

Зато на игру работает её оформление. Графика действительно сделана в духе визуальных новелл. Как это и принято в жанре, здесь активно используется аниме-стилистика – правда, в основном, в облике персонажей. Локации изображены старательно и со вкусом, выглядят они просто и минималистично, но красиво. Атмосфера меняется соответственно обстановке: от мрачных и тёмных закоулков трущоб Токио и тёмного, чёрного, жуткого леса до красивых ярких садов и кафе для милых девочек с кошечками. Все локации двухмерные, часть из них простирается на два, а то и три прохода по монитору в сторону – помещения внутри, конечно, меньше, они умещаются на один экран.

Из минусов – отсутствие многих деталей и вообще заметная малобюджетность игры. Локаций всего около семи, на каждой будет максимум экранов пять – итого менее 50 фонов (правда, они часто меняются соответственно времени суток). Все персонажи имеют всего по одному-два отрисованных спрайта, сама Аями – не больше пяти. В игре есть небольшие приятные мини-ролики, которые выглядят точь-в-точь как аниме 90-х – но их наперечёт. В основном же действие демонстрируется постоянно возникающими на экране слайдами – что, в общем, тоже в традиции визуальных новелл. Местами игра маскирует свою бюджетность приёмами вроде чёрных силуэтов массовки – приятно, конечно, но качество инди-игры чувствуется.

Тем не менее, по меркам жанра, графика тут приятная и достойная – равно как и саундтрек. Музыки тут достаточно много, она разнообразная: от жутких мелодий до мелодраматических. Она звучит хорошо и производит впечатление, несмотря на довольно типичное качество записи визуальных новелл. Говорят, что саундтрек написал Мэттью Стид, лидер группы Reign of Fury, который для вдохновения путешествовал по районам Токио, а также искал настроение в работах Клинта Мэнселла и Трента Резнора. В целом, как и графика, музыка отвечает своей задаче и сделана она для инди-проекта образцово.

А вот по части геймплея игра меня разочаровала. Быстро стало понятно, что несмотря на интеракцию в виде активного курсора в традиции поинт-энд-клик, к визуальной новелле "Tokyo Dark" опять-таки ближе, чем к квесту. Почти весь геймплей – это диалоги с персонажами. Использование предметов имеется – но редко, и оно автоматическое. Инвентаря в игре нет, поэтому всё подобранное потом используется само. Активных зон на каждой локации до смешного мало, и они выделяются сами, если подойти к ним. В итоге, достаточно просто опросить всех интересующих вас людей, а потом передать/взять у них нужное – за всю игру есть буквально пара мест, которые с натяжкой можно назвать головоломками. Соответственно, и детективный процесс здесь крайне несложен – не ждите осмотра территории, изучения улик, сверки показаний, прозрений детектива и динамичных экшн-сцен. Достаточно расспросов, изучения мистических флэшбэков и выполнения старого-доброго квеста "подай-принеси" раза три.

Ах да, самое "прекрасное" в том, что игрок практически лишён свободы действия. В лучших традициях любителей-квестоделов, геймплей абсолютно линейный – даже выбора между локациями практически не дают. А это значит, что даже если вы захотите застрять, у вас вряд ли это получится – вас заботливо проведут по тем локациям, что нужны, где достаточно просто посетить всех нужных персонажей. При желании игру можно пройти вообще без понимания происходящего, тупо наугад – реплики прокручиваются строго по желанию самого игрока.

Диалогов тут не сказать чтобы избыточно много – но хватает, даже для небольшого хронометража игры, которая проходится часов максимум за пять. Причём особенно много их становится к концу, при развязке, от чего уже откровенно устаёшь. Кроме диалогов можно выбирать и действия. Сами по себе они мало что значат, но они влияют на шкалу S.P.I.N. Это введённая в игру система, представляющие из себя четыре характеристики: Sanity, Professionalism, Investigation, Neurosis (вменяемость, профессионализм, расследование и невроз). Система эта, несмотря на всю свою примитивность, достаточно запутанная и явно непродуманная. Я так и не понял, как она работает. Расследование растёт, в основном, параллельно сюжету и изучению территории; как его можно завалить, я плохо понимаю. Профессионализм зависит от ряда более-менее очевидных решений типа "я не пью на работе". Но вот как можно повысить невроз иначе чем в одном месте нагло домогаясь до персонажей одинаковыми вопросами (это точно был не баг?) – я не знаю. И тем более я не знаю, как повысить уровень вменяемости, учитывая, что наша героиня боится чего угодно, а единственный инструмент сохранения её психики – выписанные врачом таблеточки, которые можно принимать раз в сутки, и это ни черта не помогает. Ну и ещё тут есть жареные яйца осьминога (не спрашивайте!) – причём все такие инструменты обычно обваливают остальные характеристики. Короче, в лучшем случае удаётся удержать положительный баланс пары нужных категорий – не более.

Скажу честно, что из 11 концовок игры, которые тут, по отзывам, есть, я с грехом пополам нащупал шесть. Больше искать не захотелось, несмотря даже на то, что игра в ускоренном режиме проходится за полтора часа. Всё равно большинство концовок парные – они оказались сосредоточены в одном и том же месте, где было нужно раза два выбрать из нескольких пар действий. Достиг я их, в первый раз на максимум вытянув "расследование", а на второй – "невроз" (хотя пытался вытянуть "профессионализм"). Что было бы, если бы я опустил до предела вменяемость и профессионализм – догадаться и так несложно. А единственный условно положительный финал меня и так устроил, поскольку драмами персонажей, взятыми из криминальных и мистических сериалов, я что-то не проникся.

Как я уже сказал, при всём положительном, что есть в сюжете – мистика, сценарные повороты, жестокость, жутковатость стиля японских ужасов и т.д. – действие достаточно стандартное и персонажи традиционные. Атмосфера приятная, но не более – да и она довольно стандартная. Японского нуара здесь, как такового, крайне мало – несколько ночных сцен да характерных локаций "под ретро"... вот, пожалуй, и всё. Фирменной японской жути – куда больше, но тоже довольно умеренно: страшноватая девочка, заляпанные кровью анимешные костюмы, флэшбэки в прошлое, мрачная канализация и всё в таком духе.

Зато вся игра от начала до конца насыщена ярчайшим японским колоритом, даже не насыщена, а просто забита вопиющей "японщиной" по самую макушку. Стереотипные японские персонажи из аниме, японские ритуальные маски, культ самураев, традиционные японские одежды в деревне, рисовая водка... целый сад цветущей сакуры – да, он тоже тут есть! Как ни малы мои познания о реальной Японии, я быстро понял, что передо мной явный продукт на экспорт для иностранца, который любит эту развесистую сакуру. Особенно восхищает целый квартал, отданный под японских школьниц в матросках, и кафешечки для фанатичных девочек с кошечками, которые только и делают, что стереотипно мяукают "няяяя!" по каждому поводу. Кто мяукает, девочки или кошечки? И те, и другие. Когда же глава якутской мафии... то есть, мафии якудзы, украшенная татуировками в виде драконов, меняет в секунду своё решение ради симпатичной кошечки с криком: "Ня!" – так и видишь, как авторы с диким смехом писали в сценарии этот абсурд. Титры окончательно расставили всё по местам: несмотря на то, что студия находится в Токио, все её члены – англосаксы. Японские имена, аккуратно записанные иероглифами, присутствуют только в списке художников и звуковиков.

Игра, вдобавок, изобилует чисто техническими проблемами, которые показывают не только малый бюджет игры и ее инди-качество, но и просто недостаточный уровень познаний авторов. Может быть, они более опытные по части визуальных новелл, чем я, но как должны выглядеть квесты, я знаю лучше. Как я уже сказал, геймплей линейный, короткий, неинтересный, и инвентаря тут нет. Это понятно – сохранение стилистики визуальных новелл. Но, вот в отличие от новелл, чтение диалогов тут сделано неудобно – они постоянно "выплывают" из-за края экрана при каждой смене реплики вместо мгновенного появления, что только съедает время. Зачем вообще в поинт-энд-клик квесте всплывающее окно диалогов со спрайтами, что перекрывает половину экрана?

Диалоги, при этом, прокручиваются только мышкой – ни пробел, ни кнопки не помогают. При каждом выходе на локацию активные объекты то подсвечиваются сами, то к ним надо подойти почти вплотную. И что мешало сделать подсветку как во всех квестах? Всё равно ж правая кнопка мыши тут вообще не задействована. При этом надо ещё постараться нацелиться на четыре одинаковых сектора квадратика по мелким подписям. Неудивительно, что нередко нажимаешь не то, что собирался.

А самая большая проблема – с сохранениями. Они в игре автоматические. В первый раз надо пройти игру самому, от начала до конца. Только после этого возникнут режим пропуска диалогов и слоты для сохранения. Вот только пропуск диалогов возникает не везде, как это положено в визуальных новеллах, а абсолютно где попало и как угодно, безо всякой логики и причинности; в лучшем случае удаётся пропустить четверть реплик. Сохранение же ПО-ПРЕЖНЕМУ автоматическое, и только при самостоятельном появлении окна из шести слотов можно на них сохраниться, как хочется. Кстати, после конца игры будут прокручиваться титры, которые НЕВОЗМОЖНО пропустить. И "сцена после титров", которую ТОЖЕ надо прощёлкивать самому! Это ж надо додуматься! И опять же, без багов не обошлось. В паре мест спрайты персонажей неожиданно задвигали диалоги – а у кого-то, по отзывам, даже активное окно. Местами, говорят, она вообще застревает, но меня это миновало.

Словом, игра не оправдала моих личных ожиданий. Вместо нуарного детектива в анимешной стилистике с объёмистым поинт-энд-кликом во всех традициях жанра я получил набитый японским колоритом мистический триллер, качественный, но, в целом, довольно стандартный и неизобретательный. А в геймплейном плане я увидел просто очень небольшую визуальную новеллу, только в немного другом оформлении и с более короткими диалогами, которых всё равно слишком много. Ситуацию не улучшает типично дешёвое инди-качество и малая продолжительность, подразумевающая урезанность почти во всём.

Это не значит, что игра плохая – это просто значит, что у неё другая аудитория, которой могут понравиться приятный визуал и саундтрек, прописанный традиционный сюжет, хорошие и жизненные диалоги, приятная аниме-стилистика, небольшая продолжительность действия, простота интеракции в геймплее и возможности перебора в достижении концовок. Я же, со своей стороны, лучше сыграю в настоящую визуальную новеллу или настоящий point and click квест. А остальным советую если и брать эту игру, то лучше со скидкой. А лучше вообще десять раз подумать, прежде чем связываться с японским культом, который может достать тебя где угодно…


Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark Tokyo Dark

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя