"Люблю смелые идеи. Даже если они абсурдные."
Шиза
Студия Сатурн+ все 2000-е годы была монополистом в изготовлении "русских квестов". Начав с недурственных и вполне серьёзных фэнтезийных "Девять принцев Амбера" и "Джаз и Фауст", она была вынуждена быстро застолбить нишу юмористических игр на заказ издателям. Для многих их игры в итоге стали образцом дурновкусия и халтуры – но не для меня. Потому что я-то знал, с чего студия начинала, и мог распознать даже в самых их худших и халтурных играх отсылки на философию солипсизма, цитаты из классической литературы и постмодернистскую игру. И наконец недавно я смог пройти одно из лучших их детищ – игру из уже бесконечно далёкого 2004 года "Страшилки. Шестое чувство".
По технике, объёму и сюжету "Страшилки" – это нечто среднее между относительно крупными квестами студии типа "Петек" или "Двенадцати стульев" – и их первыми, самыми малобюджетными и короткими играми вроде "Новые Бременские", "Приключения поручика Ржевского" и "Агент. Особое задание". И если обычно персонажей русских квестов брали из анекдотов или по лицензии из кино и мультфильмов, то теперь сатурновцы основали целый сюжет и главного героя на городском фольклоре – а точнее, знаменитой в те годы "садюшке":
"Девочка шла домой через парк.
В кустиках ждал сексуальный маньяк.
Меткий удар сапёрной лопаткой –
Забудет маньяк про дурные повадки!"
Технически проект, конечно, не блистал и отличался всеми признаками тогдашней штамповки студии. Игра эта была сделана после того, как где-то в работе над "Петькой 3" и "Агентом" до сатурновцев дошло, что необязательно рисовать все фоны самим – можно половину из них фотошопить с помощью ресурсов из интернета! Так вышло и тут. Графика – самое слабое место игры, что традиционно для Сатурн+ тех лет. Много смонтированных деталей на фонах, грубая рисовка персонажей, полное отсутствие текстур, а также максимально примитивное 3D. Местами доходит до откровенного позора вроде автобуса, как будто вырезанного из другой игры и растянутого в пять раз – или спрайта трупа, который сделан тупо путём поворачивания на бок другого спрайта, где персонаж стоит. Одно хорошо – анимации много, в любом месте, все персонажи очень говорливы, у них много диалогов, и диалоги эти отменно озвучены профессиональными актёрами. Кроме того, тогда ещё Сатурн+ имел отличного композитора, который писал неплохую и атмосферную музыку, и её тут достаточно, чтобы захватывать игрока. Некоторые композиции я переслушиваю до сих пор.
Впрочем, пора уже рассказать и о сюжете – пожалуй, лучшем, что есть в игре. А начинается всё почти невинно... В обычном дворике проводит своё время с собачкой Кутявкой рыжеволосая девочка лет шести по прозвищу Шиза. Однако к ней подходит подозрительный тип в чёрном и шляпе, похожий на шпиона, и начинает задавать странные вопросы. В результате конфликта Кутявка бесследно исчезает. Взрослым, как обычно, плевать на всё – и маленькая, но очень бойкая и самостоятельная девочка сама найдёт своего друга. А поможет ей в этом её сапёрная лопатка, с которой наперевес она отправится в ночной недружелюбный город...
По форме игра сначала кажется просто детским детективом. Шиза ведёт, по сути, независимое расследование, хотя ей и помогает немного её друг-инвалид с ноутбуком, который отвечает за типичную в детективах роль эксперта. Приходится обыскивать окрестности, отвлекать взрослых, устраивать мелкие диверсии и творить прочие типичные для квестов вещи. Только так удаётся узнать, куда уходят следы исчезнувшей собаки. Как водится, всё не просто так, и в городе исчезают и другие собаки. Идёт ли речь о секте или о другой тайной организации – Шизе предстоит это выяснить! Однако дальше кроме интриги нас встретит откровенная сатира на быт нулевых годов, когда уже начались тучные годы, но ещё оставалось свежо дыхание девяностых. Авторы проехались катком по всем узнаваемым персонажам – наркоманам, бездомным, ментам-гопникам, бандитам, обывателям, старушкам-вахтёршам и многим другим нашим соотечественникам.
А во второй части действие переходит в современный город ночью, показанный с налётом мистики и загадочности. Это, кстати, излюбленный сеттинг студии Сатурн+, которая обыгрывала его ещё в "Агенте", "Петьке 6" и "Бумеранге". Впрочем, хотя в сюжете действительно есть кое-какая мистика, в целом игра довольно далека от городского фольклора тех лет. За исключением Шизы из пародийной "садюшки" ничего особенно характерного тут из этой серии нет. Ни красной руки, ни чёрной простыни, ни гроба на колёсиках или крыс в тоннелях. Но всё же тут имеются загадочные исчезновения собак и людей, странные похищения, фактурное и загадочное кладбище, укрытие на городской свалке и ещё кое-какие жутенькие моменты. Местами нас вообще ждёт внезапная эклектика типа африканского призрака в местном общежитии, которого надо победить православными артефактами! А заодно, как и в других играх студии, тут есть и щепотка конспирологии, но на сей раз в виде откровенной пародии – за неё отвечает загадочная организация "Весёлые Мебельщики", чьи члены ходят только в масках. Угадайте, кого именно она пародирует! Отрывок с ней, пожалуй, одно из самых ярких и смешных мест игры.
Как ни странно, несмотря на вроде бы полудетский характер, "Страшилки" обладают отнюдь не детскими загадками. По своему характеру они полностью соответствуют вполне приличному по сложности уровню, типичному для Сатурна+, да и вообще "русских квестов" тех лет. По большей части всё привычно – манипуляции предметами, сложные интуитивные действия, общение с персонажами... Но раза два тут мелькнут обычно нетипичные для Сатурн+ головоломки. Некоторые детали весьма неочевидны и требуют нестандартного мышления и интуиции. Так, до меня не дошло, что использованный предмет можно и нужно потом забрать, чтобы использовать ещё раз, но уже в другом месте – хотя казалось бы, это и так вполне очевидно. Кроме того, удивляет, что в некоторых местах можно абсолютно спокойно погибнуть, и вам даже покажут в кат-сцене надгробие погибшего персонажа – точь-в-точь как в старых играх из девяностых. Да и вообще, авторы не особо придерживаются детского стиля. В сюжете будут криминальные убийства, взрывы, стрельба и даже немного крови. Напряжения ради вам даже сделают одну задачку на погоню в лифте – правда, закончится она скорее смешно, чем страшно. Но беспокоиться не о чем – Шиза очень бойкий ребёнок, который может пройти любые испытания без проблем.
Вообще, Шиза – это главное, на чём держится игра. Она прописана отлично – уверенный в себе, даже нагловатый ребёнок, который никогда не лезет за словом в карман, любит свою собаку и готова идти в огонь и в воду ради своей цели. На каждый случай у неё есть ехидный комментарий, острая реплика и даже длинное поучение. Сценаристы Сатурн+ не всегда выдерживали в диалогах качество – но вот в количестве они были впереди планеты всей. Шиза получилась шиззззарно, тут не поспоришь. Увы, на её фоне все остальные персонажи выглядят куда слабее. В основном это типичные обыватели того времени, у которых нередко даже имена максимально банальны. Присутствуют и максимально клюквенные национальные стереотипы типа африканцев, японцев, китайцев и, конечно, старого мудрого еврея. Впрочем, и тут нередко бывают удачи типа мента-гопника, едва мелькнувшего, но запоминающегося авторитета мафии или пьяного алкоголика, который пытается пробиться в свой дом через стену. Как нетрудно понять, юмора тут очень много, и каким бы скороспелым он не был, он не может не запомниться.
Третий и последний уровень проходит очень своеобразно – в голове главного злодея. Тут авторы решили оторваться по полной и изобразили её точь-в-точь как ад. Причём получилось хотя и подцензурно, но довольно фактурно – сорванная кожа, зубы и кости, скелеты и живые трупы, ямы и дыры, демоны и монстры... Выглядит впечатляюще для обычного уровня студии. Плюс к этому добавлена солянка мировых культур – китайцы, индийцы и пародии на западную поп-культуру; почему бы и нет? Загадки тут ещё более сложные и контринтуитивные и заставляют все чаще использовать перебор. Ну, по крайней мере, это полностью оправдано сеттингом – мало ли что происходит в голове одержимого маньяка?
Концовка игры достаточно спорная, так как наш главный злодей оказался, несмотря на нагнетание, не такой уж и страшный и харизматичный – до Шизы ему далеко. Но в любом случае, финал логично подытожил всю эту историю, низведя её до очередной детской фантастики. Тем более дойти до финала тоже было не так легко, как кажется.
Понятно, что "Страшилки" – не самый лучший квест на свете. История могла бы быть более закрученной и связной, развязка более эпичной, а самое главное – второстепенные персонажи могли быть более яркими и интересными. Не говоря уже о техническом качестве, иногда просто полулюбительском. И тем не менее, это один из вполне достойных квестов нулевых периода расцвета жанра. А в своей нише это до сих пор весьма редкий продукт. Всё-таки нечасто бывает, когда в видеоиграх создают достаточно продолжительный и сложный детский детективный триллер с элементами мистики и хоррора. Также у игры очень харизматичный главный персонаж, продуманный сюжет, не самые лёгкие загадки, много чёрного юмора и тонкого пародирования ужастиков. Это было время, когда Сатурн+ действительно старался делать хорошо даже при минимуме возможностей. Сейчас найти такой что русский, что нерусский квест, сравнимый по сложности, занимательности, продолжительности и оригинальности – задача куда более сложная, чем проникнуть в голову маньяка и повелителя тайной секты... Я скучаю по тем временам.