Британская State of Play обратила на себя внимание в 2011-ом году, выпустив довольно милую короткометражку "Lume" с декорациями из картона. Авторы обещали, что продолжение следует, но ждать его пришлось три года, после чего компания ушла экспериментировать в жанр цветовых головоломок, к слову сказать, собирая положительные отзывы. И вот почти восемь лет спустя компания вернулась к адвенчурам. Впрочем, не совсем. Вернее будет сказать, что она вновь пробует что-то для себя новое.
"South of the Circle" – это, скорее, гибрид интерактивного фильма и симулятора ходьбы с видом от третьего лица, причём оба этих жанра переплетены довольно тесно. Начинается всё со сцены в небольшом самолёте, на котором летит британский учёный Питер, наш главный герой. О его прошлом нам не так уж много известно, но по ходу дела подробности его личной жизни будут постепенно проясняться. Впрочем, пока мы летим и болтаем с пилотом. В отличие от привычного списка тем для бесед, нам предлагают выбрать эмоцию: страх, уверенность, радость и т. п. Сразу вспоминается "Neo Cab", где реплики открывались и закрывались в зависимости от эмоционального состояния, и за ним нужно было следить. Увы, в "South of the Circle" такими изысками не пахнет. Эмоция представлена значком-пиктограммой (например, серый квадрат в белом кружке или маленький сиреневый кружочек в нижней части белого кружка), и при первом её появлении вам даже подскажут, что она означает, но предугадать, что именно скажет главный герой, нет никакой возможности. В начале, это, быть может, не так критично, подойдёт что угодно, но в тех случаях, когда история подбирается ближе к местам, где нужно сделать моральный выбор, порой возникает недоумение от того, что говорит главный герой – при выбранной эмоции ждёшь немного других реплик. Впрочем, до этого пока далеко, и мы, немного поболтав, терпим крушение, не долетев до места назначения. Есть две новости: хорошая и плохая. Плохая – наш напарник повредил ногу и не сможет идти с нами. Хорошая – до британской базы не так уж далеко, есть шанс добраться, не замёрзнув в снежной буре. Иного выхода всё равно нет – на радиосигналы о помощи никто не отвечает. Что ж, Питеру придётся рискнуть. Выбираемся из самолёта и идём на мерцающий вдали красный огонёк.
С визуальной стороны нас ждут не очень богатая цветовая палитра, низкополигональные персонажи и объекты, но это не разочаровывает – графика выдержана в стиле рисунков 1960-ых, что соответствует времени, в котором разворачиваются события. Туман и постоянно летящий снег дополняют атмосферу тревоги и одиночества. Забудьте о кнопке Shift – перед нами снежная целина, тут не побегаешь. Брести до точки назначения, словно раненый ёжик, придётся долго... казалось бы, но внезапно мир обретает цвет, снег сменяется зеленью, а фонарь на полярной станции сменяется сигналом семафора у железной дороги – мы оказываемся в прошлом Питера. Вот этот плавный переход из мира настоящего во флэшбек – крайне удачная находа авторов. И визуально выглядит интересно, и подкидывает что-то новенькое, любопытное, когда этого не ожидаешь, и сокращает предполагаемые утомительные переходы до необходимого минимума.
Здесь, во флэшбеках, мы знакомимся с Кларой, преподавательницей в Кембридже, где также читает лекции, а заодно и пишет свою научную работу Питер. И если начальные диалоги с пилотом на себя внимание не особо обращают, то в беседах с девушкой работа сценариста выходит вперёд. Он умело строит диалоги, передавая смущение и некоторую неловкость Питера, заинтересовавшегося девушкой. Перед нами не синтетический текст, а настоящая, живая беседа двух людей. Добавьте сюда весьма атмосферный саундтрек, анимацию с применением захвата движений и великолепную работу актёров, среди которых Гвилим Ли ("Богемская рапсодия"), Оливия Виналл ("Женщина в белом"), Ричард Гулдинг ("Корона"), Антон Лессер ("Игра престолов"), Эдриан Роулинс ("Чернобыль"), Майкл Фокс ("Аббатство Даунтон"). Так что здесь самый настоящий фильм, безо всяких скидок, в котором мы принимаем участие.
Летний Кембридж вновь сменяется ледяной Антарктикой – и вот уже перед нами британская база. При разработке полярных локаций авторы не только пользовались референсными фотографиями, но и сами отправились в поездку по этим местам. Некоторые фотографии и наброски вы сможете увидеть в дополнительном меню, которое открывается после прохождения игры. В целом, локации выглядят вполне реалистично.
Вряд ли будет сильным спойлером сказать, что на британской базе Питера не ждут. Там просто никого нет. Но нет и видимого запустения. Здесь ещё недавно жили, но, похоже, народ в спешке бежал. Один из жителей оставил записи о неких замеченных им странностях – они ли тому виной? Или это напали русские, которые всё никак не уймутся и то и дело грозят познакомить мир с матерью Кузьмы? Напомним, на дворе 1960-е, время неспокойное. Особым расследованием того, что произошло, вас не утомляют. Пара-тройка домиков, в которых можно найти с десяток объектов для рассматривания, – и вот ваш напарник, с которым вы связываетесь при помощи местной радиоаппаратуры, настаивает, чтобы вы двигались дальше, в сторону норвежцев. И опять удачный ход – никакой постоянной болтовни по радио. Вместо неё – куда более интересные флэшбеки, в которых вы познакомитесь с реалиями Британии эпохи холодной войны, протестами, организованными не то коммунистами, не то просто гражданами, боящимися превратиться в ядерный пепел, равно как поймёте, что женщинам в науке делать нечего – по крайней мере, по мнению профессора, являющегося научным руководителем Питера. Напряжение будет волнами накатывать, когда, например, Питер обнаружит, что вместо норвежцев попал к русским, и тут же сменяться мирными сценами романа с Кларой, затем вновь накатывать, и вновь стихать, заставляя в течении тех четырёх часов, что длится игра, сопереживать героям и пробуждая желание узнать, что же с ними произошло дальше как в настоящем, так и в прошлом. И, быть может, хорошо, что адвенчурная механика в игре сведена к минимуму в угоду сюжету. С другой стороны, на таком материале можно было бы сделать весьма насыщенную адвенчуру – но, вероятно, ценителей могло бы оказаться меньше.
В целом, баланс между интерактивом и смотрительной частью, как мне показалось, выдержан, если, конечно, не обращать внимание на лёгкое разочарование от "эмоциональной" системы диалогов, которая, по ощущениям после прохождения, если и влияет на сюжет, то в микроскопических дозах. Примерно так же обстоит дело и с "важными" выборами, в отличие, скажем, от "The Walking Dead", где ты действительно серьёзно влиял на происходящее, пусть по итогу сезона всё и сходилось в одну финальную точку. В остальном, всё сделано очень продуманно и аккуратно. Если ваша душа требует классических адвенчурных механик на сбор и применение предметов, то знакомство с "South of the Circle" лучше отложить до того времени, когда она будет непротив немного расслабиться от трудовых подвигов. Ну а когда вы будете готовы окунуться в хорошо написанную историю отношений между людьми в достоверных декорациях времён холодной войны, вот тогда и стоит браться за прохождение данного проекта. И это абсолютно тот случай, когда обратить внимание на игру стоит.
Общая оценка: 85 из 100.