22.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Sanitarium
(Шизариум) (.PC)
DreamForge Intertainment / ASC Games, 1998
Логрус / Новый Диск, 1999

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Между жизнью и смертью, сном и явью

Игра была создана в 1998 году весьма известной тогда студией DreamForge Intertainment, которая выпустила немало достойных игр, например, "Chronomaster" (сюжет к которой писал сам Роберт Желязны) и "Warhammer 40,000: Rites of War". Их большой опыт, мастерство, отточенное в создании серьёзных игр, понимание того, что в игре важен не только геймплей, но и достойный сюжет, обеспечили игре такую планку качества. Немаловажно, что игру команда разработчиков создавала по собственной инициативе, без вмешательства ненужных советчиков.

Завязка её не то чтобы нова – вступительный ролик показывает нам некоего человека, только что совершившего открытие, о котором он хочет поведать дорогой супруге. Однако из-за спешки он попадает в автомобильную аварию и приходит в себя в странном месте – очевидно, устроенной в древнем замке психбольнице. Именно это место и дало название игре – "Sanitarium" или, по-русски, "санаторий". К своему ужасу, наш герой понимает, что у него полная амнезия, а при этом вокруг него нет никого, кто мог бы ему помочь. Дальнейший сюжет представляет собой путешествие по странным сюрреалистичным мирам, расследование в странной психбольнице и раскрытие основной интриги через сюжетные ролики. Постепенно мы понимаем, где в этом мире явь, а где чьё-то больное подсознание, а также – кто главный виновник происходящего. Оказывается, всё неким образом связано с загадочными болезнями детей и спасительным лекарством...

Главное достоинство игры – это, бесспорно, продуманный сюжет, которым и иной фильм бы не пренебрёг. Он выдержан в традициях психологического хоррора с некоторой долей интриги на заднем плане. Основное действие занимает спасение окружающих персонажей нашим героем, что символизирует его миссию спасителя его мира, а также отображение больного подсознания в реальном мире. Атмосфера странности происходящего при обычном поведении персонажей и формальной логичности показанных миров неоднократно заставляет почувствовать себя будто в ожившем сне или больной галлюцинации. Особенно мастерски это получилось на втором уровне игры, где до конца непонятно, происходит ли дело в реальности или нет. Авторы именно на это и делали ставку, стараясь изобразить сюрреалистичный "сюжет-сон" и создать единство удивления, растерянности и психологического страха от непонимания и жуткости происходящего.

Мы пытались понять: что каждому из нас нравится в играх, а что раздражает. От этого логически пришли к вопросу "А что мы любим и не любим в кино, в телевидении?" Мнений была куча, но, в конце концов, мы выделили четыре фильма, которые и оказали самое большое влияние на сюжет нашей игрушки. Бесспорно, фаворитом стала "Лестница Иакова" – на нас всех произвели впечатление "странненький" сюжет и такой неожиданный, шокирующий конец. Ещё нам нравилось, что фильм получился таким страшным, хотя в нём совсем нет крови. "Город потерянных детей" – тоже фильм, основанный на бреде, и здесь нас привлёк не только сюжет, но и потрясающая оформительская и операторная работа. Создавая "население" "Санитариума", мы думали о разработке характеров в "Пролетая над гнездом кукушки"; наконец, на создание "циркового" уровня нас вдохновил фильм "Именно так зло и приходит".

Я видел все эти фильмы и отлично понял, что имели в виду создатели. Особенно видно сходство с "Лестницей Иакова" (повлиявшей также на "Silent Hill"), в которой сюжет тоже заключается в перемешивании фантастического и реального миров, главным героем является выпадающий в обе реальности человек, и в основе происходящего лежит сюжетная интрига, которая из реальностей истинная – правда, она раскрывается только в самом конце, в то время как в игре вы довольно быстро начнёте понимать происходящее благодаря роликам, что отчасти лишит вас интриги и чувства неизвестности. Впрочем, в сложном сюжете, построенном вокруг темы смерти, ужасов, амнезии, сумасшествия, хоррора нетрудно увидеть и кучу других отсылок к самым разным известным сюжетам.

В игре присутствует огромное количество жутких и кровожадных сцен, которые должны постоянно держать зрителя в напряжении – и они вполне разнообразны, демонстрируя фантазию авторов. Три "мира", которые мы увидим, не считая промежуточных локаций, абсолютно разные, но, в то же время, пугающие и впечатляющие благодаря мощной атмосферности, проработанности локаций, наличию собственной истории и населённости персонажами. Не меньшей, если не большей ценностью игры является её основная сюжетная линия с детским прошлым нашего героя, которая раскрывается преимущественно в роликах, идеальных с точки зрения режиссуры. В итоге, игра уверенно держит марку мастерского психологического хоррора с драматичным сюжетом.

Технически игра тоже была сделана блестяще. В ней был образцовый по тем временам 3D-рендинг, отсутствие багов, мощная визуальная часть, хорошо подобранная гамма цветов, практически идеальная звукорежиссерская работа с большим количеством звуковых эффектов, профессиональная актёрская озвучка почти ста персонажей, а также атмосферная, хотя и чисто фоновая, музыка. Кое в чём игра могла даже поспорить с "Blade Runner", которая вышла всего за год до того. Кроме того, в игре было около 20 роликов, режиссуре которых могли бы позавидовать и многие киноделы. Весьма необычным по тем временам было отображение локаций – в изометрической проекции, что позволяло увидеть сверху большую часть бэкграунда.

Хотя сразу после выхода игры частенько высказывалось мнение, что игра не такая уж и сложная, ныне это уже вызовет споры. Конечно, всего одна изометрическая локация на каждом уровне позволяет достаточно быстро отыскать всё нужное, но зато она заставляет долго ходить по окрестностям и часто говорить с персонажами. Также достаточно простой и ясный поинт-энд-кликовый геймплей с небольшим количеством предметов и регулярной подсветкой их на активных зонах регулярно перемежается головоломками. Не то чтобы они были очень сложными, но для их решения придётся не бросаться на них нахрапом, а пораскинуть мозгами. Например, одно складывание слов из букв в лаборатории доктора может сожрать часа два. Также время от времени игрок будет сталкиваться с небольшими файтингами – которые тем лучше, что они коротки, да и управление в игре и тогда было не самым идеальным: инвентарь по щелчку на героя (?), передвижение зажатой кнопкой, а также – в целом удобный монофункциональный курсор.

К сожалению, если уровни в середине проходятся достаточно быстро, то под конец авторы всё-таки немного перемудрили: мало того, что уровень с деревней инков вышел затянутым, так потом нам ещё и целую локацию под аркаду дали. К счастью, всё это идёт уже под конец, так что дотерпеть несложно. Но, в целом, геймплей здесь особых сложностей не вызывает, так как тупиков, ответвлений, нелогичностей или пиксельхантинга (кроме одного момента) здесь нет, и по тем временам игра считалась "лёгкой" не зря.

Отмечу, что игра получила вполне достойный по тем временам перевод, в котором почти обошлось без ошибок. Она была локализована в 1990-е даже дважды: компанией "Логрус" (которая дала игре название "Шизариум") и пиратами из "Фаргуса". Конечно, поклонники "Фаргуса" могут думать что хотят, но я считаю, что перевод "Логруса" лучше – он вполне точный, да и озвучено там профессионально. Если не считать устарелости 90-х, то единственный неприятный момент – то, что из явных соображений экономии большую часть персонажей озвучил один и тот же голос главного героя. Впрочем, в фаргусовской версии было всего два голоса каких-то любителей, что намного хуже.

Есть ли в "Санитариуме" недостатки? На самом деле, есть, хотя и немного. Во-первых, по правилам квестов 1990-х, тут есть как минимум два места, где придётся застрять – прежде всего, это "музыкальная загадка" и тот трижды клятый камень, который я так и не нашёл, хотя обшарил локацию десять раз. Всё остальное, в принципе, проходимо, даже довольно непонятная загадка с разными гонгами в храме. Во-вторых, хотя тогда графика выглядела передовой и даже яркой, сейчас чувствуются ограничения 1990-х, что не первый раз заставляет пожалеть, что игра не получила и вряд ли получит ремастеринг. Также подзатянутость под конец тоже не особо радует. Ну и стоит отметить, что некоторые сюжетные моменты игра всё-таки не прояснила: что это была за загадочная болезнь и как всё-таки наш герой придумал своё лекарство. И опять-таки, интригу в сюжете можно было сохранить и подольше, раскрыв её в самом конце, подобно "Лестнице Иакова". Впрочем... Если честно, даже там финал был вполне ясен проницательным зрителям, так что, может, оно и к лучшему, что нас не стали отвлекать от основной цели – демонстрации сюрреалистичных образов и психологического напряжения.

Впрочем, всё это лишь отдельные замечания, которые не влияют на главное – великолепное оформление и выдающуюся по меркам компьютерных игр задумку. "Санитариум" – поистине очень редкая игра, штучный товар. Её не назовёшь самобытной, подобно той же "Harvester" или "Sublustrum", но и шаблонной – ни в коем случае. Она похожа и не похожа на другие игры и произведения, она использует неоднократно испробованные приёмы и сюжеты, но делает это в своей индивидуальной манере и с высоким качеством исполнения. Всё это и сделало "Sanitarium" легендой игрового мира и, пожалуй, лучшим психологическим хоррором от жанра квестов.


Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium Шизариум / Sanitarium

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя