26.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Sally Face (.PC)
Steve Gabry / Steve Gabry, 2016
Tolma4 Team / Steve Gabry, 2016

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive) эпизоды 2-5 и саундтрек
steam (archive) эпизоды 1-5 и саундтрек
gog (archive) эпизоды 1-5 и саундтрек

Автор рецензии: Chapaevec.

Как подростки с приставкой и рок-гитарой победили сатанизм

"Правительственные заговоры, демоны, призраки
и волшебная приставка? Сал, это все выдумки"
Даже игра это признаёт...


Однажды я наткнулся на игру "Sally Face" с любопытной аннотацией. Она обещала мне квест, где надо играть за мальчика с протезом на лице, который вместе с друзьями сражается с мистическими сущностями в своём новом доме. Идея игры очень напомнила мне старый-старый квест от Сатурн+ "Страшилки. Шестое чувство". Занятная была игра, основанная на детских страшилках 1990-х и 2000-х, а в главной роли была девочка с сапёрной лопаткой по имени Шиза. Юмора и в то же время жути и мистики там было много; тем игра и подкупала, не говоря уже о колоритных персонажах и своеобразной атмосфере. Предчувствуя нечто подобное, я запустил и "Sally Face" – и как оказалось, не обманулся: это действительно очень похожий, хотя и самостоятельный проект, но на сей раз на американской почве. Причём он весьма известный и популярный, имеет кучу рекламы и фанатов. В одном только ТикТоке (есть такая дрянь для зумеров) его хэштег (есть и такая дрянь для зумеров) собрал больше ДВУХ МИЛЛИАРДОВ просмотров. Естественно, отсюда летсплеи, фанатские википедии, фан-арт и прочие незнакомые мне иностранные слова. Ну, думаю, надо приобщиться, ведь миллионы мух ошибаться не могут.

Начало игры было таким же стереотипным, но занятным, как и любая популярная крипипаста из интернета. Наш главный герой – это подросток Сал Фишер, который носит прозвище "Sally Face"; а в нашем переводе более удачное – "Салли-кромсали". В результате трагедии он потерял мать и получил обезображенное лицо, из-за чего всегда носит маску и постоянно трогательно поправляет собеседников: "Это протез". Из-за маски, женского имени и двух синих косичек по бокам он очень напоминает девочку, но это в сюжете практически не обыгрывается. Начинается игра с того, что Салли со своим отцом переезжает из Нью-Джерси в новый дом – старую и ветхую пятиэтажку "Апартаменты Эдисона". Здесь на четвёртом этаже Салли и будет жить. В первый же день он обходит соседей и находит местных друзей – главным из них будет парень-металлист Ларри, живущий в подвале с матерью-уборщицей этого здания. Далее начинается, точь-в-точь как в "Страшилках", эксплуатация городских легенд. Ребята быстро обнаруживают, что в доме водятся призраки, и загораются их найти. Приключение окажется и впрямь очень бодрым и ярким, тем более, что ряды борцов с нечистью быстро увеличатся за счёт новых школьных друзей.

Сделал "Sally Face" единственный разработчик Стив Гэбри, который работает под вывеской студии Portable Moose. Игру он задумал давно, ещё в середине 2000-х, когда сам был подростком, но перейти к разработке смог аж в 2015-ом. В основу легли детские впечатления автора, поэтому неудивительно, что сюжет серьёзно завязан на эпоху девяностых. Этого добра тут навалом, что меня вполне порадовало: унылая ободранная многоэтажка, телевизоры и громоздкие компьютеры, куча киноплакатов из тех времён – причём все названия и бренды сознательно изменены в сторону большей шутливости: вместо Toshiba – Yoshiba, вместо Fox News – Faux News, вместо Windows – Windom... Ну а какие фильмы на самом деле пародируют "BLADECORN", "Twine Parks", "Edward Shovelhands" и "Evil Bread" – угадайте сами.

Стиль игры тоже напоминает дешёвые мультфильмы, которые в те времена валом выходили на Nickelodeon (а у нас, соответственно, потом на ТНТ). Тут, впрочем, никакого подражательства нет, просто Стив Гэбри действительно настолько плохой художник. Рисовка тут и впрямь довольно элементарная и упрощённая, нередко с гипертрофированными фигурками персонажей и всегда с примитивными линиями и без текстур. Низкое качество компенсируется количеством – рисовки тут потрясающе много: одних фонов насчитывается не один десяток, вдобавок автор сделал кучу кат-сцен на все случаи жизни и действия героев. Часто локации ещё и перекрашиваются под времена года или день и ночь. Словом, на недостаток контента не пожалуешься. Другое дело, что озвучки тут нет вообще. Остаётся слушать музыку гаражного качества – правда, её довольно много и уровня она далеко не худшего, некоторые мелодии особенно хороши для уровня инди. Технически игра достаточно простая и представляет собой обычный поинт-энд-клик 2D-квест. На сей раз персонаж скроллингом передвигается только по горизонтали. Соответственно, подбирание и использование предметов сильно упрощено. Для оживления есть некоторые головоломки в виде кодов и шифров, но большинство из них решается играючи.

Сам сюжет игры весьма занимателен и, как я и ожидал, использовал популярные городские страшилки из девяностых. Как водится, тут в одну кашу смешаны все страшные ужастики, хорошо знакомые детям тех времён. В подвалах и на заброшенном пятом этаже живут призраки. Сосед напротив – жестокий убийца, искромсавший ножом женщину. Загадочный хозяин дома не выходит из комнаты, прямо как тот персонаж из "Эй, Арнольд"... В домике на дереве до сих пор таятся загадочные артефакты... Возникают зловещий телевизор и не менее зловещее старое радио... Ну и конечно, как водится, чуть ли не верховным злом оказывается местный учитель, который кормит школьников странной колбасой и держит непонятные склянки и предметы в столе и морозилке... И конечно же, всё это скрывают власти с помощью подставной полиции и загадочных людей в чёрном. В общем, всё по классике историй про чёрную простыню и человеческие ногти в мясе!

Но разумеется, с этим злом справится группа разноликих школьников, которые объединятся в тесную команду друзей! И если приключения Салли начнутся в компании только неунывающего металлиста Ларри, то дальше появится и умный рыжий изобретатель, и симпатичная девочка, и ещё много кто. Разумеется, молодые подростки будут проводить свои расследования на раз-два, легко взламывать камеры, проникать в чужие жилища и даже побеждать привидений с помощью игровой приставки Gear Boy с прикрученным картриджем! Тем более, что ребята выписаны неплохо, регулярно говорят как нормальные подростки – Ларри так и вовсе обильно использует ненормативную лексику, как и бывает в жизни. В общем, всё хорошо знакомо знающим о тех временах миллениалам. Я даже задумывался, не отечественная ли это игра – уж больно всё это похоже на наши стереотипные представления об американских подростковых ужастиках той поры. Но нет, просто её хорошо перевели – наши локализаторы даже удачно адаптировали некоторые мелочи, породив, например, рок-группу "Смысловые фальсификации".

Но всё же чувствуется, что это инди-проект, а не студийная работа, как "Страшилки". И дело не только в техническом качестве. У игры Сатурн+ тоже была та ещё эклектика и сюжетная каша, но всё в итоге развернулось вполне логично и даже внятно. Тут же автор чем дальше, тем больше путается в своём же сюжете. Дело в том, что игра выходила в формате эпизодов, и автор явно сначала не знал, куда он со своим сюжетом вырулит. Всего их вышло пять, причём для завлечения игроков в каждый щедро вставили дополнительные достижения и популярные повторения для несведущих. Эти достижения не так уж легко добыть без подсказок, а они скрывают целый ряд второстепенных деталей сюжета. Поэтому ещё не зная об этом, я после прохождения недоумевал, почему некоторые такие моменты так и остались нераскрытыми. Например, я не смог открыть потайной люк в заброшенной спальне, взломать компьютер отца Салли, открыть шкатулку отца Ларри... Как оказалось, всё это возможно сделать, но вне основного сюжета, когда удастся выбить достижения в игре. Получается, что таким образом часть повествования от меня закрыли, что, мягко говоря, неприятно... А ведь это имеет немаленькое значение для основного сюжета. Так, в конце я недоумевал, с чего это вдруг эпизодичный школьный задира, мелькнувший в третьей главе, внезапно вышел на авансцену в самом финале. Оказывается, надо было выбить достижение, и тогда мы бы узнали его мотивацию во время встречи в школьном туалете. Ну и как я это должен был понять без подсказок?

Ещё больше сложностей вызывает то, что сюжет игры чрезвычайно запутанный. Каждая глава начинается с очередного ночного кошмара Салли в сюрреалистичном духе, который прямого отношения к сюжету не имеет. Основной сюжет вроде бы идёт линейно, но потом оказывается, что это в основном рассказ о прошлом Салли психологу, а потом журналистам. Между эпизодами проходят месяцы, а потом и годы, поэтому персонажи часто в диалогах "вспоминают", что с ними произошло за это время. Регулярно к Салли обращается призрак, который о чём-то пытается предупредить, но о чём – становится ясно гораздо позже. Вообще второстепенных деталей в диалогах всплывает очень много, и не всегда они нужны – так что за этим трудно уследить. В четвёртой главе наш герой вообще соизволит умереть – конечно, чтобы потом вернуться с того света – и потому повествование постоянно скачет между несколькими персонажами. Короче, очень чувствуется, что сценарий писался буквально на ходу, и часто одно едва стыкуется с другим. Особенно это видно с середины: если сначала автор неплохо придумывал обоснования, то теперь он на них всё чаще забивает. Поэтому никаких объяснений, почему умерший в финале второй главы доктор вдруг спокойно присутствует на суде – не будет. Не иначе как мистические происки сатанистов, зуб даю.

Да и вообще уже с четвёртого эпизода игра резко сдала и стала нравиться мне всё меньше. Во-первых, автора быстро понесло, и он начал терять меру. Начиная с этой главы формат эпизодичных приключений ребят с очередным монстром резко меняется. Они вырастают в целую компанию самопальных "охотников за привидениями", но вместо привидений у них появляется один совершенно чёткий антагонист. Как водится, это очередной страшный-кровавый-жестокий культ сатанистов, который пустил корни на всю страну, всемогущ, всеведущ и хочет вызвать своего тёмного бога и захватить мир. Сколько раз мы это уже видели? В "Чёрном зеркале"? Было. В "Святом Котаре"? Было. Да где только это не было! Более того, в подвале убогой американской пятиэтажки оказывается целый подземный лабиринт с коридорами, алтарями, вратами, подъёмниками и прочим, точь-в-точь как в "Чёрном зеркале" – и ничего, что спрятать такое в современной Америке НЕМНОЖЕЧКО СЛОЖНЕЕ, чем под средневековым замком в британской глуши. Конечно, где же ещё обосноваться всемогущему сатанинскому культу, кроме как в глухом городишке Нокфелл!

Геймплейно игра тоже становится гораздо менее интересной. Если раньше мы манипулировали предметами и познавали историю, и всё было достаточно просто, но занятно, то теперь автор начал совершенно бессовестно затягивать игру. В ход идёт всё – поиск и сбор мелких зубов просто чтобы найти ключ, который и так у нас по сюжету давно был (кстати, кто разбросал зубы, так и не объяснят). Далее прикольную приставку заменят аж на целую гитару мракоборца, которой можно побеждать демонов (чувствуете градус абсурда?). Ей по десять раз подряд придётся вызывать нужные мелодии просто чтобы продвинуться дальше по сюжету – и если вы думаете, что подбирать мелодии по символам по десять раз подряд очень весело, то вы ГЛУБОКО заблуждаетесь. На пять этажей глубоко. С гигантским подвалом и подземельем сатанистов.

Дальше не лучше – бесконечные поиски каких-то очередных стереотипных артефактов, унылое повторение по инструкции шифровок, подбор кодов (многих кодов!) по крайне мутным и малопонятным подсказкам... А под конец – весьма-а-а-а унылые файтинги, где надо просто успеть нажимать одну кнопку, пока тебя не схватил демон. Всё это уныние и растягивание резины автор пытается компенсировать шок-контентом, кровищей по стенкам, бесконечными флэшбэками, кучей пафосных хоррор-сцен, воскрешением мёртвых и даже отрывками в других художественных стилях – анимация а-ля "Дисней 1930-х годов", трёхмерное уродство, рисунки в духе Тима Бёртона и даже есть локация из пластилина. Пластилин вышел красиво. Очень. Жаль, что ни одна из этих локаций сюжетного обоснования не имеет. Итого четыре новых стиля, если не считать бессмысленных флэшбэков и отрывков, нарисованных в духе "мел на чёрной доске" (безумно оригинально, да, а главное, дёшево...).

Полученная после продирания через скучные паззлы и файтинги концовка, как обычно, сводится к банальной "великой битве" за "судьбы мира"... а точнее, толкотне и махачу на алтаре сатанистов. Мягко говоря, это не оригинально. Вдобавок игра довольно резко обрывается, и хэппи-эндом итоговую концовку можно назвать с большой натяжкой. Да и вообще, финал далеко не всё объясняет. Даже чтобы понять судьбу выживших героев, потребуется выбивать отдельное достижение, после чего вам откроют "эпилог" с некоторыми фактами на этот счёт. Фанаты даже были в недоумении и устраивали набеги на твиттер разработчика, который отбивался, но наконец чётко заявил, что никаких продолжений игры уже не будет. А потом резко передумал и в 2021 году пообещал таки сделать вторую часть. И конечно, дело вовсе не в деньгах, которые дали ему все платформы, на которые он портировал свою игру... Конечно...

"Sally Face" – это очень масштабный проект, под завязку напичканный дешёвой анимацией, сериальными вывертами, семейными флэшбэками и замахами на победу вселенского зла. Это игре, похоже, повредило. Простая, немного камерная, но интересная история про группу друзей, которые превращаются в борцов с нечистью на фоне ностальгичной атмосферы девяностых, смотрелась гораздо интереснее, чем раздутый финал всей этой затянутой эпопеи войны с очередными сатанистами. Кровавые сцены, постоянные флэшбэки, сюрреалистичные кошмары, шок-контент, трупы на каждом углу, чудовища в подвале – всё это здорово, но всё это я уже где-то да видел. К финалу фантазия автора и вовсе явно стала иссякать, и он принялся растягивать действие за счёт затянутого геймплея. У меня лично на игру ушло почти 8 часов, но к финалу я сильно устал и доигрывал только чтобы узнать, чем всё кончится. Как по мне, игра вышла неплохой и интересной, но недожатой, и в целом по концепции от "Страшилок" Сатурн+ ничем кардинально не отличающейся. Разве что "Страшилки" свой черноюморной и пародийный характер даже и не скрывали. Что же, даже если продолжение работы Стива и выйдет, я вряд ли буду в него играть. Но в целом – эксперимент был интересный и занятный, сюжет был закручен лихо, особенно для инди – так что рекомендую желающим к нему приобщиться, если вы любите такое. Вполне возможно, что детский хоррор из Америки вам понравится больше, чем мне. Только ради бога, не читайте бешеных фанатов, которые в жизни ничего сложнее и круче не видели и уверены, будто бородатый дядя Стиви сделал для них что-то уникальное.

P. S. Я часто смотрел американские фильмы и мультики девяностых про школу, но не припомню, чтобы там нормальным было, когда у рыжего ботаника-мальчика есть чернокожий любовник. Неужели анахронизм?


Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face Sally Face

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя