Когда оказался не на своём месте
Данная адвенчура принадлежит авторству разработчика из Тернополя Анатолию Ковалю, который упорно делает малобюджетные квесты почти в одно лицо уже почти десять лет. В его творческом багаже до сих пор было крохотные адвенчуры: социальная драма о семье в 1990-х "Воздушный змей" (с переизданием), небольшой аддон к ней "Repentant" и маленький ужастик "Octave". Спустя пять лет напряжённого труда после "Repentant" наконец выходит его новая адвенчура – "Safe Place". Я уже давно посматривал в сторону упорного украинского разработчика и следил немного за его проектами, так что решил глянуть, что же получилось на сей раз. Тем более что кроме меня никто серьёзного обзора не напишет. Игра вышла в STEAM только на английском языке и с украинскими и английскими субтитрами. Русского перевода нет в принципе, что довольно неожиданно для игры о девяностых, так как кому это ещё нужно, кроме нашего постсоветского пространства?
Действие происходит в 1992 году на Украине. Об этом напоминают календарь, украинские надписи, портрет украинского учёного на стенке и фигурка кобзаря, с помощью которой можно получать подсказки. Я, кстати, до последнего надеялся, что отсутствие русского языка в субтитрах не связано с политикой и цветущим нынче на неньке лютым украинским шовинизмом, но после этого засомневался... Окончательно неприятные подозрения подтвердились, когда я увидел как бы пасхалку – вполне понятную надпись на доске: "ПТН ПНХ". Очень мило, да. Очень мило. Этого же ждут люди, которые играют в социальную драму про девяностые – политических заявлений, которые нынче стали чуть ли не обязательными. Что же, автор явно сознательно отгородил игру от российского рынка и своей цели добился – в STEAM отзывы только на украинском и, что явно важно для прибыли, на английском. А что игра явно ориентируется на западников, чувствуется не только в озвучке, но и благодаря какой-то неуловимой атмосфере американской сериальщины в сюжете. Вы много знаете постсоветских детей, которые жили на свалке в трейлере? Часто ли вы видели в девяностые парней с модельной стрижкой по имени Марк, которые работали на заводах служащими?
Ладно, перейдём конкретно к игре. Собственно, как и ожидалось, в ней абсолютно все те же самые черты, что и в предыдущих проектах Коваля. Это двухмерный квест, где вместо кат-сцен – обычные тусклые рисунки. Теперь их стало в разы больше, многие сделаны на манер комиксов, и хотя качество их не шибко высокое, количество это искупает. Действие в очередной раз происходит в серых и унылых девяностых, когда люди выживали как могли, а вместо закона было право сильного. Как и раньше, автор мало уделил внимания эпохе, колорит того времени не особо чувствуется. Однако в целом быт, обстановка, мебель и прочий декорум показаны аутентично и хорошо знакомо тем, кто застал те годы.
До профессиональной адвенчуры проект, конечно, не добрался. Инди-происхождение по-прежнему хорошо видно. Вместо полноценной покадровой анимации – сильно разреженные кадры персонажей. Вместо музыки – какая-то заунывная скукота. Диалогов в игре много, но они тоже не блещут: "И что делает девочка одна посреди вечера на автобусной остановке?" – "Ничего" – "Э... ладно" – особенно роскошный пример креатива автора. Явно ночами не спал, сочинял... Но в целом тут технический уровень пристойный и на голову выше предыдущих его игр – много прорисованных и детализированных фонов, продуманный геймплей, много картинок вместо кат-сцен, и даже есть профессиональная озвучка. Это самая большая игра Коваля – она проходится в среднем за пять часов.
Радует, что в игре немаленький и довольно объёмный квестовый геймплей. Он классический: надо обыскать локации, найти ряд предметов и их правильно соединить. Всё же кое-какая разбалансированность есть. С одной стороны, предметов немного и локаций тоже – каждая часть происходит в пределах максимум трёх фонов, так что найти всё необходимое нетрудно. Загадки довольно реалистичные по меркам квестов, так что мастерить удочки с магнитами и лестницы из клюшек для гольфа не придётся. Неплохо, что среди загадок много изобретательства из подручных материалов – вполне в духе девяностых: повернуть настройку плоскогубцами, вырезать деталь из банки, сделать стиральный порошок из мыла – и всё в таком духе. Можно было ещё самокрутку из окурков сделать или клей из ацетона и оправы для очков, или там заставить ребёнка дышать над картошкой... С другой стороны, активных точек порядочно, предметы при неверном клике нужно опять доставать из инвентаря, что быстро надоедает. Да и интуитивно всё находится не с первого раза. Так что загадки получились хотя и умеренно сложными и не казуальными, но довольно нудными и малоинтересными. Видимо, заметив это, автор ввёл в игру систему подсказок. Она проста: найдите на локации три фарфоровые фигурки кобзаря (это очень просто, автор их весьма лениво спрятал), и сможете открыть подсказки в отдельной вкладке, какие предметы и в какой очерёдности потребуются. И на том спасибо. Кроме того, геймплей разбавляет много мини-игр – они очень простенькие, минут на пять, но работают. Так что в целом квестовый геймплей, хотя и скучноватый, но работает, а при желании можно и ускориться с помощью подсказок.
Ну и наконец, самое главное – сюжет... Сюжет в игре есть, что для студии уже большое достижение (в предыдущих проектах он едва был прописан), и он даже небезынтересен, хотя и напоминает типичную серию любого отечественного криминального телесериала. Главный герой – простой постсоветский инженер с типичным украинским именем Алекс. У него есть жена и дочь, и он вынужден воровать с родного завода, чтобы их прокормить. В итоге тяжёлые реалии девяностых в одну злосчастную ночь нарушают мирное течение его жизни... Действие поделено на главы, между которыми нам придётся смотреть на один и тот же фон унылых многоэтажек. Сам сюжет делится на примерно следующие части: 1) Алекс попадает по глупости в тяжёлую жизненную ситуацию, а свидетелем становится школьница; 2) Алекс довольно неумело пытается замести следы; 3) Алекс для кражи с завода партии металла проводит целую спецоперацию, очень большую и совершенно не связанную с сюжетом; 4) Алекс вынужден помогать мелкой шантажистке, потому что она несчастная и совсем одна; 5) школьница показывает Алексу своё укромное местечко, что вынесено в название – и нет, это не то, о чем вы думаете, пошляки; 6) ставки резко повышаются, школьницу внезапно надо спасти; 7) Алекс подставляется и весьма глупым образом.
Финал игры очень мрачен и откровенно не удовлетворяет. Во-первых, обычно в игры играют не ради очередного слезливого конца, где всё плохо – даже в "Воздушном змее" автор пощадил в итоге свою героиню. Во-вторых, он просто-напросто нелеп. Не мог так легко погибнуть неглупый взрослый мужик, у которого в инвентаре была бита и кусок арматуры. Поразительно, как можно было настолько глупо обесценить в целом вполне неплохой, хотя и простенький сюжет. В чём тогда мораль истории, непонятно. Видимо, в том, что надо убивать свидетелей, ну или никому не помогать и думать о себе, целее будешь. Также не радует, что кроме главного героя и школьницы остальные три с половиной персонажа остались унылыми и плохо пришитыми к действию статистами, чьи мелкие сюжетные ветки никуда не ведут.
Всё это, как вы понимаете, немного печалит после нескольких часов напряжённого комбинирования предметов и любительского перевода английских субтитров. Кроме того, всю игру раздражают типичные ошибки инди-игр. Субтитры появляются растущей строкой, для пропуска приходится щёлкать дважды. Сохранение в игре ТОЛЬКО автоматическое в начале каждой главы. Как мне это надоело, почему в квестах "Сатурн+" я мог сохраниться вообще где хотел, а теперь все решают за меня? Неужели руки отвалятся, если сделать слоты для сохранений?
В целом... действительно отрадно видеть, что уровень разработчика объективно растёт. "Safe Place" выглядит на фоне прошлых его проектов почти правильной адвенчурой. Она играется уже не два часа, а почти пять. Здесь есть вполне логичные и реалистичные загадки, много заставок и даже прописанные персонажи и почти логичный сюжет. С другой стороны, сохраняются старые проблемы автора: сценарий пытается натужно давить на драму, но в финале делает совершенно детские ляпы, что никакой драмой проникнуться не даёт; квестовые загадки по-прежнему довольно слабо стыкуются с сюжетом и чувствуются нудноватыми, не вызывая большого интереса; наконец, сеттинг девяностых вообще не особо разработан. Атмосфера прописана слабо, деталей времени нет, да и вообще, такую историю и сейчас можно было бы представить. Ну и политизация отдельных моментов тоже не прибавляет желания голосовать за это рублём, а не гривной. Разве игры не должны соединять людей вопреки политике?
Если бы я мог посоветовать что-то Ковалю, то, в первую очередь, развить в полноценную приемлемую игру свою "Octave". Это был крохотный, но стильный ужастик с мешаниной жанров и какой-никакой оригинальностью и своим лицом. А что касаемо "Safe Place", то она чуть-чуть не дотянула до любопытного середняка. Тем не менее, хорошо, что автор развивается, и я надеюсь, что в будущем он сможет порадовать чем-то действительно серьёзным.