Пройденные "Hollywood Monsters" в очередной раз показали мне, как я ненавижу, когда вместо интересных решений и ситуаций игру забивают пиксельхантингом и идиотскими задачками, которые невозможно ни осмыслить, ни даже решить перебором. И тогда я решил пройти другую игру от студии – знаменитую "Runaway". Последний раз я проходил эту трилогию больше десяти лет назад на совсем другом компьютере и с другим оборудованием. Теперь было бы неплохо посмотреть, не забылась ли игра и не устарела ли. Запустить её сейчас оказалось весьма нелегко. Однако поставленный устаревший DirectX 8.0 решил проблему, и вскоре я окунулся в прошлое.
Всё же не перестаю удивляться, что испанская Pendulo Studios – едва ли не единственная с 1990-х профессиональная студия, которая поднялась на производстве адвенчур и до сих пор находится на плаву. Феномен очень редкий и потому достойный внимания. Я уже проходил созданные испанцами две малоудачные и спорные адвенчуры 1990-х, никому особо не известные за пределами родины – "Igor: Objective Uikokahonia" и "Hollywood Monsters". Из них я понял, что испанские авторы любили юмор и старые американские фильмы – это перешло и в последующие их проекты – но тем ярче стал успех их первого хита за пределами Испании, который спас студию и дал ей долгую жизнь – "Runaway: A Road Adventure". Студия за долгих четыре года не только основательно повысила своё техническое качество, сделав масштабный квест в 2.5D с красивыми двухмерными задниками и полностью трёхмерными персонажами. Она ещё и сделала то, чем её предыдущие проекты не отличались – отличный, сложный и продуманный сюжет.
Это безусловно главное достоинство "Runaway", которое составило ей славу и обеспечило успех. Сюжет оформлен в кинематографичном стиле, под голливудский боевик. Игра поделена на относительно короткие главы, а наш главный герой Брайан Баско, простой учёный-физик, рассказывает важные моменты сюжета, сидя на фоне чёрного экрана. Действие непривычно для квеста динамичное, и сюжет быстро перебрасывает нас из локации в локацию – сначала Нью-Йорк, потом Чикаго, заброшенное поселение где-то в южной пустыне – и наконец, главная локация, занимающая почти треть игры – пустыня в Аризоне, где будет вся развязка. Сюжет – это лучшее, что есть в игре, и без него бы не получилось ничего. Здесь есть экшн, драма, интрига и традиционный для студии юмор, хотя и не так много, как многим запомнилось. И что немаловажно – несмотря на вдохновение другими играми и фильмами, сюжет абсолютно оригинален.
Уже с самого начала игра быстро захватывает внимание, когда простой молодой физик Баско отправился на новое место работы в университет Беркли, но ввязался в типичную криминальную интригу с некой молодой девушкой Джиной, которую преследуют бандиты. Дело связано с каким-то таинственным артефактом. В сюжете есть похищения, покушения, переодевания, хитрые планы побега, полёты на вертолётах и езда на автомобилях, стрельба из пулемёта, а также – черты приключенческого фильма. В пустыне предстоит столкнуться с загадочными индейцами, мексиканской целительницей и заброшенными городами. Всё это безусловно крайне интересно и неплохо продумано. На основе такого сюжета можно было бы сделать весьма неплохой фильм. Для этого тут всё есть – интрига, интересные и необычные ситуации, яркие и прописанные герои и неожиданные повороты с эффектной развязкой. Радуют и яркие персонажи, в том числе второстепенные – особенно трио трансвеститов в пустыне и ненормальный уфолог. И неважно, что конкретно эти ребята позаимствованы из фильмов "Вонг Фу, с благодарностью за всё" (как вариант, из похожего по сюжету "Приключения Присциллы, королевы пустыни") и "Близкие контакты третьей степени" (в честь последнего фильма даже целая глава названа). Среди персонажей есть и наш соотечественник – на службе у местных итальянских мафиози два злобных наёмника: чех Густав и русский Фёдор. По документам Федя, кстати говоря, "Feodor H. Klavenov". Боюсь представить, что значит английская "эйч" в его отчестве. Харитонович?
Как и в прошлых играх студии, действие происходит в Америке. Откровенно стереотипной и немного идеализированной Америке из старых-добрых фильмов и игр. В которой можно за день доехать на машине от Нью-Йорка до Чикаго, и за столько же – на вертолёте от Чикаго до пустыни южных штатов. В которой нет Макдональдсов и Кока-Колы из-за отсутствия авторских прав, но есть газировка "Фреш Бабблз". В которой Нью-Йорк выглядит как нуарный город из диснеевских мультиков, а музей –как суперлаборатория. В которой пустыни просто переполнены непропорциональными скалами из Юты и Мексики, но при этом добывали нефть времён Техасского большого скачка, а рядом с поселениями индейцев сохранился заброшенный городок времён Дикого Запада. В которой есть загадочные индейцы, отставные негры-баскетболисты и итальянская мафия. Словом, тот самый образ, который испанцам знаком по старым фильмам, и который мы все любим.
Как и "Hollywood Monsters", "Runaway" оказалась по-хорошему переполнена контентом. Здесь несколько десятков фонов, выполненных на основе ручной рисовки. Они на диво разнообразные и детализированные, а многие довольно большие и нередко выходят на полтора-два экрана. Также авторы постарались, как могли, вставить побольше трёхмерных персонажей. Конечно, качество их далеко не лучшее, и даже тогда сильно цепляло глаз, что они замирают во время разговора, и у них движется только рот... Но в остальном 3D-анимации очень много, и она выглядит недурно для студии, которая в 90-е рисовала убогие трёхмерные колеса... Шутка ли, 23 трёхмерных персонажа, 30 минут кат-сцен, высокое разрешение экрана (1024x768 с 16- и 24-битным цветом) – это и сейчас выглядит недурно, а уж тогда и тем более, особенно от малоизвестного испанского производителя. Также впечатляет очень большое количество музыки, написанной со вкусом, чувством и подходящей локациям – всего в игре более 40 композиций! Больше всего, конечно, запоминаются, целых две энергичные песни в прологе и на титрах, которые тоже добавляют кинематографичности.
В общем, ожидания меня не обманули – сюжет по-прежнему оказался интересным и ярким, хотя многое я ещё помнил, и события по-прежнему радовали. Впрочем, как и прежде, меня немного покоробил финал. В конце концов, настоящий учёный не откажется от места в университете даже из-за двадцати миллионов долларов – и тем более ради какой-то левой девки, да ещё и откровенной манипуляторши.
Выпуском игры в России занималась компания "Руссобит-М", а локализацией – её партнёр Revolt Games. Надо сказать, локализаторы по достоинству оценили попавший к ним материал и постарались выпустить хороший продукт. Да, текст субтитров пестрит ошибками и опечатками, особенно поначалу. И даже сами локализаторы извиняются в предисловии, что сократили почти все названия предметов, чтобы всунуть их в командную строку, а вместо клавиш "Д" и "Н" (Да/Нет) придётся так и тыкать на испанском – то есть, S/N. Но с другой стороны, чего вы хотели, учитывая, что испанцы так и оставили допотопный интерфейс из 90-х с курсором-прицелом и сохранением, а исходников кодов, конечно, русским не предоставили. Зато локализаторы хорошо ухватили фишку с кинематографичностью и подобрали весьма неплохих актёров, которые отлично озвучили персонажей не хуже иного кинофильма – правда, голоса иногда повторяются. Да и Джина своей лёгкой деревянностью немного смазывает впечатление – но она и в игре плохая актриса, и это даже в сюжете обыграно.
В целом играть в русскую озвучку явно приятнее – в английской Брайан говорит как развязный тинейджер, да и не все голоса подходящие. А в испанской... Ну как могут говорить испанцы в своей же игре? Как стереотипнейшие испанцы – Брайан так вообще получился по голосу типичным доном Педро из мексиканских сериалов. Ещё очень забавляет, что в испанской версии, в отличие от остальных, у персонажей в кат-сценах рты ВООБЩЕ не двигаются. Это, видимо, только для английской версии сделали. Увы, некоторые моменты перевести было нельзя при всём желании. Я проверил по ютубу, и меня особо впечатлило, как звучит один и тот же диалог Брайана и уборщика Вилли в трёх версиях: 1) "Брайан кто? Ты что, не американец?" (русская); 2) "Брайан? Чувак, ну и имя! Ты что, гик или типа того?" (английская); 3) "Брайн? Б**, что за имя! Ты п***р, что ли?" (испанская)
Когда "Runaway" выходила впервые, она так и не избавилась от массы багов, которые затрудняли прохождение. Игра регулярно вылетала, застревала, выключалась во время видеороликов, а российское издание из-за кривой защиты Starforce у многих вообще не запускалось. Несчастные игроки на многочисленных форумах до сих пор делятся советами по обновлению кодеков, директов, советуют перезапуск и режим совместимости, находят старые кряки и патчи для решения проблем... Правда, есть старая версия GOG, которая лишена всех проблем и легко устанавливается даже на утюг, но... она на английском и лишена очарования русской локализации, так что в неё никто не играет. Удивительно, но у меня, несмотря на десять лет разницы, прохождение прошло одинаково – оба раза игра пошла почти без проблем, и на семёрке, и на десятке. Правда, иногда подтормаживала речь при быстром пощелкивании диалогов, и был забавный ляп – иногда экран становился чёрным, но если поводить курсором, чернота "стиралась". Было занято с этим иногда играться.
Так как прошло более десяти лет, то почти все загадки надёжно выветрились из памяти, и я мог с чистой совестью провести эксперимент, это я тогда был такой тупой, или в игре плохие загадки. Всё подтвердилось – да, загадки в игре ЧУДОВИЩНЫЕ. А геймплей почти УЖАСЕН. Вроде бы типичный поинт-энд-клик – набираем предметы, стараемся найти им применение. При этом авторы смягчились по сравнению с прошлыми проектами, и теперь активных точек вокруг не так уж и много, все можно быстро найти – персонажей тоже минимум в каждой главе, применять на них предметы часто не нужно. Если идти с лёту, то каждую главу можно пройти за 15-40 минут. Но с лёту вы не пройдёте, потому что в КАЖДОЙ ГЛАВЕ вас будет преследовать страшный и кошмарный пиксельхантинг. Ввиду особенностей 2D-рисовки нужные предметы никогда на фоне не выделяются, и авторы специально делают так, чтобы наиболее мелкие из них вы нашли максимально поздно. Поэтому ты быстро застреваешь и вынужден долго ходить по трём-четырём экранам, пытаясь найти какой-то мелкий спрей, ковш или очки, которые не замечаешь, даже если они находятся прямо перед тобой!!! Помню, в первый раз я кружил по одной-единственной локации целый битый час, так и не увидев какую-то чёрную точку, оказавшуюся нужным для прохождения гвоздём!
Применение предметов – в лучших традициях плохих квестов: наполовину очевидно, наполовину совершенно абсурдно, и в любом случае продумано неважно и часто откровенно наспех. Нет, меня не затруднила шутка с треснутым стаканом, из которого вытекает вода при выходе на другую локацию (совершенно откровенная отсылка к чашкам грога из "Monkey Island 2"). Изготовление масла в каске, чистка ржавчины кремом для загара и крафтинг патронов из помады – это, конечно, идиотизм, но перебором достигается быстро. Но вот почему в игре явно нужные, но при этом неиспользуемые предметы? Это просто глупо и на шутку, как со стаканом, не похоже. И я искренне шлю лучи ненависти авторам, которые думают, что хоть один вменяемый человек будет бросать тяжёлый предмет на улицу, чтобы достать из корыта ключ! Трудно понять, как до такого авторы вообще додумались! Короче, тяжёлое прошлое идиотских загадок "Голливудских монстров" тут представлено во всей красе, несмотря на попытки серьёзно облегчить прохождение. Бесит вдобавок, что иногда приходится по сто раз смотреть в сумку или посещать те же локации, что ты уже проверил – и всё ради нового барахла, которое можно было взять сразу! Особенно весь этот идиотизм заметен под конец, когда уже идёт откровенно киношное действие, и к нему даже квестовый геймплей тяжело прикрутить. По десять раз приходилось заходить к персонажам и обсуждать их действия. Всё это разбавлено буквально парочкой примитивных головоломок, которые на общем фоне смотрятся манной небесной.
Словом, загадки тут так себе, есть и удачные, но в целом придумывалось всё кое-как и с заметным процентом совершенно бесстыжего пиксельхантинга. Чудо, что это не испортило игру.
Несмотря на ужасные загадки, оказалось, что "Runaway" – по-прежнему отличная и интересная игра, которая была сильна мощно закрученным и оригинальным сюжетом, огромным количеством качественного контента и приятной атмосферой. Я остался доволен и понял, откуда безусловный успех, который показал, что малоизвестные доселе испанцы из Pendulo Studios умеют хорошо рисовать, хорошо писать музыку и придумывать интересные истории и персонажей. И этот успех был закреплён и развит второй частью "Runaway", которую я твердо считаю лучшей в трилогии. Но свои впечатления от этой игры я запишу в другой раз.