Люблю я пышное природы увяданье!
...Вот и дождались: со скрипом и превеликими сложностями Myst 2, или, если точнее, Riven: The Sequel to Myst (Cyan/Red Orb Entertainment), все-таки дополз до "немытой России" и нашей редакции. И, конечно же, сильно нас удивил. Не сказать, чтобы красотой и играбельностью. Странный он какой-то оказался, не такой, как все. И до того странный, что даже и непонятно, красива или уродлива эта игра, сложна или примитивна, новаторская она или, напротив, устаревшая.
Ясно одно: игры в этой игре осталось совсем не много, и обозревать мир Riven лучше каким-то новым и особенным, неигровым порядком.
Однако в реальной игре сразу становится ясно, что все это - лишь видимость, оболочка, под которой скрывается подлинная жизнь Riven, жизнь (точнее, постепенное разрушение) машин и механизмов, стали и камня, из которых рукой сумасшедшего изобретателя был воздвигнут этот мир.
Славно смотрятся в морской дымке острова, живописно опутанные ржавыми трубами; среди веселенькой листвы и цветочков то и дело проглядывают металлические конструкции; в могучих деревьях живут не гномы, а лязгающие лифты, - и сколько еще всяких механизмов и деталей, оставшихся от этого строительства, разбросано по островам!
На первых порах полуиндустриально-пасторальные панорамы Riven режут глаз, а иногда и просто бесят. Скажем, в начале игры приходится потратить немало усилий, чтобы через роскошный "золотой" храм попасть в здание с гигантским, сверкающим на солнце куполом.
Что в нем? Еще более роскошный храм, дворец, или обсерватория, на худой конец?
Нет! Оказывается, это просто водопроводная станция с переплетением труб и железных мостков внутри, над лениво плещущимся резервуаром с водой, а сверкающий купол сделан из обычного кирпича и довольно давно и небрежно покрашен золотой краской.
Таких "обломов" в игре не счесть, и постепенно понимаешь, что иначе и быть не могло. Riven - не сказка, не фантазия, это живой мир, мир, где все естественно, логично и по-своему красиво, а сама игра больше похожа на скрупулезно сделанный документальный фильм из жизни далекой планеты или, может быть, совсем наоборот - она про жизнь мироздания, которое все мы знаем так хорошо, что давно уже не замечаем.
Все мы выросли на свалке. Кто не помнит восхитительные пустыри с грудами строительного мусора, заброшенные подстанции, холмики с таинственными железными дверцами! Эта вселенная не была мертвым миром человеческих отбросов. Она жила своей таинственной жизнью. Одиноко испускающая пар труба посреди пустыря, луч света из дырочки в асфальте двора, ржавая вагонетка на взявшейся за ночь из ниоткуда куче грунта, старый холодильник, вросший в землю в лесной глуши, - все это намекало на некую особую, недоступную нам жизнь вещей.
Наверное, именно это, самостоятельное бытие брошенных человеком предметов когда-то так заворожило создателей Riven, что они не пожалели четырех лет упорного труда, создавая мир, в котором все законы реальности встали с ног на голову, - сама природа в нем стала результатом и следствием человеческого труда, причем труда давнего и много лет назад заброшенного. И этот мир, как мир любого городского пустыря, полон своеобразной прелести упадка и разрушения и отражен в игре с удивительной логичностью и естественностью.
Если есть работающий механизм - для него обязательно найдется источник энергии; если вы видите пни, значит, где-то объявятся следы бревен; если на недосягаемой высоте видны какие-то признаки человеческой деятельности, значит, туда обязательно найдется дорога; если вы забрались на вершину горы, будьте уверены - вам тут же покажут ослепительный вид, который открывается с этой точки; если вы наткнулись на люк, который никто не открывал многие десятилетия, - он будет ржавым, старое дерево мостков - побелевшим, камень пещер - выветрившимся...
Нет, все эти красоты бледнеют перед той поистине маниакальной тщательностью, с которой в Riven'е изображена вода! Похоже, нет ни одного ее природного состояния, мимо которого прошли бы авторы игры. Вода глубокая и мелкая, стоячая и текущая, гладкая и волнующаяся, плюс, конечно же, все эффекты прозрачности, подсветки и отражений, которые только могут в этой воде возникнуть. Целые эпизоды игры создавались с единственной целью - показать "новую" воду...
...С которой создатели Riven слегка перемудрили. Из-за того что вода в игре - это абсолютно "научная, правильная" вода, выглядит она весьма неестественно. Наверное, в реальности мы просто не замечаем всех нюансов вододвижения, а воспроизведенные на компьютерном экране, они оставляют ощущение некоторой суетливости и ненужного мельтешения.
Как ни велик мир игры - целых 5 CD, все равно циановцам не хватило места для экспериментов над фактурами и веществами! В лаборатории вы найдете забавную, хотя и совершенно бесполезную вещицу - горелку, соединенную с шаром, наполненным прозрачным газом. Интересно, сколько времени авторам пришлось трудиться, чтобы с такой немыслимой точностью показать едва заметные изменения в преломлении света в нагревающемся газе? Вот уж воистину люди работали ради собственного удовольствия!
Особенно дико (для современной игры) выглядят перекочевавшая из "Миста" ручка-курсор и система сохранения файлов, которую надо добывать из заэкранной темени беспорядочными щелчками мыши. Проблемы нашего с вами удобства авторов явно интересовали в последнюю очередь.
Но не этого, конечно, хочется закоренелым любителям головоломок! Что же, можете не волноваться: пазлы в игре тоже будут, только по большей части уже в самом ее конце. Освоить почти целиком четыре острова из пяти можно вполне вразвалочку, не напрягаясь: так, рычажок повернуть, на кнопочку нажать... Зато к концу весь мир Riven превращается в одну гигантскую пазлу, и если вы где-то что-то не рассмотрели, пропустили, не заметили или, пуще того, просто забыли, придется вам снова скитаться по пещерам, подвесным мостам и железным лестницам Riven'ских островов.
Так что достаньте ручку и бумажку и ни шагу не делайте без записей: символы, звуки, наскальные рисунки, цвет фонарей - все пригодится для решения главной задачи! А вот и долгожданное новенькое! На каждом из островов нужно запоминать и географическое положение некоего сооружения - "вращающегося купола", а потом воспроизвести его на довольно подробной координатной сетке. Ох и любят они свои острова! И вас заставят - если не полюбить, то по крайней мере запечатлеть их в своей памяти до последнего камушка.
Ближе к финалу в игре появляются и намеки на сюжет: как водится, содержатся они в рукописных книгах и (о торжество прогресса!) длинных видеоклипах, прервать которые нет никакой возможности. Зато это самое качественное компьютерное видео, которое мне приходилось видеть, и актеры неплохие, а изобретателя Артуса, посылающего нас искать его жену Катерину, играет сам Ренд Миллер!
И все-таки конец игры, признаться, меня слегка разочаровал. Ну спасли мы Катерину, заперли в книгу-тюрьму сумасшедшего создателя Riven, но острова-то погибли, и это обидно. В конце концов несчастную Катерину мы и видеть не видели до заключительного видеоролика, а с островами так или иначе пришлось сжиться - и вот они летят в прямом смысле в тартарары!
Жадные они, эти ребята из Сyan'а, ну что им стоило дать нам поуправлять этим на редкость логично и оригинально устроенным миром, и ведь сколько всего с ним можно было бы сделать, дай нам его создатели по-настоящему воспользоваться хоть какими-то возможностями управления и контроля в чудесном мире Riven'а, вместо того чтобы бродить по нему почти пассивными наблюдателями. Может, в следующий раз, в другом мире?..
Рейтинги:
графика 90%
звук 90%
сюжет 50%
интересность 84%
Системные требования:
Pentium 100, 16 Мб RAM,
4-скоростной CD-ROM, 75 Мб на HDD, Windows 95