История "Prim" началась где-то в 2018-ом, когда группа разработчиков с разных концов света, успевших выпустивших несколько небольших проектов, решила задуматься о своей первой большой игре. Появился первый ролик со стильной чёрно-белой графикой "под Тима Бёртона", обещанием "очаровательной умереть не встать point and click адвенчуры" и циферками 2019. Как водится у молодых команд, в 2019-ом публике стали доступны лишь скриншоты, демка сумела пробить себе дорогу лишь в 2021-ом, средства на разработку стали собирать примерно тогда же с планами релиза через год, по факту же игра вышла ближе к Хэллоуину 2024-го. Ничего нового в этом, в общем-то, нет – молодые разработчики всегда забывают умножать сроки на Пи, и хорошо, если при этом всё не схлопывается где-то на полдороге. Впрочем, это всё нынче предыстория – нас, конечно, больше интересует то, какой получилась игра, осталось ли в ней что-то от того очарования, которое сподвигло людей вложить свои средства в разработку этого проекта.
Начало сюжетной линии оказалось чуть изменено. На стадии сбора средств всё начиналось с того, что Прим, дочь Танатоса, являющегося олицетворением смерти, видела по ночам сон про какого-то странного земного мальчика, который зовёт её к себе. В релизной версии всё начинается с пятиминутной слабоинтерактивной истории о том, как мать Прим умерла, и перед тем как отправиться в Элизиум, где обитают души умерших, попросила Танатоса присмотреть за их дочерью – да-да, в детстве мать тоже чуть не умерла, и когда была при смерти, увидела Танатоса, но не испугалась его, а потом как-то у них всё завертелось... В общем, итог – общий ребёнок, который родился в мире живых. И вот теперь незадачливому папаше предстоит на своей шкуре ощутить, каково быть отцом. Плюс в том, что пелёнки менять не надо – Прим уже подросток, минус – тот же – Прим уже подросток. Впрочем, она пока не подозревает о своём непростом происхождении и вместе с другом Тристаном, а это и есть тот самый молодой человек, лезет на чердак дома, где хранятся всякие старые вещи её матери. Такое начало действительно лучше позволяет понять, с чего бы нашей героине интересоваться судьбой мальчика, а также лучше укладывается в идею исследования загробного мира, ведь иначе она бы уже знала, что там да как.
Графика не сильно изменилась с первых опубликованных скриншотов – картинка по-прежнему чёрно-белая и довольно стильная. "Кошмар перед Рождеством" и "Труп невесты" Тима Бёртона вполне считываются в качестве источников вдохновения. Когда появляется паучок, а позже и сестра Танатоса Кера, приходящаяся нам, следовательно, тётей, на ум приходит ещё и "Семейка Аддамс", тем более что она тоже чёрно-белая. Анимация в игре приличная, её хватает. Факелы горят, река течёт, руки умерших из неё время от времени высовываются, скелетики шевелят головами – и несмотря на всё это создаётся ощущение статичности места. С другой стороны, у нас тут всё же царство мёртвых.
Царство, кстати, небольшое – десятка полтора экранов, из которых треть будет использована однократно. Как только вы договоритесь с отцом, чтобы он вас отпустил погулять, так довольно быстро получите и карту. На ней много чего нарисовано, но вам будут доступны всего четыре локации в левой её части, по два-три экрана на каждую. Дел на вас единоразово вывалят гору, всё ради единственной задачи – спасения Тристана от преждевременной кончины, и идите разбирайтесь со всем сразу. Что тут и для чего, выясняется опытным путём. Логика, конечно, есть, но она тут немного причудливая, как, собственно, причудлив и сам мир, и персонажи его населяющие. Последних тоже немного, ибо разместить их негде. Из тех, кого мы не упомянули, нам встретятся богиня весны Персефона и противостоящий ей антиэкоактивист Хэнк, повесившийся на дереве (на Одина вроде не похож), не слишком рвущийся работать Харон, мойры (три штуки) и влюблённый в одну из них сирен Эхо, одна заточённая особа да вполне бодипозитивное Чудище речное. Ах, да, есть ещё милашка Цербер, которого так и хочется погладить. Встретится нам и отец Тристана, про него выложат немало информации, но активного участия в игре он принимать не будет. Все в достаточной мере любопытны, диалоги с ними прописаны с юмором – поболтать с ними будет интересно.
А вот определиться со своим отношением к главное героине, Прим, я как-то не смог. Дело в озвучке. Помните оптимистичный идиотизм Бетти Андерсон из "3 Minutes to Midnight"? Здесь примерно то же самое, только ещё с истерическими нотками. Возьмём, к примеру, сцену на чердаке из самого начала игры. По звуку голоса я никак не мог понять, в каком состоянии находится девушка, как мне её спозиционировать по отношению ко внешнему миру? Какая она, злая, колючая, ненормальная, в конце концов? По тексту у них с Тристаном вроде бы дружба, но по озвучке я не могу этого сказать. Я даже проверил, не одна ли актриса озвучивала девушек в этих проектах – нет, разные. С течением игры, как мне показалось, голос Прим становится менее истеричным, но начало восприятие мне подпортило. Если же брать немецкую озвучку, там Прим совсем другая. Я, правда, побродил лишь по первому экрану, чердаку, но там она мягче, что, как мне кажется, ближе к девушке, пережившей потерю матери. Может, она говорит менее выразительно, но мне её голос понравился больше. Впрочем, на вкус и градации серого... Саму игру я проходил я с англоязычной озвучкой, остальные персонажи нареканий не вызвали.
Что касается геймплея, нас ждёт вполне стандартный point and click с осмотром предметов и использованием инвентаря. Как я уже говорил, дело немного осложняется причудливостью местного мира, так что будьте готовы комбинировать странное со странным. Не забывайте также, что в инвентаре у вас есть глаз на паучьих ножках, который может добраться туда, куда сами вы забраться не сможете – этот ход используется несколько раз за игру. Там же, в инвентаре, можно найти дневник. В нём отмечаются задания, которые необходимо выполнить, а также есть встроенная система подсказок. Активные точки подсвечиваются по пробелу – особого пиксель-хантинга в игре нет, а вот натолкнуть на мысль их просмотр может. Запрятаны немного, пожалуй, лишь карты для гробобола. Как в него играть, я так и не понял: по описанию, нужно из четырёх параметров карты выбирать тот, что с большим значением – по факту, иногда мою карту била карта противника с меньшим параметром. То ли это был баг предрелизной версии, то ли я что-то недопонял – в общем, выиграть мне не удалось ни разу у самого слабого партнёра. Я было совсем упал духом и хотел уже выразиться не совсем прилично в сторону разработчиков, но тут Прим сказала, мол, ну нафиг, не хочу в это играть, пойду выканючу нужную мне штуку так, а не через победу в карточном турнире – в итоге, у неё это получилось. В общем, тут сами решайте, будете ли добивать эту мини-игру до конца – за победу разработчики дают вам достижение, а за возможность не играть – отдельное достижение "Подумали об игроках" разработчикам от меня. Есть ещё мини-игра с гномами и кошкой, а также музыкально-песенная головоломка с сиреном, но тут, думаю, особых проблем у вас не возникнет.
В целом, "Prim" довольно приятна и продумана. На прохождение вы потратите порядка шести часов, и за это время наверняка улыбнётесь не раз. Вас порадуют не совсем обычные персонажи и задания, а также внешний вид этого мира, но всё же какого-то динамизма, насыщенности событиями хотелось бы побольше. История в игре приходит к завершению, но вполне открыта для продолжений – что ж, ждём и надеемся, что в будущих играх нам доведётся познакомиться и с другими обитателями загробного мира, ибо их, так уж исторически сложилось, немало. Да и с отцом Тристана явно нужно что-то придумать – он в этот раз так и не "выстрелил".
Общая оценка: 80 из 100.
P.S. Мне это только показалось, или рабочий кабинет Керы отдалённо смахивает на квартиру Николь Коллар?