А ты думал, в сказку попал?
Жил да был Мужичок. Никого не трогал, ничего не делал, но вечно попадал в глупые ситуации. То в лес за ёлкой пойдёт и волшебную палочку получит с кучей проблем, то баню потеряет на ровном месте... А через год после этой истории он как-то в очередной раз поссорился со своей женой, та швырнула в него по привычке скалкой – а это, как на грех, та самая волшебная палочка и оказалась. И улетела она прямиком в тридесятый лес. Метнулся за ней Мужичок – да и налетел на Змея Горыныча, который от обиды и злости его унёс с собой и бросил прямиком в лесную чащу. Хочешь не хочешь – а надо выбираться. Вот так Мужичок опять в сказку попал...
Ну что, вот и вторая часть некогда известного квеста позади... Эх, Мужичок, не везёт тебе в своей пластилиновой местности, в пластилиновой деревеньке... Ну да ладно, коротко о впечатлениях.
Хотя вторая игра вышла через два года, ничего принципиально не изменилось. Та же рисовка, те же локации, тот же юмор... Впрочем, не совсем. Если присмотреться, видно, что рисовка стала чуть попроще и не такой яркой. Пластилин имитировали ещё ленивее, чем в прошлый раз, много фонов с фотографий и прочих ресурсов из интернета. Да и кат-сцены тут послабее. В первой игре Мужичок был хорошо анимирован, и всё сопровождалось задорной мелодией. Тут музыки в кат-сценах обычно нет, а пластилинового Мужичка внезапно заменила откровенно цифровая модель. К счастью, всё остальное осталось по-старому.
Играть стало чуть-чуть поудобнее. Если в первой игре Мужичок на неправильные действия протяжно говорил: "Мы так не договаривались!" или "Не хочу!", то теперь быстро и коротко – "Не хочу-не буду!" Анимирован Мужичок на сей раз уже не так старательно, но всё же обаяние и харизму сохранил, и на том спасибо. Кроме того, Ефремов всё же учёл прошлый прокол, когда Мужичок не слышал автора, и тот говорил в пустоту. Теперь общение между героем и голосом за кадром стало теснее, и иногда они даже выдают небольшие занятные диалоги. Садальский на сей раз был немного поживее и в целом чаще радовал, чем нет.
По сюжету всё как в прошлый раз – нескрываемый дешёвый абсурд и заимствования откуда можно. Что первым делом видит Мужичок, упав в зимнем лесу? Разумеется, Штирлица и Чапаева, которые пьют под деревом пиво! В детском-то квесте, ага. Чапаева, кстати, озвучивает Александр Пожаров, как и Чапаева в "Петьке" – ну, ничего удивительного, Ефремов его для фан-сервиза ещё в "Штырлице" задействовал. Дальше опять невозможные и абсурдные ситуации, нелогичные загадки, которые решаются только перебором, благо, активных зон очень мало, и всё дальше в привычном духе. Знакомый рецепт абсурдного перемещения из локации в локацию продолжается. Мужичок с бухты-барахты ворует ступу Бабы-Яги, потом почему-то оказывается в новогоднем доме у каких-то обывателей, как обычно, делает всем только хуже и т.д. Абсурда, как и раньше, полно, в частности, надо выпустить ёлку в лес, или время зависнет навсегда. Короче, не то чтобы это совсем плохо, просто ничего нового.
Справедливости ради, середина игры неожиданно оказалась интересной. Мужичок попадает ненадолго в сказку, где вынужден сражаться с Кощеем (последний при этом почему-то говорит с американским акцентом). Ефремов пошёл проверенным путём! Сложно испортить очередную пародию на русские сказки – это надёжный приём русских квестов. Ох, сколько их было – "Недетские сказки", "Три богатыря или Очень страшная сказка"... Эх, помню-помню. В общем, хотя там меньше десятка фонов, и проходится это за полчаса, получилось забавно, смешно и даже в меру сложно для детской игры. Ефремов разошёлся и вставил целых пять головоломок подряд, включая две задачки на внимательность и перебор, головоломку с механизмом, платформер с прыжками через ловушки и стрелялку на скорость по головам Горыныча. Весело, забавно, умеренно просто – в общем, кайф. Вот что мешало всю игру такой сделать? Отправили бы Мужичка сразу в сказку, где заодно всякие шутки про компьютеры и рекламу, побольше бы персонажей вставили – и так на все три-четыре часа действия. Врубили бы идею на всю катушку!
Увы, не свезло. После этого игра опять спадает, так как в финале Мужичок, по сути, просто возвращается домой и залезает в свой дом аж через подземные туннели. Которые мы всё равно видели в прошлой игре. Да и вообще, в этой части мы действительно часто видим немного переделанные локации из прошлой игры. Миленько, конечно, но в целом финал можно было придумать и поярче. Как-никак, делали по мотивам культового мультика, а не какой-нибудь "Тани Гроттер".
Вторая игра вышла короткой и простой, всего на два-три часа прохождения – то есть, вдвое короче даже первой части, всё легко проходится за вечер. Похоже, денег у Ефремова в этот раз было совсем немного. По титрам видно, что на сей раз он работал не со студией "Крыша", а с какими-то совершенно другими людьми – аниматор Наумов остался только в качестве продюсера. Это, однако, не так уж сильно сказалось на качестве: художники-аниматоры справились почти так же хорошо, как и первая команда, разве что чуть попроще и побыстрее. Да ещё музыка тут радует куда меньше. Но в целом вторая часть мне даже понравилась. Как-никак действие стало малость пологичнее, а шутки повеселее – я честно смеялся над репликами и ситуациями где-то аж раз пять, что для такой игры не так уж плохо. Но всё равно и во второй раз можно только с грустью сказать в конце: "Маловато... Маловато будет! А ведь какая могла быть игра... Какая могла бы быть!"
Ладно, это всё равно был познавательный опыт. И самое главное, теперь у меня есть виртуалка, на которой запустится практически любой старый квест. Так что, думаю, заметки испытателя на этом ещё не закончены... Что там у Ефремова ещё было? "Штырлиц", аж в трёх, четырёх или даже пяти частях? "Операция "Пластилин" про великого героя – червяка в каске? "Похождения Шурича" о студенте-кобеле, созданные в попытках прилепиться к "Операции Ы"? И даже замах на святое – "Белое солнце пустыни"? Ох, золотые были времена для бракоделов. В общем, учтём, учтём на будущее...