В 1990-е годы, когда были популярны квесты, неоднократно выходили коммерческие адвенчуры, которые игроизировали популярные мультфильмы. Некоторые из этих игр по сей день важны для людей, которые ностальгируют по детству, другие должны быть забыты ради спасения человечества. Этот отчёт расскажет вам об одной из них. В интересах национальной безопасности и общественного порядка предупреждаем, что всё нижеследующее вы должны читать на свой страх и риск.
В 1963 году вышел комедийный детектив "Розовая пантера", ныне совершенно не смешной, и там в прологе на фоне титров чудил самец Розовой пантеры – или просто Пинк. Всем понравилось, так что потом про Пинка долго выходили комедийные короткометражки, а в начале 1990-х был даже сериал на три сезона. Вот после него правообладатели сварганили с помощью некой мутной конторы парочку квестов "по мотивам" – "The Pink Panther: Passport to Peril" и "The Pink Panther: Hokus Pokus Pink". Игры были вроде как детские, с мультяшной рисовкой и вроде как с образовательным уклоном. У нас мало кто их видел (в отличие от последующей аркады 2002 г., где Розовый пантера катался на роликах по разным эпохам и собирал монеты), а сейчас это тем более сложно пройти – игры выпущены были под Windows 3.1, и сейчас запустить их трудно, а на 64-bit вообще нереально.
Ради эксперимента я пытался запустить вторую часть, и это оказалось отдельным квестом. Я пихал данную игру и в сборку Windows 3.1, и в ScummVM, и даже танцы с бубном делал. По факту, на моей 64-разрядной ОС заработала только сборка из трилогии, локализированной Логрусом, которую удалось отыскать на рутрекере. К сожалению, из-за разницы в звуковых драйверах озвучка игры просто чудовищно скрежетала и кряхтела всё прохождение, а звук ещё и вылетал каждые пять минут. Заменить файл вручную так и не получилось – я так и не понял, где они там на сборке. Пришлось слушать весь этот кошмар – а иначе-то нельзя, игра БЕЗ субтитров! Ну? Стоило ли оно того?
Завязка у игры стандартная для квестов 90-х. Наш Пинк в первой игре был детективом, который спасал детишек – тут же он переквалифицировался в коммивояжёра. Однажды он забрёл со своей энциклопедией в особняк богатого стоматолога Ван дер Зуба (в оригинале Dr. Periowinkle), у которого как раз был дорогой приём. Но случилось несчастье – сынишка стоматолога Нат любил бегать тайком в дом колдуна по соседству, чтобы стырить у него заклинания прикола ради. В итоге прикололся так прикололся – прямо перед приёмом сынишка Нат ухитрился превратить в монстра знакомую девочку. Теперь Нат хочет срочно разрулить эту проблему, пока родители ничего не заметили – и он шантажирует Пинка тем, что украл у него текст из его энциклопедии. Пинку приходится волей-неволей браться за это дело, и он крадёт книгу заклинаний у колдуна, а заодно приватизирует чёрное пятно, которое может перемещать в различные географические локации мира. Теперь надо с помощью этих перемещений набрать ингредиентов для расколдовывания – причём расколдовывать придётся не по одному разу.
В игре, по сути, три уровня, на каждом из которых мы можем возвращаться в дом стоматолога. Первый – доступны Сибирь и Израиль, второй – доступны Борнео и Кения, третий – доступна... Древняя Греция. Улавливаете логику? Нет? Правильно, логика тут поможет не всегда. Сам по себе геймплей не особо сложен – необходимо добыть предметы и правильно их применить. Мини-игр и головоломок тут практически не будет, если не считать пары-тройки викторин, которые пройдёт даже ребёнок. Тем не менее, большой логичностью загадки не страдают, так что готовьтесь сбивать сосульки ногтями-бумерангами и взрывать льдины яйцами страуса – таких моментов тут не так много, но вам хватит. Проблему создаёт не это, а постоянные перемещения по локациям, которые далеко не всегда продуманы. На втором уровне для того, чтобы пройти от одного фона до другого, нужно потратить с минуту-две времени, что откровенно напрягает – в других местах тоже такое есть. Пиксель-хантинг, хотя и не очень серьёзный, тоже присутствует. Из-за небольшого разрешения локаций неудобно пользоваться инвентарём – он открывается по щелчку на Пинка, а он нередко стоит на фоне какой-нибудь другой активной зоны.
В общем, при всей простоте, нервы игрушка местами выматывает, и проходить это самому несложно, но местами очень надоедливо. Спасает рисовка и атмосфера, целиком и полностью в духе мультфильмов 90-х – стиль эпохи очень чувствуется. Девочка, подсевшая на мультики, которая двигает спутниковую тарелку, видеокассеты с аэробикой 80-х, особняк супербогача с карикатурными буржуями и мистикой, как в пародиях на Голливуд, вечно голодные и нищие жители третьего мира эпохи американской глобализации... Кхм-м-м, да – я отвлёкся.
Словом, вначале всё было хорошо, но потом у меня возникло такое чувство, будто я играю в русский квест, причём не лучший. То же ощущение абсурда и нелогичности в окружении пародии на что попало. Невооружённым глазом же видно, что и откуда бралось – можно целую викторину делать. То ли кабан, то ли бородавочник подозрительно напоминает Пумбу из диснеевского мультика, пятно-дыра взято из "Кролика Роджера", говорящие крысы как будто срисованы с одного персонажа из "Чип и Дейл спешат на помощь". Под конец идёт уже совершенно сознательная пародия на Аполло Крида из "Рокки" в Древней Греции и другие мелочи. Выглядеть это должно ностальгично, а по факту – как-то вторично. Да и юмор не особо смешит.
Образовательную функцию игра особенно не выдерживает. Да, иногда персонажи рассказывают коротко всякие справки о своей жизни, но будет ли вам интересно слушать о сроке жизни крыс в их подпольном клубе под землёй, где крысиный король с кастрюлей на голове качает мышцу в гимнастическом зале? Лучше эту работу выполняет встроенная книга-энциклопедия. Выполнена, как ни странно, абсолютно в серьёзном тоне, с массой иллюстрацией и фактов, доступна в любой момент и, вообще, достаточно познавательна. К сожалению, так как она детская, не обошлось без ляпов. Я с удивлением узнал из неё, что в Сибири расстреляли царя и есть ядерный полигон – и вообще, царя свергли большевики в октябре 1917 года. Разделы про ГУЛАГ, экологию и "Дикий Восток" эпохи царизма составлены были вроде бы верно, но оставили послевкусие какой-то чернухи. С другой стороны, подкопаться сложно – светлые моменты вроде экспедиции Беринга и развития промышленности тоже описаны. В остальных разделах примерно тот же самый уровень – то есть, книга как раз выполнена вполне достойно.
Также в игре доступно несколько песен от наших говорящих животных. И это не стандартные детские распевания в стиле маленьких утят – страусы, крысы, вараны и прочие поют совершенно во взрослых жанрах под блюз, рок и так далее. И вроде бы всё нормально, но когда смотришь боксёрские поединки страусов под такую музыку, в голову приходит, что всё-таки зря в Штатах легализовали марихуану.
Кстати об уровне юмора. Тут есть моменты, которые, мягко говоря, не для детей. То Пинк снимает в туалете штаны, пусть и за кадром, то в кустах явно жрут бизона... А как вам срезанные с ног старухи ногти в инвентаре, а? Детская игрушка, да, очень детская...
Зато есть бонус специально для отечественного игрока. Уровень Сибири, расположенный на каких-то жалких шести фонах, набит фантастической клюквищей. Посреди заснеженной тундры вам предстоит познакомиться с семьёй простых эвенкотунгусов – бабушкой Tunga и девочкой Chuki, а также их сторожевым медведем и оленем, подсевшим на соль, как спасатель Рокфор на сыр. Компанию им составит старый грустный клоун Олег из Москвы (нет, не Попов... хотя-я-я...) и кучка крыс-мутантов – вы же не забыли про ядерный полигон в Сибири? Задачка будет не сложная – помочь девочке, которая долбит по телеку битой, с антенной, бабке – с оленем, и получив в награду говорящий Тунгусский метеорит, который до сих пор извиняется за маленький инцидент в 1908 году, можно отправляться вытаскивать из речки мороженого мамонта, который явно так и не нашёл свою маму. Вот так американские детишки 90-х познавали далёкую загадочную Rossiю!
Таков он, фокус-покус от Розовой пантеры. Типичный коммерческий квест 90-х по мотивам мультика – не хороший, не плохой, а такой-сякой. Если у вас есть ностальгия по мультфильмам 90-х и 32-разрядная система – дерзайте. Нет? Ну и не стоит.