Мгновения войны штандартенфюрера Майера
Я буду говорить об игре как об одной, хотя официально "Архивы НКВД" – это квест в двух частях под дополнительными названиями "Операция Валькирия" и "Операция Бункер". Выходили они обе в 2009 году с перерывом в полгода. Но по существу, это одна игра, механически разделённая надвое – причём вторая часть в три раза меньше первой. В чём причина? А всё просто – во время разработки как раз вышел фильм с Томом Крузом "Операция Валькирия", поэтому первую часть игры спешно выпустили с прилепленным дополнением в названии и главным героем с повязкой на глазу (причём в игре он ходит без неё). Вторая часть вышла попозже, но ничем не отличаясь от первой и выглядела как откусанная треть повествования – да и вообще, была на голову слабее первой. Но обо всём по порядку. Сейчас будет речь про одну из самых уникальных игр отечественного квестостроения – исторический шпионский детектив о Третьем Рейхе. Несмотря на то, что она вышла очень давно, до сих пор игра остаётся едва ли не лучшим квестом о Второй Мировой войне и весьма интересным проектом в целом – аналогов ей за долгие годы так и не появилось.
История
Накануне выхода игры авторы раздали немало интервью с расхваливанием собственной игры и фактами о ней, так что установить историю возникновения проекта не так сложно. Идея его родилась то ли в занимавшейся в создании графики по аутсору гейм-студии SPLine, то ли в компании-издателе "Акелла". Судя по всему, второе, так как автором идеи в титрах обозначен продюсер "Акеллы" Сергей Белистов, который ещё в девяностые начинал в электронном журнале SBG Magazine (оттуда же вышел Вячеслав Письменный, автор "Петька и Василий Иванович спасают галактику"). По словам авторов студии SPLine, они неоднократно задумывались о создании своей игры, и именно эту идею среди прочих и предложили им в "Акелле". Основной замысел состоял в создании игры про Вторую Мировую войну, сюжет которой крутится вокруг покушения на Гитлера.
За дело все взялись всерьёз. Сильной её стороной решили сделать историчность. Над сюжетом игры работал практически весь коллектив студии – 12 человек (кодер, 5 3D-художников по фонам и 2 – по персонажам, 2D-художник, сценарист-литератор, гейм-дизайнер, исторический консультант). Главный руководитель проекта и прорисовщик Борис Чуприн сам имел историческое образование, было использовано немало литературы при подготовке, привлекались люди и со стороны. В частности, консультантом выступал ныне небезызвестный Борис Юлин. Сейчас он знаменит в основном своими выступлениями на ютубе, особенно канале "Разведопрос", а тогда – как консультант игр "Блицкриг", "Морской Охотник", "Стальная Ярость". Строго говоря, Юлин – в лучшем случае популяризатор, так как знания его далеко не академичны, историк он вовсе не профессиональный, а его немногие выпущенные книги страдают компиляторством и неоднократно подвергались критике. Но для видеоигры его уровня вполне хватало. Хотя как знать, может быть, именно он ответственен за проникшие в сюжет ляпы типа того, что Роммель летом 1944 г. якобы попал в аварию из-за превышения скорости (на самом деле эта "авария" была расстрелом его автомобиля вражеским самолётом).
Ещё в разгар обсуждений поступила информация, что игру разделят надвое – якобы из-за большого контента. Разумеется, совпадение с выходившим тогда фильмом "Операция Валькирия" была чистой воды случайностью... Как и то, что игра начала разрабатываться аккурат после выхода австрийского квеста "Undercover: Operation Wintersonne", который тоже был шпионским боевиком про Вторую Мировую войну и отличался подозрительно похожей графикой... Так или иначе, первая часть вышла в феврале 2009 г., вторая – в сентябре. И если первая часть в целом получила благожелательные отзывы и вышла в ряде стран, то вот остаток привлёк мало внимания. Через пару лет в STEAM добавили обе части на английском и до сих пор продают по низкой цене. Разумеется, выход игры под закат жанра и в разгар экономического кризиса отнюдь не обогатил студию, и вскоре она пропала с горизонта, оставив только эту дилогию нам в наследие. Ну что же, стоит ли вообще обращать внимание на этот антиквариат?
Сюжет
Действие начинается летом 1944 г. и далее с большими перерывами идёт до конца апреля 1945 г., накануне самоубийства Гитлера. Главный герой – штандартенфюрер СС Герхард Детлеф Майер. Он же – внедрённый в гестапо в 1936 году советский разведчик Михаил Иванов, который удивительно напоминает постаревшего Джеймса Бонда в исполнении Дэниела Крейга. Характер нордический, стойкий. Беспощаден к фюреру, что тщательно скрывает.
Конечно, русский в гестапо – фантастическое допущение, в гестапо родословную у всех раскапывали до десятого колена – но у нас игра, так что не будем придираться; тем более, что это не единственное историческое допущение в игре. Майер – штандартенфюрер гестапо, пытается выйти на антигитлеровское подполье, сложившееся вокруг отставного генерала Бека, для чего завязывает контакты с его адъютантом Отто Хеффнером. Майер ещё не знает, что заговорщики Бека уже начали операцию "Валькирия", а полковник Штрауффенберг отправился с бомбой в логово Гитлера. Его личная цель, поставленная напрямую из Москвы, крайне сложна и опасна – убить Гитлера.
Художественный уровень игры действительно серьёзен, что видно довольно быстро. Прежде всего, с самого начала очевидно влияние на вдохновение авторов легендарных "17 мгновений весны". Оммажей на него тут весьма много – среди локаций есть ресторан и здание РСХА, в кадре часто возникают магнитофонные бобины, будут и поездки по разбомблённому Берлину. Также в ущерб реализму все эсэсовцы в 1944 г. ходят в чёрных мундирах с нарукавными углами и с автоматами – причём авторы не могут не знать, что в реальности мундиры уже были серые, фронтового цвета. Среди главных действующих персонажей большую роль играет Генрих Мюллер.
Авторы явно сознательно повторяют и другую ошибку телесериала: гестапо тут расположено на Принц-Альбрехтштрассе – вот только в реальности кабинет Мюллера был в соседнем здании, а не в том же, что не мешает Майеру часто посещать шефа. Кроме того, во второй части РСХА остаётся там же, несмотря на эвакуацию личного состава и обстрелы. В реальности РСХА пришлось переправиться с Принц-Альбрехтштрассе уже после бомбардировок февраля 1944 г., которые сильно повредили здание. Также хотя авторы и отрицали в интервью влияние на них игры "Undercover: Operation Wintersonne", нетрудно увидеть ориентацию на неё в некоторых моментах – особенно после внезапного возникновения в финале "оружия возмездия", что роднит обе игры не меньше, чем исторический антураж. Но вот в плане сюжета и проблематики "Архивы НКВД" имеют крайне мало общего, и это абсолютно самостоятельное произведение.
Свою задачу по упору на историчность авторы выполнили достойно. Художественное оформление сюжета в игре действительно на удивление хорошо соединено с реальными событиями: всё по заветам Юлиана Семёнова, которым сценаристы недвусмысленно вдохновлялись. Несмотря на довольно линейный сюжет и ограниченность действия, разворачивается всё неплохо, как в классическом детективе – расшифровка данных, слежка, обман своих агентов, двойная игра, проникновения в чужие помещения... Конечно, нужно делать очень и очень солидную скидку на объём игры – но тем не менее, планку серьёзного исторического детектива игра вполне выдерживает. Например, временами из соображений реализма Штир... то есть, штандартенфюреру Майеру даже придётся убивать и выдавать людей, в том числе и бойцов против Гитлера – "немецких патриотов". Вообще, в этом плане игра пытается отойти от штампов голливудского боевика – спасёт Майер, увы, далеко не всех, кого бы хотел, и в сюжете часто будут печальные неожиданные смерти.
Заслуживает высокой оценки попытка авторов сделать исторический и правдоподобный антураж своего сюжета, при том, что у них виден крайне небольшой бюджет. Авторы очень старательно подошли к делу и создали действительно убедительную, действительно реалистичную картину Берлина 1944 г. и ощущение идущей к краху гитлеровской Германии. Авторы не зря гордились исторически выверенными локациями и фонами – они тут сделаны действительно очень достойно и с первого появления впечатляют проработкой и аутентичностью. Особенно же игре помог такой приём – при клике на любой предмет Майер будет описывать его историю. Нередко описания ненужные и описывают очевидное – но в большинстве случаев они дают познавательную историческую справку по очередному артефакту эпохи Третьего Рейха. Таких описаний тут много: от формы эсэсовца до замка Гитлера.
Для создания историчной атмосферы здесь разбросано колоссальное количество документов эпохи: плакаты, директивы нацизма, известные приказы, сочинения классиков фашизма, бюсты, картины и т.п. Цитаты из многих найденных бумаг Майер даже зачитает вслух. Любая мелочь, такая как мебель, книга, самая последняя открытка и картина, станут поводом для небольшой просветительской лекции. Авторы даже перестарались по этой части, и иногда какой-нибудь рядовой персонаж начнёт вам вдруг зачитывать по памяти длинную цитату из давнего приказа или сам "Майн Кампф". Но в целом благодаря хорошей озвучке и грамотному тексту, который вплетает историографическую справку в повествование, это производит сильное впечатление. Тем более что есть тут и приятные дополнения типа возможности включить радио, по которому будут вещать оголтелые пропагандисты, причём тексты нередко тоже подлинные. Словом, в какой-то мере даже можно рекомендовать данную игру как добавочное пособие по истории.
Кроме того, игра старается в силу возможностей следовать исторической канве событий. Первое появление в игре Майера связано с его попытками выйти на подполье в окружении генерала Людвига Бека – реального исторического лица. Вскоре Майер неожиданно узнает об операции "Валькирия", в ходе которой подпольщики пытались убить Гитлера и взять власть в стране. В дальнейшем, когда операция закономерно проваливается, Майер пытается сам взять в свои руки операцию по убийству Гитлера... В сюжете много реальных исторических лиц, хорошая проработка исторически достоверных характеров и диалогов, много упоминаний реальных исторических событий и хорошая, правдоподобная атмосфера.
Однако есть ли что-то, что выделяет игру, кроме её попыток соответствовать историчности? Да, есть. Это – довольно закрученный и весьма интересный сюжет. На протяжении своей напряжённой эпопеи Майеру грозит нешуточная опасность. Он должен внедриться в подполье к Сопротивлению, побывать в ряде опасных мест – и наконец, собственноручно спланировать покушение на самого фюрера. В таком сюжете легко свалиться в псевдоголливудский трэш – и хотя игра не лишена подобных неприятных моментов, о чём речь ещё впереди, в целом она выдерживает планку серьёзного и интересного исторического детектива, который пытается следовать правилам реализма.
Действие поэтому начинается почти литературно – с бытового описания типичного дня офицера СС и сотрудника РСХА. Потом мы постепенно втягиваемся в запутанную шпионскую интригу, в которой нам предстоит лавировать между Сопротивлением и лично нашим начальником Мюллером. В программе будет много интересных шпионских заданий – расшифровка данных, слежка, прослушка, вербовка агентов, личное проникновение на запретную территорию – и так далее, и так далее. Львиная доля сюжета проходит во взаимоотношениях с персонажами – тут и бытовые разговоры с массовкой, и важные персоны, и вполне исторические деятели: генерал Бек, лично Мюллер и даже верхи из верхов – Гиммлер, Геббельс и Гитлер. Сюжет позволит нам побывать в мрачном, но атмосферном месте – личном замке фюрера Адлерхорст в Цигенберге, где мы сможем понаблюдать за его обитателями и даже пообщаться с заправилами Рейха.
Действие в игре напряжённое, закрученное и интересное. В отличие от обычных боевиков, далеко не факт, что наш герой может победить – более того, мы отлично знаем, что операция "Валькирия" провалилась, и на этом построен сюжет. Однако наш Майер, как и Штирлиц, весьма умён, осторожен и внимателен, поэтому следить за его сложными интригами до крайности интересно. Тем более, что хватает тут и напряжённых, и даже драматичных моментов – смерти персонажей, угроза раскрытия, шпионские проникновения. А уже во второй части Майер попадёт под маскировкой в знаменитый бункер фюрера, где и разыграется последняя и самая опасная комбинация...
Критика
Не стоит думать, что игра – идеальное сокровище, у которого нет недостатков. Недостатков тут много, и связаны они в основном с небольшим бюджетом игры и недоработками авторов. Прежде всего, стоит высказаться о том же сюжете. Хотя он достоин похвал и сделан на достаточно высоком уровне, некоторые претензии к нему стоит высказать. Например, хотя образ Майера сделан качественно и имеет цельный, выписанный характер, не возникает впечатления, что он – русский. Он больше похож на кадрового немецкого интеллигента-военного из среды тех самым Штауффенбергов и Беков, и о своём русском прошлом редко упоминает даже наедине с самим собой. Неоднократно он повторяет, что он всё-таки офицер, пусть даже из СС. Он всерьёз говорит, что военные из вермахта лишь выполняли свой приказ, и не ему их судить... Думается, если бы персонаж изначально был немецким военным, это соответствовало бы сюжету больше.
Некоторая схематичность имеется и в характерах второстепенных персонажей. Более-менее нестандартного характера удостоились буквально человек пять-шесть. Все остальные герои представляют вылизанную массовку, которая ведёт в себя, как правило, в соответствии со штампами про Третий Рейх: упавшие духом военные-пьяницы, служаки-фанатики, осторожные гражданские. Почти все персонажи, даже самые сломленные, истово клянутся в верности фюреру. Большинство, конечно – потому что говорят это в лицо человеку в форме СС. Но даже когда их бомбят, многие герои кричат: "Фюрер победит!" и цитируют "Устав Чёрного ордена", не мучаясь никакими сомнениями. И даже у охваченных страхом и переживаниями есть слепая вера в фюрера. Спору нет – такое действительно было распространено широко. Но было и прямо противоположное, когда под действием неминуемого краха началась стремительная денацификация целых слоёв населения. Напомню, что в тех же "Семнадцати мгновениях" уже в самом начале возникает полусумасшедший учёный, который за свои крики с обличением режима тут же угодил в гестапо.
Многие персонажи и вовсе вышли сумасбродными фанатиками разной степени истеричности. Это касается всех – от рядовых эсэсовцев, которые самозабвенно произносят антисемитские филиппики, до Гиммлера и Геббельса, которые представляют собой просто истеричных идиотов и вместо дела занимаются сумасшедшими ритуалами или ходят по комнате и громогласно вещают в пространство чепуху, не замечая ничего вокруг. На этом фоне Гитлер неожиданно выглядит, как ни странно, самым здравомыслящим человеком. Да и озвучен Гитлер, кстати, отлично. Опять-таки, напомню, что в "Семнадцати мгновениях" было мало фанатиков и почти не было истериков.
Можно добавить к этому и некоторые другие претензии:
- Создатели игры, как я уже сказал, сознательно идут на фантастические допущения в ущерб правдоподобию. Понятно, что русский не мог проникнуть в гестапо, Гитлер не имел к концу войны ядерное оружие, а покушение на Гитлера в конце войны было не нужно. Но зачем вводить нелепые обоснования в некоторых моментах? Просто наорать на часового, чтобы он пропустил тебя на секретный аэродром фюрера?! Сверхсекретный план возмездия валяется... в столовой! (да-да, столовой Гитлера, запертой на ключ, но... – СТОЛОВОЙ!!!). Замок Гитлера обложен взрывчаткой, которая, как признаются нам окружающие, может взорваться в любой момент? Замаскироваться повязкой, чтобы стать похожим на фото в документе? Заговорщик, который по паролю тут же рассказывает о покушении Штауффенберга – не слишком ли? А проникнуть в святая святых, навешав лапши на уши бабе о вечной любви – это просто верх анекдотичности. Очень печально, когда на один реалистичный вариант событий приходится один киношный.
- В игре есть несколько обкусанных линий повествования, явно ставших следствием недостатка то ли бюджета, то ли времени. Например, сценаристы довольно неумело разобрались с агентом Клаусом. Неясно также, кого прятала пожилая фрау в подвале и что это за еврей приезжал к ней на грузовике. И вообще, еврей, который в Берлине 1944 г. разъезжает на грузовике, выглядит сомнительно – лучше бы это был один из бесчисленных военнопленных с Востока. Также нам так и не удастся пролезть в кабинет Кальтенбруннера, не выйдет почитать книгу Гиммлера, пусть мы и бегаем за ней битый час, и вообще удастся очень мало.
- Временами авторы допускают не очень жестокие, но всё же заметные образованному человеку исторические ляпы. Речь даже не о допущениях в виде того же "оружия возмездия". Так, например, между делом сценаристы ляпнули, что самолёт "Кондор" Гитлера имел два пулемёта калибра 150 мм (!) и держался в воздухе 4 часа (на самом деле 14), цитируется фальшивая цитата из плана "Ост" и фигурируют другие подобные мелочи.
- Но все эти претензии меркнут перед откровенно слабой второй частью игры, в которой Гитлер угрожает миру, ни много ни мало – ядерным оружием! И цель Майера – ему помешать и остаться в живых. На сей раз количество ляпов и допустимостей, когда Майер шарится по всему бункеру и проходит куда хочет, у всех на глазах – достигает критической точки и уже не позволяет всерьёз относиться к сюжету. Да и технически вторая часть подкачала – есть баги с графикой и недоделки, гораздо скромнее стали комментарии и диалоги, сюжет скатился к выполнению заданий персонажей, а количество локаций стало неприлично небольшим. Видно, что доделывали игру второпях, и это изначально была отрезанная треть первой игры.
Информация к размышлению
В момент своего появления игра отличалась вполне достойной графикой, которая была сделана полностью в 3D – трёхмерные персонажи ходили на фоне неплохо реализованной статичной локации. Фоны отличались хорошей детализацией, тщательным подбором красок и фотореализмом. Персонажи в целом тоже были неплохи, и авторов можно похвалить за неплохую прорисовку и подробную анимацию действий. К сожалению, крупным планом мы героев игры видим редко – поэтому диалоги проходят в панели на экране между иконками персонажей.
К сожалению, ныне игра порядком устарела по этой части. И тогда, и сейчас бросается в глаза очень, очень, очень скоромное количество контента. Хотя фонов в игре достаточно, локаций тут очень мало. В первой части их всего четыре на первом уровне и две – на втором. А во второй части и того меньше – из новинок только с десяток новых фонов и бункер фюрера. Конечно, не очень-то радует, когда во всём Берлине нам доступны только РСХА, почтамт, улица с домой генерала Бека и личный дом. За Берлином – только замок Адлерхост, пара комнат в бараках аэродрома и его ангар. Под Берлином – комнат 15 фюрербункера. И да, во всём РСХА есть только четыре кабинета и тюрьма. Зато хорошей идеей стали видеоролики в виде отрисованных серых комиксов с озвучкой Майера за кадром. Для игры с таким бюджетом это верное решение, нормальная замена чёрно-белой хронике или ярким рисованным картинкам.
Куда печальнее, что чтобы расширить действие на таком ограниченном количестве локаций, авторы как только могут затягивают геймплей. В ход идёт многое – неоднократное посещений одних и тех же мест по десять раз, огромное количество предметов на локациях, которые нужно использовать непонятно каким образом, бесконечные переговоры Майера с персонажами... Действие особенно затягивается из-за того, что шествует по немаленьким локациям наш герой с истинно прусским величием крайне неспешно, и хотя на многие локации можно перейти мгновенно, в целом замедление очень действует на нервы. Плюс при проходе на каждую локацию игра загружалась от 2 до 5 секунд. Нередко видео загрузки просто зависает, даже если под ней на локацию я уже прошёл. Это крайне болезненно, потому что приходится выходить из игры и проходить с последнего сейва. Кроме того, диалоги в игре показываются в форме бегающей дорожки на плашке, и их надо всё время прощёлкивать мышкой для продолжения, что тоже откровенно занудно и начинает раздражать. Одним словом, по неспешности и затянутости игра вполне может посоперничать с сериалом про Штирлица...
Озвучка в игре старательная, хотя и не идеальная. Главные лавры надо отдать исполнителю роли Майера, который озвучил её гениально. Его суровый спокойный баритон был просто жемчужиной игры, и на его голосе держится львиная часть драматической линии игры. Огромное спасибо тем, кто догадался пригласить на эту роль Владислава Коппа – он справился просто великолепно.
А вот озвучка остальных героев, к сожалению, вызывает нарекания – не в смысле качества, а в смысле количества; у игры был очень небольший каст актёров, несмотря на то, что в титрах их отмечено 13 человек. Конечно, озвучка одними актёрами нескольких персонажей – это в отечественных играх норма, а для квеста тем более; многие до сих пор помнят печальной памяти локализации от студии Lazy Games с их полудесятком актёров на все игры. Но не до такой же степени! Львиную долю персонажей от эсесовца до Геббельса озвучил один и тот же актёр, судя по всему, Дмитрий Филимонов. Обычно он справляется, но тут даже его опыта не хватило – не очень-то приятно слышать, как Геббельс истерично говорит голосом Чарли из "Лоста". Остаётся утешаться тем, что по крайней мере, работали, как обычно, профессионалы, и с этой точки зрения их озвучка безупречна. Жаль также, что с музыкой та же история – красивые и напряжённые мелодии быстро завоёвывают уважение, вот только почему их на всю игру как будто штук пять?
Ещё более серьёзный минус связан с оптимизацией. Игра впихнута всеми своими трёхмерными полигонами на движок WME и сделана под разрешение 1280х1024. При ином разрешении игра выходит в оконном режиме, но на весь экран – изменить разрешение игры нельзя, приходится менять разрешение экрана компьютера.
Но больше всего затрудняет прохождение неочевидность многих простых, но не слишком логичных действий. Подсунуть документы на подпись в общую стопку; накричать на часового, чтобы он пропустил человека в форме; накрыть нож салфеткой, чтобы украсть... Такие способы в реальной жизни работают через раз, здесь же они вполне эффективны, и никто даже намекать на них не будет. Приходится очень долго крутиться в переборе действий, несмотря на то, что активные зоны достаточно легко обнаружить. Некоторую помощь оказывает то, что у Майера есть дневник, в который он заносит основные события охоты на фюрера (дневник разведчика – вот вам ещё одно допущение). Создан он, впрочем, не столько для помощи игроку, сколько для отметки точек для сохранения. В первой части игра сохраняется каждый раз с новой записью. Во второй, увы, это утеряно.
Но главная и самая суровая сложность при прохождении – это нешуточный пиксельхантинг. Так как игру мы видим от третьего лица, то окружающие предметы ничем не выделяются из обстановки, и вдобавок они часто очень мелкие – особенно такая мелочь как ручки и ножи. Из тех пяти раз, когда я застревал за всю игру, четыре были связаны именно с пиксельхантингом, причём даже проверка всей комнаты не всегда давала результаты. Это вынуждало обращаться к прохождению.
Другая сложность – иногда странные головоломки. Самой сложной головоломкой для меня оказалась задачка с фотоаппаратом. Мало того, что я должен был вертеть кучу фотодеталей, не представляя, как их именно соединять – мало того, что оказалось, что нужно искать за тридевять земель новый штатив с помощью пиксельхантинга – так вдобавок выяснилось, что фотографировать нужно по определённой схеме. Подсказок – НИКАКИХ. Я должен был тридцать раз бегать домой и проявлять фотографии (тоже, кстати, с помощью мини-игры!). Хорошо ещё, что такой ад был только один раз за всю игру.
К счастью, рядом с такими сложными загадками есть и пара оригинальных. Например, для прохождения сюжета потребуется один раз переодеться в гражданское. Есть и пара загадок, связанных с диалоговыми ветками. Негусто, но улучшает прохождение. А также радует, что классический поинт-энд-клик игровой процесс часто прерывается небольшими мини-играми. Они максимально просты и напряжения не вызывают – в основном мелочи типа "собери шифровку", "пролезь под прожектором", "прояви фотографии" и т.д. Приятно, что игры, как правило, неплохо встроены в сюжет и не отнимают много времени.
Резюме
После того, как мы убедились, что в мире нет совершенства, проведём анализ и сделаем выводы по этой операции. Несмотря на все минусы и недостаток бюджет, первая часть игры получилась хотя и скромным, но очень интересным и захватывающим историческим детективом, балансируя на грани реализма и исторической альтернативы – с ляпами и недостатками в реализации, но со своей изюминкой в виде историчности и хорошо прописанной драматической линии.
К сожалению, вторая часть по уже названным причинам получилась ощутимо слабее. В первую очередь из-за очень линейного сюжета, минимальных добавлений и отсутствия достаточного числа загадок, окончательно сменившихся пиксельхантингом. В итоге получилось что-то вроде корявого аддона к первой игре, которая завершалась всё-таки на напряжённом моменте: близкий конец войны, судьба Гитлера, роль Мюллера... К тому же вторая часть почти втрое меньше первой по продолжительности. Возможно, если бы обе игры были объединены в одну, это не так бросалось бы в глаза, и из второй части вырезали бы ненужный контент. Но что сделано, то сделано, и приключение Герхарда Майера завершатся именно так.
Однако любителям исторических детективов и истории Третьего Рейха вообще – играть в это надо обязательно. Поскольку ничего подобного этой игре в жанре так и не появилось – аналогов такого сюжета в играх, книгах и кино просто не существует даже до сей поры. И именно по сюжетной части и атмосфере игра мало чем уступает своим вдохновителям. Да, графика и техническая часть ныне устарели, но сейчас бюджеты у квестов ещё меньше, и цепляться к предкам не стоит. А геймплей... Поверьте, он только кажется сложным. Могло быть намного хуже. "Operation Wintersonne" тому пример.