Вспомнить всё на другой планете
Немецкая студия Animation Arts, которая за своё немалое время существования делала только квесты, у меня давно на особом счету. Яркая рисовка и несложный геймплей позволили мне пройти все их игры (кроме одного спин-оффа про Сэм Петерс) без особых трудов. Когда-то они прославились целой трилогией про русскую девушку Нину Каленкову и её фантастические приключения "Тунгуска. Секретные материалы", которая приобрела ряд фанатов по всему мир. Из всех трёх игр мне лично понравилась только первая, да и то только за смешную клюкву про русских и неплохой для квестов своего года визуал. В остальном – сюжет был глуп и шаблонен, загадки нелепы и решались лишь перебором, герои картонные и пустоватые, да и вообще, авторы скатывались до халтуры и плагиата. В продолжениях качество картинки слегка просело, хотя и некритично, а сюжеты так и остались дурью, и плагиат вышел на новые высоты (особенно в третьей игре, где нагло тырили из "Assasin’s Creed").
Но даже палка раз в год всё же стреляет, и те же немцы сделали без шуток отличную игру в духе Индианы Джонса "Lost Horizon". Вот там яркая рисовка и кинематографичный казуал были в тему, имелся не самый затёртый сюжет, клюквенные нацисты забавляли, главгер был неплох и ярок, имелись какие-никакие загадки, и даже был передовой для жанра моушен-кэпчинг. И пусть середина действия откровенно провисала до уныния и плагиата опять было немало, но финал с явными идейками из старых квестов хорошо всё закончил. Жаль, что спустя много лет авторы выпустили откровенно халтурный и скучный сиквел, где единственное, что смешило – горы клюквы про злых коммуняк и картонную Москву, а плагиат стал просто вопиющим. А что до мобильной казуалки "Preston Sterling", то про это недоразумение даже говорить смешно.
Так или иначе, при всех недостатках, немецкая студия – из тех явлений, за которыми просто интересно следить вовлечённой аудитории. А спустя долгих и печальных шесть лет гробового молчания они внезапно обрадовали остатки своих фанатов, наконец закончив долгострой "Monolith". Несчастная игра в жанре космической фантастики о исследователе, потерпевшем крушение на другой планете, создавалась с перерывами аж с 2011 года, и за это время даже многие фанаты давно уже махнули на неё рукой. Ан нет, немецкое упорство всё-таки довело проект до победного конца и даже выпустило его на русском языке! И пусть в процессе игра поменяла главного героя на женщину, но в любом случае её выход стал, каким-никаким, а событием полудохлой квестовой индустрии. В результате я, хорошо зная "творческий почерк" студии, сел играть с насмешливым скепсисом, чтобы поиздеваться над своими любимыми плагиаторами и бракоделами. Каково же было моё удивление, что студии, похоже, удалось создать вторую в своей карьере неплохую игру, при всех серьёзных оговорках. Так что я, как тоже своего рода исследователь, пусть и не космический, решил написать по этому поводу краткий отчёт.
"Monolith" – по первоначальным рекламным отзывам это типичная игра в жанре космической фантастики. Мир стандартный – некое фантастическое будущее, в котором наша героиня работает в Межгалактической Горнодобывающей Корпорации исследователем. Зовут её Тесса Картер, это молодая симпатичная девушка из Канады, которая любит космические исследования и свою семью: мужа Энтони и сына Фина. Завязка тоже стандартная – во время полёта возле некой безымянной планеты её космолёт терпит крушение и падает в какие-то скалистые горы. Придя в себя, она видит, что корабль восстановлению не подлежит, а её партнёр Марк куда-то пропал. С этого и начинаются её приключения, причём она даже в какой-то мере этим возбуждена, а не испугана.
Уже начало игры показало, что хотя студия свои технические возможности и улучшила, но в целом не принципиально. Квест 2024 года выглядит примерно так же, как старый "Lost Horizon 2" восьмилетней давности, а в какой-то мере и похуже. Фонов тут очень много, они симпатичные, даже местами безусловно красивые, но все со следами ручной рисовки и фотошопной анимации. Судя по промо-артам, их сделали ещё в начале 2010-х и с тех пор не особо меняли. Персонажи – трёхмерные, 3D приличное, но не шикарное. Есть, как и раньше, много кат-сцен, на сей раз куда более приличных, чем мутные ролики в прошлых играх. Неожиданным стало почти полное отсутствие в игре саундтрека – видимо, экономили при создании, других причин не вижу. В целом недорого, но очень пристойно для жанра, настоящий привет из нулевых, планку качества немецкие аниматоры не опустили.
Геймплей в целом оказался сносным. Это не прежние идиотские действия наобум, как в первой "Тунгуске", и не унылый казуал как в поздних играх студии. Предметов подбирается много, активных точек много, и хотя они подсвечиваются пробелом, с лёту решить головоломки не всегда удаётся. Игру никак не назвать примитивной, хотя и застрять тут тяжело – всё решается после недолгих раздумий и проверок окружения вполне успешно, главное, не лениться. В общем, в кои-то веки нашли золотую середину. В то же время осталось много родимых пятен прошлого – например, действия достаточно линейны, особенно поначалу; каждые десять минут они прерываются какими-то мини-играми, причём не самыми оригинальными, в частности, несколько раз будут упрашивать вставлять провода в нужные гнезда, и с этим справится даже ребёнок. Головоломок таких много, они в основном просто затягивают действие, но в целом нормальные и нетрудные. Разве что загадку с сейфом я так и не понял, как должен был решить – видимо, изучив окружение в очередной раз. К счастью, на этот случай есть функция пропуска мини-игры, которая доступна с самого начала.
Плюс игры в том, что ты действительно должен, как и твой аватар Тесса, быть полноценным исследователем незнакомой территории, что не так легко, как кажется. Хотя к твоим услугам будет немало вещей, которые сильно упростят жизнь – много предметов, оборудование, инструменты, небольшие подсказки, а самое главное – верный спутник: летающий говорящий дрон КНИС (Когнитивная Наблюдательная Исследовательская Сущность). Это типичный робот-слуга из фантастических произведений, который будет служить тебе до последнего, специально включит для тебя протоколы юмора и сарказма, а потом героически пожертвует собой. С его помощью можно регулярно сканировать территорию на наличие опасностей и малозаметных мелочей, вести обсуждения и делать выводы. Но вот доходить до решения загадок и преодолевать препятствия придётся самому, хотя для совсем ленивых, в принципе, в игре есть встроенное прохождение.
Неожиданный поворот оказывается в том, что на самом деле мы не будем исследователем другой планеты, её необычной флоры и фауны. Нам не придётся играть в Робинзонов и постигать необычный инопланетный мир. Достаточно быстро мы попадём в техногенное сооружение, в котором и пройдёт чуть ли не 90% сюжета игры. И сюжет окажется связан, несмотря на надежды Тессы, вовсе не с авантюрными приключениями и исследованиями, а с загадкой её прошлого и судьбой её семьи. А то, что у нашей героини есть какая-то загадка, становится понятно быстро, когда она с удивлением видит, что карточка в её скафандре почему-то оформлена на другое имя.
Собственно, именно вот эта интрига является главным сюжетным крючком и двигателем. Структура тут выглядит просто: всё показанное на экране – это вроде как рассказ Тессы лечащим врачам, кат-сцены с двумя деревянными модельками собеседников идут каждые полчаса, постепенно надоедая дубовостью, но зато создают впечатление кинематографичности. Всё действие делится на пять дней, в течение которых Тесса преодолевает какие-то проблемы, а на следующее утро следует эффектный кинематографичный поворот, который подбрасывает загадок и заставляет играть дальше в надежде найти в финале все ответы. Загадок тут море – амнезия главной героини, странные свидетельства, загадочный неуловимый преследователь, который может ударить в любой момент – и многое другое. В какой-то мере это походит если и не на детектив, то точно на попытку реконструкции прошлого. Всё это и побуждает идти в игре до конца и вечно возиться с задачками, преодолевая многочисленные препятствия. Благо, как любит повторять сама Тесса и её работодатель: "Без препятствий нет прогресса".
А повозиться придётся очень и очень серьёзно. Игра благодаря сильному упору на быт исследователя на другой планете смахивает чуть ли не на симулятор космического путешественника. С обстоятельной немецкой дотошностью и скрупулёзностью вам придётся своим умом доходить до решения самых разнообразных проблем. Как найти нужное растение на болоте, какие манипуляции сделать для входа на заброшенную базу, как что-то включить, починить, собрать, исследовать, вылечить, передвинуть, обезопасить, проложить маршрут – и т.д. и т.п., задач просто море, не продохнуть. Всё это обязательно сопровождается тоннами диалогов и монологов, включая реплики при чуть ли не каждом действии нашей героини. Они так же дотошно и старательно объясняют всё, что происходит вокруг, вплоть до мотивации наших действий, их причин, последствий поступков и планов на будущее. Да-а-а-а, немцы очень дотошны, это вам не в "Депонии" поражаться абсурду беспредела героя...
Надо отдать должное, немцы выдавили всё возможное из идеи сделать как можно больше геймплейных загадок на одних и тех же фонах, да ещё и регулярно обыгрывали трёхмерность своих деталей. Придётся часто управлять механизмами, высчитывать их траекторию движения, исследовать окружение, посещать одни и те же места для использования ранее заблокированных функций – и прочее, и прочее. Но и без этого технических задачек хватит с лихвой, пусть и несложных. Готовьтесь, игра научит вас многому – добывать аскорбиновую кислоту, смешивать другие кислоты, высчитывать пропорции металлов и последствия химических реакций и т.д. и т.п. Всё это проработано с немецкой обстоятельностью, вплоть до многочисленных записей с пояснениями и терминами, как реальными, так и вымышленными.
Неплохи по меркам студии и персонажи, благо, действие камерное, и их, по сути, два – Тесса и забавный КНИС; остальные герои действуют в основном во флешбэках и записях, тут не разгуляешься (кстати, среди них упоминается Нолан Картер, первоначальный герой). Тесса – увлечённый исследователь и любитель космических путешествий, авантюрист по натуре, но вообще девушка умная, смелая, расчётливая. А КНИС тем более – типичный помощник-робот с толикой юмора, такого персонажа испортить сложно. Тут добавить нечего, над персонажами поработали – даже, возможно, слишком: немного прикрутить фитилёк болтовни и многословия им бы не помешало. Ах да, ещё несколько раз встречаются забавные пасхалки, в том числе и на предыдущие творения студии: упоминается и пират Гайбраш, и звездолет "Каленков" и даже "Баба-Яга". Ну, не зря два аниматора студии из наших.
В общем, всё бы ничего, играть было бы немного занудно, но вполне интересно, но ложку дёгтя вносят несколько огрехов. Их немного, большинство объясняются небольшим бюджетом игры типа косячков анимации и нередко чёрных экранов вместо кат-сцен, но пару самых важных выделить стоит.
Во-первых, в игре откровенно запороли управление персонажем. Практически всю игру его моделька с трудом обходит препятствия и нередко при тычке курсором в нужную точку начинает вдруг бестолково кружить на одном месте. Бегает модель тоже с большой неохотой, а перемещение по двойному клику есть, но работает часто из рук вон плохо. Вырваться из этого состояния – та ещё морока. Такое управление присутствует всю игру, особенно когда на фоне есть анимация. Особенно подлая халтура была ближе к концу, когда у меня персонаж внезапно вильнул вниз и – пропал с экрана! Это был откровенный шок. Вернуть его так и не удалось, и пришлось проигрывать несколько часов игры заново, так как я забыл сохраниться. Подлость, конечно, та ещё.
А во-вторых, разгадка игры оказалась... Ну, не настолько уж оригинальной, как хотелось бы. По сути, это всего лишь старое-доброе клише, подсмотренное у многочисленных предшественников, типа, скажем, квеста "Sanitarium" (откуда, кстати, даже взята и "творчески переработана" одна головоломка с движениями близнеца на локации). Кроме того, как и многое в игре, кульминация с раскрытием интриги безбожно затянута на целый час, чтобы игру проходили подольше. И многочисленные, но не слишком нужные кат-сцены тоже приедаются. А хвалёный монолит, вынесенный в название, вообще игре сто лет не нужен – это тупо форма одной из локаций, что не несёт в себе никакого смысла. С таким же успехом игру можно было назвать "Куб", "Сфера" или "Пирамида".
Подытоживая. Эту игру сложно назвать новой классикой жанра, и тем, кто любителем квестов не является, я это слишком усердно советовать бы не стал. Проходить её надо достаточно долго и старательно, при том, что она явно не экстра-класса. А вот любителям жанра – это рекомендуется смело и без оговорок. Наконец-то у нас есть нормальный, оригинальный сюжет, прописанный сеттинг, приличные персонажи, абсолютно логичный и здравый геймплей, уместные драматургические приёмы без переборов и много, много вполне реалистичного быта исследователя на другой планете, который, правда, не столько исследует живой мир, сколько возится с механизмами. Даже техническое исполнение на уровне 2012 года можно считать этаким плюсом для ностальгирующих. Конечно, проект не настолько крут и ярок, как мог бы быть (сравните с игрой почти того же класса "J.U.L.I.A.: Among the Stars", где всё же есть полноценное исследование других миров, более тщательные головоломки и даже графика лучше!). Но зато в кои-то веки студия создала по-настоящему приличный интересный продукт, который даже в старые времена, когда таких квестов было немало, оценили бы не менее чем на четыре с плюсом, а уж сейчас тем более. Достойная, хоть и камерная космическая повесть про заброшенного на другую планету человека, на которую не жалко потратить время.