10.06   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Top.Mail.Ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Monolith (.PC)
Animation Arts / Animation Arts, 2023

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Вспомнить всё на другой планете

Немецкая студия Animation Arts, которая за своё немалое время существования делала только квесты, у меня давно на особом счету. Яркая рисовка и несложный геймплей позволили мне пройти все их игры (кроме одного спин-оффа про Сэм Петерс) без особых трудов. Когда-то они прославились целой трилогией про русскую девушку Нину Каленкову и её фантастические приключения "Тунгуска. Секретные материалы", которая приобрела ряд фанатов по всему мир. Из всех трёх игр мне лично понравилась только первая, да и то только за смешную клюкву про русских и неплохой для квестов своего года визуал. В остальном – сюжет был глуп и шаблонен, загадки нелепы и решались лишь перебором, герои картонные и пустоватые, да и вообще, авторы скатывались до халтуры и плагиата. В продолжениях качество картинки слегка просело, хотя и некритично, а сюжеты так и остались дурью, и плагиат вышел на новые высоты (особенно в третьей игре, где нагло тырили из "Assasin’s Creed").

Но даже палка раз в год всё же стреляет, и те же немцы сделали без шуток отличную игру в духе Индианы Джонса "Lost Horizon". Вот там яркая рисовка и кинематографичный казуал были в тему, имелся не самый затёртый сюжет, клюквенные нацисты забавляли, главгер был неплох и ярок, имелись какие-никакие загадки, и даже был передовой для жанра моушен-кэпчинг. И пусть середина действия откровенно провисала до уныния и плагиата опять было немало, но финал с явными идейками из старых квестов хорошо всё закончил. Жаль, что спустя много лет авторы выпустили откровенно халтурный и скучный сиквел, где единственное, что смешило – горы клюквы про злых коммуняк и картонную Москву, а плагиат стал просто вопиющим. А что до мобильной казуалки "Preston Sterling", то про это недоразумение даже говорить смешно.

Так или иначе, при всех недостатках, немецкая студия – из тех явлений, за которыми просто интересно следить вовлечённой аудитории. А спустя долгих и печальных шесть лет гробового молчания они внезапно обрадовали остатки своих фанатов, наконец закончив долгострой "Monolith". Несчастная игра в жанре космической фантастики о исследователе, потерпевшем крушение на другой планете, создавалась с перерывами аж с 2011 года, и за это время даже многие фанаты давно уже махнули на неё рукой. Ан нет, немецкое упорство всё-таки довело проект до победного конца и даже выпустило его на русском языке! И пусть в процессе игра поменяла главного героя на женщину, но в любом случае её выход стал, каким-никаким, а событием полудохлой квестовой индустрии. В результате я, хорошо зная "творческий почерк" студии, сел играть с насмешливым скепсисом, чтобы поиздеваться над своими любимыми плагиаторами и бракоделами. Каково же было моё удивление, что студии, похоже, удалось создать вторую в своей карьере неплохую игру, при всех серьёзных оговорках. Так что я, как тоже своего рода исследователь, пусть и не космический, решил написать по этому поводу краткий отчёт.

"Monolith" – по первоначальным рекламным отзывам это типичная игра в жанре космической фантастики. Мир стандартный – некое фантастическое будущее, в котором наша героиня работает в Межгалактической Горнодобывающей Корпорации исследователем. Зовут её Тесса Картер, это молодая симпатичная девушка из Канады, которая любит космические исследования и свою семью: мужа Энтони и сына Фина. Завязка тоже стандартная – во время полёта возле некой безымянной планеты её космолёт терпит крушение и падает в какие-то скалистые горы. Придя в себя, она видит, что корабль восстановлению не подлежит, а её партнёр Марк куда-то пропал. С этого и начинаются её приключения, причём она даже в какой-то мере этим возбуждена, а не испугана.

Уже начало игры показало, что хотя студия свои технические возможности и улучшила, но в целом не принципиально. Квест 2024 года выглядит примерно так же, как старый "Lost Horizon 2" восьмилетней давности, а в какой-то мере и похуже. Фонов тут очень много, они симпатичные, даже местами безусловно красивые, но все со следами ручной рисовки и фотошопной анимации. Судя по промо-артам, их сделали ещё в начале 2010-х и с тех пор не особо меняли. Персонажи – трёхмерные, 3D приличное, но не шикарное. Есть, как и раньше, много кат-сцен, на сей раз куда более приличных, чем мутные ролики в прошлых играх. Неожиданным стало почти полное отсутствие в игре саундтрека – видимо, экономили при создании, других причин не вижу. В целом недорого, но очень пристойно для жанра, настоящий привет из нулевых, планку качества немецкие аниматоры не опустили.

Геймплей в целом оказался сносным. Это не прежние идиотские действия наобум, как в первой "Тунгуске", и не унылый казуал как в поздних играх студии. Предметов подбирается много, активных точек много, и хотя они подсвечиваются пробелом, с лёту решить головоломки не всегда удаётся. Игру никак не назвать примитивной, хотя и застрять тут тяжело – всё решается после недолгих раздумий и проверок окружения вполне успешно, главное, не лениться. В общем, в кои-то веки нашли золотую середину. В то же время осталось много родимых пятен прошлого – например, действия достаточно линейны, особенно поначалу; каждые десять минут они прерываются какими-то мини-играми, причём не самыми оригинальными, в частности, несколько раз будут упрашивать вставлять провода в нужные гнезда, и с этим справится даже ребёнок. Головоломок таких много, они в основном просто затягивают действие, но в целом нормальные и нетрудные. Разве что загадку с сейфом я так и не понял, как должен был решить – видимо, изучив окружение в очередной раз. К счастью, на этот случай есть функция пропуска мини-игры, которая доступна с самого начала.

Плюс игры в том, что ты действительно должен, как и твой аватар Тесса, быть полноценным исследователем незнакомой территории, что не так легко, как кажется. Хотя к твоим услугам будет немало вещей, которые сильно упростят жизнь – много предметов, оборудование, инструменты, небольшие подсказки, а самое главное – верный спутник: летающий говорящий дрон КНИС (Когнитивная Наблюдательная Исследовательская Сущность). Это типичный робот-слуга из фантастических произведений, который будет служить тебе до последнего, специально включит для тебя протоколы юмора и сарказма, а потом героически пожертвует собой. С его помощью можно регулярно сканировать территорию на наличие опасностей и малозаметных мелочей, вести обсуждения и делать выводы. Но вот доходить до решения загадок и преодолевать препятствия придётся самому, хотя для совсем ленивых, в принципе, в игре есть встроенное прохождение.

Неожиданный поворот оказывается в том, что на самом деле мы не будем исследователем другой планеты, её необычной флоры и фауны. Нам не придётся играть в Робинзонов и постигать необычный инопланетный мир. Достаточно быстро мы попадём в техногенное сооружение, в котором и пройдёт чуть ли не 90% сюжета игры. И сюжет окажется связан, несмотря на надежды Тессы, вовсе не с авантюрными приключениями и исследованиями, а с загадкой её прошлого и судьбой её семьи. А то, что у нашей героини есть какая-то загадка, становится понятно быстро, когда она с удивлением видит, что карточка в её скафандре почему-то оформлена на другое имя.

Собственно, именно вот эта интрига является главным сюжетным крючком и двигателем. Структура тут выглядит просто: всё показанное на экране – это вроде как рассказ Тессы лечащим врачам, кат-сцены с двумя деревянными модельками собеседников идут каждые полчаса, постепенно надоедая дубовостью, но зато создают впечатление кинематографичности. Всё действие делится на пять дней, в течение которых Тесса преодолевает какие-то проблемы, а на следующее утро следует эффектный кинематографичный поворот, который подбрасывает загадок и заставляет играть дальше в надежде найти в финале все ответы. Загадок тут море – амнезия главной героини, странные свидетельства, загадочный неуловимый преследователь, который может ударить в любой момент – и многое другое. В какой-то мере это походит если и не на детектив, то точно на попытку реконструкции прошлого. Всё это и побуждает идти в игре до конца и вечно возиться с задачками, преодолевая многочисленные препятствия. Благо, как любит повторять сама Тесса и её работодатель: "Без препятствий нет прогресса".

А повозиться придётся очень и очень серьёзно. Игра благодаря сильному упору на быт исследователя на другой планете смахивает чуть ли не на симулятор космического путешественника. С обстоятельной немецкой дотошностью и скрупулёзностью вам придётся своим умом доходить до решения самых разнообразных проблем. Как найти нужное растение на болоте, какие манипуляции сделать для входа на заброшенную базу, как что-то включить, починить, собрать, исследовать, вылечить, передвинуть, обезопасить, проложить маршрут – и т.д. и т.п., задач просто море, не продохнуть. Всё это обязательно сопровождается тоннами диалогов и монологов, включая реплики при чуть ли не каждом действии нашей героини. Они так же дотошно и старательно объясняют всё, что происходит вокруг, вплоть до мотивации наших действий, их причин, последствий поступков и планов на будущее. Да-а-а-а, немцы очень дотошны, это вам не в "Депонии" поражаться абсурду беспредела героя...

Надо отдать должное, немцы выдавили всё возможное из идеи сделать как можно больше геймплейных загадок на одних и тех же фонах, да ещё и регулярно обыгрывали трёхмерность своих деталей. Придётся часто управлять механизмами, высчитывать их траекторию движения, исследовать окружение, посещать одни и те же места для использования ранее заблокированных функций – и прочее, и прочее. Но и без этого технических задачек хватит с лихвой, пусть и несложных. Готовьтесь, игра научит вас многому – добывать аскорбиновую кислоту, смешивать другие кислоты, высчитывать пропорции металлов и последствия химических реакций и т.д. и т.п. Всё это проработано с немецкой обстоятельностью, вплоть до многочисленных записей с пояснениями и терминами, как реальными, так и вымышленными.

Неплохи по меркам студии и персонажи, благо, действие камерное, и их, по сути, два – Тесса и забавный КНИС; остальные герои действуют в основном во флешбэках и записях, тут не разгуляешься (кстати, среди них упоминается Нолан Картер, первоначальный герой). Тесса – увлечённый исследователь и любитель космических путешествий, авантюрист по натуре, но вообще девушка умная, смелая, расчётливая. А КНИС тем более – типичный помощник-робот с толикой юмора, такого персонажа испортить сложно. Тут добавить нечего, над персонажами поработали – даже, возможно, слишком: немного прикрутить фитилёк болтовни и многословия им бы не помешало. Ах да, ещё несколько раз встречаются забавные пасхалки, в том числе и на предыдущие творения студии: упоминается и пират Гайбраш, и звездолет "Каленков" и даже "Баба-Яга". Ну, не зря два аниматора студии из наших.

В общем, всё бы ничего, играть было бы немного занудно, но вполне интересно, но ложку дёгтя вносят несколько огрехов. Их немного, большинство объясняются небольшим бюджетом игры типа косячков анимации и нередко чёрных экранов вместо кат-сцен, но пару самых важных выделить стоит.

Во-первых, в игре откровенно запороли управление персонажем. Практически всю игру его моделька с трудом обходит препятствия и нередко при тычке курсором в нужную точку начинает вдруг бестолково кружить на одном месте. Бегает модель тоже с большой неохотой, а перемещение по двойному клику есть, но работает часто из рук вон плохо. Вырваться из этого состояния – та ещё морока. Такое управление присутствует всю игру, особенно когда на фоне есть анимация. Особенно подлая халтура была ближе к концу, когда у меня персонаж внезапно вильнул вниз и – пропал с экрана! Это был откровенный шок. Вернуть его так и не удалось, и пришлось проигрывать несколько часов игры заново, так как я забыл сохраниться. Подлость, конечно, та ещё.

А во-вторых, разгадка игры оказалась... Ну, не настолько уж оригинальной, как хотелось бы. По сути, это всего лишь старое-доброе клише, подсмотренное у многочисленных предшественников, типа, скажем, квеста "Sanitarium" (откуда, кстати, даже взята и "творчески переработана" одна головоломка с движениями близнеца на локации). Кроме того, как и многое в игре, кульминация с раскрытием интриги безбожно затянута на целый час, чтобы игру проходили подольше. И многочисленные, но не слишком нужные кат-сцены тоже приедаются. А хвалёный монолит, вынесенный в название, вообще игре сто лет не нужен – это тупо форма одной из локаций, что не несёт в себе никакого смысла. С таким же успехом игру можно было назвать "Куб", "Сфера" или "Пирамида".

Подытоживая. Эту игру сложно назвать новой классикой жанра, и тем, кто любителем квестов не является, я это слишком усердно советовать бы не стал. Проходить её надо достаточно долго и старательно, при том, что она явно не экстра-класса. А вот любителям жанра – это рекомендуется смело и без оговорок. Наконец-то у нас есть нормальный, оригинальный сюжет, прописанный сеттинг, приличные персонажи, абсолютно логичный и здравый геймплей, уместные драматургические приёмы без переборов и много, много вполне реалистичного быта исследователя на другой планете, который, правда, не столько исследует живой мир, сколько возится с механизмами. Даже техническое исполнение на уровне 2012 года можно считать этаким плюсом для ностальгирующих. Конечно, проект не настолько крут и ярок, как мог бы быть (сравните с игрой почти того же класса "J.U.L.I.A.: Among the Stars", где всё же есть полноценное исследование других миров, более тщательные головоломки и даже графика лучше!). Но зато в кои-то веки студия создала по-настоящему приличный интересный продукт, который даже в старые времена, когда таких квестов было немало, оценили бы не менее чем на четыре с плюсом, а уж сейчас тем более. Достойная, хоть и камерная космическая повесть про заброшенного на другую планету человека, на которую не жалко потратить время.


Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith Monolith

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя