22.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Murder In Tehran's Alleys 2016 (.PC)
Resana Shokooh Kavir / Strategy First, 2017

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Иранский детектив №2. Тегеран – город грехов

В прошлый раз я рассказывал о трилогии иранских квестовых детективов от студии Resana Shokooh Kavir и о её первой части – "Murder in Tehran's Alleys 1933", вышедшей в 2014 году. Спустя всего два года последовал формальный сиквел этой игры – на сей раз в Иране 2016-го. В первый раз я отметил многие положительные стороны игры, сделанной по всем канонам 2.5D-квестов 2000-х, но при том с заметными недостатками. Стал ли сиквел лучше или хуже?

2016 год. Иран. Как и много лет назад, вновь в Тегеране орудует серийный убийца – но на сей раз с другим почерком. Теперь он жестоко убивает разных людей: богатый бизнесмен, мелкий наркоторговец, бывший чемпион по единоборствам, ставший рабочим на молочной ферме. Быстро становится понятно, что их всех объединяла наркомания. Возле жертв оставлены кристаллики метамфетамина и CD-записи убийств, которые маньяк называет казнями за смертные грехи. Зачем же он это делает, и как его поймать? Это должен решить детектив тегеранского криминального отдела Фарамарз Афшар.

Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016

Уже в самом начале становится понятно, что это сильное подражание, фактически перелицовка первой части. Как и там, всё начинается с получения нашим героем сообщения об убийстве, и он идёт на место преступления через длинные полицейские коридоры, забитые государственными флагами и портретами – на сей раз аятоллы Хомейни. Как и там, у нас есть дневник – на сей раз, в лице личного КПК. Как и там, нас встречают иранские полицейские, стоящие на посту и отдающие честь. Как и там, нас встретят ночные и дневные локации, покрытые простынями окровавленные трупы, которые регулярно возникают один за другим. И так далее, и тому подобное. И это понятно: в самом начале нам говорят, что наш Фарамарз Афшар – это внук детектива Мохаммада Афшара из первой части. На сей раз, наш герой немного простоват. Если дедушка в любой ситуации сохранял амплуа доброго и твёрдого героя сыска и небросающееся в глаза внутреннее достоинство, то наш Афшар меньше всего похож на серьёзного героя нуарного детектива. Хотя на обложке он в рекламных целях нарисован иранским Рэмбо с гарнитурой в ухе и пистолетом наперевес, в игре это обычный человек в старомодном пиджаке с кожей на локтях, который стреляет разве что в тире. Новый Афшар похож на предка: неглуп, решителен, любит "Касабланку" и имеет свою коронную цитату – "Это может быть важной уликой". Но он куда более раскован, чем его дед, у него весёлый и общительный нрав, он часто комментирует с охотой происходящее, любит пошутить, и диалоги с ним иногда напоминают комедию из-за типичных в его речи восточных оханий с присвистываниями. Но в целом, Афшар квалифицированный и серьёзный следователь, что, конечно, идёт ему в плюс.

Как я и ожидал, авторы действительно учли проблемы первой части. Если там видеоролики заменяли криво нарисованные слайды, то теперь авторы постарались, и вместо них введены комиксовые картинки – старый и проверенный спаситель малобюджетных квестов. Комиксы эти, правда, исключительно черно-белые, но нарисованы, в целом, хорошо и экспрессивно. Да и озвучка тоже неплоха. Из других приятных новшеств – у нас наконец-то есть карта прямо в КПК. Из неприятных – по-прежнему нет перехода с локации по двойному щелчку. А инвентарь теперь не открывается при приближении курсора к верхней части экрана, а почему-то включается клавишами K и M. И, что интересно, только если зайти в игру с английской раскладкой, поэтому у меня инвентарь долго не включался. В остальном, управление идентично первой части, и подсветка активных зон пробелом тоже осталась – хотя на сей раз в игре, слава богу, почти нет пиксельхантинга.

К сожалению, как и в первой части, налицо целых ряд мелких недоделок, немного портящих впечатление. Герои двигаются как-то деревянно, раздражает мгновенная смена их поз во время разговора, фигура Афшара часто неправильно меняет размер при прохождении локации. Непонятно, что творится с музыкой: часть саундтрека взята из первой части, но к ней добавлены новые мелодии, в основном – спокойные скрипичные темы. Но треки почему-то регулярно смешиваются на локациях; в первой игре такое было всего один раз. Впрочем, даже не прислушиваясь, можно уловить, что часть звуковых эффектов тоже взята из первой части. Также добрая половина героев почему-то изображена с белым кружком под ними – видимо, остаток разметки их нахождения на локации. Комиксовые слайды почему-то резко меняются: часть прорисована ярко и чётко, часть размыто – чтобы скрыть разницу в качестве? Некоторые заставки нарисованы откровенно вручную, есть и небольшой кусок с анимацией в телевизоре, которая представляет собой дорисованную видеосъёмку, и это отлично видно. Забавляет и то, что Афшар постоянно совершает манипуляции с телефоном и удостоверением пустой рукой. А особенно смешит встреча на одной из локации советского грузовика ГАЗ-53 с советским же номером – и это понятно, потому что модель взята из "Сталкера". Словом, такие мелочи некритичны, но неприятно напоминают о скудном бюджете иранских квестоделов. Правда, слава Аллаху, на сей раз в игре практически нет багов. Да. Практически. Если не считать места, где я явно застрял из-за путаницы авторов в действиях героя.

Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016

Проблема со штампованным детективным сценарием первой части на сей раз решена – и вполне недурно. Сюжет сиквела, как писали многие игроки в отзывах, напоминает знаменитый кинотриллер "Семь". Действительно, параллели очевидны. Главный герой – серийный убийца, который жестоко убивает группу намеченных им людей, оставляя на месте преступления названия грехов, за которые он их карает. Он всегда на шаг впереди и откровенно водит за нос следствие, а под конец даже подкидывает Афшару улики, соревнуясь, кто первым из них успеет выполнить свою задачу. На этом, впрочем, параллели и заканчиваются: наш герой – не сумасшедший религиозный маньяк, а наркоман, и именно тема наркомании является в фильме основной, а вопросы несправедливости и разложения иранского общества, хотя и затрагиваются, но не достигают и десятой доли пессимизма фильма Дэвида Финчера.

Весь сюжет построен в форме этакого полицейского процедурника, в котором Афшар пытается напасть на след убийцы, и с каждым новым убийством добывает всё больше улик, а также постепенно понимает его мотивацию. Всё это действительно очень напоминает сценарий небольшого кинотриллера с соответствующим напряжённым финалом. Жаль только, что некоторые потенциально интересные моменты не были авторами использованы: например, остались бессмысленными введение в сюжет жены Афшара и его сны из детства. Как и в первой части, игра заканчивается викториной из 23 пунктов, в которых нужно отметить правильные ответы, хотя угадать их даже после внимательного прохождения игры не так просто. Зато викторина даёт плохую или хорошую (в случае набора 2/3 правильных ответов) концовку. Правда, отличаются они только тем, удастся ли захватить убийцу живым или мёртвым.

Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016

Впрочем, по атмосфере мне первая часть понравилась больше. Там всё-таки были очень красивые локации, пейзажи, да и архитектура Тегерана была вполне впечатляющая, как и редкие исторические детали. Сиквел, конечно, имеет и свои хорошие, добротные локации и гораздо более богатую детализацию, но по красоте и очарованию первой части он уступает. Всё-таки местных документов, даже в форме анахроничных плакатов, маловато, всюду правит зелёный цвет самых разных оттенков, да и некоторые фоны рисовались явно наспех, а действие, за исключением нескольких мест, сосредоточено в окраинных домах, обыкновенных улицах, молочной ферме – словом, довольно обыденных и невпечатляющих местах, хотя и нарисованных хорошо и красиво. К сожалению, ночное время суток, которое облагораживало ранее локации в игре, используется тут всего два раза – в начале и в конце, поэтому о нуарной эстетике особенно говорить не приходится. Простенькая угловатость персонажей практически не изменилась, хотя надо отдать должное – на глаз все полицейские нарисованы заново, и есть новые женские персонажи. Увы, как и ранее, движения у них весьма скупые.

Ну, по крайней мере, на отсутствие национального колорита здесь не пожалуешься – его тут много, начиная с женщин в чадрах, которые составляют чуть ли не половину иранской полиции, и заканчивая эпизодичными воспоминаниями Афшара о своём детстве. Вообще, многие компьютерные игры, и особенно квесты, грешат изображением нашей повседневной жизни как чего-то откровенно абстрактного, мультяшного или даже намеренно клюквенного. Но в игре Иран показан как совершенно современное, хорошо узнаваемое государство с конкретными деталями. На столах у героев компьютеры с системой Windows, пользуются они поисковиком Yahoo, ездят на современных иномарках, заказывают пиццу, смотрят телесериалы, да и локации Тегерана выглядят весьма реалистично: кирпичные многоэтажки, высотки, подъезды. При этом постоянно упоминаются местные национальные детали: сушащиеся на чердаках ковры, комнаты для намаза в полицейском участке и тому подобное. Наверно, кому-то будет интересно посмотреть и на коротко показанные взаимоотношения Афшара с женой, которую даже иранский патриархат не удерживает от препирательств с мужем и постоянных поездок к маме.

Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016

Самое противоречивое место игры – это её геймплей. Если в первой части он был абсолютно линейным и не позволял выйти с локации в том случае, если мы что-то не сделали, то теперь он… ещё более линеен. Предыдущий Афшар был свободен, по крайней мере, в посещении локаций и комбинировании – тут же все идёт чётко по накатанной сюжетом линии, и Афшар-внук волен, в лучшем случае, ходить в пределах пяти экранов. Доходит до нелепого: Афшар не может спросить у возникшего у входа часового, почему дверь заперта, прежде чем не попытается в неё войти, или подобрать какой-то мелкий предмет, прежде чем не поймёт, что он ему нужен. В очередной раз вижу тенденцию, когда упор на сюжет делается до такой степени, что игрок вынужден идти по нему как под ручку авторов, никуда не сворачивая и ни на что не отвлекаясь. В очередной раз не понимаю, как можно так нерационально подходить к делу и тратить время на рисование чуть ли не десятка локаций, нужных только для попутного посещения. В итоге, хотя в "Murder in Tehran's Alleys 2016" где-то около 50 локаций, чуть больше, чем в первой игре, проходится она заметно быстрее. Соответственно, очень немногочисленные инвентарные загадки будут лишь в самом начале, далее количество предметов в инвентаре не превысит восьми за всю игру – всё упирается в общение с персонажами, очевидное применение предметов, а также мини-игры. Причём если первая часть имела хотя бы 2-3 сносные головоломки, то тут авторы решили не утруждаться: большая часть – это откровенные паззлы в духе "собери бумажку", да и все остальные загадки с бородой как у Омара Хайяма. Лишь пару раз игрок рискует застрять, причём минимум один раз – по вине самих же авторов: поди догадайся, какое трёхбуквенное слово нужно набрать для открытия сейфа, если к тому никакой подсказки, кроме почерка убийцы. Впрочем, у этого есть и плюс: по крайней мере, не приходится, как в первой части, кружить в непонимании того, что происходит, и что делать, постоянно обращаясь к прохождению. Казуальность в игре такая, что Афшар сам регулярно говорит, куда ему пойти и что делать. Дневник на сей раз уже не работает как пошаговое руководство, хотя определённые подсказки в нём есть.

Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016 Murder In Tehran`s Alleys 2016

В целом, надо сказать, что сиквел учёл проблемы первой игры и решил большую их часть. Правда, он всё-таки уступает первой игре по некоторым деталям, таким как самобытность или атмосферность, но это вполне искупается сюжетом и исправлением других деталей. К сожалению, геймплей был максимально выпрямлен для оформления кинематографического действия. Получился неуникальный и неизобретательный, но вполне добротный квестовый триллер. В случае, если вы любите подобные игры с продуманным и вполне динамичным сюжетом и простым геймплеем, в это рекомендуется играть – хотя хорошее знание английского, конечно, не помешает. Перевод от канадского издателя тут хоть и такой же простой и посредственный, как и в первой части, но на сей раз диалоги уже нельзя прокручивать заново.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя