Иранский детектив №1. Тегеранский нуар
Что вы знаете об Иране? Наверно, не больше, чем о любой другой ближневосточной стране. Нефть, газ, мечети, пески, ковры, восточные базары, фрукты, самовары, женщины в хиджабах, ядерная программа, Корпус Стражей Исламской Революции... И, похоже, всё. Негусто. Однако последние несколько лет любителям квестов неожиданно выпала возможность познакомиться с этой страной в форме своего любимого жанра. В 2015 г. привлекла определённое внимание остросюжетная политическая игра в жанре интерактивного рассказа "1979 Revolution: Black Friday", посвящённая истории Иранской революции и созданная иранскими эмигрантами в Америке. Потом появилась иранская инди-игра "Memoranda" о теряющей память девушке, основанная на рассказах Харуки Мураками.
Но большая часть иранских квестов вышла от иранской студии из города Кашан Resana Shokooh Kavir, она же RSK Entertainment. В мае 2017 г. она подписала контракт с канадским издателем Strategy First, которая начал выпускать их оригинальные квесты в Steam с английским переводом. Моё внимание привлекла целая трилогия иранских квестовых детективов, объединённых в Steam в сборник "Crime Solver's Bundle". Трилогия состоит из трех 2.5D-квестов: "Murder in Tehran's Alleys 1933", "Murder In Tehran's Alleys 2016" и "Devil In The Capital". Все три игры посвящены разным историческим периодам Ирана, и объединяет их только фабула: в каждой из них иранский детектив Афшар охотится за загадочным иранским серийным убийцей.
Я вообще люблю квестовые детективы, а уж на фоне экзотической страны – тем более. Поэтому из интереса я купил две первых игры в Steam с хорошей скидкой, а потом уже в июле 2017 г. неожиданно появилась третья. Теперь я могу высказать своё мнение, стоит ли внимания иранский квест.
Вначале немного предыстории. Игра "Murder in Tehran's Alleys 1933" базируется на реальных событиях. С декабря 1933 г. в Тегеране действительно орудовал серийный маньяк, первый в истории ХХ века этой страны – Али Асгар Боруджерди, прозванный в Иране "Асгар-Убийца". Он работал носильщиком и грузчиком овощей, параллельно похищал, насиловал и жестоко убивал мальчиков-подростков, в основном бездомных, и прятал их обезглавленные тела. До этого он убивал на территории Ирака, откуда сбежал из-за опасений ареста. В конце концов, усилиями полиции Асгар был пойман, признался в убийстве 33 жертв и был прилюдно повешен. Таким образом, Асгар-Убийца – такое же национальное достояние Ирана, как Джек-Потрошитель для Великобритании и Андрей Чикатило для России, и в решении использовать его историю для игрофикации нет ничего странного. Новости о создании игры появлялись как минимум с 2010 г., причём, судя по сохранившимся концептам, игра начиналась как целиком двухмерная, но в итоге была перерисована буквально с нуля и стала классическим 2.5D-квестом, который вышел практически под самый закат этого жанра – в 2013 году, ну а спустя четыре года – и в Steam.
Что сразу бросается в глаза при начале игрового процесса – это очень красивые локации, сделанные в лучших традициях адвенчур 2000-х с их отрендеренными 3D-фонами. Несмотря на не самую большую детализированность, практически всё выполнено на хорошем для тех времён уровне. Внутренние помещения прорисованы хорошо и добротно, оставляя приятное впечатление, неплохо удались и пейзажи с архитектурными местами – я даже любовался некоторыми из них.
Многие фоны прорисованы с разных углов и с наклонами или наличием неплохих деталей, тоже производя красивое впечатление. Иранская природа и архитектура тут представлены во всей красе, как тёмные так и светлые краски представлены с неплохим разнообразием. Из недостатков стоит отметить пару локаций со слишком слабой детализацией (в первую очередь, площадь у полицейского департамента), короткую и слабую анимацию некоторых деталей, кое-где выступающие контуры прорисовки и прочие мелкие ляпы. Но таких моментов мало и, зная происхождение игры, их легко простить. Тем более, если вспомнить, что игра вышла тогда, когда так рисовать практически перестали.
К сожалению, хуже вышли трёхмерные персонажи. Выполненные в давно устаревшем низкополигональном 3D, они ухитряются по зазубренности переплюнуть даже героя "Чёрного оазиса", игры, вышедшей лет за 10 до того, графика которой уже тогда считалась устаревшей. Разумеется, всерьёз их приделывать к локациям было тяжеловато, поэтому иногда они царапают глаз слишком большим контрастом с локацией, особенно когда приходится по ней передвигаться. Спасает, в основном то, что все герои тут отрисованы тщательно и индивидуально, включая весьма многочисленных полицейских в одинаковой форме, у каждого из которых своё лицо и свой голос. К тому же, они не стоят столбнём, а активно двигаются и даже жестикулируют – хотя, как правило, анимация движений у них весьма короткая. Лучше всего проработан главный герой, который часто выглядит как почти образцовая модель... пока не оказывается, что многие его телодвижения заменяются тёмным экраном...
В целом, графика в игре на хорошем и добротном уровне былых квестов, учитывая время и место создания. К сожалению, самое слабое место игры – её видеоролики. Они представлены крохотными слайдами, которые выглядят так убого, как будто их рисовали не художники игры, а их дети во время отдыха в яслях. Нарисованы они все примитивно, коряво, явно от руки и очень плохо раскрашены. Вдобавок, они не всегда совпадают с действием: детектив на них почему-то выглядит на 20 лет старше и седым, да и локации нередко непохожи – если их вообще показывают. По всей видимости, именно на стадии рисовании роликов деньги на игру кончились окончательно.
Словом, по визуальному ряду видны традиционные проблемы с бюджетом, но, по большей части, авторы с ним справились, и вполне неплохо, поэтому "Murder in Tehran's Alleys 1933" имеет все права называться красивой игрой. Со звуком же получилось тоже неоднозначно – он-то как раз везде технически сделан добротно, но не более. Меня не особо впечатлила восточная пафосная музыка на всех локациях, часто слабо с ними сочетающаяся и, вдобавок, включающая живые песнопения. От завываний же имама в местной мечети мне сразу захотелось выключить звук – но такой функции тут нет. Зато вполне устроила местная озвучка, так как актёры читали текст довольно старательно и эмоционально, хотя и переигрывали, а по-настоящему удался только главный герой. Тем не менее, жаловаться не на что – разве что на то, что количество реплик в игре немногочисленно. Впрочем, в этом же есть и плюс: поскольку игра озвучена на иранском, а субтитры переведены только на английский, так легче понять сюжет. Заодно поблагодарю авторов, что они не стали мучить игрока и облегчили ему задачу: ключевые диалоги заносятся в дневник, а многие из них можно прослушать ещё раз. В "Murder in Tehran's Alleys 1933" переведён абсолютно весь текст, облегчая жизнь игроку, хотя англоязычные отзывы откровенно жаловались на странный и малопонятный для них перевод, который выглядит для них откровенно примитивным. Доказательства этого встречаются на каждом шагу: достаточно того, что насадка для лопаты переведена тут просто как "iron". Тем не менее, это цена за то, что смысл происходящего и прохождение стали понятны даже человеку со средним знанием английского. И, разумеется, не обошлось без багов! Иногда повторяются реплики персонажей, глючит диалоговое окно или графика героев. Правда, от игры из Ирана я ждал чего-то гораздо худшего.
В общем, по всем техническим сторонам – это не безупречная, но вполне добротная игра, плоть от плоть 2.5D-адвенчур 2000-х. Помимо отрендеренных 3D-локаций и трёхмерных героев, приклеенных к своим местам, в игре есть и все остальные признаки тогдашних игр: интуитивно понятное классическое управление мышкой, озвучка невидимой массовки за кадром, частый в те времена дневник главного героя с записью важных моментов, детальная прорисовка осматриваемых документов и иллюстраций, перемещение по одной большой локации через карту, показывающийся по наведению курсора вверх инвентарь-лента. Есть здесь и классический геймплей, заключающийся в разговоре с персонажами и сборе предметов, который, по традиции, прерывается мини-играми. Их тут всего полдесятка, и наряду с совершенно банальными пятнашками и крестиками-ноликами неожиданно есть парочка вполне сносных головоломок. Активные зоны не слишком многочисленны, однако их нелегко найти самому, к тому же они иногда расположены в самых труднодоступных местах. Одним словом, классика недавнего жанра. Было приятно вернуться обратно в 2010 год и вспомнить былое.
К сожалению, национальный колорит, на который я надеялся, представлен здесь не так широко, как хотелось бы. С одной стороны, перед нами действительно показана широкая панорама исторического Тегерана с мечетями, маленькими улочками и местной архитектурой. Очень хорошо отрисованы интерьеры зданий, широко представлена ближневосточная архитектура, едва ли не в каждой комнате стоит иранский самовар, на столе Афшара блестит тяжеловесный маузер, а на горизонте видны иранские горы и красные закаты. Действие имеет и лёгкий налёт нуарной эстетики, вполне актуальной для 1933 г. Наш детектив Афшар стоек, внимателен, обращает внимание на детали, не прочь немного пошутить, любимые его фразы: "Я возьму это" и "Поздравляю, солдат!" – персонаж не самый развитый, но, в целом, сносный. Он носит шляпу и пиджак, передвигается по всему городу на личном чёрном Opel Kadett (который, правда, появится только через три года), посещает, в основном, заброшенные окраины города с копошащимися на месте убийств полицейскими, при этом многие локации мы увидим с двух углов и даже в ночное время, что придаёт им тёмную красивую стильность.
Всё это так, но с другой стороны, сюжет, в основном, старательно жмётся к окраинам и внутренним помещениям, где резко чувствуется проблема пустоты и нехватки деталей. Массовка на локациях почти везде отсутствует, как и какое-то ощущение жизни – если не считать за неё закадровые шумы города. Почти нигде не упоминаются и исторические события того времени, из-за чего исторический контекст происходящего просто теряется. Не показан нам и быт простых иранцев – за него отвечают лишь две комнаты дома самого Афшара, что слишком мало. Подбор немногочисленных документов и материалов выглядит весьма странным: за исключением явно подлинных документов Великобритании 1920-х гг. нам показывают, в основном, печатные материалы других государств. Газетные заметки, рекламные плакаты, зарубежные афиши и бланки прямо не имеют отношения к Ирану и даже хронологически даются с большим разбросом: газетные вырезки времён Первой мировой соседствуют с плакатами из явных 50-х.
Вдобавок, и историчность всё время нарушается мелкими накладками, которых легко можно было бы избежать. Я не искал фотографий Тегерана, но сомневаюсь, например, что его полицейский департамент был размером с Большой театр и нашпигован государственными флагами, в то время как на улицах города нет ни одной лошади. Когда же в инвентаре мы видим лабораторные пакетики из полиэтилена и пластмассовые стаканы, становится просто стыдно. Наконец, полностью отсутствуют какие-нибудь интересные подробности о жизни Ирана того периода, да и чисто ближневосточные нюансы представлены крайне слабо. Если бы не общение с местным имамом, документы Великобритании и упоминание в диалогах об эпопее небезызвестного Мирзы Кучек-Хана в 1921 г., сюжет данной игры с таким же успехом мог бы происходить в любой другой стране мира.
Но если по поводу атмосферы могут быть разные мнения, то вот с геймплеем игры всё однозначно: даже по меркам жанра он не поднимается выше среднего, так как построен очень линейно и почти лишает игрока свободы действия. Детектив Афшар проводит классическое расследование, обследуя места преступлений и передвигаясь по открываемым постепенно локациям. В основном, его задача состоит в расспросах свидетелей и комбинировании собранных предметов для решения какой-нибудь примитивной задачки: собирания воздушного змея, разжигания самовара или открытия колодца. Так как это игра в стиле адвенчур 2000-х, то она насыщена всеми проблемами того времени: набиванием инвентаря кучей предметов, пиксельхантингом, безумной логикой и линейными алгоритмами, понятными только сценаристу. Логика, которую нельзя интуитивно понять, очень мешает: на протяжении всей игры можно легко застрять на локациях только потому, что не каждому придёт в голову сделать нож из лопаты или трубку из дудки – или выманить сторожа первой попавшейся в инвентаре запиской... А как вам идея вскрыть фотографию пряжкой ремня, который без толку провалялся у вас всю игру? Метод перебора из-за большого количества предметов, используемых в основном не на локациях, а с людьми, тоже работает не слишком хорошо. Подсказки, которые обычно спасают такие игры, тут если и встречаются, то редко, и они весьма простые.
В итоге, имеем очередную игру с непродуманной игровой логикой, которую надо проходить через мучения и долгие эксперименты. К счастью, в оправдание игры надо сказать, что она во многом компенсирует эти проблемы с помощью дополнительных функций. Среди них – подсветка активных зон пробелом, звуковой сигнал о прохождении каждого важного шага, а также наличие дневника главного героя, который не только заключает в себе важнейшие диалоги, как это обычно водится, но и фактически является пошаговым руководством. Буквально, после каждого верного шага в дневнике даётся прямое указание или инструкция, что делать дальше, и желающий получить подсказку игрок всегда может этим воспользоваться. И это очень хорошо, поскольку без этих инструментов игра практически непроходима методом логики. Шаги детектива, прописанные по сюжету, никак не зависят от ваших намерений, простой логики и предыдущих действий – как правило, для завершения главы необходимо последовательно посетить несколько локаций, даже если для этого нет никаких видимых оснований. При этом в инвентаре нет карты – она доступна только после выхода с локаций. Кстати, такой сложнейший в реализации игровой элемент, как перемещение к выходу по двойному клику, тут отсутствует. Правда, наш детектив умеет бегать, но разогнать его к выходу не так-то просто. Так что перемещение по карте вызывает ощутимые затруднения. При этом линейный сюжет не позволяет даже выбирать подбор предметов: очень часто для прохождения дальше нужно совершить неочевидное действие, провести диалог или взять предмет, который понадобится только спустя долгие часы, оседая до этого мёртвым грузом в инвентаре. Что мешало позволить брать все предметы когда угодно, при том, что уровней тут нет, абсолютно непонятно. Кроме того, только благодаря подсветке пробелом можно справиться с пиксельхантигом – многие из предметов разбросаны по всем локациям, не выделяясь на фонах, а то и в самых тёмных и малозаметных углах, из-за чего нащупать их самому крайне тяжело.
В результате, о том, что вы застряли не из-за бага, а по сценарию, напоминает единственная подсказка – блокирование выхода. Но иногда мешают и баги, не волнуйтесь. Дважды из-за рассинхрона анимации и озвучки я переходил на локацию во время диалогов, и, в итоге, диалоговое окно с блокированным курсором не менялось. Один раз загадочным образом не загрузилась газета на ларьке, которую надо было прочитать для прохождения, хотя её содержание легко можно узнать и из диалогов. Обе проблемы пришлось решать запуском с последнего сейва, которых тут всего-навсего три на всю игру. На слоты, видать, тоже денег не хватило.
Если бы это искупал интересный и добротный сюжет, я мог бы и это простить. Но и с ним, к сожалению, тоже достаточно проблем. Детективная интрига в основе сюжета разворачивается медленно, с натугой, сюжет всё время теряется за геймплеем, и вскоре всё становится настолько туманно, что даже уследить за действием тяжело, несмотря на то, что оно идёт на одних и тех же локациях одного города. Сценарий состоит, в основном, из застарелых штампов детективов, смешанных не самым впечатляющим образом. Пока главный герой думает, что ему делать, новый труп зловеще появляется на окраине города, причём аккуратно каждый день, как бутылочка молока от молочника. Неуловимый маньяк, который ранее не оставлял никакой надежды на свою поимку, теперь обязательно оставляет возле каждого тела кучу улик, как будто специально подложенных под самый нос детектива. Причём улики становятся всё точнее и точнее! Волоски, следы, платки, документы, дневники жертв, ключи от своей квартиры... Если бы игра не закончилась, убийца, наверно, забыл бы там свой паспорт – а дальше оставалось забыть свою голову и анализ ДНК. При этом одни улики как бы продвигают сюжет, в то время как другие останутся лишь квестовым мусором, невыстрелившими ружьями. Так, главный герой не делает даже попыток проследить как минимум за одним подозреваемым, найдя при этом на месте убийства его же полицейский жетон. Совершенно неожиданно в дело о маньяке вторгается сторонняя составляющая – нам дают более прозрачно понять, что здесь замешана международная политика. Обещавший раскрыть нам тайну журналист становится жертвой убийства! Совпадение – или нет? Кто следующий? Похоже, что жизнь самого детектива в опасности!.. Не переключайтесь!!!
Увы, как раз тогда, как сюжет раскачался и интрига начинает приобретать интерес, детектив узнал личность убийцы, а напряжение достигло определённого накала, неожиданно наступает финал. Как он здесь выглядит? Ну, в классическом детективе главный герой обычно находит объяснение всем загадкам, собирает улики, распутывает все сложные узлы и хитросплетения интриг и обмана и находит преступника. Однако в "Murder in Tehran's Alleys 1933" финал крайне слабо связан с основным сюжетом. Запутанная и малопонятная история охоты за маньяком неожиданно обрывается в конце... викториной, в которой надо правильно ответить на вопросы по поводу расследования. Именно так: оставшиеся далеко позади многочисленные улики, свидетельства, невыстрелившие ружья понадобятся вам только для этого. Не у "Red Johnson’s Chronicles" ли подсмотрели приём? Причём, по факту, на многие вопросы нельзя ответить верно, так как результат никак не зависит от того, что вы знаете. Поэтому данная викторина – всего лишь крайне сложный и неудобный способ дать вам разгадку. Всего в ней 23 пункта, и если вы достаточно усидчивы, то путём случайного заполнения вы сможете приблизительно понять, что же имели в виду авторы. Я смог – и оказалось, что объяснение преступлений довольно нелепо и слабо связано с предыдущими уликами (спойлер!).
Если я правильно всё понял, нам активно намекали, что убийца был не более чем нанятым подставным лицом, которому активно платили враждебные круги Англии и России для дестабилизации страны. Довольно странный и ненадёжный способ спровоцировать конфликты в государстве, если задуматься, поэтому обоснование выглядит откровенно нелепо и уж куда слабее истории реального Асгара-Убийцы. Ещё больше запутывает всё то, что агентом вражеских держав был наш собственный шеф полиции, который сам назначил Афшара на расследование – какой в этом смысл? Причём в игре две концовки, и в случае, если верных ответов меньшинство, сразу после этого в полном отрыве от выводов викторины следует дешёвый финальный ролик, в котором в худших традициях плохих боевиков маньяком назначают... самого Афшара! При этом никаких доказательств и обоснований не приводится. В последний раз такую глупость я встречал разве что в убожестве "Undercover Missions Operation Kursk K-141".
Разумеется, натянутое и малоправдоподобное объяснение оставляет неприятное послевкусие – тем более непонятно, зачем заменять мотивацию и историю реального маньяка Ирана, но при этом оставлять ему то же имя? Такой сюжетный поворот мог бы сыграть при должном оформлении – достаточно было связать улики с действиями героя, развить попутные темы подозрения предательства и опасности, разнообразить детективные приёмы. Увы, этого сделано так и не было, поэтому сценарий игры едва не захлебнулся в неувязках и штампах. Возможно, конечно, резкий финал – это следствие всё той же нехватки бюджета, из-за чего пришлось вырезать развитие сюжета, как это явно было в "Alter Ego" в своё время, но это не оправдание, ведь даже с такими скудными возможностями сюжет и финал можно было прописать куда точнее.
В итоге, впечатления от игры получаются смешанные. Она показала себя гораздо лучше, чем я ожидал, и доказывает, что иранские авторы играли в квесты и знают, как те должны выглядеть. Абсолютно классическое по традициям жанра оформление пошло в плюс: яркие красивые локации ласкают взгляд, определённая атмосфера ближневосточного детектива искупает недостаток детективных приёмов, техническое качестве игры в целом отвечает должному, и интрига c интересными поворотами тут имеется. Однако прерывистый линейный геймплей, который слишком сложен сам по себе, и нормальное прохождение которого возможно только по встроенному руководству, не совсем продуманный сюжет и некоторые мешающие прохождению баги заметно вредят игре, которая, в итоге, так и не разворачивает в полную мощь свой потенциал. Конечно, это не настолько клюквенно и убого, как "Operation Kursk", пройти вполне можно, и даже не без удовольствия, но до проработанности, например, исторического шпионского триллера "Архивы НКВД. Охота на фюрера" игра не доросла, несмотря на определённые шансы.
Тем не менее, разочаровываться рано. У иранских игроделов есть к ней ещё два сиквела. Вполне возможно, что там исправлены эти ошибки, поэтому я смотрю в будущее с оптимизмом и буду ждать подарков с загадочного Востока.