17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Metaphobia (.PC)
Digital Mosaic Games / Digital Mosaic Games, 2019

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive) саундтрек

Автор рецензии: Chapaevec.

Как не бояться заговора

Сюжет игры разворачивается вокруг убийства некоего Карла Элмштата, погибшего вскоре после того, как он был избран мэром города, – собственно, дело уже давно закрыто, а какой-то воришка, признанный виновным в преступлении, благополучно посажен в тюрьму. Однако сын жертвы по имени Ричард, за которого нам и предстоит действовать, считает, что всё было совершенно иначе, – и, подозревая политического соперника своего отца, берётся за новое расследование.

Итак, игра рассказывает о простом художнике Ричарде Элмштате, чей отец – мэр некого неназванного города размером с Сан-Франциско – был убит тайным обществом в результате жутких интриг. Он ввязывается в расследование и приходит к конспирологическим выводам... Ну что же. Я люблю политические детективы, я люблю квесты, я люблю проверенные временем мистические истории, и я люблю, когда всё это объединяется. В прошлом году для меня таким приятным, хотя и не лишённым слабых черт, объединением был инди-квест "Kathy Rain", который небезуспешно сочетал квестовые традиции классики 90-х типа "Gabriel Knight" с подражанием Дэвиду Линчу. От этой новой инди-игры "Metaphobia", которая появилась в сети летом 2019 г., я ждал чего-то подобного – пусть даже если её делала германская любительская студия, не отмеченная ничем серьёзным. Всё равно все современные инди-квесты так выходят. А тут даже композитор был тот же самый, что у "Kathy Rain", да и арты обещали качество. Вот только ожидания мои, увы, не оправдались.

Как и "Kathy Rain", да и вообще многие современные инди-квесты, "Metaphobia" сделана на популярном движке AGS, который ориентирован на классику 90-х. Игра поэтому полностью повторяет ту же самую эстетику: пикселизированность, максимально простой курсор, point and click управление, простая рисовка и проч., и проч. Только если "Kathy Rain" сознательно взяла курс на воссоздание эстетики 90-х даже в сюжете, то события в "Metaphobia" явно современные – там есть и нынешние компьютеры, и смартфоны. Думается, это было сделано зря – по факту, там та же самая атмосфера 90-х, что и во вдохновителях жанра: техника задействована слабо даже у сверхсекретных заговорщиков, интернетом главный герой пользуется только в библиотеке, причём в интернете заголовки газетных статей сделаны с бумажных оригиналов, да и интерьеры комнат выглядят древними, как в провинциальном Новом Орлеане из той же "Gabriel Knight". Не надо было, думается, и огород городить. Но это так, мелкие придирки.

А вот сейчас будут придирки более серьёзные. Во-первых, в игре, как и в львиной доле современных адвенчур, очень слабый и прямолинейный геймплей. Да, как и другие игры, это простейший point and click на применение предметов, вот только предметов тут кот наплакал. Их количество не превысило даже 20, и применение их не вызвало затруднений даже несмотря на то, что они не исчезали из инвентаря после использования. Практически ни разу за всю игру не было необходимости всерьёз подумать над какой-нибудь загадкой – большинство из них были весьма простыми и очень лёгкими. Игра даже обходится без подсветки активных зон, точь-в-точь как в 90-е, но не потому что это стилизация, а потому что всё, абсолютно всё нужное и так лежит прямо под носом, а детализация локаций такая небольшая, что не запутает и ребёнка. Часто загадки заключались в том, что надо просто-напросто взять вещь рядом с собой и тут же применить, а потом посмотреть, что получится.

Иногда это приводило к очевидным, но интересным последствиям... Не часто я в квестах застреваю не от того, что игра слишком сложная, а потому что она слишком простая – тем более, что разумеется, правдоподобность при этом соблюдается не всегда. Ну да, очевидно, что в квесте нормально делать в бытовых условиях свечку вместо того, чтобы сходить купить фонарик. Или заснять на фотоаппарат ввод кода охранником – вместо куда более удобной для этого видеокамеры. Вот только почему свечку надо делать прямо посреди леса без зажигалки вместо того, чтобы пойти домой, и зачем фотоаппарат надо наивно ставить прямо рядом с сейфом, даже не маскируя? Ах, так просто удобнее – без малейших сложностей? Ох уж эти разработчики, какие шалуны...

В общем, что тут повторяться – если не примитивно, то просто до оскомины. Квесты 90-х были слишком сложными, кто же спорит, но то, что современные инди-игроделы делают свои творения слишком простыми, тоже нехорошо. Поэтому у меня лично игра никакого погружения не вызвала. На форумах и сайтах, где обсуждали "Metaphobia", кто-то жаловался на трудности в прохождении. Это в игре-то, где нет и 25 локаций, и которую можно пройти часа за 2-3. Справедливости ради, три головоломки с шифрами были сделаны простенько, но со вкусом – много времени не отняли, но втянуться заставили. Порадовало и отсутствие пиксельхантига, и большое количество реплик на "неправильные" ходы с применением предметов – но, в остальном, геймплей тут очень сухой и прямолинейный. Видимо, авторы то ли не решились усложнять себе работу, то ли сделали ставку на сюжет.

Ну ладно, и такой приём работает... вот только не здесь. Потому что если геймплеем и пожертвовали в пользу сюжета, то и эта задумка провалилась: сюжет тут аналогичен геймплею – слишком простой и линейный. Вроде бы перед нами все необходимые элементы конспирологического триллера: тайное общество, загадочные "люди в чёрном", связь с древними шумерскими письменами, убийства, заговоры, подброшенные письма, консультация с арестованным психом с неприкрытым оммажем на "Молчание ягнят"... Это всё оформлено аналогичной стилистикой фильмов 90-х и какими-никакими образами персонажей. Нас даже в Иран ненадолго отвезли к древним письменам – редкий гость в массовой культуре. И ничего, что полунищий Иран изображён немного клюквенно и его тут всего пять фонов – это тоже в традициях классики и работает на атмосферу.

В общем, казалось бы, всё хорошо. Вот только... До какой же степени просто и прямолинейно это играется... При первом же обыске кабинета отца мы находим абсолютно все компрометирующие документы, которые сразу объясняют мотив убийства. И дальше всё в таком же духе следует всю игру. Линия расследования не прерывается ни на секунду даже там, где стоило бы это сделать. В тюрьму, аптеку, брошенное здание, тайную явку в лесу герой практически всегда проникает без серьёзных затруднений, без малейших попыток сыграть в сложность. Действие идёт поэтому максимально ровно, просто и со скучноватой пресностью. Из-за вышеописанного примитивного геймплея и слабой детализированности немногочисленных локаций и героев погружения в довольно простую и линейную историю просто не чувствуется. В итоге, главный герой постепенно, легко и очень предсказуемо находит все необходимые улики, документы и древние-неизвестные-сверхзагадочные-жутко-секретные письмена, которые валяются у всех под носом, и уже к середине игры нам раскрывают всю главную интригу. А она, мягко говоря, не впечатляет.

Спойлер (только не смейтесь): оказывается, миром правят рептилоиды. Вот именно их Ричард и преследовал всю игру, о чём, повторяю, мы узнаем уже на середине. Мда... Неужели для мистического триллера не могли придумать что-то поинтереснее самого смехотворного конспирологического мифа, годного разве что для стёба над конспирологией вообще – а-ля "Железное небо-2" или "Супербратья Марио"? Даже затёртые до дыр древние тамплиеры, инопланетяне, атланты, вампиры и адепты культа Ктулху смотрелись бы тут выигрышнее. Помнится, абсолютно идиотская развязка в какой-нибудь "Тунгуске. Секретные материалы" и то смотрелась веселее. Но нет, эта образцовая конспирологическая байка используется тут совершенно серьёзно как основополагающий элемент сюжета, который и без того сам по себе довольно шаблонен, несмотря на попытки оживить его парочкой поворотов и сложными отношениями Ричарда с дочерью и бывшей подружкой, которые, к слову, так ни на что и не повлияли. Даже поездка в Иран, по сути, была не нужна – что, без неё бы нельзя было узнать, откуда наши злодеи? Или это такой оммаж Гэбриэлу Найту, который тоже на юга съездил в ходе своего расследования?

При прохождении я с тоской вспоминал лучшие образцы параноидальных триллеров 90-х типа "Лестницы Якова", "Тёмного города" или "Секретных материалов", где сюжеты были максимально усложнены, со зрителем до последнего играли в двусмысленность, и напряжение было выкручено на максимум. Ну и, конечно же, могущественная сверхструктура, которая почти правит планетой, так легко попалась на глаза какому-то мэру и его сынку-художнику – что-то не верится. Как и в то, что ответ на все разгадки кроется посреди развалин где-то в Иране в полуметре от земли. Словом, по части сценария игра слишком простая, несмотря на попытки создать впечатление серьёзного мистического триллера. Единственное, чем "Metaphobia" смогла отличиться по части оригинальности – это финалом, в котором мы, как ни странно, не получим хэппи-энда, а вынуждены будем склонить перед злом свои колени. Но, честно говоря, к тому времени я слишком устал от линейности и простоты происходящего? и такая попытка сыграть в оригинальность меня совершенно не впечатлила. Всё равно уже в середине было понятно, что главная интрига раскрыта, и дальше уже ничего более серьёзного не будет.

Это всё не какое-то обиженное брюзжание. Мне действительно жаль за весьма сухие и прямолинейные сюжет и геймплей. Ведь вся техническая часть тут сделана отлично. Игра хорошо и красиво нарисована с использованием впечатляющих тёмных, преимущественно серо-зеленых тонов. Графика тут практически на профессиональном, коммерческом уровне и, в целом, радует глаз. Движения персонажей прорисованы до последнего, звук – качественный, персонажи озвучены – и озвучены хорошо, отличаясь приличной актёрской игрой. Локаций до крайности мало, не больше 25, но этого хватает для создания впечатления мало-мальски квалифицированной игры, оформленной под старую классику. Что ещё похвально для инди, тут вообще нет багов. Кроме того, тут потрясающая музыка, которая звучит почти на каждой локации и которую можно слушать даже в отрыве от происходящего, как в лучших образцах игр. Обязательно советую посетить сайт композитора или найти музыку в сети – она достойна хотя бы знакомства.

К сожалению, и тут с "Kathy Rain" игра потягаться не может. Пиксилизированность тут сильнее, детализация локаций и анимации в целом – ниже на порядок, видеороликов нет вообще, они заменяются хорошо прорисованными слайдами. Единственное, что сделано лучше – анимация персонажей, нарисованных путём ротоскопирования с реальных актёров, что сделало их движения по меркам писксельных квестов потрясающе реалистичными и правдоподобными. Хотя ещё раз повторюсь, что для некоммерческого инди, которое обычно сразу выкладывается на Moby Games, игра сделана поразительно старательно, почти поднимаясь до уровня профессиональной.

Остаётся только искренне пожалеть, что старание не было дополнено вдохновением и оригинальным сюжетом, не говоря уже о геймплее, который вдохнул бы в "Metaphobia" полноценную жизнь. Может быть, для фаната квестов в духе 90-х этого и достаточно, но я лично, даже относясь к этой категории, считаю, что авторы просто недотянули до нужной планки. А жаль. Они были близки. Буду надеяться, что мне ещё попадётся хороший – без дураков – квестовый мистический детектив.


Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia Metaphobia

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя