25.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray
(Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей») (.PC)
Artematica / Leader, 2004
Логрус / 1C, 2006

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Итальянское эксплуатационное игростроение, судя по итальянским квестам, находится в чуть лучшем положении, чем итальянское кино. Итальянские адвенчуры, безусловно, звёзд с неба не хватают и являются довольно обычными и средними играми приключенческо-авантюрного характера, но при этом ниже данного уровня опускаются редко. И игра "Мартин Мактайн. Операция "Дориан Грей" – именно такого плана. Это только одна из игр итальянской квестовой студии Artematica, которая в своё время выпускала исключительно подобную игропродукцию – бюджетные, но вполне играбельные адвенчуры на тему приключенческих и детективных сюжетов. От других она отличается, судя по всему, тем, что не осталась только на итальянском, а была переведена на ряд других языков.

Причина в том, что на самом деле в оригинале игра "Мартин Мактайн" называлась "Martin Mystére: Operazione Dorian Gray" и сделана она по мотивам одноимённого комикса. Этот комикс появился ещё в 1982 г. за авторством художника Альфредо Кастелли, который и стал, собственно, сосценаристом игры – ему даже можно позвонить в ходе действия, но вы никогда не застанете его по телефону. Главным героем комикса является очередной персонаж, срисованный с Индианы Джонса и Аллана Квотермейна – археолог, учёный и путешественник Мартин Мистер из Нью-Йорка. Он воплощает в себе все представления о комиксовых суперменах – силён, образован, весел и красив – настоящий красавец с мощной мускулатурой и высокой светлой причёской. В приключениях детективно-исследовательского плана ему помогает жена, привлекательная блондинка Диана, а также верный подручный Ява – могучий неандерталец, который дожил до современности в крохотной популяции в Монголии. Всех этих героев, как и некоторых других постоянных персонажей комикса, мы увидим и в игре. Она действительно вдохновилась оригинальными комиксами – герои там представлены один в один, как в оригинале, локации тоже частично вдохновлены видами комикса, кат-сцены также имитируют комиксовые плашки, наконец, главным злодеем является постоянный противник Мартина – тонкоусый аферист Джинкс с мефистофольской бородкой. Вся эта предыстория франшизы для сюжета игры не особо нужна, но всё же намёками в действии подаётся – и на том спасибо.

Начинается всё с того, что Мартин, подрабатывающий консультантом в полиции, по просьбе своего друга детектива Трейси вынужден обратить внимание на убийство известного археолога Ойлемберга, которое произошло на его загородной вилле, напоминающей музей. Убийца явно искал что-то важное, не обратив внимания на богатства дома. Нетрудно догадаться, что полноценного детектива не получится – всё быстро свернёт к очередной археологической тайне в духе "Индианы Джонса". Мартин посетит Мексику в поисках друга Ойлемберга, профессора Александра Убена, узнает о мистических тайнах племён майя, а потом возникнут те самые злодеи, о которых игрок успел подзабыть. Они, как водится, сделают герою-супермену больно и запрут на складе, даже не подумав связать. В самом конце он благополучно (при выборе правильного варианта из трёх предложенных) обманет их, стоя под дулом пистолета, как в стандартном кинобоевике, и спасёт тайну майя от попадания в руки человечества, не готового к такому дару, после чего будет сцена после титров с заделом на сиквел, который никогда не будет сделан.

Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray

Несмотря на то, что звучит это всё не очень многообещающе, сам по себе сюжет игры не так уж плох. Здесь есть и вполне достаточная интрига, и необходимые персонажи, и какая-никакая исследовательская работа – и даже пара напряжённых и внезапных моментов. Другое дело, что всего этого в игре буквально в обрез, по самому минимуму – даже "Нибиру. Посланник богов" в этом отношении была сделана масштабнее. Большим бюджетом она явно не может похвастаться, несмотря на то, что в целом вполне отвечает нормам жанра начала 2000-х.

Контента тут маловато. По сути, действие происходит только в двух местах: в Нью-Йорке, где сосредоточены основные локации, и в Мексике, где и расположены, собственно, пирамиды майя, причём Мексика умещается на каком-то десятке фонов. Многие места, необходимые для осмотра, подаются в виде плашек из комиксов. Геймплей тоже очень несложный, персонажей мало, да и диалоги с ними, в основном, небольшие. Неудивительно, что сквозное прохождение игры вряд ли бы отняло больше 3-4 часов.

А жаль, ведь невооружённым глазом заметно много мест, где авторы могли бы развернуться, будь у них деньги и желание – пещера пирамиды майя, ночной клуб из одного фона, Мексика... Тот же Ява, например, почти бесполезен для сюжета и понадобится один раз для одного действия, но повсюду таскается с Мартином. Попутные персонажи тоже занимают мало времени. Диалоги тут, в основном, короткие и неинформативные, да и запоминающегося в них мало. Да и Мартин тоже не особо интересен как персонаж – познаний и образованности археолога или крутости Индианы Джонса он не особенно демонстрирует. Это просто благодушный симпатичный здоровяк, который любит отпускать нехитрые остроты при взгляде на обстановку и сам же добродушно над собой посмеиваться. Да, вы правильно поняли, юмор тут такой же нехитрый, как и сюжет.

Радует, по крайней мере, симпатичная графика. Локации для 2002-2004 годов сделаны очень даже добротно, не полноценное отрендеренное 3D, но нарисовано хорошо. Фоны яркие, симпатичные, многие из них выглядят красиво и эффектно. Герои хорошо сочетаются с обстановкой – учли даже расположение и форму теней, которые они отбрасывают – это нечастая вещь, стоит похвалы. Любопытная придумка – одна и та же локация изображается обычно с помощью двух сменяющихся на камеру фонов, по которым герой может ходить, производя впечатление, что находится в реальной комнате. Многие даже не нужны непосредственно для сюжета и сделаны как добавка, для красоты и симпатичных планов. Персонажи тоже не подкачали – нарисованы неплохо, жестикуляция у них тоже нормальная. Причём управлять можно не только Мартином, но и его женой, и даже третьим эпизодическим персонажем. Другое дело, что последние два занимают в прохождении меньше четверти действия, так что это не особенно нужно. Кроме того, кат-сцены выглядят гораздо хуже всего остального – типичные для тех времён максимально размытые блюром видеосцены в пафосных вставках.

Не самое большое старание заметно и в геймплейной концепции игры. Так как на 45 фонах и 15 персонажах не развернёшься, то заковыристого тут ничего нет. Загадки заключаются исключительно в применении подобранных предметов, диалоговых загадок нет, мини-игр тоже, паззлы – за исключением простеньких двух – также отсутствуют. Применение предметов тут при этом на удивление здраво и логично – никаких безумных загадок, которые привычны в жанре, тут нет. Но всё равно продвижение вперёд вызывает затруднения, так как держится игра, в основном, на пиксельхантинге. Практически любой затык на очень ограниченных локациях, в итоге, связан с тем, что игрок пропустил или не догадался найти какую-то книгу, бутылку, крючок, трубу на грузовике, краешек корзины для бумаг или ещё какую-нибудь подобную мелочь, которая иногда может занимать всего несколько пикселей. Если бы не это, грандиозные загадки в духе "мне надо незаметно открыть конверт, я ни за что не догадаюсь по тысяче квестов, что для этого нужен кипящий чайник" проходить было бы очень легко.

Вдобавок, чтобы жизнь игроку мёдом не казалась, авторами сделаны некоторые ухищрения – сложные и изобретательные как красные флажки при охоте на волков. Например, постоянно мешает то, что предметы никогда не исчезают из инвентаря. Также тут намеренно подкинуто огромное количество "красных селёдок" – порядка десятка предметов, которые ни разу за игру не пригодятся – целый аквариум можно собрать. Поэтому перебор затруднён, приходится по большей части врубать логику и внимательно, старательно и тщательно ощупывать локации в поисках мелких объектов, чтобы потом, решив лёгкие и простые загадки, продвинуться по более-менее стандартному и не особо яркому приключенческому сюжету. Ну... Не зря же игра про археолога, не так ли – они же тем же самым занимаются. Кстати, в конце игры логика, что сюжетная, что геймплейная, явно начинает сбоить из-за усталости сценаристов, но к тому времени зритель привык и быстро доходит до конца.

Напоследок, немного актуальной информации. Так как игра была заточена под Windows XP с явным использованием собственных рендеров, ныне её запустить очень трудно, и долгие годы в интернете её было очень тяжело найти. К счастью, буквально года четыре назад игра появилась на рутрекере не только в официальном переводе из 2004 г. от 1С, но и со специальными патчами, которые позволяют её наконец-то запустить на современных платформах. Играть теперь, слава богу, можно, но надо быть осторожным – изредка она вылетает или зависает (у меня это было при попытке применить мачете на левую голову у храма майя). Кстати, учтите, что отечественная версия непроходима, потому что локализаторы из 1С забыли вставить в игру письмо с кодом к последней шкатулке – надеюсь, майя покарали их за эту халтуру в загробном мире.

Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray Мартин Мактайн: операция «Дориан Грей» / Martin Mystère: Operazione Dorian Gray / Martin Mystery: Operation Dorian Gray

Резюме. "Мартин Мактайн" – это твёрдый середнячок своего времени, где есть и симпатичная художественная часть, и более-менее любопытный сюжет, и несложный геймплей, и всё, что соответствует минимальному стандарту жанра. К сожалению, бюджетные ограничения, небольшой контент, отсутствие изобретательности и сильный пиксельхантинг во многом нивелируют эти достоинства. Трудно сказать, кому, кроме разве что любителей оригинальных комиксов, это можно порекомендовать, поскольку даже в сфере 2.5D-квестов 2000-х впоследствии вышло много куда более интересных, ярких и кинематографичных вещей на тему исторических артефактов, даже если игры эти и отличались некоторыми недостатками: "Нибиру. Посланник богов", "Broken Sword 345", "Lost Horizon", "Memento Mori", "Yesterday" и др. А из недавнего на том же уровне, но менее раздражительны "Короны и пешки". Ну, а "Мартин Мактайн" годится, в основном, на ностальгические переживания по тому периоду, когда даже малые и средние квесты были, по сравнению с нынешними, большими.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя