10.06   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Top.Mail.Ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Loretta (.PC)
Яков Бутузов / DANGEN Entertainment, 2023

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Нуар на пшеничном поле

"Loretta" – это вторая игра ростовского врача Якова Бутузова, который создал её сразу после своего дебюта, детского хоррора про девяностые "Дом русалок", чтобы, как он сам заявил, отдохнуть от прежнего сеттинга. И он небезуспешно успел сделать игру всего года за полтора-два – и тем самым выдал одну из наиболее заметных отечественных адвенчур 2023 года. На сей раз неутомимый Бутузов решил обратиться к проверенному жанру – нуару. Его игра рассказывает про красивую женщину Лоретту Лу Харрис, которая в 1947 году живёт на уединённой старой ферме где-то на Восточном побережье США. Потеряв былую благополучную жизнь в городе, Лоретта медленно сходит с ума в американской глуши и наконец по первому же поводу убивает ради страховки своего мужа Уолтера, занимающегося писательством. Однако не всё идёт по плану, и вскоре на заполненных пшеницей просторах американских полей появятся новые трупы, загремит под ночным дождём револьвер и жутковато заблестит под светом звёзд заржавленный серп...

Loretta Loretta Loretta

С первого же взгляда видно, что "Loretta" очень сильно повторяет "Дом русалок". Технически она почти полный его клон. Перед нами снова предстают плоские, чудовищно пикселизированные, но атмосферные фоны, на которых движутся 2D-персонажи в виде спрайтов без лиц. Чтобы хоть немного дать понять, как выглядят герои, они обычно представляются в первый раз в виде более-менее прорисованных портретов на фоне... а дальше всё равно остаются спрайтами без лиц. Передвижение – скроллингом с помощью кнопок A и D. Активные предметы подсвечиваются подписями. Перемещение и взаимодействие проходит с помощью мыши. Иногда надо нудно жать пробел, если персонаж уныло что-то тащит по земле. Зачем-то есть инвентарь, в котором особенно смотреть нечего. Есть много визуальных эффектов с целью разбавить возможное однообразие скроллинг-перемещения. Со звуком – спорно. Как и в прошлый раз, денег на композитора было очень мало, поэтому композиции – это в основном классическая музыка и треки с бесплатного аудиосайта. Есть пара симпатичных джазовых мелодий, а также неплохая озвучка звуковых эффектов от студии-издателя Dangen Entertainment.

Как и раньше, текст выходит внизу побуквенно, и пропускать его можно только мышкой, из-за чего она грозит сломаться к концу прохождения. Некоторые пройденные диалоговые отрывки можно пропускать пробелом, но почему-то только некоторые. Оптимизация игры, кстати, просто отвратительная – на половине уровней движения персонажей и анимация нормальные, быстрые – на другой половине персонажи еле тащатся и анимация ужасно тормозит. Особенно в этом отношении чудовищно получился уровень в мотеле. Никакой системы в этом нет – на одном фоне так, а на другом может быть этак. Когда спрайты в кат-сценах ме-е-е-едленно, по две минуты, вылезают на экран, становится тошно, и тоже хочется кого-нибудь убить.

Словам автора, что этой игрой он-де, хотел отдохнуть от мрачного сеттинга России девяностых, не слишком верится. Потому что в этой игре, точь-в-точь как в "Доме русалок", чернухи тоже хоть отбавляй. Мало того, что общий антураж отдалённой и затхлой фермы посреди бледных полей пшеницы сознательно сделан депрессивно, мало нам ультрамрачных переходов и фонов в мини-играх, так ещё и в сюжете полно убийств, льётся кровь, половина персонажей померли ещё до основных событий от банальных болезней, а также вам прямо покажут избиения, пьянство, тошноту и прочие радости. Всё переполнено мотивами смерти, распада, сумасшествия, отчаяния, злобы, предательства и т.д. и т.п., продолжать список можно долго. А, ну и конечно же, как и раньше, персонажи активно используют обсценную лексику где надо и где нет. После "Loretta" окончательно стало понятно, что матерящиеся дети в "Доме русалок" это не художественный ход, а личная прихоть автора, который писать диалоги по-другому не хочет. Тут – то же самое. Обычно простые американские обыватели говорят нормально, но когда их пробивают эмоции, они начинают материться как портовые матросы. Без этого вполне можно было обойтись, но автор пока не настолько поднаторел в сценарном мастерстве... Да если честно, он даже не все опечатки вычистил, хотя ему и помогали.

Как и в "Доме русалок", проект отличается довольно серьёзным историческим погружением и старанием в аутентичности изображаемой эпохи. Антураж вполне историчен, есть мелкие хорошие детали для атмосферы, и вообще по этой части всё хорошо. Хотя и не так качественно, как в отечественном "Доме русалок": имена и фамилии подобраны без особого старания, многие предметы крупным планом очень размыты, чтобы не париться лишний раз с подбором аутентичных референсов. Да и мелкие ляпы есть типа того, что в документах почему-то сокращённые имена "Том" и "Сэм", а телефоны в игре исключительно дисковые. Каждый, кто смотрел нуарные фильмы, отлично знает, что в 1947 г. в глухой американской провинции на фермах и в барах всё ещё торчали старые настенные телефоны 1910-х с рупором и наушником на шнуре. И вообще, похоже, автор забыл о существовании тогда телефонных коммутаторов с операторами. Ну да ладно, это мелочи.

Как и в "Доме русалок", автор не удержался от хоррорных моментов, которые, в общем-то, криминальному триллеру не слишком и нужны. Вначале он просто заливает нас нагнетанием и саспенсом: дохлые крысы, жутковатые птицы, странные звуки из подвала, похоронные виды природы. Да и вообще, игра начинается с приезда подозрительного детектива к женщине, после чего только дурак не поймёт, что случится. Но дальше время от времени возникает самая натуральная мелкая чертовщина: жуткие сны, говорящие чучела, призраки в окне, голоса в голове и наяву, которые побуждают к убийствам – и всё в таком духе. Один момент с посещением на лифте ада, аллегорически представленный как вечеринка 1940-х, вовсе отдаёт то ли Линчем, то ли мистическим нуаром "Сердце ангела", где тоже был лифт как метафора ада... Всё это большого смысла не имеет, и при желании это можно списать на прогрессирующее сумасшествие, галлюцинации и сны нашей героини – но истоки всего этого абсолютно понятны...

Loretta Loretta Loretta Loretta Loretta Loretta

Хорошо, а чем это ОТЛИЧАЕТСЯ от "Дома русалок"? Ну во-первых, у игры гораздо более продуманный и связный сюжет. В целом все подано хотя и запутанно (многие флэшбэки по ходу действия вообще на сценарий не работают, а просто показывают прошлое героини), но в сюжете всё по итогам внятно и понятно. Если переиграть в игру с разными концовками, сюжет окончательно встанет во всей полноте, включая мотивы персонажей, логику их прошлых действий и так далее. Да, концовок тут сразу несколько – игрок сам может выбирать некоторые действия Лоретты и приводить её к разным финалам своей борьбы за будущее – и разной степени несчастливости. Тоже прогресс по сравнению с "Домом русалок", где сюжет был линеен, но концовка толком ничего не могла объяснить. Что же, в сценарном плане это безусловный шаг вперёд, да ещё и со множеством удачных оммажей на нуары и южную готику.

По этой части автор неплохо поработал, представив довольно хороший сюжет и, что немаловажно, не затёртый антураж. Как и утверждал автор, заполненные пшеницей фермерские пустоши Восточного побережья, при всей примитивности, навеяны картинами Эндрю Уайета, Эдварда Хоппера и других авторов, рисовавших сельскую Америку. По части источников вдохновений Бутузов также называл книги "1922" Стивена Кинга и "Лолита" Владимира Набокова и фильмы "Отражающая кожа" и "Дни жатвы". Правда, если влияние фильмов хорошо видно, даже в сюжетах, то вот что там от книг, я не знаю. Странно ещё, что автор не упоминал в аннотациях "Соломенных псов", хотя на них есть прямая отсылка – вымышленный детектив "Соломенный бык". Есть и другие аллюзии – например, фигурирующее в сюжете похищение неприкрыто навеяно делом Чарльза Линдберга.

Во-вторых, здесь куда более интересные идеи и персонажи. Если в "Доме русалок" все герои были безликими картонками, то тут у нас есть проработанный образ как минимум у Лоретты. И... всё. Остальные персонажи ушли по проработанности недалеко от прежних картонок. Они более взрослые и серьёзные, но в целом шерифа-выпивоху, рыжую любовницу, глупую девушку с женишком-итальянцем, наёмников-детективов и прочих персонажей трудно назвать яркими героями. Некоторые из них мне вообще остались непонятными – особенно жертва Уолтер, который вращался в политической тусовке, стал писателем, создал книгу, которую даже Голливуд экранизировал – но в то же время был связан с беззастенчивым криминалом и женился на первой попавшейся парикмахерше, которая даже колледж не закончила. Соперница Лоретты, рыженькая Маргарет, тоже странная – то склочница и негодяйка, то в одной из концовок голос разума и благородства.

Лоретта на этом фоне, конечно, выглядит получше. Судьба у неё классическая для детективной чернухи – из бедной семьи, без образования, без перспектив, вышла замуж за первого попавшегося мужчину. Ненавидит свою жизнь, ненавидит своё прошлое... да и вообще трудно сказать, что она НЕ ненавидит. Презирает свою глухую провинцию, сходит с ума, горюет из-за несчастий, семейных трагедий, люто ненавидит любовниц мужа – и так далее, и так далее. В общем, по сюжету она классический для нуара "человек на дне", который ради денег идёт на преступление, а потом пытается выпутаться из наступивших проблем. Её злоба, отчаяние, а местами откровенная истеричность на фоне явных психических проблем позволяют ей с лёгкостью как пойти на очередное убийство, так и отказаться от него. По меркам литературы – не самый яркий персонаж, а вот для игры очень даже неплохо. Хотя трудно представить человека, который всерьёз будет сопереживать безработной и необразованной обывательнице и истеричке с поехавшей головой, которая убила мужа, едва узнав о его страховке. Автор на сей раз несколько развил своё умение сценариста, и текст от первого лица теперь сделан получше, чем в "Доме русалок", местами даже в литературно-книжном стиле, с претензией на психологизм, что смотрится приятно – жаль, маловато. Но стилизацией речи персонажей автор так и не овладел, по диалогам они почти одинаковые, просто некоторые матерятся больше.

Несмотря на наличие детективной интриги и хоррор-элементов, это не детектив и не хоррор, а чистый нуарный триллер. Причём нуар почти классический – правда, без его знаменитой визуальной эстетики. Действие абсолютно оригинальное, но классические детективные мотивы из нуаров тут в изобилии: бегство из города от мафии (смотри, например, "Убийцы"), желание красивой роковой женщины криминалом вырваться из провинции ("За лесом"), а собственно завязка – убийство мужа ради страховки и новой жизни – это вам гибрид завязок из "Двойной страховки" и "Почтальон всегда звонит дважды". Одна реплика – это вообще культовая цитата из нуара "Третий человек". Отсылок тут вообще достаточно – даже достижения в STEAM названы в честь классических нуарных фильмов. В целом всё знакомо: убийство приводит к тяжёлым последствиям, встаёт вопрос о новых убийствах для заметания следов, а параллельно оказывается, что и у убитого были свои тайны, которые могут быть опасны... Будет стрельба после уговоров, будут трупы в ванной, сомнительные частные детективы, мотивированные и не очень убийства. Конечно, это не самый лучший в мире нуарный сюжет, но он достаточно проработан и в то же время прост, чтобы его внимательно изучить за 5-6 часов.

Loretta Loretta Loretta Loretta Loretta Loretta

В-третьих, геймплей слегка изменился. Если раньше автор делал нам примитивные и убогие загадки по одной и той же схеме "возьми предмет на локации А и отнеси на соседнюю локацию Б", то теперь автор сделал иначе. Теперь геймплея нет вообще. Загадок на всю игру – где-то на трёх или четырёх уровнях, с точно такой же выдумкой. Старых-добрых кодов на три цифры, которые проще подобрать перебором, чем бродить, разглядывая цифры на стенках как подсказки – всего две штуки. В остальном это даже не адвенчура, а чистой воды интерактивная история, где надо скроллингом ходить по локациям, делая небольшие вариативные действия – ну или не вариативные. Антураж по возможности разбавлен – пройти туда, подобрать то, зайти или не зайти в комнату, посетить на автомобиле точку на карте – но в целом это именно однообразный интерактив. Разбавляют всё это только мини-игры, вставленные между главами и оформленные в сюрреалистичном духе потухающего сознания наших персонажей – каждая отнимет по 2-3 минуты. Интересного немного, в основном это банальные "собери паззл". В общем, квеста опять не получилось, и автор вечно норовит сползти в визуальную новеллу.

С визуальной новеллой игру роднит ещё и то, что тут можно проходить её сегменты в виде глав (всего их 17). А это делать придётся, так как в игре около 6 концовок (не считая некоторых небольших вариативных ответвлений). Разумеется, переигрывать во все и сразу с автоматическим сохранением и при убогой оптимизации половины уровней – удовольствие ниже среднего. Но отдельные главы, которые при этом необязательно проходить до конца, сразу облегают задачу. Тем более для получения разных концовок нужно, в общем-то, только одно – в разных комбинациях убить (или не убить) около 3-4 подвернувшихся под руку свидетелей. Вполне выполнимо, хотя и заметно занудно, особенно если экспериментировать.

"Loretta", строго говоря, не шедевр. Многие недостатки слишком видны. Главная интрига раскрывается почти независимо от стараний главной героини (она даже не удосужилась посмотреть в коробку с тайной своего мужа сразу как её получила). Персонажи тут не особо яркие. Некоторые главы весьма нудно переигрывать. Геймплея особо нет, вместо него в основном интерактив. Да и чисто технически есть инди-игры и получше – вспомните хотя бы фантастический нуар "Gemini Rue", который тоже делал один студент без бюджета и с похожим стилем. Однако же для кустарного инди от одиночки-разработчика, которому помогают несколько человек, это серьёзный и хорошо сделанный проект с продуманным сюжетом, интригой, вариативными деталями, достаточно большим количеством контента, да и в целом неплохого художественного и технического качества. Шаг вперёд для автора, который вдобавок сделал его быстро и не задерживаясь. В своём ряду нуарных триллеров – игра вполне достойная. И учитывая, что много времени на неё не уйдёт, ознакомиться с ней рекомендуется.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя