Мы терпеть не можем квесты, от хвостов и до ушей, квест не может быть хорошим, квест не может быть хорошим – из-за вот таких мышей... Хм... Так, о чём я. Ах да! Решил чисто по приколу пройти старенький детский квест из девяностых "Дача Кота Леопольда". Детище своего времени – эксплуатация старой ностальгии на народном герое с осовремененными приключениями. Поэтому в этой игре в лучших традициях девяностых на стене есть ковёр, а на столе консоль с "Денди". В общем, решил просто посмотреть, что там ещё есть и заодно записать впечатления на будущее.
Собственно, не так-то наш Леопольд прост, между прочим. Игру создавал Александр Ефремов. Загадочный человек, на самом деле. Когда-то давно, в восьмидесятых, он начинал мелкими играми в Doka Games, небольшом игровом отделении центра НТТМ конгломерата вычислительной техники госпредприятий г. Зеленоград. Где-то в середине девяностых, видимо, решил делать игры сам и пошёл в свободное плавание. Чёрт его знает, где он нашёл на это деньги, но он вступил в коллаборацию с анимационной студией "Крыша" и вместе с ними сделал эту небольшую детскую игру. Хотя, конечно, реальным хитом станет потом их следующий проект, ультратрэшовый "Штырлиц", нагло выезжающий на успехе "Петьки". Ефремов потом клепал русские квесты ещё несколько лет, пока не пропал с радаров так же внезапно, как и появился. Собственно, уже название игры как бы намекает, насколько этот человек умел хайпануть на горячем. Неслучайно тут ещё есть встроенный в игру мини-тамагочи, который абсолютно бесполезен, и играть в него из-за кривого управления невозможно.
Ну да ладно. Главное – что делали игру, на минуточку, не новички, а люди с вполне серьёзным игровым опытом. Что же там у нас в "Леопольде" вышло?
С сюжетом авторы особенно не заморачивались. Свой придумывать было сложно и вообще лень. Спрашивать папашу-сценариста Александра Хайта – тем более. Так что сценарий "Дачи кота Леопольда" основан на серии мультфильма "Лето кота Леопольда" – по сути, чистая игрофикация. Фабула проста. Мыши хотят подгадить коту на даче с помощью сложной ловушки, однако чертёж они вздумали рисовать прямо у него на крыльце. Кот спугнул мышей, схему разорвал – теперь надо собрать отрывки, сконструировать машину и испытать её в деле. Играть придётся за мышей. Хотя за Леопольда играть в его же мультике было бы логичнее, не правда ли? Так вот у кого авторы "Новых Бременских" подсмотрели идею играть за злодея...
Надо признать, что студия "Крыша" сделала на удивление хорошую графику фонов, которая, пожалуй, даже превосходит зарубежные аналоги. Я знаю, о чём говорю, так как играл в "детские" квесты 90-х типа "Розовой пантеры" или "Эйса Вентуры". Сделано здорово, ярко, очень красиво. Другое дело, что контента тут в разы меньше. Вся игра проходит в доме Леопольда (это 3 локации), дворе (это 4 локации) и сарае (1 локация). Интересный и больше не встречавшийся ход – игра имитирует 3D: при переходе на другой фон картинка как бы "поворачивается", как будто у нас четырёхэкранное пространство. Выглядит круто, жаль, что потом надоедает: перейти на фон "напротив" нельзя, только через соседний, приходится вечно тыкаться...
В игре море разливанное всяких необязательных пиксельных анимаций. Птички поют, червячки ползают, трактор тарахтит и т.д. Сами мыши чуть ли не на каждом предмете показывают какие-то визуальные гэги и приколы, самые необязательные. На приколе, когда Белый переделал велосипед в военный самокат, я даже улыбнулся. Вообще, даже страшно подумать, сколько это всё рисовали ребята из "Крыши" – внушает уважение. А ещё радует, что все герои полностью повторяют оригинальных, правда, нарисованы пиксельно. Для тех времён – неплохая графика, не хуже "Розовой пантеры". И хотя это не очень похоже на советский мультфильм именно по стилю, графика уже новая, компьютерная, но зато она сильно отличается от тогдашних обычных игр мультяшной атмосферой, притом не взятой в очередной раз у Диснея – чувствуется хорошая отечественная традиция. И это всё не так-то просто было сделать, не даром же в титрах аж 12 (!) художников.
Со звуком, правда, получилось хуже. Делал его вроде Владимир Орёл, который работал и над "Петькой" – но тут он решил не заморачиваться. Звуки двора вполне неплохие, в доме тоже в основном всё к месту, но многие звуки сделаны от балды – всякие звоночки, свисты, "смишнявые" звуки, пришитые абы как, лишь бы было, детская игра же, и так схавают. Особенно запомнился кролик, который выскакивал на две секунды, прыгая со звуком почему-то мячика.
Озвучки персонажей практически нет – мыши лишь изредка что-то лопочут, похожее на слова, а Леопольд за всё время скажет только свою знаменитую фразу, которую авторы взяли из оригинала. Причём, похоже, даже не мультика, а аудиопластинки по нему с песнями. Халтура и экономия, конечно. Кстати о музыке тут. Музыкальные композиции, конечно, и близко не могут сравниться с оригинальными мультиками, но надо отдать должное – сделаны они хорошо, красиво, радуют слух. Правда, их всего три, и они не привязаны к локации, а почему-то при перемещениях играют по очереди...
Но самое яркое здесь – это, конечно, геймплей. То, на что ЯВНО делали основную ставку!!! Когда я начинал играть, то наивно думал, что управлюсь за один вечер – что там играть, в детском-то квесте, который очень небольшой. Ага. Ломал голову целых три вечера. Оказалось, что это весьма хардкорная штука. Во-первых, надо собрать все предметы вокруг. Во-вторых, добыть разорванные куски схемы. В-третьих, допереть, что на что использовать. Всё это не так-то просто.
Авторы, похоже, использовали все способы, пришедшие им в голову, чтобы затянуть игру сложными приёмчиками. Во-первых – классический пиксельхантинг. Предметы не слишком выделяются из общего окружения, и среди них полно мелких. Более того – тут надо искать не только предметы, но и активные зоны. А это сложно, учитывая, что их показывает только маленький-маленький курсор в виде мыши, перебирающей лапками. Да что уж там... на многих активных зонах курсор не двигается, но они ВСЁ РАВНО АКТИВНЫ – так что по факту кликать надо абсолютно ВСЁ, что выделяется на фоне, и экспериментировать, экспериментировать, экспериментировать...
Во-вторых, авторы явно подсмотрели у "Братьев Пилотов" фишку с взаимодействием двух персонажей. Как и там, Белый и Серый работают в команде, но что-то может только один персонаж. Так что по факту кликать надо двумя курсорами. Это сразу затягивает игру вдвое. Кроме того, в некоторых местах не слишком очевидно, что герои не дотягиваются до высокого места, поэтому им надо залезть друг на друга. И нет, это не автоматически происходит – их надо аккуратно приблизить друг к другу и только тогда активировать действие. Без этого, например, не пройти в сарай и т.д.
В-третьих, в игре в принципе нет такого понятия как логика, потому что логически до решения многих загадок дойти невозможно. Пружина делается из водопроводной трубы, телевизор почему-то взрывается после игры, я лично три вечера подряд пытался взять селёдку с плиты, пока не совершил какое-то совершенно постороннее действие. А уж загадку с ружьём и картиной можно решить в принципе только случайно, из раза в раз повторяя одно и то же бессмысленное действие на локации. Самое смешное, что можно пройти игру, в принципе, даже не собирая схему – она, вопреки любым традициям и логике, всё равно действительно понадобится именно как схема, для иллюстрации! А собрать ловушку можно и так, на ощупь. Я в итоге так и не допёр, как взять кусок схемы у пчелиного улья, но игру все равно прошёл. В общем, оторвался Ефремов сотоварищи, причём ещё не так рьяно: в "Штырлице" они потом ещё больше жару дадут...
Мне было особенно тяжело в этом отношении, так как скачанный на рутрекере вариант оказался необычайно капризным и явно забагованным. В итоге если слишком усердно кликать, игра просто вылетала. Увы, оригинальная версия с олд-геймс на десятке не идёт. Правда, когда я закинул в неё с рутрекера переделанный exe-файл, вылеты прекратились. Вообще, не понимаю, как Ефремов это всё программировал, но сделано это ужасно. Игра проходима, но оптимизация при этом очень сильно страдает. На десятке, по крайней мере – как там было в 1998-м на Windows, мне неведомо. Игра вдобавок страшно не любит скринсейверы – делает их очень неохотно, плохо, медленно и уже на второй раз тут же вылетает. При этом ухитряется оставаться запущенной в диспетчере задач! Так что второй раз её запустить, не сняв задачу, нельзя. Наверно, эту игру кодили не программисты, а их лабораторные мыши, которые тоже норовили спрятаться каждый раз, когда их засекали. Хотя может это авторы специально сделали, чтобы мы не успели заскринить схему из вступления? В общем, на этом фоне пройти малюсенькую аркадку "собери сыр, проходя мимо клонов Леопольда" – это раз плюнуть. Хотя аркада тоже кривая, и там надо минут пять стоять и ждать, пока тупые юниты вылезут из клетки, по которой сначала бродят кругами.
Несмотря на все эти баги, очень небольшой контент и халтурненькую озвучку, я прошёл проект с удовольствием. Это настоящая старая школа квестов, где практически нет всяких криво вшитых головоломок или других элементов. Есть только ты и окружение, где всё зависит от твоей внимательности, усидчивости и упорства, и где ты можешь часами со злобой испытывать самые разные варианты, пока наконец что-то да не выстрелит к твоему счастью. Конечно, многое зависит от тупого перебора и пиксельхантинга, но всё же только этим игру не пройти. Многие головоломки сложные, а изгибы авторской логики поражают внезапностью, но если включить голову и фантазию, подмечать закономерности и рассуждать логически, пройти это более чем реально. Это настоящий хардкор даже для взрослого, который заставлял детей думать и включать свой мозг на все сто в поисках самых разнообразных решений и тренировал их ум – такими были квесты прошлого и хорошо, что кто-то развивался на таких вещах. А багов, если честно, даже во всяких "Эйс Вентурах" и "Розовых пантерах" хватало. Даже несколько жаль, что авторы не сделали ещё одну такую игру – я бы и её попробовал.