На дворе – лето 2023-го. Семь лет прошло с релиза, и семь с половиной – с открытия раннего доступа к ужастику "Layers of Fear". Четыре года – с выхода второй игры серии. Все уже давно отобсуждали, отхвалили первую игру, слегка поругали вторую. И вот опять Bloober Team тревожит наш разум обещаниями погрузиться в слои страха, ещё глубже, ещё красивее. Но... Червь сомнений гложет душу, глядя на пресс-релизы. То нам вроде как обещают две новые истории: одну – Пианистки, жены главного героя первой игры, вторую – Писательницы. То вдруг внезапно выясняется, что, может быть, в игру войдут и римейки первых двух игр на новом движке. Но, говорят, вы не смотрите на это, смотрите на графику – как похорошела она при переходе на "Unreal Engine 5". Так что же, на самом деле, нам предлагают по ценнику настоящей игры?
Начинается всё, как и обещали, с истории Писательницы. Она отправляется на маяк, чтобы, как говорит она сама, вернуть своё. И тут же нас переносят на десять лет назад. Тогда она, начинающая и ничем не примечательная писательница хоррор-романов, неожиданно выигрывает конкурс, главным призом которого является возможность отправиться на отдалённый маяк, чтобы там, в тишине, покое и соответствующей атмосфере, написать новую книгу – электричество есть, еду обещают регулярно подвозить. Сроки, правда, выставлены не самые продолжительные, так что работать придётся усердно. Местечко, конечно, странноватое, кругом шорохи, звуки. Побродив минут десять по трём с половиной комнатам, девушка садится за машинку и... начинается сюжет "Layers of Fear" 2016-го года. То есть, вот она, связующая сюжетная линия, которую нам обещали. Честно – я ожидал большего, Санта-Барбары какой-нибудь, мол, все герои пошли от какого-нибудь проклятого предка, тем более, что в первой игре эта тема вскользь упоминалась. А тут – всё лишь вымысел писательницы. Банально и грустно. Но раз так, давайте тогда смотреть на то, чем нас усиленно завлекали.
Графика. Она и в оригинальной игре поражала. Бродить по особняку, рассматривать картины, поражаться меняющейся с каждым поворотом обстановке было одним удовольствием. С переходом на "Unreal Engine 5" качество картинки действительно стало ещё выше. Чёткие текстуры, большие разрешения, работа со светом – всё это здесь, всё это есть, радует глаз, но... Картинка из оригинальной игры и сейчас вполне себе смотрится. Понятно, хотелось выжать максимум, положить вишенку на торт, но и без вишенки торт вполне неплох, и даже не зачерствел от времени – это вам не разница между "Myst" образца 1994-го и "Myst" образца 2021-го года.
Те, кто проходил оригинальные игры серии, вряд ли откроют для себя что-то новое в сюжете и геймплее, поэтому следующие два абзаца они могут пропустить. Для остальных же скажу, что первая "большая" история в этом сборнике, посвящена Художнику. Действие происходит примерно в начале прошлого века, когда Художник только-только попал в лучи славы. Примерно в это же время он познакомился с начинающей, но успешной Пианисткой, у них родилась дочь. А дальше случилась череда трагических событий и неудач, и мы становимся свидетелями того, как это стало накладывать отпечаток на самого Художника, как меняются отношения в семье, как меняется сам особняк. По большому счёту, даже не Художник, а особняк, в котором он живёт – главный герой этой игры. Он отражает душевное состояние Художника, а оно катится по наклонной. И вот уже картины, висящие на стенках, начинают казаться странными и страшными, там, где раньше был изображён сад, полный яблок, мы видим, что яблоки сгнили, они так и норовят высыпаться из картины и засыпать коридор, прислуга сбегает, сам особняк постепенно ветшает и приходит в негодность, да и навигация по нему ой как непроста: пройдя в дверь, не факт что вы обнаружите её за спиной, и уж совсем не факт, что следующая выведет вас туда, куда вы хотели – хаос в голове порождает хаос в окружающей обстановке. А тут ещё и крысы всё заполонили...
Следить за тем, как происходит изменение душевного состояния главного героя, нам предлагают, в основном, по обрывкам записок, раскиданных по всему особняку. По сути, перед нами симулятор ходьбы, и хоть местные пути тут прямыми назвать язык не поворачивается, но это "рельсовый" вариант, где продвигаться приходится только вперёд по проложенной сценаристами дороге. Есть здесь, правда, всякие закутки, куда авторы рассовали бонусные предметы, и далеко не факт, что вы все их найдёте. Есть немного беготни от призрака, норовящего выгнать вас с его территории – взамен вы можете ненадолго вывести его из строя светом фонарика, после чего пробежать мимо него. Побегушки хоть и заставляют несколько раз "умереть", то есть, вернуться в свою комнату, прежде чем поймёшь, откуда призрак будет выходить, но особых проблем не доставляют. Да и вообще игра не про прятки от монстров, не про их уничтожение, не про скримеры – тут всё довольно спокойно, если, конечно, можно так сказать. В зависимости от тех или иных действий, может меняться финал, и действия эти крайне неочевидны. Произвольных сохранений тут нет, а заново погружаться на пять часов в довольно гнетущую обстановку, когда суть уже известна... уж точно не сразу.
Если после прохождения основной истории что-то осталось вам непонятным, вам всё подробно разжуют в дополнениях "Наследие", которое расскажет историю дочери, вернувшейся много лет спустя в особняк, где она провела детство, чтобы попытаться понять, как такое могло произойти с её отцом, и "История Пианистки", которое расскажет о том, как воспринимала происходящее жена Художника. Первое уже выходило отдельным дополнением к оригинальной игре, второе дебютирует сейчас. Мне было любопытно, как же их впишут в общую историю и историю Писательницы. Ответ – никак. Просто у неё на столе появятся две книжки, и на попытку в них ткнуть, нам скажут, что начнётся отдельная история, до окончания которой нельзя будет вернуться на маяк. Их также можно пройти отдельно, запустив из главного меню – что и рекомендую вам сделать, особенно, если вы не играли в "Layers of Fear 2", которая будет следующей "большой" историей, над которой начнёт работать Писательница те самые десять лет спустя. Просто надо будет чем-то "подсластить" менее успешный сиквел. Те, кто играл в "Layers of Fear 2", вновь могут пропустить пару абзацев и перейти к рассказу о дополнениях, а с остальными мы отправимся исследовать внутренний мир Актёра.
На сей раз мы окажемся на шикарном лайнере начала прошлого века, где будут проходить съёмки нового фильма известного режиссёра. Он тоже тот ещё товарищ, его методы работы с актёрами многие считают экстравагантными. В любом случае, принять участие в фильме Актёр согласился, и теперь ему надо вживаться в новую роль, черпая вдохновение из жизненного опыта. Ему придётся отправиться в своё прошлое и вспомнить, что же произошло много лет назад на другом корабле с двумя детьми.
Всё ровно то же, тот же самый "рельсовый" симулятор ходьбы, но теперь на киношную тему. Те же записки, те же меняющиеся коридоры. Исчезло главное – процесс трансформации главного героя. Его поведению в первой истории можно поражаться, сочувствовать – во второй же истории нас ждёт пустота. В первой истории мы часто слышали речь героя – во второй он молчит, о нём только говорят. Да, есть дети, с которыми происходят некоторые события, но это – именно события, не трансформация, и к текущему главному герою и его состоянию это относится слабо. Нам не за что зацепиться, чтобы ему сопереживать, поэтому всё происходящее воспринимается как некий аттракцион, инсталляция. Довольно любопытная, особенно если вы фанат западного кинематографа – будете считывать цитаты из разных фильмов, нет – значит, мимо. Как и прежде, можно собирать всякие бонусные предметы. Как и прежде, придётся бегать от монстра. За что, в том числе, ругали оригинальную "Layers of Fear 2" – так это за бега. В сочетании с дверями, которые нужно открывать не просто щелчком мыши, а, зажав кнопку, дёрнуть мышь, беготня превращается в сущее наказание, потому что то подошёл недостаточно близко, то дёрнул, слабо, а то просто чёрт знает по какой причине, но дверь не открылась – и начинай беготню сначала. На одной из таких побегушек я подвис почти на час игрового времени, и это из семи часов общего прохождения.
Финалов во второй истории три, два обычных и один секретный, но авторы, судя по всему, считают за правильный именно секретный финал. Вокруг него строится вся история Писательницы, которая вскоре после окончания второй "большой" истории заканчивается сама, расплескавшись пятью эпизодами минут по десять длинной в начале, конце, середине и двух вставках в "больших" историях. Чуть событий, много истерии, ноль трансформации. Снято. Титры. Подобрав отвалившуюся от неоправданных ожиданий челюсть, отправимся смотреть, что же у нас с дополнениями к первой "большой" истории.
Возможно, разработчики устали, или не успели, или это просто проклятие, но "Наследие" в той версии, что ушла прессе до релиза, оказалась сырой. Трижды мне пришлось её начинать, один раз пришлось застрять в текстурах, один раз выпасть сквозь них в бесконечность, и ни разу не удалось открыть хотя бы один из финалов – видимо, ошибка в логике. Да, конечно, это всё поправят, но осадочек... Сама история, быть может, чуть менее яркая, чем основная игра, но довольно любопытно посмотреть, как во всём этом ужасе жилось ребёнку, который пешком под стол ходит, как он воспринимает происходящее. То, что у нас вновь появился нормальный главный герой со своими переживаниями – как бальзам, особенно после отстранённой истории Актёра. При этом осилить "Наследие" можно за один присест – полтора часа.
Ещё интересней взглянуть на историю Пианистки, жены Художника. Если у Художника везде были картины, то у Пианистки – цепи, цепи и ещё раз цепи, что, конечно же, обусловлено её состоянием. Борьба с этими цепями и оковами – вот суть её существования. Но даже победа над обстоятельствами не приводит её к душевному покою. Действие сначала ходит кругами по одному и тому же коридору, но, к счастью, всё же в конце концов выходит за его пределы. Нам встретится и огромная библиотека, в которой Пианистка проводит время, отвлекаясь от собственного незавидного существования, и даже совершенно сюрреалистичное искривлённое пространство разлетающегося мира Пианистки. Тут на ум из относительно недавних референсов приходят "Strangeland" от Wormwood Studios и, пожалуй, "Medium" от всё той же Bloober Team. "Нужно вырваться на свободу," – твердит Пианистка, и авторы, оглядываясь на "Medium", похоже, хотят того же – отпустить сериал, двинуться дальше. Только сделать это хочется красиво – такова, судя по всему, причина появления "Layers of Fear" образца 2023 года.
Что же мы в итоге имеем? Новый графический движок, который делает картинку ещё более красивой – раз. Великолепное музыкальное и звуковое сопровождение – два. Тринадцать – четырнадцать часов старого контента и два – два с половиной нового – три. Пожалуй, всё. Достаточно ли этого, чтобы оправдать покупку игры? Если ещё не проходили "Layers of Fear" образца 2016 года, то да, безусловно – она сама по себе того стоит, плюс исполнение будет наилучшим. Если не проходили "Layers of Fear 2", то можно, но учтите, что связи между первой и второй историей нет, они независимы друг от друга. Если обе игры получили бесплатно во время праздничных раздач, и хочется выразить благодарность авторам – тоже неплохой вариант. А вот если ждёте новой полноценной истории в мире "Layers of Fear" – тут вы можете разочароваться.