Как ни удивительно, в последнее время зачастили игры, где основной механикой и в сюжете, и в геймплее, стала временная петля. Вот только была шведская "Orten Was The Case", в ближайшем будущем ожидается "The Posthumous Investigation", а сейчас вышла "The Holy Gosh Darn". Я обеими руками за, ведь даже в обычных адвенчурах я частенько наворачиваю дополнительные круги в надежде увидеть, как меняется местный мир с течением сюжета. Увы, как правило, он не меняется никак – как сидели болванчики-персонажи прибитыми к стулу, так и продолжают сидеть, и ничего нового сказать не могут. В играх со временной петлёй мы, наоборот, активно влияем на мир, и он меняется, открывая нам не виденные до этого возможности, показывая разнообразие возможных вариантов. Рай для любителя поисследовать. Вот ровно такой игрой и является "The Holy Gosh Darn", но обо всём будем рассказывать по порядку. Впрочем, если хотите, можете перемотать время вперёд и перейти сразу к последнему абзацу – не возбраняется.
Итак, визуал – под американские мультфильмы для взрослых, место действия – рай. Архангел Кассиэль и ангел Пуриэль сидят на скамеечке и маются от безделья. Рай пуст, в него попадают только собаки. Единственное развлечение – попробовать угадать, какой породы будет следующий пёс. Чёрт, да они даже гладиться не хотят. И тут внезапно налетает куча призраков, они сносят божий престол, и наступает армагеддец – в общем, полный конец всему. Буквально за мгновение до перехода мира в небытие, Кассиэля выцепляет Смерть, в джинсах, толстовке, и бейсболке, и говорит, мол, йоу, чувак, я тут немного налажал, своими руками поправить не могу, а обратиться особо и не к кому. В общем, бери в руки часы – они могут отматывать время на шесть часов назад, и давай исправим то, что получилось. Альтернатива – то самое небытие, в общем, не вариант. Кассиэль соглашается – куда деваться.
Мы оказываемся в квартире Кассиэля, и нас сразу же загружают небольшой обучалкой: как мотать время вперёд-назад, как разговаривать. Местные жители бывают болтливы, и о своём библейском прошлом готовы рассказывать часами. Иногда их придётся выслушивать до конца, чтобы узнать нужную информацию, иногда чуть поторапливать, чтобы успеть до конца света, но если сильно их торопить, могут и обидеться – единственный выход в этом случае те самые часики, которые отмотают время назад. С другой стороны, если у вас будет в голове нужная информация, то вступительной болтовни можно избежать: "Слушай сюда, я знаю то-то и то-то, поэтому вот это и это, так что давай мне сюда быстро вон ту хрень, иначе я не успею до конца света," – говорит Кассиэль, и народ раскрыв рот немедленно делает нужное.
Знание из головы не исчезает при перемотке времени, а вот предметы – вполне, поэтому не стоит тащить себе в инвентарь всё, что не приколочено гвоздями. Достаточно будет, если вы посмотрите и запомните, где что лежит, поймёте, что от вас требуется, а потом отмотаете время на начало дня и быстро выполните нужные действия. Впрочем, это только по первости всё будет получаться просто и с первого раза, но потом не раз будет складываться ситуация, что вы сделали то, что нужно, а на самом-то деле, всё нужно было сделать немного по-другому. Так, например, вы выясните, что нужно прийти к старцу, выясните как, придёте, выслушаете, а ему непременно нужно выпить кофе, прежде чем перейти к делу. Окей, отматываем время. Вы сообразите, что нужно сначала поставить вариться кофе, а потом пойти открывать дверь к старцу – но и тут будет облом: старцу непременно захочется и вас угостить кофе. И вновь минутка обучения. Выяснится, что часы можно апгрейдить – приделать к ним кармашек, куда можно будет засунуть предмет, чтобы он не исчезал при перемотке времени, что технически позволяет как иметь дубли предметов, так и использовать предмет из более позднего времени в более ранний момент. Можно повысить точность отмотки назад, добавить некоторое количество контрольных точек – всё это пригодится, так что не ленитесь и ищите барсучий жир, существующий вне времени, а за него вам часики проапгрейдят у скандинавских богов.
Авторы замешали в кучу и рай, и скандинавских богов, и, конечно же, ад, пересыпав это всё шутками-прибаутками. Если вам если вам понравился первый сезон сериала "Чудотворцы", с которого Кассиэль и Пуриэль словно срисованы, или сериал "Благие знамения", в котором в раю царит строгая иерархия и бюрократия, то тут вы себя будете чувствовать как дома. Плюс нам, конечно же, придётся посещать Землю, что опять же будет вам не в новинку. Отдельного упоминания удостою антикафе в аду, где местный народ играет в настолку с совершенно безумными правилами. Понять, как вообще в это можно играть, не реально, но нам всего лишь надо найти правильную комбинацию. Зато когда выиграете один раз, сразу же сможете выдавать её ведущему – народ, конечно, будет расстроен, что игра закончилась, так толком и не начавшись, но нам-то важен результат. Шуток разных и аллюзий – много, ими пестрит всё, но не так как в "3 Minutes to Midnight", чтоб было, а к месту и с толком. Впрочем, есть, на мой взгляд, и неудачные придумки: так, нам придётся пообщаться с демоном в виде задницы – естественно, на его языке.
Кстати, о языках. В игре наличествует русская локализация, и это, вроде бы должно быть хорошо. Фактических ошибок в переводе вроде бы как и нет, а вот стилистически – абсолютный промах. Вместо молодёжной комедии, коей эта игра и является, у нас тут какой-то научпоп по загробной жизни. Из всех модных словечек разве что "йоу" осталось, какая бездна поглотила остальное – вопрос. Даже само "The Holy Gosh Darn" перевели как "Святая лепота", хотя напрашивается "Святая хренотень", к примеру – представители рая любят крепкие словечки, в отличие от демонов, где за каждое бранное слово полагается штраф. Провал в переводе особенно заметен на фоне великолепно выполненной комедийной озвучки персонажей – вот уж где актёры выложились на все сто.
Помимо адвенчурной составляющей, есть в игре и немного платформера. Дополнительное подпрыгивание, рывок в сторону, рывок вверх – всему вас обучат, когда придёт нужное время. Пользоваться этим арсеналом иногда придётся, но я бы не сказал, что это критично. Да, прыгать до верха небоскрёба, быть может, не так просто, а биться с летающим боссом ещё сложнее, но тут спасает возможность отмотать время назад с бОльшей точностью – не забывайте апгрейдить часы. Самая сложная платформенная часть, та самая битва, заняла у меня, пожалуй, минут десять-пятнадцать, да и то потому, что я не сразу понял, что бить босса нужно горизонтальным рывком, так что особо переживать не стоит – вы справитесь.
И конечно же, куда без дополнительных, необязательных заданий. Их тут целая гора. Опционален апгрейд часов, оскорбление старцев (да-да, тот самый старец, который любит кофе, даёт нам задание оскорбить двадцать три оставшихся старца – нужно отгадать, когда и где каждый из них появится), выигрыш в мини-играх, чтение книг и просмотр дополнительных роликов (нужен апгрейд), можно даже собрать коллекцию из различных видов смертей. Да и просто побродить по миру и послушать, о чём болтают местные жители, а также попрыгать по всяким местам, которые раньше были недоступны – во втором прохождении заняться есть чем. И это уж я не говорю об открывающейся перед самой финальной битвой возможностью... та-да, комбинировать предметы. Кассиэль аж раскрывает рот, мол, и чё, с самого начала игры это можно было делать, а ты, Смерть, соизволил устроить обучение только сейчас? – шутка на пять баллов из пяти.
Игры бывают разными. Порой, вгоняют в раздумье, иногда, дарят ощущение спокойствия и тепла. А некоторые вот заставляют как минимум улыбаться на протяжении всего игрового процесса, а то и откровенно ржать. Весёлый, но при этом весьма продуманный сценарий, мастерски написанные диалоги, да ещё и варьирующиеся в зависимости от текущей ситуации, задания с подковырками – всё это ваше, но, увы, всего на восемь часов игрового времени. Интересно, не придумали ли ещё скандинавские боги ещё какой-нибудь очередной апгрейд для часиков, чтоб появилась новая история – я б опробовал.
Общая оценка: 95 из 100.