17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Gerda: A Flame in Winter (.PC)
PortaPlay / Don't Nod Entertainment, 2022
Don't Nod Entertainment / Don't Nod Entertainment, 2022

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

В сентябре 2022 г. небольшая датская студия PortaPlay, занимающася цифровой дистрибутацией, выпустила свою первую игру "Gerda: A Flame in Winter". Проект, скорее всего, никто бы и не заметил, если бы его не поддержала издательством компания DONTNOD Entertainment, которая широко известна за счёт своей культовой "Life is Strange" и смогла помочь игре выходом, рекламой и большим количеством переводов – в том числе и на русский. А между тем игра достойна внимания за совсем другое – а именно, за тематику. Это нарративная адвенчура, сюжет которой посвящён Дании во время Второй мировой войны.

Тут надо сделать отступление. Дания в системе немецкой оккупации была на особом счету. Показная лояльность её правительства, которое покорилось немцам, и "арийское" происхождение датчан дали немцам возможность проводить здесь свою политику относительно мягкими методами. В период оккупации вплоть до 1943 года датчане испытывали минимум лишений. Правительство осталось прежним – почти никакие политические силы, кроме коммунистов и антифашистов, не были запрещены – сохранились профсоюзы, газеты, армия и т.д. – словом, нацификация не проводилась. Более того – Гитлер даже снисходительно решил не присоединять к Рейху немецкие территории Дании, доставшиеся ей от раздела Шлезвига. Притеснения в этот период были больше экономическими – Данию встроили в состав немецкой военной промышленности, невзирая на экономические проблемы в стране. Последние, впрочем, все были сравнительно мягкими даже по сравнению с самой Германией – до самого конца войны Дания не испытывала по-настоящему серьёзного дефицита продуктов питания и масштабов безработицы. В этот период Дания, которая очень боялась ужесточения нацистского режима, изо всех сил пыталась демонстрировать Германии свою лояльность для сохранения хотя бы определённой автономии действий. Недаром Иоахим фон Риббентроп докладывал Гитлеру, что ни в одной из оккупированных стран "не царит такое спокойствие, как в Дании". Лишь в 1943 г., когда датчане осмелели после Сталинграда и начали массово выражать недовольство немецким режимом вплоть до массовых забастовок и демонстраций, гайки были закручены всерьёз. Армия была разоружена, забастовки разогнаны военной силой, правительство распущено, а контроль над датским населением значительно усилен. Но и тогда порядки в Дании были значительно мягче, чем в других местах оккупированной Европы.

Действие игры происходит в реально существующем городке под названием Тинглев. Расположен он на самом юге Дании, в регионе под названием Южная Ютландия – он же Северный Шлезвиг. Это особый край. Десятки лет он служил предметом соперничества и конкуренции между Данией и Германией и попеременно захватывался друг у друга. Последним захватом стала прусско-датская война 1864 г., когда бывшее герцогство Шлезвиг составило прусскую провинцию. После Первой мировой войны в 1920 г. этот край был разделен на основе плебисцита – Северный Шлезвиг отошёл Дании. Однако там сохранилось достаточное количество немцев, которые отлично помнили, как совсем недавно их город был немецким. Именно эти люди в будущем станут основной базой нацистской Германии и главной средой коллаборационистов в Дании. Неудивительно, что работа датского Сопротивления здесь будет особенно затруднена.

Сюжет начинается 2 февраля 1945 г. В этот день в городе начинает работу Герда Ларсен – местная девушка-медсестра, немка по происхождению, женатая на датчанине Андерсе. Она – обычная обывательница, милосердная, но нейтральная и старается игнорировать тяжёлые будни войны и политику. Однако не таков её муж... По возвращении домой с работы Герда в ужасе застаёт открытую дверь, видит кровь на пороге, хмурых солдат... Её муж арестован за помощь Сопротивлению, и его уводит гестапо. Погрузившись в загадки деятельности своего мужа, Герда быстро открывает тайную изнанку дел в городе, где ведётся острая и скрытая борьба местного антифашистского подполья, нацистского гестапо, коллаборантов, контрабандистов, еврейских беглецов и нейтральных обывателей. Арестовали Андерса в пятницу. Закончится сюжет во вторник. Итого у Герды только пять дней на то, чтобы спасти его.

Прежде чем начать объяснять, почему игра хорошая, я покритикую её за самое слабое место, которое с ходу бросается в глаза – за графику. Отчётливо видно, что у создателей не было мало-мальски приличного бюджета, поэтому вся игра выполнена в низкополигональном 3D, которое ради соответствия духу времени старательно замаскировано под акварельную графику. Вышло всё равно достаточно средне – более-менее пристойными выглядят только локации, в то время как у персонажей даже лица разобрать нельзя. Вытягивает всё в основном их жестикуляция, при которой явно применялся моушн-кэпчинг, а он делает реалистичным что угодно. И если это ещё как-то можно понять, то совсем уже оскорблением кажутся халтурно сделанные иконки персонажей. Ей-богу, там даже немцам каски толком не смогли нарисовать, их совсем не узнать. Из того же ряда жирным минусом игры является практически полное отсутствие озвучки – речь Герды мы услышим только в переходах, во время записей в дневнике. Всё остальное время герои будут абсолютно немыми. Более-менее атмосфере помогают композиции из переборов на фортепьяно, но в основном за это отвечают псевдоакварельные виды города – благо, нарисованы они и впрямь не без таланта.

Геймплей в игре является тем, что уже принято называть нарративным RPG – в стиле "Disco Elysium", например. Необходимо пройти по сюжету игры, выполнив основную цель – спасение Андерса. Для этого придётся решать попутные задачи с помощью выбора различных реплик и взаимодействия с персонажами. Другой деятельности тут в целом нет – только небольшая интерактивность во взаимодействии с окружением. Зато игра даёт очень большой простор в общении с персонажами и выборе вариантов действий. С самого начала постепенно становятся понятны основные персонажи и стороны конфликта – оккупанты, Сопротивление, гестапо и т.д. Среди них выделяются основные персонажи, с которыми Герде придётся взаимодействовать. Тут есть и нечистоплотный, очень тёмный и неприятный субъект, унтер вермахта Райнхардт – и откровенно оголтелый нацист из гестапо Феликс Шталь – и идейная, смелая, но замкнутая и сосредоточенная только на подполье в ущерб спасению товарищей глава Сопротивления, коммунистка Лива – и ещё очень много второстепенных персонажей. У них разное количество времени на экране, разная роль в сюжете – но встречаться с ними придётся часто, и потребуются для сюжета практически все. Увы, но далеко не у всех персонажей высокая важность для сюжета и степень взаимодействия. Наибольшим недочётом я считаю историю местной еврейки-беженки Эстер с её дочерью. Спасение её – одна из основных задач игры, но прописали её авторы так слабо, а на основной сюжет она влияет так незначительно, что мне не было до неё никакого дела, и спасал я её откровенно нехотя.

Для решения задач через диалоги есть наиболее важный показатель в игре – репутация Герды. Это, по сути, уровень очков, который складывается в основном за счёт её реплик и её действий по отношению к разным людям и категориям населения. Персонажи эти многочисленны, категорий тоже немало – датчане, немцы, оккупанты, Сопротивление... У всех противоположные интересы, и даже косвенная помощь одним категориям в виде мелкой реплики может отразиться падением баллов у других. Помощь оккупанту, например, даёт плюс балл к репутации у немцев – и минус балл у датчан. Между тем репутация нужна у всех, так как её различные сочетания позволяют так или иначе что-то сделать или узнать – а вариантов действий в игре просто масса!

В этом отношении сценаристы очень сильно постарались. Едва ли не любое, даже самое мелкое действие Герды может иметь неочевидные последствия, в том числе такие, которые проявятся только спустя время. Взять или не взять медикаменты – взять или не взять спиртное – польстить одному, надавить на другого – заработать балл к одному или другому – в любой момент может понадобиться что угодно. Выполнив один показатель, вы рискуете не выполнить другой. Это закроет какую-то часть истории, локацию, вариант действий и т.д. Пожертвованный на дело Сопротивления пенициллин мог бы пригодиться вашему мужу в финале – а если вы провалите общение с отцом на вокзале, то наверняка не сможете тихо провести диверсию на фабрике... И так далее, и так далее. Второстепенных вариантов тут очень много, и их далеко не так легко достичь, как хотелось бы. Это, разумеется, трудно, но интересно и повышает спортивный интерес к прохождению.

К сожалению, в игре по факту нет открытого мира, он ограничен благодаря линейности действия. С начала дня вам открыто для посещения несколько конкретных, определённых сюжетом точек города, где после выбора необходимо провести определённые действия и заработать – или не заработать – себе очки. После завершения этого куска вы вернётесь обратно на карту, и всё начнётся вновь. Не всегда есть выбор локаций – нередко вас сразу перемещают из одной локации в другую по сюжету. Когда же выбор есть, он часто ограничен – из трёх локаций за день обычно можно посетить лишь две, а значит, вы сами должны выбирать, какие именно. Не посетив что-то, вы безусловно потеряете часть истории и, возможно, не сможете что-то сделать в другой линии.

Кроме того, авторы решили добавить необычную фишку – несколько раз во время перемещения вдруг рандомно срабатывает сюжетная вариативность, и вы встретите на улице некоторых эпизодичных персонажей из массовки. Общение с ними не будет непосредственно связано с сюжетом, но позволит пообщаться с местным населением, увидеть воочию жизнь города и что-то заработать в плане репутации и предметов, если повезёт. В таких сценках вам показывают будни оккупированной страны: яростные споры малолетних мальчишек (один немец, другой датчанин), пьяные обличения оккупации от местного алкоголика, разбирательства немецких солдат с местными датчанами на дороге, дезертирство уже других немецких солдат в Германию с наворованным добром – и т.д. и т.п.; ситуаций таких очень много, они разнообразные и редко повторяются. Герда так или иначе может повлиять на ситуацию, но далеко не очевидно, как именно – так что такие вмешательства часто приводят не к тем результатам, что ожидается.

После завершения каждого сюжетного куска будет также запись в дневник, а вам на выбор дадут три цитаты Герды с отношением к произошедшему. Выбор цитаты даст вам один балл к одному из трёх параметров "силы духа": смекалка, интуиция, сострадание. Каждый из них может быть очень важен для различных вариантов прохождения, общения с разными категориями персонажей, поведения Герды и реализации её задач. При выборе и использовании какой-либо определённой реплики или действия очки у каждой из трёх категорий снимаются. Это заставляет всегда очень тщательно выбирать реплики и следить, чтобы баланс параметров был более-менее постоянным. Я лично старался, чтобы баллы располагались у меня примерно поровну, но получалось это далеко не всегда – не все цитаты настолько прямо связаны с этими моральными качествами, как кажется вначале.

Кроме того, определённая часть диалогов срабатывает случайно – вы можете чего-то добиться, нажимая диалог с рисунком кубика. Подразумевается, что вам может повезти – а может и нет. Впрочем, кубик гарантировано срабатывает, только если шансы на реплику уже высокие благодаря подходящему набору категорий в вашей репутации – кубик тогда приятного зелено-голубого цвета. Если он жёлтый, а тем более красный – сочетание неудачное, можно и не испытывать судьбу, все равно наверняка не получится.

Наконец, кроме репутации тут можно получать некоторые предметы, достаточно разнообразные – еду, талоны, спички, радиодетали, бутылки алкоголя, медпрепараты и т.д. Это тоже может пригодиться для решения определённых действий. На практике, впрочем, это довольно декоративная функция, так как более-менее полезными вещами оказываются еда, талоны и "дорогие товары". Остальное в игре либо слабо задействовано, либо не задействовано вовсе.

Несмотря на то, что прохождение было нелёгким и в игре часто не удалось реализовать то, что я хотел – мне нравилось прохождение и постоянные сражения с окружающими, когда всё может пойти не по плану по любой причине. Однако финал, где все сюжетные линии слились наконец в одну, пробудил у меня нехорошие подозрения. К сожалению, повторное прохождение их подтвердило. Несмотря на довольно сложную систему RPG-элементов в игре, большую вариативность мелких действий и диалогов, по факту игра вполне линейная. Что бы вы ни делали, какие бы планы вы бы ни строили и не рассчитывали на поддержку – события в игре в целом будут одни и те же. Удастся ли вам спасти одних персонажей или погубить их – получится ли у вас грамотно провести переговоры или провалить их – ориентировались ли вы на Сопротивление или на немецкого вороватого унтера – игра всё равно сведётся к одной и той же дилемме на железнодорожном вокзале. Там вам будет доступно четыре направления действий, но по факту вы сможете уделить силы только двум. А это значит, что в игре явно нельзя одновременно спасти и Андерса, и еврейку. Этот факт меня отнюдь не порадовал. Как, впрочем, и сама линейность. Многие решения и достижения мало чего значат, ведь в целом вы будете посещать одни и те же локации и одних и тех же персонажей. Даже как будто бы важные достижения по факту не будут оказывать влияния. Зачем я, например, спасал доктора, если его в сюжете всё равно не будет – точь-в-точь как тогда, когда он умер? Зачем добиваться расположения местного фабриканта – похоже, провал переговоров с ним заложен в сюжет... И так далее, и так далее... Так что несмотря на многообразие отыгрыша RPG, по сюжету игра вполне линейна, как любой квест от третьего лица.

Зато что искупает игру, так это действительно хорошо продуманный и прописанный сюжет с большим разнообразием персонажей. Персонажи сценаристами вообще особенно удались, несмотря на их внешнюю стереотипность – злые оккупанты, неоднозначные подпольщики, подлый гестаповец в неисторичной чёрной форме, многообразие датских и немецких обывателей, подруги с неустроенными личными жизнями и загадками в биографии, смешной пастор с простуженным горлом – и многие, многие другие. Общаться с ними достаточно интересно, хотя и нередко трудно и даже утомительно. Но главное, что они работают на довольно проработанный сюжет военной драмы на фоне датской провинции. В центре этой драмы сама наша Герда, которая вынуждена стать манипуляторшей и ввязаться в сложные детективно-шпионские интриги для спасения своего мужа. Ей приходится наблюдать множество повседневных трагедий на фоне войны и определять своё отношение к происходящему – а по факту через её аватар это делает игрок. Сюжет составлен достойно, достаточно исторично, закручено, без излишнего пафоса и надрыва, но и с сохраняющимся напряжением. Далеко не всё из того, что хотелось бы, удастся реализовать. Подчас сюжет ставит нас перед трудным или даже неразрешимым выбором – и неудивительно, что вариантов действий тут даже не дают. Например, что делать с подлым коллаборационистом, спокойно использовавшим заключённых концлагерей на своей фабрике? Убить? Но тогда их просто уничтожат – а хитрый капиталист уже заранее оказывает помощь подполью. Как завоевать доверие самого подполья? Помогать ему во всём? Но Сопротивление само не слишком рвётся помогать мужу, явно считая это второстепенной задачей. А что делать с попавшимся вам в руки нацистским шпионом... малолетним ребёнком? Уж точно не отпустить...

Словом, сюжет действительно драматический в лучшем значении этого слова – по сложности, по проблематике конфликтов, по психологии и мотивам персонажей. Заканчивается он тоже с необходимым напряжением во время судьбоносной миссии на вокзале – но и после этого у вас будет выбор, когда после войны вам нанесут последнюю рану.

С другой стороны, есть не столько замечание, сколько ремарка на полях в этом отношении. Как бы авторы игры не пытались изобразить трагедии датского народа в период оккупации, если вспомнить, что история войны Данией не ограничивалась – эти трагедии вполне могут местами и потускнеть. Жертвы гестапо, конечно, всюду были одинаковы, но оккупация в игре выглядит для нашего зрителя слишком уж мягкой. Конечно, во многом так оно и было, но всё же это подспудно ощущается. Например, из игры создаётся впечатление, что с немцами никто, кроме самих же немцев, особенно и не сотрудничал. Из коллаборационистов показаны люди исключительно безвредные – отец нашей героини, скромный железнодорожный кондуктор, и её родственница, поступившая секретаршей в гестапо. С натяжкой можно ещё указать на фабриканта Вестергора – но в сюжете неоднократно показано, что он готов работать со всеми ради собственных интересов, даже с подпольем. Остальные немцы и датчане сотрудничают с оккупантами в целом не больше, чем это было в нашей стране – хотя, конечно, датские немцы в целом настроены к оккупантам вполне дружественно. Главные антагонисты – вообще немцы из Рейха: в первую очередь, глава местного гестапо Феликс Шталь и его сынок, оголтелый гитлерюгендовец Генрих. Извините, граждане датчане, но вы явно что-то не договариваете. А где в вашем городе отделение местной датской нацистской партии – тем более, оно упоминается в диалогах и даже приложенной к игре энциклопедии. А где отряды добровольных датских штурмовиков, которые задолго до 1945 г. проводили нацистский террор против подозрительных? Где проявления этой, по сути, вялотекущей гражданской войны под прессом нацистской оккупации? Где марши и демонстрации хоть каких-то пронацистских элементов? На минуточку, на дворе ФЕВРАЛЬ 1945 года. Немцы заинтересованы в любых актах поддержки – а в игре мобилизацией духа с их стороны и не пахнет. И даже еврейская тема не особо впечатляет.

Страдания датского народа... Так как ни для кого не секрет, что датская экономика в этот период вполне неплохо спонсировалась немцами за счёт высоких покупных цен на сырьё и сельскохозяйственную продукцию, то нас эти страдания не особо впечатлят – если, конечно, вы хоть что-то знаете об истории оккупации в советской стране, а не сытом и благополучном уголке "арийской" Европы. Авторы довольно честно изобразили, как в феврале 1945 года, пока где-то гремят бои и миллионами умирают люди, что на фронте, что в тылу – в Дании даже в глухом захолустье люди спокойно ведут хозяйство, ходят на работу, отоваривают талоны, на чёрном рынке вполне можно достать не только хлеб, но и приятные мелочи типа глинтвейна, и даже война не мешает мирным жителям проводить традиционное застолье с выпечкой и пирогами, которыми уставлены столы в местной церкви. Конечно, многие товары в дефиците, сигареты, например, сложно достать... А немцы даже – подумать только! – отнимают лицензию на пользование машинами в целях экономии бензина и ДАЖЕ (вдумайтесь!) заставляют лечить иногда своих раненых солдат – и при этом невежливо говорят!!! Доходит до того, что солдаты на заводе не желают убирать оружие перед глазами рабочих – а ведь их это так нервирует! Словом, понятно, что этот образ оккупации не добавит датчанам большого сочувствия от тех людей, которые ещё помнят, сколько жителей погибло в Ленинграде за одну зиму.

Ладно, будем считать, что я удовлетворился своим брюзжанием и могу перейти к итогу. "Gerda" имеет сильные стороны по части "нарративного RPG": а именно действительно исторически точный и напряжённый драматический сюжет, большое разнообразие персонажей и диалогов и интересное действие. К минусам я бы отнёс очень бюджетную техническую часть и явный недостаток вариаций в сюжете, а не во второстепенных мелочах – из-за чего сюжет, по сути, линеен. Вдобавок по этой причине в игру довольно трудно переигрывать – сквозное прохождение занимает примерно 12 часов. Это очень много для такого рода игры. А переигрывание возможно только при сохранении на отдельных днях, а отнюдь не всех развилках сюжета – так что при большом желании узнать все подробности сюжета переигрывать придётся долго.

Однако в целом плюсы уверенно перевешивают, и можно с уверенностью сказать, что "Gerda" – отличная, достойная и интересная игра на не самую популярную тему, с интересными персонажами, поворотами сюжета и драматическим конфликтом. По-настоящему удачных и трогательных примеров таких сюжетов не так уж много. Сыграть в неё всячески рекомендуется – и именно с таких проектов надо брать пример тем, кто до сих пор грезит о "патриотическом воспитании" на тему войны, а не с шутеров и симуляторов всякой военной техники. Тем более, что как мы знаем – урок, который преподала человечеству Вторая мировая, оказался не впрок – война из нашей истории никуда не делась. Война есть, она идёт, и в этой войне у вас не будет возможности поменять свой выбор. Учитесь его делать заранее.


Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter Gerda: A Flame in Winter

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя