17.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Gamedec (.PC)
Anshar Studios / Anshar Studios, 2021
Anshar Studios / Anshar Studios, 2021

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive)
steam (archive) саундтрек
steam (archive) артбук
steam (archive) игра, саундтрек и артбук
gog (archive)
gog (archive) саундтрек
gog (archive) артбук
gog (archive) игра, саундтрек и артбук
gog (archive) Дафна Беннет
gog (archive) Измаил Кростов
steam (archive) Дафна Беннет
steam (archive) Измаил Кростов

Автор рецензии: Alex_ASP.

Anshar Studios не новичок в мире компьютерных игр. За почти десятилетнюю историю ей довелось поработать на заказ на многих проектах. Для Bloober Team она портировала "Observer" на Nintendo Switch, а позже помогала делать Redux-версию игры. Larian Studios она помогала с ролевыми "Divinity: Original Sin II" и "Baldur’s Gate 3". Видимо, последние две наиболее запали в душу разработчикам, и после двух собственных не слишком удачных VR-проектов они решили попробовать сделать что-то своё в ролевом жанре. Собственно, именно поэтому я чуть не проскочил мимо "Gamedeс". В пресс-релизах она фигурировала как однопользовательская изометрическая RPG без боёв – то есть, игра совсем не нашего жанра. Но неравнодушие к изометрическим RPG и вот это вот невзрачное "без боёв" заставили меня вчитаться в текст повнимательнее. Разработчики утверждали, что упор в игре делается на детективную работу, на скриншотах активных боевых действий не было – что ж, появился повод рискнуть, хотя многие фанаты адвенчур с лёгкостью могли бы проскочить мимо.

При запуске нас встречает не очень понятное меню создания персонажа: ладно, с полом и портретом вопросов нет, но что такое "Источник"? Что мне даст его расположение в верхнем или нижнем городе? Не менее повергает в ступор и пункт "Значения". По подсказке видно, что от этого будут зависеть какие-то параметры, но какие именно мне нужны для отыгрывания именно того персонажа, который был бы мне интересен? Ткнув наобум, нажимаем кнопочку "След." и... оказываемся в игре. Хм... Что, это все настройки? Что-то ткнули, не разобравшись – и вперёд? Так в приличных RPG не делается.

Gamedec

Начав свой первый день, можно порадоваться тому, что нас не отлупил до полусмерти какой-нибудь злобный дядька, сила которого превышает нашу во много раз, и что какой-нибудь хозяин дома не послал нас в подвал убивать первую крысу. Немножко копаемся в своём внутреннем мире, чтобы свыкнуться с главным героем – и вот мы уже готовы исследовать мир внешний, для начала – в рамках квартиры. Как ни странно, перед нами по виду вполне себе адвенчура: мы можем свободно ходить, осматривать/использовать предметы, разговаривать. Исключение, пожалуй, одно – у нас нет инвентаря, но к такому нам, в принципе, не привыкать.

Gamedec

Слева видны три кнопки: дедукция, кодекс и профессии. Дедукция нам потребуется позже, о ней я расскажу в более подходящий момент. Кодекс будет регулярно пополняться огромным количеством текстов, совершенно необязательных к прочтению, но дающих более детальное представление о мире игры. И не всегда это будут сухие энциклопедические данные – здесь хватает и текстовых отрывков из телепередач, где вам в ярких красках, порой и с непечатной лексикой, растолкуют в подробностях, кто есть ху.

Gamedec

А вот профессии – это как раз то, какими навыками вы можете овладеть, чтобы использовать их как в диалогах, так и в игровом процессе. Хакер может взламывать программы; инфотейнер – он же инфлюенсер, популярный видеоблогер, за селфи с такими людьми народ готов разболтать всё секреты; скальпель – по сути, медработник, может диагностировать заболевания и оказывать первую помощь. И так далее, и тому подобное. Профессии выстроены в дерево, открыть все-все, скорее всего, не получится, но большую часть – вполне. На открытие каждой профессии требуется некоторое количество разных аспектов – как раз тех самых штук, что были показаны в подсказке к выбираемому при создании персонажа пункту "Значения". Дополнительные аспекты вы можете получить как в процессе диалогов, выбирая те или иные реплики, так и осматривая необязательные объекты на локации.

Gamedec

Во время этих же самых диалогов дополнительные опции, связанные с профессией, будут появляться в диалоговом меню: профессия не освоена – опция будет серой, воспользоваться ею будет нельзя, освоена – обычного цвета, и пользуйтесь ею на здоровье. Дополнительные опции будут появляться и в зависимости от того, что вы выбрали в параметре "Источник" при создании персонажа – на самом деле, это места вашего происхождения: богатые районы (верхние этажи) или бедные районы (нижние этажи). Побывать вам придётся и там, и там, так что этот выбор, как я понимаю, не сильно оказывает влияние на игру, но делает её разнообразнее. В общем и целом, вариативность в диалогах выполнена на вполне приличном уровне, претензий нет.

Gamedec

Перейдём непосредственно к сюжету. Играем мы за геймдека – игрового детектива. Вроде как смешная профессия, но, оказывается, в мире будущего, где большая часть населения предпочитает реальности жизнь в виртуальны мирах, вполне полезная. Их нанимают как обычные граждане, чтобы расследовать происшествия, так и корпорации. Последним-то, казалось бы, зачем, ведь у них на руках есть и алгоритмы работы мира, и всевозможные автотесты. Однако геймдек смотрит на мир игры не как программист, а, скорее, как профессиональный пользователь. Чутьё и опыт помогают ему найти дырки в логике игр, всевозможные лазейки, которые могут быть использованы для каких-либо не задуманных авторами нужд, равно как и отыскать людей, которые такими лазейками пользуются. И наше первое дело – отыскать в виртуальных мирах (а их тысячи) сынка богатенького папашки (он, кстати, является шишкой в компании по разработке виртуальных миров) и помочь ему вернуться в реальность. И нет, просто выключить устройство входа в виртуальный мир – не вариант: ведёт либо к смертельному исходу, либо к потере разума. Ждать – умрёт от истощения.

Gamedec

В какой из миров может отправиться подросток в компании своих друзей? Ну уж всяко не в "Весёлую ферму". Один из его друзей вернулся из виртуала, но станет ли он говорить? Что лучше, успокоить его или пообещать неиллюзорных люлей? А может, не стоит терять на него время – лучше попытаться вытащить застрявшую в виртуале подругу-проводника? Варианты, варианты…

Gamedec

Список задач виден в правой верхней части окна, его можно сделать более или менее подробным, с подзадачами или без. Но рано или поздно всё равно всё упрётся в необходимость заняться дедукций, сделать тот или иной вывод. На экране сверху мы видим вопрос. В левой части экрана – найденные зацепки, количество открытых может варьироваться от того, насколько тщательно вы обследовали местность, какие решения принимали. В правой части экрана – выводы, один из которых вы должны принять, и они тоже не обязательно должны быть все открыты. Чем больше зацепок – тем больше открыто вариантов выводов. Бывают там и варианты для откровенно ленивых детективов, есть и вполне проработанные версии. Единожды сделанный выбор отменить будет нельзя, игра в любом случае пойдёт дальше. Звучит отлично, и оно даже так и работает. Но тут мы начинаем сталкиваться с проблемами.

Gamedec

Самая большая проблема данной игры состоит в том, что её выпустили сырой. Я проходил релизную версию игры. Те самые фразы на польском, что видны на скриншотах, в первых локациях встречались относительно редко, но с продвижением по сюжету бедствие стало принимать катастрофические масштабы. Можно же переключиться на английский язык, скажете вы. Можно. Только в английской версии всё обстояло ровно тем же самым образом. Какие-то фразы можно понять по контексту, но когда польский язык добрался до дедукции, тут я принял первое неверное решение, совсем не то, которое хотел. Автосейв оказался перезаписан, а ручное сохранение было сделано где-то совсем далеко. Переигрывать желания не было, идти дальше, осознавая, что можно так сплоховать ещё раз, не хотелось. Плюнув, я решил отложить игру до тех пор, пока не появится нормальный перевод хотя бы на английский. Разработчики на форуме написали, что в курсе проблемы, и исправят её первым патчем. Ситуация улучшилась только с третьего, он же hotfix 1.0.50. Теперь текст большей частью переведён на русский, где его нет – используется английский, но польский нет-нет да и проскальзывает до сих пор (на момент публикации обзора вышел patch 1.1, где, как заявляют авторы, поправлены уже все тексты, и даже глаголы почти всегда выводятся в нужном роде, про битые гиперссылки в кодексе, правда, пока молчат). Отдельных автосейвов при выходе по-прежнему нет, да и количество ручных сейвов ограничено, но это начнёт немного давить на нервы позже.

Gamedec

Мы остановились на дедукции, давайте к ней и вернёмся. Так вот, мы вольны сделать выбор в любой момент, когда в окне дедукции откроется хотя бы один вариант. Но чаще всего игра намекает нам на то, что его уже пора бы сделать: либо появляется соответствующая опция в диалогах, либо соответствующий пункт появляется в списке заданий. Увы, видимо, где-то в логике есть проблемы, когда нет соответствующего пункта ни там, ни там. Нарезав несколько раз круги по всем возможным местам, осмотрев всё и поговорив со всеми, понимаешь, что всё, вариантов больше нет. Остаётся только одно – заняться дедукцией, и бог с ним, что список зацепок и вариантов неполон. Как правило, это помогает, но всё равно лучше предварительно сохраниться. Впрочем, и тут не обошлось без косяков – не удивляйтесь, если при загрузке исчезнут какие-либо выполненные задания, или появятся те, которые выполнить нельзя, потому что вы пошли по другой сюжетной ветке. Авторам не геймдека не хватало, а самых обычных тестеров. Честно, стоило выпустить игру с пометкой "ранний доступ", но никак не выдавать то, что вышло, за полноценный релиз. Радует лишь, что патчи выходят регулярно. Из прочего, "хромает" определение зон, где персонаж может ходить. Куда-то ходить он отказывается совсем, а вот в баре, где явно дают понять, что можно сделать что-то ещё, приходится изрядно исхитриться, что бы персонаж пошёл туда, куда нужно, а не только на выход. И, наконец, в изометрической игре на движке Unreal отсутствие возможности вращать сцену хотя бы с шагом в 90 градусов вызывает искреннее недоумение.

Gamedec

Вернёмся к сюжету. Нетрудно догадаться, что рано или поздно мы таки посетим свой первый виртуальный мир. Правила игры в нём просты: найди себе пару, займись сексом, а после – убей. Вряд ли тут стоит доверять каждому встречному, а доверитесь – не удивляйтесь, если вам придётся умереть. К счастью, сохраняться тут не обязательно, в случае смерти вы просто заново появитесь у точки входа. Карта не очень большая, но побегать немного придётся, поскольку за так вам рассказывать никто ничего не будет. Помоги мужу найти жену, помоги жене спрятаться от мужа, поговори с тем, поговори с этим. Где-то здесь и приходит понимание того, чем на самом деле является "Gamedec".

Gamedec

Перед нами, скорее, interactive fiction, хоть и в красивой современной обёртке. Напишешь такое в пресс-релизе – кто ж покупать-то станет. Понятно теперь, откуда взялось непременное слово из трёх букв (RPG). Однако не спешите сбрасывать игру со счетов. При некой банальности завязки понимаешь, что в виртуальных мирах заваривается какая-то каша, да ещё и культисты из другого виртуального мира резво набирают себе последователей – наверняка неспроста. Впрочем, задача у нас сейчас другая – отыскать мальчика, и ради достижения этой цели придётся выполнить несколько заданий. Чьих и как – можно выбирать, хотя и здесь есть риск внезапно свалиться в другую ветку решений. Интерес к игре просыпается в тот момент, когда обилие общения сменяется задачками на местности – тут начинаешь чувствовать себя более уютно. Апофеозом же становится сцена временной петли. Тут руки так и чешутся что-нибудь на чём-нибудь поприменять – в адвенчурном исполнении эта сцена была бы великолепна. Увы – мы скованы местной механикой с общением и дедукцией. Что ж, несмотря на несколько неуклюжее постоянное сбегай-поговори в самом начале, первое закрытое дело всё же оставляет чувство удовлетворения и желание посмотреть, что будет дальше. А дальше будет лучше.

Gamedec

Ну, ладно, мир убийств и порока – с ним всё понятно. Но что может пойти не так на "Весёлой ферме"? А следующее дело будет проходить именно там, так что надевайте свою шляпу и готовьтесь кричать "Йиихааа". Разработчики решили тут "пройтись" по всем штампам, связанным не только с "фермами" и вестернами, но и с многопользовательскими играми вообще. Тут вам будут и ветераны, ноющие о том, что раньше всё было хардкорнее, а теперь упростили всё ради расширения аудитории и получения прибыли, и постоянное ненавязчивое вымогательство денег за премиум-аккаунт, и играющая школота.

Gamedec

Детективной части место тоже найдётся – для начала вам хотя бы придётся отыскать заказчика, ну а дальше только успевай подмечать странности и реагировать на них. И да, свою ферму завести тоже можно, сажать на ней тыквы и клубнику, украшать, продавать урожай, делать апгрейды.

Gamedec

Впрочем, это только ради фана и достижений – основное же расследование покажет вам, что мир виртуальный и реальный связан теснее, чем можно было подумать с самого начала, и влияние корпораций доходит даже до "ферм". Если предыдущий мир показался вам немного пресным, то здесь тексты становятся более яркими, появляется хорошая интрига и интересные подозреваемые. Сценаристы, как мне кажется, "расписались" и стали получать удовольствие от того, что они делают.

Gamedec

Далее следуют ещё несколько дел, в реале и в виртуале. В реале – более классические, в виртуале – со своими изворотами. Так, например, мы попадаем в средневековый мир, где каждый день длится двенадцать часов, и каждый разговор или важное дело отнимают у нас час или несколько виртуального игрового времени. При этом мы должны будем насобирать ресурсы, скрафтить некоторые вещи, да ещё в конце каждого дня должны будем сдать монету местному сборщику податей, а её ещё и заработать нужно, выполняя задания. Тут вам придут на помощь выученные к этому времени профессии – они позволят всё узнать проще и менее затратно по времени.

Gamedec

Я немного опасался, что не успею уложиться в отведённый временной промежуток, поэтому сохранялся довольно часто, и вот тут лимит на количество сохранений стал немного напрягать. Впрочем, разработчики не стали устраивать жёсткий прессинг, и у меня осталось то ли полтора, то ли два дня на то, чтобы заняться всякими необязательностями (полагаю, что если бы я усердно отлынивал от работы, до финала я бы всё равно дошёл).

Gamedec

Отдельно стоит отметить, что авторы применили любимый мною приём: завершённое дело в одном из миров не означает, что его обитателей мы больше не увидим. Совсем наоборот – наверняка кто-нибудь из них тем или иным образом "всплывёт" в мире новом или в реале, чтобы либо помочь, либо подкинуть информацию, а может и работёнку.

Gamedec

Про финал рассказывать смысла нет. На самом деле, их несколько, и ранее выбранные решения имеют значение. Мой финал был не идеален. Возможен ли идеальный? Скорее всего, да – есть несколько мест, где можно было поступить иначе – как, например, в первом деле, где из-за польского языка в текстах и отсутствия свежего сохранения я совершил неверный выбор. Хотя, мне кажется, большее значение имело то, что я упустил одну из сюжетных веток ближе к финалу. Я потратил на игру порядка 15 часов, и это немало.

Gamedec

Стоит ли вам обратить на игру внимание? Если вы любите interactive fiction и/или киберпанк – да. Любителям адвенчур, готовым к тому, что совсем не будет инвентарных головоломок, зато текстов будет в переизбытке – тоже стоит. Фанатам RPG с упором на боевую часть и прокачку скилов здесь будет делать совсем нечего. Стоит ли покупать игру сейчас? Трудный вопрос. $30 на старте – это практически уровень ААА-игр, здесь же всё в категории хорошего Indie, при том совсем неRPG и недоAdventure. Плюс игра пока всё же сыровата. Мне кажется, стоит подождать наступления одного из двух событий: хорошей распродажи или выхода туманно запланированного на 2022 год дополнения, в котором авторы обещают нам новые приключения в не виденных ещё виртуальных мирах и реале.

Gamedec

Общая оценка: 70 из 100. На недочёты, связанные с сыростью версии, глаза закрыты, поскольку патчи выходят регулярно. Хотя, конечно, так поступать с игроками нехорошо.

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя