«Оно» в ЗАТО
"Кассеты, картриджи, пропавшие дети... Как это все связано?"
Даже игра не знает ответа...
"DOM RUSALOK" (почему-то именно так, латиницей) – это мистический поинт-энд-клик инди-квест с элементами визуальной новеллы – по крайне мере, так утверждает её автор. А сделал её Яков Бутузов – по профессии врач-эндокринолог. Так как разработкой он никогда не занимался, ему помогали другие художники и программисты. И хотя проект всё равно вышел очень бюджетным, получившаяся игра приобрела определённую популярность, и её даже пиарили некоторые сетевые игровые ресурсы. Оно и понятно – задумка выглядит интересно и атмосферно: подростки в 1996 году участвуют в странных и мистических событиях. По существу, "Дом русалок" – это такой наш ответ "Sally Face". Обе игры рассказывают о том, как в каком-то захолустье группа подростков в выразительной атмосфере девяностых ввязывается в мистические события и борется с нечистью. Совпадения даже в мелочах: так, обе игры вставляют вымышленные названия брендов, и в них фигурирует загадочная чёрная масса, которая отравляет всё вокруг. А главное, они обе явно берут вдохновение из городского фольклора тех лет в духе пальцев в хлебе, крыс в метро и прочих хорошо известных вещей. Многим получившееся в итоге понравилось, но действительно ли всё вышло на хорошем уровне?
Итак, действие происходит в 1996 году. Простой мальчик Женя приехал к бабушке на лето. Он довольно обыкновенный подросток. Жизнь у него не сахар – отец фактически бросил семью, мать погибла в аварии, сам он болен эпилепсией – но он не унывает и собирается спокойно провести каникулы. Погуляв по двору, он находит новых знакомых, и те рассказывают ему местную легенду про "Дом русалок" – старую заброшку, в которой иногда творятся странные вещи... А вскоре Жене и ребятам предстоит узнать, что странностей в их небольшом городке, бывшем ЗАТО, чрезвычайно много – и они очень опасны...
Что прежде всего привлекает внимание в проекте – действие в конце девяностых. Эта эпоха безусловно имеет большую популярность среди игроков, которые любят вспомнить детство и молодость. И надо отдать должное, реконструкция быта девяностых получилась на удивление убедительной. И это при том, что автор сам 1996 года рождения и реалии эти помнить физически не может. Видно, что он вложился в это на все сто пятьдесят процентов. Абсолютно все локации тщательно продуманы и сделаны под те времена, персонажи одеты тоже соответствующе, в игре много и пикселизированной кинохроники в соответствующих местах. Даже самый последний кабинет и уличная мостовая сделаны точь-в-точь как в те времена, включая матерные надписи на стенках.
Игра просто забита культовыми артефактами из девяностых, которых тут столько, словно это интерактивная энциклопедия. Плакаты боевиков восьмидесятых, пейджеры и сотовые, карбид и гудрон, приставка "SEGA" и чёрный видик, сигареты "Parliament" и спирт "Royal", игральные карты и оловянные солдатики, убийства бизнесменов и чеченские террористы, МММ и гопники, ковёр на стенке и пульт в плёнке – всё это на месте, всего этого очень много, и показано это буквально со стопроцентной точностью. Единственный чёткий анахронизм, что можно найти – современный канцелярский нож на одной локации. Вдобавок всё это неплохо привязано к сюжету – мы бродим по локациям скроллинг-методом, влево и вправо, подбираем предметы – их можно рассмотреть крупным планом и даже получить субтитр-справку. Точно так же можно прочитать множество записок и плакатов, которых в игре с избытком – не меньше одной штуки на локацию. Многие атмосферные детали также даются по радио или телевизору. Ну и наконец, сам сюжет про группу подростков, которые бродят в полном одиночестве по серым и бледным дворам, заброшкам и подворотням, а дома сидят перед телевизором и приставкой, полностью отражает тогдашние суровые времена. Действительно, при игре и впрямь как будто мыслью перемещаешься в те времена.
Правда, меня удивило, что мальчик смотрит вечером легендарные "Утиные истории", хотя на моей памяти они шли по утрам в субботу. Ещё показалось непривычным, что у подростка из неполной семьи в небольшом городке есть не только кассетник, импортный телек и видеомагнитофон, но и даже музцентр. Всякое бывает, но... Мне бы такое богатство в те годы, а не этот долбанный лимонад из разведённой лимонной кислоты... Ну и ещё поговаривают, что прогулки по двору с карбидовыми бомбами к тому времени уже вышли из моды. Компьютер Commodore 84 в провинциальной библиотеке спишем на художественную условность. Но вот короткий сегмент в 1995 году содержит жирный минус – показанный в фильме магазин выглядит так, как будто он застрял в перестроечных временах: полупустые прилавки, берёзовый сок, реклама "Пепси", очереди и хамящая продавщица.
К сожалению, отличной реконструкцией времени достоинства игры в основном и исчерпываются. Графика фонов в игре удобоваримая, вполне сносная для инди-проекта – пикселизированные локации на весь экран выглядят грубо, но очень атмосферно. Автор не поскупился на их детализацию и, главное, количество – их тут чуть ли не под сотню штук. Некоторые фоны даже намеренно сделаны под старые кинескопы для атмосферы. А вот графика персонажей, увы – уже явный провал: это крайне убогие и примитивные спрайты с пятью кадрами на все действия. Особенно смешно, когда милиционер берет телефон ухом. Причём у них то ли ради экономии, то ли ради задумки даже лиц не нарисовано. Озвучка, конечно, отсутствует – приходится читать субтитры. Музыка есть, но тиховатая и в основном и так известная: вроде "Бухгалтера" Комбинации или Аллегровой.
Управление в игре откровенно неудобно. Передвижение идёт по клавишам WASD, пропуск субтитров – клавишей Е, а взаимодействие с предметом – вообще мышью. Причём взаимодействовать можно только если спрайт персонажа стоит рядом. То есть, по духу и изображению игра приближена к старым квестам 1980-х – и это сделано исключительно ради ностальгии, так как такое управление было неудобно уже тогда. Вдобавок управление в начале игры не объясняют, и я минут на пять просто застрял из-за этого, пытаясь поднять персонажа с кровати.
Проработкой персонажи тоже похвастать не могут. Пока речь идёт о копировании поведения типичных детей и стереотипных взрослых, всё нормально – всё это очень узнаваемо и легко затрагивает игрока. Но когда дело доходит до сюжета, становится очевидно, что дети – безликие не только на спрайтах. Говорят они примитивно, часто матерятся по делу и нет, а образы каждого можно выразить двумя-тремя словами: молчаливый главный герой, раздражительный картавый ботан, жирдяй с кассетой, безбашенная хулиганка, ботанка в очках, дылда-блондинка и пропавшая девочка. Так что субтитров хотя и много, но диалоги тут односложные и плоские, как спрайты игры.
Геймплей тоже настолько примитивен, что ещё бы немного, и это действительно стало бы визуальной новеллой, где нужно только читать и щёлкать клавишу. Продумывать его автору явно не хотелось, так что придётся просто брать найденный предмет на локации или с соседнего фона – а потом делать очевидное действие. Эта схема повторяется всю игру почти без изменений. Несколько раз можно выбрать ответы в диалогах, что ни к чему не приведёт, а под конец автор вставил несколько очень примитивных кодов, самый сложный из которых я подобрал вслепую, тупо пощёлкав по клавишам, и только потом нашёл подсказку. Само по себе это довольно уныло, но по крайней мере, игра проходится быстро – всего за три часа.
Но самое главное разочарование вызывает сюжет. Сначала всё выглядит не особо оригинально, но довольно подкупающе. Дети гуляют во дворе, потом проникают в заброшенный "Дом русалок" со своей детской легендой. Быстро становится понятно, что часто подчёркнутое сюжетом исчезновение детей в городе отнюдь не случайно, и за ним стоят мистические силы в подземельях города. Дальше нам вкидывают одну за другой атмосферные хоррорные детали, причём чем дальше, тем больше без меры. Похоже, автор попытался всунуть туда столько штампов хоррора, сколько мог. Чего тут только нет... Зловещий туман, странные собаки, кровавые следы, исчезновения людей, завлекающий тихий голос, таинственные подземелья, страшные пауки, загадочная кассета и мистический картридж, типичный маньяк девяностых (причём списанный со Спесивцева и Сударушкина одновременно), выключающийся сам собой свет, неизвестная никому девочка, интернат для странных экспериментов, чёрная таинственная плесень, заражение хтонью реальности, диссонирующий с атмосферой ретро-мотив на граммофоне, странный телефонный аппарат, жуткий телевизор, скример в противогазе, живой костюм, ужасная кинохроника, выпадение из реальности, жуткие шаги в коридоре, живая плоть и сердце, заброшенная лаборатория – и многое-многое другое.
Увы, все эти атмосферные и многозначительные детали постепенно надоедают. В отличие от "Sally Face" история лишена динамики и сюжетного стержня. Персонажи тупо ходят по локациям, изучая предметы и записки вокруг, что не особо продвигает их в понимании. Иногда действие переключается на разных персонажей, что выглядит эффектно, но в итоге мы вынуждены своими руками загонять их в ловушку. В отличие от бездуховных американцев, которые быстро нашли способы борьбы с мистикой, запилили своих охотников за привидениями и быстро разобрались, что к чему, наши подростки реалистично и бездарно тупят, переругиваются и скандалят, делают абсолютно ненужные для сюжета действия и передвижения, ходят по загаженным локациям, постоянно теряют сознание и тут же попадают чёрт знает куда сами не зная как, а вся последняя треть игры сводится к унылым и отчаянным блужданиям по подземельям в попытках выбраться. Всё это под конец откровенно раздражает, особенно учитывая, что движутся они ужасно медленно.
Но самое печальное, что в игре откровенно скомканная концовка, которая толком ничего не объясняет. Спустя три часа мы просто видим загадочный разговор, и всё начинается заново. Это особенно оскорбительно, учитывая, что фактов о происходящем было вполне достаточно, и картина и так вполне вырисовывалась, хотя и с трудом. Как можно понять из смутных намёков, все дело сводилось к стереотипным экспериментам советских учёных на основе какой-то древней мистической силы местных племён. Она, как водится, вырвалась в реальность и вредит почему-то исключительно детям. Объяснить всё до конца было не так уж сложно, но автор, видимо, не придумал, как сделать финал эффектным и исчерпывающим. Конечно, если вам охота понаблюдать за сюжетом и читать записи, вы и так примерно поймёте сюжет, но подробности вам обрисовывать не будут. Сам Бутузов ответа с объяснением так и не дал, даже несмотря на неоднократные обещания и видеостримы, но, по сути, вынужден был подтвердить догадки игроков, что концовка хотя и была, но особенно не продумывалась ради "недосказанности" и "интерпретаций".
В общем, игрок должен сам думать, что всё это значило. Это вполне возможно, пищи для интерпретации и впрямь сколько угодно – но в отличие от "Чёрного оазиса" или "Чёрного зеркала", это не слишком интересно. Даже пресловутый Дом русалок фигурирует только в начале игры, а потом выпадает из сюжета. Неудивительно, что множество игроков было всем этим очень недовольно. Жаль, жаль – а ведь сюжет разворачивался бойко и напряжённо, с подкупающей загадочностью и колоритом эпохи. А ведь достаточно было просто немного поработать, и финал бы всё объяснил и оставил яркое впечатление. В итоге игра уступает по эффекту не только "Sally Face", но и какой-нибудь "Кэти Рейн" и даже отвязно-юмористической "Страшилки. Шестое чувство". Там-то уж точно при всей мультяшности и не самой эпичной развязке был и сюжет, и прописанные персонажи, и классический квестовый геймплей.
А так "Дом русалок" был силён идеей и потенциалом, да и техническое его качество для инди вполне выше среднего – но реализовать до конца всё не удалось. Но тем не менее, безусловные плюсы тоже налицо. Главный, конечно – это реконструкция быта девяностых, которая дошла едва ли не до документальной, что во многом спасает игру. Также здесь довольно приличные фоны, нет багов и вообще, есть ощущение реализма происходящего. А кроме того, всё же игра показала многое из весьма плодотворной, но плохо освоенной темы ужастиков из городского детского фольклора постсоветских времён. Поэтому сыграть в неё для того, чтобы проникнуться атмосферой, можно – тем более, что на это уйдёт всего три-четыре часа. И как знать, может вам и понравится.