Иранский детектив №3. В Реште всё неспокойно
Салам, правоверные! Наконец-то я прихожу к последней части квестовой детективной трилогии иранской студии RSK Entertainment о детективах Афшарах, которые стоят на страже спокойствия и порядка народа Ирана, противостоя всевозможным маньякам. На сей раз у нас на дворе 1953 год. В Иране неспокойно. Демократически избранный премьер-министр Мосаддык пытается национализировать нефтяные компании в стране, за что подвергается нападкам прозападных кругов и давлению западных государств. Скоро произойдёт государственный переворот, который отстранит его от власти и утвердит правление шаха до самой революции 1979 г. Но пока об этом никто не знает. Пока полицию заботит иное: в городе Реште происходят странные и загадочные убийства на улицах. Для поимки убийцы в Решт посылается тегеранский детектив Мохаммед Афшар – профессиональный охотник за маньяками, который нашёл тегеранского серийного убийцу мальчиков ещё в 1933 г. в "Murder In Tehran's Alleys 1933". Впрочем, игра так и не объяснила нам, как он ухитрился выжить после финала. Да и зачем надо было давать третьей части пафосное название "Devil in the Capital" и делить сюжет на главы с не менее пафосными названиями типа "Кровь и нефть" – непонятно. Действие вовсе не происходит в столице, оно происходит почти целиком в Реште – ну, и назвали бы так, как следует: "Murder in Rasht's Alleys 1953". Видимо, очередные рекламные соображения... Так или иначе, детектив Афшар снова в строю, и он даже не сильно изменился за эти 20 лет. А значит, пора окончить трилогию и посмотреть, чем завершилось дело. Тем более, что после исправления ошибок во второй части и намёков на политические интриги 1953 г. я ждал чего-то особенного.
Первое, что бросается в глаза при запуске игры – это заметное падение качества графики по сравнению со второй частью. Правда, слайды вместо роликов на сей раз рисовал уже не ребёнок сценариста, а художник... Но из инструментов у него, похоже, были только акварельные краски. В итоге, получилось весьма посредственно. Что мешало сохранить комиксовый дизайн из второй игры – непонятно.
Но быстро оказывается, что не повезло вообще всей графике. Фоны здесь, по большей части, рисовались явно теми же акварельками, множество деталей скопировано из других мест, вызывая в памяти русские квесты студии "Сатурн+" середины 2000-х, а что самое обидное – добрая их треть взята из предыдущих частей и перерисована. То же касается и персонажей, многие из которых перекочевали из предыдущих частей безо всяких изменений. Разве что сам Афшар рубашку сменил.
Смотрится это в целом довольно печально после первых двух игр, продемонстрировавших достаточно высокий уровень графики. Возможно, у иранцев не хватило денег – но кому до этого дело? К тому же, это не оправдывает другие ляпы типа убогой рисовки слайдов и того, что, как и раньше, в слайдах и основной игре детали отличаются: например, американский автомобиль 50-х в слайдах превращается в Фольксваген-Жук. Прибавьте сюда вообще довольно слабый уровень дизайна, за исключением некоторых локаций, и почти полное отсутствие нуарной эстетики, которую авторы вроде как любят, но которая осталась только в заставках и луне, не убывающей три ночи подряд. Справедливости ради, иранский колорит тут представлен в полной мере, да и музыка неожиданно хороша – но это не спасает.
Что самое обидное, сюжет тут тоже, по сути, заимствован из первой части. Афшар прибывает в Решт и начинает расследование с типичным для него комментированием всего и вся. Улики, на сей раз, правда, не валяются на каждом шагу, но, в основном, путь прежний: он посещает патологоанатома, проверяет списки в архиве, шатается по разным кварталам города со странной помесью ТТ и Макарова в кармане, которую сценаристы выдают за Кольт М1902 и которая пригодится один раз – чтобы вскрыть замок. Вот так потихоньку-полегоньку, выполняя поручения местных обывателей, он осматривает кучу мест по малопонятным причинам, пока не выясняет, что убийца был всего лишь пешкой в руках разведок, спровоцировавших государственный переворот против Мосаддыка в стране. Это было очевидно с самого начала, так как чётко просматривалось в аннотации, но никакой интриги или атмосферы политического триллера нет: нет саспенса, загадки сюжета, и даже арест Афшара заканчивается почти сразу. По-моему, даже в первой части интрига была прописана лучше. К тому же, ни к селу ни к городу, тут зачем-то приплетена тема сатанизма, без которой в сюжете ровным счётом ничего не изменилось бы, и которую авторы знают крайне плохо. Чем ещё объяснить ссылки в 1953 г. на книги о сатанизме из конца 90-х?
Правда, геймплей, как и во второй части, тут прямой и ровный и не вызывает затруднений, что лучше, чем бестолковая беготня в первой игре. Но с другой стороны,от этого автоматически теряется интерес. Все встающие на пути проблемы сводятся к необходимости осмотреть локацию, собрать предметы и практически сразу же их применить. Игра по-прежнему идёт линейно и скучновато, не преподнося никаких сюрпризов – очередной прямой проход по сюжету, как в интерактиве. Неужели до иранцев никак не дойдёт, что можно рисовать локации не только, чтобы герой посетил их один раз за всю игру, чтобы прикупить барахла? Увы, нет. Загадок мало, они скучные и банальные. Коды к замкам написаны прямо рядом с ними, и их не заметит разве что слепой. Что надо делать, сам Афшар ясно говорит прямым текстом, пиксельхантиг кусается, но легко решается подсветкой пробелом, половина головоломок взята прямо из предыдущей части, логики в действиях детектива также мало, он по-прежнему не хочет проходить куда-то, пока не выяснит – зачем, из-за чего действие развивается занудливо. Даже привычной викторины по итогам расследования в конце не было. Единственным изобретательным моментом за всю игру было создание Афшаром из украденных туалетных принадлежностей и банки Кока-Колы устройства для создания короткого замыкания в электросети. Прибавьте к этому то, что игра очень коротка и проходится за один день.
Мне нечего особенно сказать об этой игре. Не знаю, в погоне ли за сроками и бюджетами, или ещё по какой причине иранцы наспех склепали её из обрезков предыдущих частей. Она короткая, малоинтересная, не очень продуманная и с совершенно детским геймплеем. Ряд деталей и локаций показывает, что отложи иранцы релиз хотя бы на год, проект наверняка был бы лучше, но в итоге получилась игра, совсем не оправдавшая моих личных ожиданий, да и своей цены. Посмотрим, что сделают авторы дальше со своим героем Афшаром, которого они по-прежнему пытаются раскрутить – они даже сделали его героем нуарной экшн-адвенчуры "Dark Years", в которой, судя по всему, продолжаются приключения Афшара в 1953 году. Отзывы в Steam ругательные – судя по всему, не делавшие больше ничего, кроме квестов, иранцы просто не смогли сделать не косорукий геймплей и управление.
К счастью, у них есть ещё одна нетривиальная игра, "The Way Of Love: Sub Zero", об иранском спецназовце, который вытаскивает пленного пилота во время ирано-иракской войны. На неё теперь я и возлагаю надежды.