Изучая ассортимент новинок в жанре адвенчур, поневоле можно прийти к выводу, что приключенческие игры не то вот уже почти двадцать лет как переживают перманентный кризис, не то навсегда укоренились в "золотом веке" времён 1990-х – и не могут ступить и шагу, не обратившись за вдохновением к нетленной классике эпохи расцвета point-and-click. В то же время крупные студии – в отличие от многочисленных инди-авторов, стремящихся не столько снискать большую популярность и получить весомую прибыль, сколько просто создать игру мечты для самих себя, перевоплотив лучшие квестовые впечатления своего детства и юности, – так и норовят отойти в сторону от традиций и, экспериментируя с трёхмерностью, прямым управлением и прочими технологическими новшествами, что называется, обратиться к более широкой аудитории, а не только к ветеранам – поклонникам жанра, чтобы заодно и вдохнуть в этот последний какую-то новую жизнь. Впрочем, ничего сногсшибательного в итоге так и не получается, – разве что нельзя не отметить многотомные труды Telltale Games, ещё году так в 2013-м свернувшей с широкой дороги классических приключений на собственную тропу разработки серийных "интерактивных историй", которые вскоре заполучили-таки свою очень даже широкую аудиторию и стали примером для подражания. Ведь даже и немецкая Daedalic Entertainment, долгое время гордо и высоко державшая знамя традиций point-and-click, призналась в намерениях "обратиться к новому" – и выпустила подобную же работу в области интерактивной литературы, "Кен Фоллетт. Столпы земли".
Дебютное творение французской компании Big Bad Wolf достаточно громко позиционируется как ни на что не похожий самобытный продукт и как едва ли не начало новой эпохи в развитии жанра адвенчур. Однако если приглядеться получше, то перед нами предстаёт скорее представитель всё того же подвида "interactive fiction", который на поверку оказывается, пусть и на новом уровне, с самой что ни на есть технологичной графикой, но повторением хорошо забытого старого – одноимённого жанра восьмидесятых годов прошлого столетия. Если сериалы от Telltale Games до предела упрощали собственно игровой процесс, концентрируя внимание на в меру захватывающей истории, в которой игроку лишь время от времени предоставлялась возможность выбирать один из двух (как правило – не больше) вариантов дальнейшего развития событий, то идея авторов "The Council" заключается в привнесении в повествование кое-чего поинтереснее – настоящих ролевых элементов. А значит, больше становится и той самой интерактивности, что не может не радовать: началу игры предшествует самый настоящий "выбор профессии", а многие действия, как альтернативные, так и опциональные, доступны лишь обладателям определённых навыков, которые можно и нужно развивать по ходу прохождения, прямо как в каком-нибудь "Ведьмаке" или "Fallout". При этом такая "смесь" смотрится вполне себе органично, напоминая даже не столько гибриды адвенчур и RPG вроде "Quest for Glory", сколько самую зарю сюжетных компьютерных игр – и такие шедевры далёкого прошлого, как "Zork", бывший практически одновременно зачинателем как будущих приключенческих, так и ролевых игр.
Сюжет игры также не по-современному необычен и отчасти даже сумасброден, вызывая в памяти лучшие традиции французского игростроения эпохи 1980-х. События начинают разворачиваться в январе 1793 года (если не считать краткого пролога, датированного предшествующим декабрём). На неком острове у побережья Англии, находящемся во владениях эксцентричного аристократа и богача лорда Мортимера (которого в первой серии мы почти что и не увидим), собирается крайне странная компания высокопоставленных и не очень гостей: президент США Джордж Вашингтон, только что приступивший ко второму сроку исполнения обязанностей главы государства; считавшаяся мертворождённой дочь его же вице-президента, весьма загадочная юная девица по имени Элизабет Адамс; итальянский кардинал Пьяджи, легат римского престола; прусский министр по делам вероисповеданий фон Вёлльнер; английская красавица-герцогиня Эмили Хиллсбороу; а вдобавок ещё и явно смотрящийся чужаком на фоне блестящей аристократии грубый и неотёсанный санкюлот, судья французского революционного трибунала Жак Перю, ну и совершенно уже никому неизвестный младший офицер французской же армии Наполеон Бонапарт.
Как видим, круг действующих лиц слишком уж пёстр и специфичен, чтобы служить основой для какого-нибудь "герметического детектива" в духе "Десяти негритят", к которому столь располагает вся обстановка и атмосфера крохотного острова, – как и для того, чтобы радовать любителей истории. Как бы то ни было, трудно поверить, чтобы тот же действующий президент Соединённых Штатов, к тому же находящийся в весьма преклонном возрасте, тратил своё драгоценное время на частные визиты к английскому лорду, – не говоря уже о 25-летнем Наполеоне, в те месяцы на самом деле занятом службой в Национальной гвардии далёкой Корсики. Ну и отчего бы было не добавить в эту весёлую компанию ещё и, скажем, Суворова или Али-Пашу Янинского?.. Впрочем, по замыслу сценаристов, всех присутствующих на острове объединяет принадлежность к некоей секретной международной организации – "Золотому Ордену" (так что любители всяческих политических интриг и теорий заговоров почувствуют себя в гостях у Мортимера как дома).
Главой французского филиала этого мифического ордена состоит Сара де Рише – крупный специалист в области оккультизма и по совместительству мать нашего главного героя, Луи. Мало-помалу родительница уже долгое время занималась введением своего сына в курс всех своих занятий, но явно не довела это дело до конца, – а потому получив от незнакомого ему Мортимера неожиданное приглашение на остров, обусловленное внезапным и загадочным исчезновением Сары, молодой Луи де Рише оказывается в таком же неведении относительно смысла всего происходящего, как и управляющий его действиями игрок. Что ещё стоит добавить по поводу персонажей – так это то, что визуальное их решение смотрится столь же странно, что и завязка сюжета: несмотря на всю технологичность графики, внешний вид действующих лиц понравится далеко не всем. Исторические личности не очень-то похожи на самих себя, а лица некоторых так и вообще смахивают на какие-то уродливые маски, – и это не считая масок настоящих, с отверстиями лишь для глаз, которые почему-то носят все лакеи лорда Мортимера (возможно, таким способом авторы решили просто немного сэкономить на художниках).
Зато собственно игровой процесс действительно выглядит очень даже любопытным и оригинальным. Первая серия, "The Council. Episode 1: The Mad Ones", чётко разделена на четыре части с прологом, причём просмотр сценок-роликов примерно равен или даже уступает по длительности тем периодам, когда управление Луи де Роше переходит в наши руки – с видом от третьего лица и посредством клавиш WASD. Нажатие Shift или правой кнопки мыши позволит герою пробежаться, но особой нужды в этом не возникнет, потому как из и без того скромного пространства – причал на острове, первый этаж особняка с вестибюлем, гостиной, библиотекой и столовой и второй этаж со спальнями гостей – нам всякий раз будет доступен для изучения лишь небольшой фрагмент. "Точки интереса" всегда подсвечиваются, но для их опознания требуется подойти к таким объектам поближе; взаимодействие происходит нажатием – а иногда и удержанием – левой кнопки мыши; некоторые предметы разрешается подбирать, хотя использовать их в дальнейшем можно будет лишь автоматически. Посредством "пробела" открываются как инвентарь и карта, так и такие экзотические для адвенчур разделы внутриигрового меню, как "Звания", "Черты" и "Навыки", а также "Журнал", где фиксируются основные сведения о встречных лицах.
Как уже было замечено, вскоре после прибытия на причал нам предлагают указать "класс" Луи – дипломат, оккультист или детектив: каждому из родов деятельности соответствует пять особых навыков, вроде "Этикета", "Психологии", "Бдительности", "Науки" и так далее. Как и в любой уважающей себя ролевой игре, у героя имеется уровень, повышающийся по мере успешного прохождения частей сюжета, а вместе с его ростом нам добавляются и очки опыта, которые можно вкладывать в свои навыки. Временами этому способствуют и находимые предметы: к примеру, выбирая книгу, которую герой будет читать на ночь, – из числа обнаруженных и подобранных накануне, – мы определим и повышаемый им на единичку навык. В принципе, ничто не запрещает развивать любые умения, в том числе связанные с другими профессиями, – но в целом путь решения местных загадок более-менее последовательно соответствует выбранному занятию. Дипломат умело убедит собеседника в своей правоте или увернётся от опасной темы, а заодно и сможет перевести надпись с латыни; оккультист в нужный момент блеснёт редкими знаниями или, как ни странно, взломает один из многочисленных здешних замков; ну а детектив проявит небывалую наблюдательность и сообразительность, заметив самые неуловимые улики и сопоставив их в логическую цепочку.
Задавшись целью разыскать свою мать, мы будем не только исследовать то немногое на острове, что окажется доступным нашим наблюдениям, но и – куда в большей мере – сводить знакомства с другими гостями, у каждого из которых, естественно, имеются свои собственные цели, интересы и "скелеты в шкафу". Помимо простых ситуаций выбора одного из сценариев, характерных и для других представителей жанра интерактивной истории (скажем, остаться у камина с Вашингтоном, который желает о чём-то с нами поговорить, или же пойти ужинать с двумя другими персонажами, руководствуясь не столько зовом аппетита, сколько возможностью познакомиться с новыми людьми), – "The Council" порадует игроков многочисленными альтернативными вариантами ведения бесед, успех в применении которых зависит не только от наличия у нас соответствующих навыков нужно уровня, но и от "слабостей" и "устойчивостей" каждого из персонажей, которые можно открыть по мере их изучения – и впоследствии использовать полученное знание себе на пользу. Некоторые решения нужно будет принимать особенно быстро, в режиме QTE. Кроме того, в каждой из частей первого эпизода будут присутствовать и особые, ключевые встречи с одним из прочих гостей Мортимера – "противостояния", во время которых необходимо будет в чём-то убедить своего собеседника, допустив не более двух или трёх ошибок при выборе реплик. При этом временами нам могут помочь и особые дополнительные предметы – различного рода снадобья и эликсиры, способные, например, свести на нет отрицательные эффекты от "сильных" сторон оппонента (скажем, его или её устойчивость к "логике" или "политике"). В любом случае, по окончанию "главы" мы увидим результат всех наших действий, где помимо достижений будут перечислены и неудачи, и все упущенные возможности.
Изобилие этих последних с очевидностью намекает на интерес повторного прохождения: первое знакомство с историей Луи де Роше занимает около двух-трёх часов, однако получение всех достижений и исследование всех возможных вариантов и линий поведения определённо увеличивает этот показатель как минимум раза в три. Проблема лишь в том, что ни многочисленные диалоги, ни прочие неинтерактивные сценки пропускать и проматывать не дозволяется даже при втором просмотре, – а ведь многие из них одинаковы для героев всех профессий и навыков, что вряд ли поспособствует желанию игрока испробовать все способы раскрытия местных тайн. Впрочем, пока что перед нами лишь первая глава из пяти задуманных: если разработчикам удастся реализовать всё запланированное, то 10–15 часов на приключенческую игру – это вполне достойный показатель, не считая даже тех самых альтернативных решений. С другой стороны, запрошенную за адвенчуру весьма высокую цену трудно отнести к достоинствам творения Big Bad Wolf – как и столь же внушительные системные требования (64-битные процессор и операционная система, минимум 4, а желательно и 8 ГБ ОЗУ, видеокарта с 1 ГБ памяти и целых 15 ГБ на жёстком диске).
Тем не менее, ничто не мешает отложить приобретение "The Council" если не до выхода всех серий, то до ближайшей Steam-распродажи, – ну а возможность пролистывания диалогов, будем надеяться, вполне может быть добавлена в одном из последующих обновлений. Несмотря на перечисленные мелкие недостатки, сюжет, при всём своём сумасбродстве, достаточно захватывает, чтобы поиск пропавшей матери и раскрытие личных секретов каждого из высокопоставленных и загадочных гостей лорда Мортимера приковывал к себе внимание и вопреки не самой выдающейся графике и анимации персонажей, ну а "ролевые элементы" вплетаются в канву сюжетного приключения очень даже удачно и оригинально. И пусть творение французской студии вряд ли совершит революцию в жанре адвенчур, оно определённо показывает весьма перспективный путь развития "интерактивным историям", делая эту их интерактивность намного более существенной.
Общая оценка: 83 из 100