Чернобыль – увидеть и не помереть
Есть на юге такой город – Ставрополь. И есть в нём гражданин Константин Андрушевский. Он возглавляет мелкую аутсорсинговую студию Nelset, которая занимается чем угодно – рекламой, брендингом, веб-разработкой... Но однажды Андрушевский решил получить немножко денюжек без большого напряга и склепал для гугл-плэй мобильную адвенчуру "Escape from Chernobyl / Побег из Чернобыля". Это был типичный квест "рум-эскейп" (то бишь, "побег из комнаты"), который отличался только двумя вещами: весьма страшной и убогой графикой (собственно, в основном это была даже не графика, а отрендеренные фотоизображения) и бесконечными смертями при каждой ошибке.
По труднопонятным причинам эта игра получила определённую известность (видимо, не зря разработчик занимается рекламой), и в неё сыграло более полумиллиона игроков (если разработчик, конечно, не врёт). Выход в Steam, обзоры, стримы и прочие радости... Ободрённый успехом Андрушевский выпустил уже на ПК обновлённую версию своего детища с более чем пафосным названием "Chernobyl: Origins". Я так и не понял, что за "origins" имеется в виду в названии, но в любом случае в этом году игра вышла и заимела определённую рекламу. Причём большинство недо-обзорщиков не распознало трюка и ни словом даже не заикнулось про оригинал.
С самого начала игра пытается нас обмануть и сделать вид, что она серьёзный проект о Чернобыльской катастрофе. Под печальную музыку красивый дикторский голос рассказывает про создание ЧАЭС и на полном серьёзе утверждает, что якобы в подвалах станции была супер-пупер-секретная лаборатория, про которую никто не знал, кроме Политбюро – вот такая вот была жизнь секретная ин Совьет Раша. На самом деле, конечно, вся игра – это отборнейший трэш в духе плохих и унылых ужастиков. И меня уже порядочно достало, что в этих убогих недохоррорах треплют именно несчастный Чернобыль. Что только в него не совали убогие "криэйторы" – и тайные эксперименты, и чудовищ, и создание атомной бомбы, и монстров, и Ктулху, и путешествия во времени... Короче, если бы в реальном Чернобыле было столько тайных исследований, он по секретным бункерам переплюнул бы "Fallout". Остановитесь, твари, речь ведь о национальной трагедии!
Уже быстрое знакомство убеждает, что игра – суть ремейк "Побега из Чернобыля", в который не добавили практически ничего, кроме весьма убогой и примитивной графики. Можно спорить, где она хуже, в ещё более ультрадешёвом оригинале или здесь, но суть от этого не меняется. Всё перекочевало сюда один в один – дизайн, головоломки, сюжет и т.д. Игра делится на шесть уровней, в течение которых главный герой, простой молодой учёный, пытается выбраться из разнообразных помещений ЧАЭС и прочих мест – либо наоборот, туда залезть. Особенностью этих головоломок является то, что они ужасно сложны – каждое действие, сделанное не по алгоритму, грозит смертельной концовкой и перезапуском уровня. Ошибиться тут довольно легко, так как регулярно надо делать повторяющиеся действия, бродить по многочисленным фонам и выполнять задания вплоть до банального перебора. Тем более что автор и думать не думал о каком-то там удобном управлении. Взаимодействие происходит через курсор, который постоянно меняется на строку действия, а каждый проход через дверь сопровождается анимацией, которая страшно надоедает уже через пять минут и заставляет преждевременно дёргать мышку. Анимация, кстати, малость приличнее фонов, но её мало – например, все предметы берутся одним и тем же изображением рук.
В игре также колоссальное количество загадок, связанных с числами, кодами, схемами и последовательностями. В этом отношении геймдизайнер был беспощаден. При попадании на локацию придётся запомнить, а ещё лучше записать кучу цифр, чисел, последовательности кодов и т.д. Практически на каждой локации есть сейф и/или терминал (они тут почти все одинаковы), которые надо вскрыть, расколов эти шифры. Баланса тут никакого – некоторые шифры примитивны как для детей (две буквы и алфавит рядом, ой, что бы это значило?!), но другие – это просто кошмар почище Чернобыльской катастрофы. Я ломал голову практически на каждом уровне, но так и не понял, каким образом БЕЗ ПРОХОЖДЕНИЯ можно уловить подсказки и последовательности в доброй половине случаев. Ладно ещё имена дочерей на фото как-то слабо, но могут подсказать игроку, что это, оказывается, намёк на шифр терминала. Но как игрок должен догадываться о других кодах – это просто бином Ньютона.
Разгадка этого беспредела весьма проста. Автор полностью повторил головоломки первой части, но вот подсказки ухитрился в большинстве профукать. Они и в оригинале были не ахти, но хотя бы заметны игроку. Теперь же автор понасандалил бумажек в пересказе и прочего трэша на локациях вместо обоснований, не удосужившись сделать свои подсказки элементарно понятными. Например, я так и не понял, каким образом полустёртая записка давала код к сейфу на первом уровне – в оригинале это было просто число на шкафчике. Там, где раньше более-менее выделялись овалы на цифрах – это не сделано, и подсказка потерялась. И ещё один, особо вопиющий пример – на одной из локаций нужно набрать код с помощью подсказки на часах. В оригинале под ними были солнце и луна, и это был намёк. Теперь же есть упоминание о бумажке, где нарисованы солнце и... луПа. Не луна – лупа. Разумеется, лупа тут вообще ни при чём – просто косорукий автор опечатался, когда забивал текст в игру. И теперь подсказка стала абсолютно бесполезна. И да, опечаток тут много даже в кат-сценах. Это же надо было настолько наплевательски относиться к собственному ремейку!
Что ещё удивляет, многие коды завязаны на вещи ВНЕ игры! Например, на год запуска первого реактора, год основания Припяти, число энергоблоков... А, ну да, так интересно посреди игры сворачивать окно и искать в Гугле, когда основали Припять... Разумеется, даже тут автор слажал – я так и не понял, каким образом строчка "число энергоблоков дважды" превратилась в цифры 66. Если энергоблоков у ЧАЭС отродясь было 4. Не видите логики? Я тоже. Наверно, её испарило радиацией... Ну а чо, а у автора радиация может убить менее чем за час – почему испарять вещи не может?
Вдобавок многие эти мозголомные коды, которые невозможно обойти, нередко меняются рандомайзером – а значит, при каждом проигрыше надо проходить и записывать полученные циферки заново. Это, конечно, чрезвычайно мотивирует – от обратного... Также всё это цифродрочерство разбавлено головоломками разной степени уныния – в основном банальными "повтори код", запоминанием последовательностей, а в одном месте автор ухитрился вставить сейф с горизонтальными рубильниками, украв их из знаменитой "Братья Пилоты. По следам полосатого слона". Тут тоже меры никакой – достаточно сказать, что в одном месте придётся угадывать последовательность из 21 кнопки!
В общем, понятно – и оригинал-то был весьма сложен, а уж эта игра и вовсе непроходима. Но как бы и не жалко, так как сюжет тоже перекочевал практически без изменений, и это такой же дешёвый низкопробный трэш, как и раньше. Главный герой, простой учёный с простым советским именем Рэд (привет Рэдрику Шухарту!), пытается выбраться из подземной лаборатории электростанции – однако его захватывает какой-то стрёмный учёный Сахаров, который на разных фонах выглядит по-разному. Несмотря на то, что учёный сначала связал героя и колол его весьма подозрительными веществами, наш герой совершенно не обиделся и даже не удивился – видимо, ин Совьет Раша это обычное гостеприимство.
Сначала они тупо выбираются через подземные каналы размером с водостоки мегаполиса, а потом учёный потихоньку выясняет страшную правду. Естественно, эксперименты в лабораториях оф Совьет Рейх были ужасные и страшные – выращивали какого-то монстра, изучали всевозможные аномалии и всё в таком духе. Потом в целях вэри сикрет политикс всех учёных загасили солдаты, прям как в "Half-Life". Однако это никак не отменяет того факта, что злодей – Сахаров, который самовольно хочет создать какую-то суперсыворотку и захватить мир; в общем, стандартный сумасшедший учёный. Всё это герою сказал свалившийся с неба полковник Макаров с погонами майора, а значит, ему верить можно. В последнем уровне герой хватает Сахарова и может его убить или пощадить – и только потом он едет по классике в закат на военном уазике цвета загаженного болота.
Не правда ли, очень интересно – а главное, безумно оригинально? И конечно, антураж выглядит даже хуже оригинала. Если в "Побеге" вокруг были сфотошопленные с реальных генераторы, электрощитки, сейфы, промышленные помещения и т.д. – то теперь повсюду одинаково убогая и примитивная графика и клюквенный трэш, с помощью которого изображают СССР в недоиграх – поналепленные от балды советские плакаты, уродливые военные и труп охранника в современной форме чоповца. Атмосфере не помогает и музыка убогого гаражного качества, включая эту чёртову гитару, которой барабанили в финале... В общем, голос диктора – это лучшее, что тут было сделано.
Самое смешное, что хотя игра при продажах позиционировалась как хоррор – как раз этого она почти не содержит. Хоррора тут практически нет – стандартный рум-эскейп и уродливые штампы из дешёвых ужастиков. Более-менее под хоррорную атмосферу подходит уровень, где надо вылезти из подземелий, пока рядом бродит выращенный в лаборатории монстр – тут он действительно может вас схватить и съесть, так что надо выяснять, как от него ускользнуть. Остальное даже близко не хоррор. Не считать же за него задание на время, в котором вы должны ради спасения своей жизни... подобрать последовательность зажигающихся лампочек...
В общем, понятно, каким вышел ремейк – таким же безвкусно-трэшевым, крайне сложным, малость уродливым по графону и содержащим целую кучу беспощадных смертельных концовок при каждом чихе. Плохо понимаю, кто и зачем будет в такое играть. Но если уж и играть – то хотя бы в первую часть, где подсказки всё же были яснее.