13.06   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Top.Mail.Ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Чёрный Оазис (.PC)
Сатурн+ / Бука, 2002

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Тайна запертого города и его Палача

Да, "Тайна старой дачи" меня потрясла. Там было всё, что я так ценил в художественной литературе: убийство и расследование.

Зимой на даче пропал человек. Исчез, испарился, как будто его и не было!

Это случилось ночью. Прямо под Новый год! Все окна и двери были заперты изнутри. Утром на снегу не нашли никаких следов. На протяжении трёхсот двадцати трёх с половиной страниц пропавшего искали следователи, собаки и родственники. Но напрасно… Это был единственный детектив из всех, которые я читал, где преступников не поймали.

В послесловии было написано: "Итак, преступников не обнаружили… Но зато обнаружила себя творческая индивидуальность автора! Он не пошёл проторенным путём. В повести не найдёшь "чужих следов", как не было их возле старой дачи после таинственного исчезновения… "Тайна старой дачи" так и осталась тайной. Зато читателю есть над чем поразмыслить! " Я размышлял несколько дней.

А. Алексин. "Тайна старой дачи"


"Чёрный оазис" – игра в России вполне популярная. Куда менее известна её предыстория. В 2000 году журнал "Game.EXE" открыл конкурс "Наша Игра – 2000", который спонсировала компания Microsoft. Суть была в выборе лучших игр от отечественных независимых разработчиков. Итоги были подведены в сентябрьском номере, единственном из всех номеров журнала, находящихся в сети, который не содержит страниц с этим самым итогом – они есть только в txt-варианте. Какое удивительное совпадение... На конкурс было прислано много игр, в основном, скажем так... невзыскательных. Среди прочих редакция обругала текстовый квест "Чёрный оазис", сделанный программистом-писателем Михаилом Сельдемешевым из города Кызыл. Автор, обладавший недюжинной фантазией, закрутил такой длинный сюжет и большое количество диалогов при исследовании окружения, что на прохождение одной только первой комнаты требовалось не менее получаса, что для текстового квеста неприемлемо. Тем не менее, редакция всё-таки пожала автору руку за старание и "за верность умирающему квестовому делу" (которое нынче умирает уже более 15 лет).

В отличие от многих других игр, присланных на конкурс, о которых больше никто и никогда не слышал, "Чёрному оазису" было суждено жить. Подробности неизвестны, но Сельдемешев вскоре стал работать с воронежской компанией "Сатурн+" – на тот момент фактически единственной серьёзной отечественной конторой, которая делала играбельные квесты, что не так уж плохо, если учесть, что она представляла из себя кучку программистов и художников, которые выжили в дефолт, продавая пиратские диски. Сюжет автора перешёл Сатурну практически без единого изменения, почти слово в слово. В дальнейшем они сотрудничали ещё над парой игр (так, Сельдемешев писал сценарий к квесту "12 стульев", который и сейчас может поразить отличным юмором и переосмыслением оригинальной истории). Игра была выпущена компанией Бука 22 ноября 2002 г. и получила даже несколько зарубежных локализаций под названием "Midnight Nowhere". Рецензии большинства игровых журналов и игроков, включая зарубежных, были противоречивыми – и тем не менее, игра оценивалась в целом, заметно выше среднего. А многим она понравилась настолько, что её называли и называют лучшей игрой "Сатурна+" и одним из лучших отечественных квестов. Я, со своей стороны, присоединяюсь к этому мнению.

В 2012 году в провинциальном городе Черноозёрске начал зверствовать жестокий маньяк по прозвищу Палач, счёт жертв которого пошёл на многие десятки. Ужас в том, что он совершенно неуловим и опасен, и никакие попытки его найти не привели к успехам. Властям даже пришлось ввести чрезвычайное положение в городе. Это тоже не помогло. В итоге, город был окружен непроницаемой Стеной, через которую жители эвакуируются небольшими партиями. Наступает примерно 2015 год (в других местах упоминается, что 2019), убийства становятся относительно редки, но не исчезают... В такой обстановке наш главный герой приходит в себя в черноозёрском морге в пластиковом мешке. У него амнезия. Он не только не знает, кто он, он также ещё не знает ни о городе, ни о Палаче, ни о том, что Палач уже навести больницу, в которой он очнулся... С такой историей игроки столкнулись в 2003 году. Пугающая перспектива... Но вот 2015 год миновал, как и 2019-й, автомобили так и не полетели, а Палач не пришёл... Почему же тогда эту игру ещё помнят?

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис

Часть 1. Страх

Сделать хоррор-квест так, чтобы он был хоррором не только по названию, а ещё и пугал, нынче, во времена избалованных "Dead Space"-ми геймеров, почти невозможно. Шутеры, платформеры и прочие многочисленные жанры легко могут создать напряжение с помощью возможности умереть, скримеров, погонь, масштабной атмосферы и длинной продолжительности, погружающей в сюжет, а также кинематографичности. Когда-то и в квестах было такое, ещё в 90-х, но характер жанра накладывал ограничения на динамику, постепенно стала рулить казуальность, умереть в квесте стало довольно проблематично, а падение популярности жанра сильно ограничило финансовые возможности авторов. Впрочем, с тех же 90-х повелось и так, что хоррор-квесты выезжают, в основном, на атмосфере и сюжете. Но если нынешние образцы сильно потеряли в страхе и харизме, превратившись, в основном, в милые инди, то "Чёрный оазис" здесь заметно выделяется. Это самый классический поинт-энд-клик с задачками и головоломками, в котором ни грамма аркадности или выживания – и всё-таки и саспенсовая атмосфера, и интересный неординарный сюжет здесь производят впечатление, отвечая жанру хоррора.

Конечно, всё равно работает это не на каждого. Многие игравшие позже писали на разных форумах, что игра, в общем-то, и не страшная. Ну правильно, ни зомби, ни монстров, ни скримеров, ни таймкиллингов, ни особняка с мутантами зловещей корпорации... Всего-то навсего тёмная мрачная атмосфера, гора трупов вокруг, неуловимый маньяк, огромное нагнетание саспенса и мрачная музыка... Никакого страха, о да.

Однако я, принимаясь за игру, не знал, что она "не страшная". Возможно, мне помогла моя неискушённость в хоррор-играх – я же не бегал с фонариком по затерянному шахтёрскому городку, погруженному в туман... или по замку с фонарём, уворачиваясь от монстров... Уже интро меня впечатлило, а когда я оказался в запертом морге, как будто визуально источавшем холод, мне стало очень и очень неуютно. Настолько неуютно, что даже выбравшись, я долго думал, стоит ли вообще заходить в лифт. А дальше всё оказалось ещё "веселее" – заваленная окровавленными телами со свежими ранами больница – всё в лучших традициях жанра. Долгое время я потом ходил по комнатам в полной уверенности, что маньяк ещё остаётся здесь и сейчас выскочит из-за угла и убьёт меня – настолько натуралистично было оформлена недавняя резня в здании, что такая мысль сама собой приходила в голову. И что бы вы думали, ОКАЗАЛОСЬ!.. Так, стоп. Стоп-стоп. Это спойлеры. Молчу-молчу.

Так что свой жанр, а именно, хоррор, "Чёрный оазис", как мне кажется, оправдал с лихвой. За последнее надо сказать спасибо, очевидно, не только сценаристу, который прописал множество деталей окружения, но и дизайнерам "Сатурна+", которые тогда умели делать вполне неплохие 3D-локации. Даже удивительно, как авторы смогли отойти от милого и красивого "Джаза и Фауста" к мрачноватой и жуткой атмосфере брошенной больницы, где почти каждая комната забита трупами и полита кровью недавних жертв.

Что ещё интересно, саспенс здесь хоть и сильно сгущён, но при этом вид локаций остаётся в рамках реалистичности. Как правило, в хоррорах для соответствия жанру локации делают максимально тёмными, изгаженными, готичными и так далее – то есть, делают обычные знакомые места гораздо страшнее, чем они выглядят в реальности. В этом нет ничего плохого, но, как известно, всё хорошее рано или поздно превращается в клише. А хоррор-квесты ещё менее изобретательны и делают обычно местом действия далёкий заброшенный дом или особняк (реже замок), где максимально нагнетается мрачная упадочная атмосфера. "Чёрный оазис" же, напротив, подчёркнуто современен и реалистичен. Тут мы видим вполне реалистичные в плане рисовки обычные и знакомые каждому места – палаты, коридоры, камеры. Они только окрашены в темноватые тона и покрыты свежими трупами. При этом классическая для хорроров темнота, сумрак и тени присутствуют практически везде. Этот налёт кровавости на мрачноватых, но не особо страшных местах действует как соль на блюде, усиливая впечатление, и создаёт везде чувство какой-то отстранённой от игрока равнодушной жутковатости.

Что ещё интересно, тут практически нет никакой ретростилизации или стиля упадка, часто используемой в таких играх, вроде заброшенных домов, старых особняков, имитирующих древние капища заброшенных пещер, подделок под триллеры Хичкока и тому подобного. Напротив, тут немало всякой передовой техники – телефонов, факсов, компьютеров – место обжито, населено. И даже более того, так как по сюжету в игре недалёкое будущее, то тут будет несколько фантастических элементов. А я давно убедился, что небольшая доля фантастики в антураже делает любой сюжет лучше. Интерактивная записная книжка с рукописным вводом, повсеместные магнитные карточки для дверей, пароли к любой технике, клонирование и анабиоз – сочетаются с видеокассетами, пластмассовыми мобильными телефонами и старыми шутками из 90-х. Поразительное сочетание, на основании которого можно было бы нарисовать свою маленькую вселенную.

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис

Несомненной удачей игры, которая бросила внушительную гирю на чашу весов в пользу того, чтобы назвать её страшной, является саундтрек "Чёрного Оазиса". "Сатурну+" посчастливилось выйти на молодого звуковика и композитора Дениса Круглова, который любил экспериментировать с музыкой и позднее возглавил группу из самого себя "Electra 1006". Он написал к игре довольно сильный и впечатляющий dark ambient. Я специально прослушал другие его композиции и могу подтвердить, что саундтрек к "Чёрному Оазису" – вершина его деятельности, ничего лучшего он явно не написал и не факт что напишет. Композиции в игре впечатляют. Они довольно длинные, монотонные, "мёртвые" благодаря размеренному звучанию синтезатора и подчёркнуто отстранённые. Мелодии здесь очень разнообразные: одни похожи на как будто погруженные в тёмную толщу чьи-то затихающие мысли, другие – на как бы засыпающий тихий ветер, третьи – на стоны из могилы; а местами звучат довольно меланхоличные переборы фортепиано. Всё это как будто говорит игроку, что всё вокруг есть тлен и распад. Неслучайно автор потом дал этому альбому композиций из игры название "Зона Забвения" ("Zone of Oblivion"). На 60 игровых локаций здесь 14 композиций, так что звучат они не везде, но меняются часто. Может быть, это и не лучший дарк эмбиент на земле, но если честно, один саундтрек в тёмных локациях местами выводил меня из себя. Впрочем, желающие сами могут проверить на себе его действие – альбом игры за исключением мелодий в меню и титрах (а жаль, они были качественными) выложен автором в сети. Правда, почему-то довольно поздно, в 2011 году, но с тех пор его можно найти много где.

Таким образом, кто бы и что не говорил, "Чёрный оазис" действительно меня пугал, и пугал не на шутку. Игра наполнена классическим саспенсом, то есть предчувствием чего-то плохого, опасного и страшного впереди. Знакомство с деятельностью Палача, мрачная атмосфера и напряжённый, монотонный саундтрек создают липкое ощущение тревоги и навевают страх. Всегда страшно иметь дело с тем, чего ты не знаешь. А нам действительно противостоит какое-то совершенно бессмысленно кровожадное и почти всемогущее зло – в сюжете даже есть пара намёков на мистическое происхождение Палача.

Таким образом, даже если бы в "Чёрном Оазисе" не было бы ничего кроме атмосферы и сюжета, он уже мог бы быть вполне нормальным хоррор-квестом, не хуже прочих. Но на одной атмосфере не выедешь – квест остаётся квестом, рано или поздно к его атмосфере привыкаешь, страх уходит, а других средств его поддержки кроме саспенса практически и нет. И вот возникает вопрос – а что тут есть ещё?

Часть 2. Юмор

Как ни странно, "Чёрный оазис" не только страшная игра, но и весёлая. Это вторая качественная адвенчура после "Harvester", где всё окружение построено на чёрном юморе и, по моему мнению, наша игра американскому коллеге даёт двадцать очков вперёд.

Справедливости ради, стоит отметить, что юмор здесь специфичен и понравится не каждому. Это во многом юмор типичного "русского квеста", хорошо знакомый каждому поклоннику жанра. Здесь есть шуточки ниже пояса, постоянный стёб, дешёвый фотошоп в качестве пародий отечественных журналов, глуповатые смешки, скабрёзный юмор, который до появления имиджбордов называли FIDOшным, и многое-многое другое.

Кроме того, как и в каждом русском квесте, юмор строится на многочисленных пародиях. Правда, пародируются тут не фильмы-игры, как обычно, а, как ни странно, отечественный быт и культурные реалии. Выражается это, в основном, в богатом для изучения местном окружении. Уже в первых коридорах больницы повсюду развешаны многочисленные плакаты и записки, чьё количество дальше не снижается. Здесь есть пародии на социальную рекламу, служебные инструкции, протоколы допросов, жёлтую прессу, бульварное чтиво, игровые журналы, газеты, средства для похудения, кроссворды и т.д. и т.п. Также здесь есть юмор для программистов, типичный в русских квестах. А, ну и конечно, тогдашние радости типа озвучки в стиле Ельцина – куда же без этого. Не всегда это бьёт в десятку, но некоторые пародии, по моему скромному мнению, гениальны.

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис

Другим основным источником веселья является наш герой. Удивительно, но здоровый бугай с внешностью серийного убийцы, обнаруживший себя ночью посреди морга неизвестно где, совершенно не выказывает никакого страха. Наоборот, он ходит по комнатам с трупами с видимым интересом, озвучивает мысли вслух и постоянно отпускает шуточки самого разного качества, от тонких до пошловато-весёлых. Судя по всему, он вообще ничего не боится и не теряется в любой ситуации.

Да, такой юмор не каждому придётся по вкусу. И тем не менее, меня он по большей части устроил. При воспоминании фразы: "Что бы вам там не увидели – не делайте поспешных выводов!!!" я ржу до сих пор. Более того, юмор игры меня удивил невиданным даже в русских квестах разнообразием (а поверьте, я знаю предмет...) Здесь есть чёрный юмор, есть пародии, есть ирония, есть парочка гэгов, а местами мелькает даже сатира. Не знаю, какова была цель добавления его в игру, но итог вышел положительным – реальность здесь вышла с явным пародийным оттенком, но это не отменяет того, что всё происходящее вокруг и сама основа сюжета оформлены вполне серьёзно. Маньяку плевать, что ты всегда был шутником, Стив, он убьёт тебя так же жестоко, как и любого другого. В итоге, многочисленные пародии, стёб и дешёвый фотошоп действуют как анекдоты во время чумы – не отменяют жутковатый сюжет происходящего, а даже, наоборот, подчёркивают творящееся безумие.

Часть 3. Сюжет

Как уже было сказано, в "Чёрном оазисе" довольно нестандартная завязка с маньяком, который не просто наводит страх на город, но и настолько его терроризирует, что его жителей приходится эвакуировать. Такой сюжет весьма нечастый. Любого вымышленного маньяка рано или поздно ловят или убивают. Любой маньяк имеет какую-то мотивацию и возможности. Палач не таков. Он уникален. Он может, судя по всему, всё. Он проникает, кажется, через любые двери. Похоже, он может убить кого угодно независимо от способностей и защищённости жертвы. Он неуловим, иначе армия военных и милиции его бы давно схватила. Не факт, что это вообще человек. И конечно, такая завязка сразу вызывает сильнейший интерес.

Однако по лекалам того же "Harvester", "Чёрный оазис" не собирается приближать нас к разгадке. Наоборот, сам главный герой узнает о Палаче только в середине игры. Основную часть сюжета он вынужден тратить на то, чтобы только выбраться из больницы и тут же угодить туда, куда ему не надо. Тем не менее, сделано это интересно: вокруг много деталей для изучения, мир производит, несмотря на малый масштаб и кучу трупов, ощущение живого (простите за невольный каламбур), да и все немногочисленные встреченные персонажи прописаны неплохо. Хорошо получился и главный герой – образ простого верзилы с хорошо подвешенным языком, здоровым хамством и отсутствием воспоминаний ему подходит: герой создаёт впечатление обычного человека, но одновременно и в отсутствии индивидуальности его обвинить тяжело. В итоге, сценарий, несмотря на ограниченный сеттинг, сохраняет благодаря регулярным напоминаниям определённое ощущение важности происходящих событий в провинциальном масштабе. И хотя почти всё время действие проходит в замкнутых помещениях, сценарию удаётся сохранить атмосферу "Чёрного оазиса" – замкнутого несчастного города, окружённого непроницаемой Стеной, места со своей абсурдной жизнью, где каждый может стать завтра жертвой, но при этом живёт по-старому. Эта атмосферная и, в целом, простая задумка затягивается на большую часть игры, и лишь после определённой подготовки нас, наконец, столкнут с развязкой.

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис

И вот именно развязка вкупе с неясным оригинальным сюжетом производит особенно смешанное впечатление. Финал в игре действительно неожиданный и непредсказуемый. Никакого хэппи-энда не будет. Более того, раскрытия загадок – тоже. Финальный ролик, по факту, вам не даст ответов на все вопросы, разве что только на главный – кто Палач. И даже более того – этот ответ будет оформлен так странно, что вы будете сильно сомневаться в его правдивости.

После просмотра финального ролика я долго пытался понять его. Было очевидно, что предложенная нам разгадка слишком неубедительна и противоречит слишком многому в игре. Финал производил, скорее, впечатление конца первой части, за которой должна последовать следующая, объясняющая действительно всё. В итоге, я сам начал додумывать за сценариста и стал увязывать всё происходящее в игре с финальным роликом. Я вдруг понял, что мне это действительно интересно – составить свою, логичную версию событий. И я был далеко не единственным, кто занимался своим расследованием. На том же форуме "Буки" обсуждение сюжета заняло несколько страниц, ибо, как написал один из участников: "...анализ сюжета квеста превращается в не менее занимательное занятие, чем его прохождение". Это ещё и сложнее, потому что в игре есть некоторые противоречия, часть из которых объяснить нельзя в принципе. Например, почему в некоторые комнаты ведут кровавые следы, а внутри ни трупов, ни крови? Тела испарились? Почему в разных местах игры действие происходит в 2015 году, а в других – в 2019-ом и даже в 2023-ем? Почему в финале мы видим двоих персонажей, которые валялись трупами ранее? Очевидно, путаница авторов игры, которым было лень рисовать новые модели. Попытки связать все противоречащие друг другу данные на единую просматриваемую сюжетную нить и выявить реальные и мнимые расхождения погружают в сюжет игрока уже после прохождения. И таким неожиданным образом игра предлагает нам классическую неразрешимую загадку в духе городских легенд.

В этом и есть последнее и уникальное достоинство "Чёрного Оазиса" – финал, который не объясняет сам по себе тайну сюжета, но который даёт пищу для размышлений, предлагает тайну, которую нельзя раскрыть, но которая тянет к себе смельчаков, желающих найти разгадку...

При этом, на самом деле, конечно, этот поиск имеет значение чисто спортивное. Дидро однажды сказал, что если долго бросать наудачу буквы, то рано или поздно можно написать "Илиаду". "Чёрный оазис" – именно такой случай. Многочисленные факты, представленные в игре, созданы не для развития детективной линии и подсказок игроку, а для нагнетания и впечатления, так же как и обескураживающий финал. Наконец, уже спустя годы после прохождения игры мне удалось пообщаться по почте лично с Михаилом Сельдемешевым. Он подтвердил, что его сюжет является плодом его сумбурных хоррор-фантазий времён молодости, и в текстовом варианте никакого финала не было вообще – всё заканчивалось на моменте, когда героя ловят и вырубают, так что студия просто добавила финальный ролик от себя, для галочки.

И тем не менее, это самый интересный неубедительный финал из всех, что мне попадались. Написать связный сценарий игры с неожиданной концовкой, раскрывающей все секреты, вообще дано не каждому. В "Чёрном зеркале", была практическая такая же задумка с финалом, но она была настолько неубедительна, что было проще её принять, чем спорить. В "Gray Matter" финал тоже раскрывал только личность злодея, без попыток объяснить остальные загадки, что тоже было проще принять, чем строить предположения на этот счёт. И только "Чёрный Оазис" поразил меня настолько и предложил столько фактов, что заставил думать над концовкой несколько дней.

И в вот этом, повторяю, самая большая оригинальность "Чёрного оазиса". Оригинальность, которая получилась, по факту, случайно. Это становится ясно и из прочтения одноимённой книги сценариста, сделанной по мотивам игры. Которая и правда очень сильно отличается по сюжету, являясь типичным тупым боевиком без намёка на загадку. Про остальное его творчество, с которым я специально ознакомился, я говорить не буду – поверьте, писатель из Сельдемешева вышел плохой, так что он до сих пор честно работает программистом.

И тем не менее, брошенных подсказок в сюжете столько, что игрок САМ может составить свою версию событий, САМ вторгается в сюжет и САМ становится участником событий, примеряя на себя роль детектива. Такого желания разобраться в происходящем я не испытывал ни в каком другом детективе, где всегда в финале было объяснение. Единственное похожее, что мне приходит на ум – это очень нестандартный и уникальный фильм "Улика", который напоминает "Чёрный оазис": комедия в жанре чёрного юмора с грудой натуралистичных убийств, где одно и то же преступление несколько раз объяснялось совершенно по-разному. И это понятно, так как основой фильма тоже послужила игра, правда, настольная.

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис

Часть 4. Недостатки

Ну а теперь, по совести, надо сказать и о недостатках, потому что их тут с лихвой, ибо "Чёрный оазис" – это всё-таки русский квест, а русские квесты даже в ремастеринге не могут без багов выходить (привет ремейкам "Петьки" от Буки).

Если коротко, эту игру не надо проходить, если вы не любите пошловатый юмор, дешёвое исполнение, баги и квесты с плохим управлением (да и квесты вообще). Увы, это немалая проблема. Разработчики "Сатурн+" не парились и просто сделали игру на основе уже готового текстового варианта. В итоге, "Чёрный оазис" использует устаревший даже для 2003 года интерфейс с переключением функций: наверху экрана есть действия "смотреть/говорить/взять/использовать/записная книжка". И приходится всё время переключаться между ними – как в играх середины 1990-х. Причём я ещё мог бы простить этот олдскул, в том же "Петьке", например, мне это не мешает. Но авторы ведь даже это реализовали криворуко: курсоры нередко меняются автоматически с "посмотреть" на "взять" или "использовать", но могут и не переключаться, и приходится всё время это делать самому. Привыкнуть к этому тяжело, также из-за этого трудно исследовать обстановку и использовать предметы. Такое мозголомное управление, отягощённое багами, нисколько не пошло игре на пользу.

Чувствуется, что сценарий писал новичок в жанре, поэтому тут попадается огромное количество всевозможных кодов и паролей. Как же я намучился, например, с кодом от двери, который надо было рассмотреть на видеозаписи... Кроме того, количество затыков, для которых надо лезть в прохождение, тут значительно выше среднего, что тоже совсем не радует. Многого можно было избежать благодаря подсказкам или хотя бы отсутствию технических огрехов. Например, почему уже в самой первой локации попадается пароль, который надо использовать для компьютера за тридевять земель? А единственной подсказкой к этому являются статуэтки морских нимф, расставленные в кабинете. Почему многих персонажей надо ощупывать с лупой по разным участкам тела, чтобы найти нужные предметы? Почему пароль на руке утопленницы герой даже не произносит, а он ПРОСТО появляется в его записной книжке? Почему мы вообще не можем записывать в книжку ВСЕ попадающиеся нам пароли, и они появляются как хотят? Особенно обидным был наглый баг – для прохождения игры ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо было открыть сейф в одной из комнат, и без прохождения я этот сейф ни за что бы не нашёл, так как он стоял под столом, заботливо укрытый простыней, и курсор "посмотреть" на этой точке НЕАКТИВЕН!!! В отличие, почему-то, от курсора "использовать". Как вообще с таким управлением можно разрешать загадки?

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис

К тому же, в игре есть определённый пиксельхантинг, который, правда, вычисляется благодаря не самым большим локациям, но его можно было сделать ещё меньше, улучшив управление. Самым же сложным является уровень в тюремной камере, где авторы явно напортачили с загадками, активными точками и алгоритмом, так что запутаться тут даже с прохождением – плёвое дело. Хорошо ещё, головоломки в игре логичные и понятные, назначение предметов, как правило, интуитивно ясно. И опять-таки, если бы не вышеперечисленные гнусности, в "Чёрный оазис" играть было бы довольно легко.

Наконец, "Чёрный оазис" даже по тем временам был очень забагованной игрой. Было очевидно, что доделывали его второпях. Заявлено было при рекламе 100 игровых локаций – получилось 60. Часть реплик прощёлкивается, часть нет. Часть озвучки сделана хорошо. Часть – как на аудиокассету магнитофона. А часть... вообще не озвучена! Графика в игре тоже имеет технические проблемы – она сделана с устаревшим драйвером, локации нарисованы в масштабе 800х600, поэтому анимация поддерживает только это разрешение. Без сглаживания, которого тут добиться очень тяжело, и без того нарисованные не бог весть как трёхмерные персонажи жутко зазубрены. К тому же, во второй половине игры очевидно, что многие локации не успели отрендерить, так что оставили их в 2D. Можно указать ещё на вагон и маленькую тележку мелких багов, которые могут попасться по пути. Особенно было обидно, что при первом прохождении я так и не смог пройти игру до конца, и пришлось искать другую версию. Самое смешное, что даже официальный патч Буки на её сайте не только не решает многие проблемы, но, более того, иногда сам может просто не установиться.

А самый главный баг – в платформе игры. Хотя она и сейчас идёт на Windows при совместимости с Windows 98, чтобы запустить её даже на семёрке, придётся, скорее всего, отключить сглаживание, тени и вообще всё, кроме звука, совместимости с AtiRadeon и видеороликов. И что самое ужасное – приготовьтесь к осознанию ситуации... Ни на одной платформе выше XP... НЕЛЬЗЯ ЗАПУСКАТЬ ИГРУ С МУЗЫКОЙ – иначе она просто не заведётся. Просто нельзя. НИКАК. И это просто чудовищно, потому что без мощного саундтрека игра теряет половину своей харизмы. А патч делать, разумеется, никто не будет! Ставьте виртуальную машину – если сможете!

Всё это, конечно, портит впечатление, и я сам не раз чертыхался, проходя игру. Мне остаётся только надеяться на то, что Бука, которая сделала ремастеринги Петек для STEAM, однажды всё-таки проснётся и выпустит обновлённую версию "Чёрного оазиса", решив все проблемы. А ещё лучше – добавит и подсветку активных зон. Хуже вряд ли уже будет. Я очень надеюсь на это, ибо игра действительно этого достойна. Но этого, конечно, никогда не будет.

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис

Послесловие

– Брось, брось, – строго проговорил Рэдрик и сел прямо. – Давай его сюда. В Зоне стрелять не в кого.

Б. и А. Стругацкие. Пикник на обочине.


Знаете, при всём уважении к играм, я считаю, что пока они не затрагивают важные вопросы, они могут оставаться приятным развлечением и не более. "Чёрный оазис" именно из таких – он даже не пытается поднимать какие-то глубокие и философские темы, не выходя за рамки игры с атмосферным сюжетом. Но однажды я, пораздумав над игрой, вдруг понял, что сюжет с окружённым Стеной городом и какой-то необъяснимой опасностью изнутри мне что-то напоминает. На одном из форумов я столкнулся с ответом – игра показалась одному из игроков аллегорией Чернобыля. И действительно, что-то общее есть... Маленький городок, в интро которого отлично видно небоскребы, окружающая всё вокруг Стена, строгий контроль власти, брошенные промобъекты в роликах...

И вот ещё любопытный момент... В первом варианте игры город был назван Чернодуйском – пара упоминаний этого по недосмотру попала и в последнюю версию. Видимо, для серьёзности название заменили на Черноозёрск. Совпадение это или нет, но существует реальный город Озёрск, который является поселением закрытого типа. Это знаменитый "ядерный городок" по производству плутония, бывший Челябинск-40, на котором в 1957 году произошла знаменитая техногенная "Кыштымская авария", которая привела к эвакуации многих людей... Есть мнение, что частично эта авария повлияла на "Пикник на обочине" Стругацких, а тот на "S.T.A.L.K.E.R."... Конечно, это, скорее всего, совпадение, но всё же такие символичные совпадения явно не случайны. "Чёрный оазис", создавая свою историю, оказался способен на большее, чем поначалу казалось – он создал простыми приёмами место, которое объединяет целую гамму впечатляющих образов: запертый город, закрытый от всех оазис страха и смерти, колыбель внезапно появившегося зла и, одновременно, его тюрьма, место с обычной жизнью, где умирают без причины и смеются просто так, слепое и беспричинное зло, которое может поразить любого. Но кто знает, может быть, окружающий мир, который запер людей на эту погибель, не менее жесток в своём равнодушии, чем Палач... Может быть, и сам Палач был далеко не самым страшным злом в этой истории...

"Чёрный оазис", конечно, далеко не идеален и работает не на каждую аудиторию. Далеко не все сочли его страшным, смешным и интересным. Но для меня, как и некоторых других зрителей, он оказался именно таким. И вот за эту странную и уникальную смесь страха и юмора, загадок и простоты, неожиданно погружающего в себя сценария и явно не задумывавшегося автором символизма, который сделал игру глубже, чем она была, я ценю эту игру. Все тайны Черноозёрска, возможно, мы уже никогда не разгадаем. Но иногда тайна должна оставаться тайной, иначе она не будет пугать.

Чёрный Оазис Чёрный Оазис Чёрный Оазис


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя