25.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Beyond a Steel Sky (.PC)
Revolution Software / Revolution Software, 2020
Revolution Software, 2020

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

steam (archive)
steam (archive) саундтрек
steam (archive) игра и саундтрек
gog (archive)
gog (archive) саундтрек

Автор рецензии: Chapaevec.

25 лет. Вы вдумайтесь в эту цифру. ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД вышел культовый квест "Beneath a Steel Sky" от британской компании Revolution Software, с которого и началась их успешная карьера, прославленная далее франшизой "Broken Sword". Это была юмористическая антиутопия про диктатуру компьютерной сети ЛИНК в постапокалиптическом мире Австралии, в киберпанковом городе Юнион-Сити, заполненном мрачными ржавыми башнями и полусломанными механизмами. Простой парень из Прогала, пустыни за пределами города, Роберт Фостер, случайно попал в эту антиутопию и сверг её на пару со своим самодельным роботом Джоуи, узнав параллельно главный секрет города, связанный с его прошлым. Руководитель студии Чарльз Сесил и главный дизайнер игры, знаменитый художник комиксов Дэйв Гиббонс, постарались на славу. Весёлый британский юмор, очень харизматичная картинка, запоминающийся образ сварливого робота-напарника, да и вообще сюжетное качество игры дали ей со временем культовый статус в узких кругах. Многие годы фанаты ждали продолжение, тем более что Чарльз Сесил обещал начать разработку после выхода "Broken Sword 5". Но постепенно об этом забыли, тем более, что студия вестей о проекте не подавала. И вот аж в 2020 году, спустя 25 лет! – сиквел таки вышел, просто, буднично, без помпы, но с необходимой рекламой и под новые требования.

Трёхмерность, новые загадки, высокое разрешение и стилистика то ли под "Fallout", то ли под "Borderlands"... Ну как такое пропустить? Событие уж точно не из тривиальных. Мне даже было немного боязно в это играть, так как первая-то часть, с которой я познакомился лет этак пять назад, мне очень понравилась. А вдруг ожидания не оправдаются? Выпускать спустя 25 лет (!!!) сиквел к своему детищу – шаг очень тяжёлый и ответственный. Все авторы оригинала значительно постарели. Мир вокруг сильно изменился. Жанр тоже. Да и "Broken Sword 5" оказалась явно не шедевром. Так что были сомнения по поводу того, удалось ли влить новую кровь в проект. Но... проверить стоило любой ценой. Тем более, что в кои-то веки – квест серьёзного класса, да ещё и с хорошим русским переводом.

Beyond a Steel Sky

С первой же минуты заметно, что сиквел старательно повторяет оригинал. Вступление опять сделано в формате интерактивного комикса. После финала прошлой игры прошло десять лет, но Роберт Фостер опять живёт в Прогале. Опять неожиданно на его деревню нападают злодеи из Юнион-Сити и похищают – но на сей раз не Фостера, а сына его друга, мальчика Майло. И теперь Фостер опять отправится в этот огромный город, где ему суждено открыть его главную тайну.

Внешне игра изменилась очень сильно. Теперь это не отрисованный вручную квест в небольшом разрешении с управлением поинт-энд-клик. Теперь это масштабный трёхмерный квест с широкими пространствами, камерой за спиной героя и кучей примочек. Трёхмерная рисовка приближена по качеству к современным играм. Управление тоже сделано под современные требования, причём без изысков: передвижение – это типичный WASD, все активные объекты подсвечены точками, и при их выборе правым кликом выпадает список команд и возможность применять предметы в инвентаре. Всё хорошо знакомо. Вот так "Beyond a Steel Sky" продолжает попытки прежних квестовых титанов прошлого приспособить свои франшизы под новые требования. При этом хитрец Чарльз Сесил опять реализовал свою идею "виртуального театра", с которой носится аж с начала 1990-х! Здесь, как и в его ранних проектах "Lure of the Temptress" и "Beneath a Steel Sky", персонажи не стоят на месте, а ходят по определённому маршруту, поэтому чтобы с ними поговорить, их нередко приходится ловить и стараться успеть нажать на функцию диалога. Потрясающе, Сесил повторяет всё то же, что делал 25 лет назад, только в трёхмерном формате. Гений, гений...

Понятно, что визуал в игре далеко не совершенен – это традиционно для жанра, никогда не страдавшего избытком бюджета. У персонажей минимальная мимика на лицах (более-менее ею отличается Фостер), есть мелкие баги с движением персонажей и общением их между собой, да и общее качество рисовки не идеальное, и потому она с помощью тёмных контуров стилизована под комикс в духе игр Telltale Games. Кроме того, по-настоящему хорошее качество графики смогут оценить не все – на моём слабом ноутбуке пришлось понизить рендер и максимально зазубрить все объекты, чтобы игра шла без лагов. И тем не менее, в целом получилось довольно приятно и качественно, тем более, что авторы тщательно перерисовали весь контент из первой игры и сохранили мультяшный стиль рисовки своих прежних игр. Однако гораздо интереснее мне была не графика, а сюжет. И надо сказать, он и впрямь оказался интересен. Главное в нём – вопрос о смене одной диктатуры на другую.

Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky

Новые времена – новые проблемы. За десять лет, что Фостер не посещал Юнион-Сити, город сильно изменился. И речь не только о деталях, типа того, что в Прогале появились наглые птицы ганганы, а в городе –послушные роботы "д-роиды". После свержения диктатуры ЛИНК эту компьютерную сеть заменила новая – МИНОС. Она направила все силы на улучшение жизни людей. Здесь высокий уровень жизни, великолепные чистые улицы, роскошные квартиры и площади, красивые небоскрёбы с многочисленными экранами социальной рекламы, повсюду голография, куча бесплатных и послушных дроидов, а место Службы безопасности заняли вежливые и улыбчивые кураторы от основных Министерств. Каждому гражданину с паспортом и Ю-Чипом для отслеживания его благополучия гарантируется хорошая жизнь, счастье, комфорт, безопасность и бесплатная банка газировки "Спанклс". Все носят красивые облегающие костюмы и вычурные наряды из фантастических телесериалов. Всё, что нужно для этого делать – быть хорошим гражданином, стараться на благо города зарабатывать некие специальный баллы под названием "КуДОС" к местному социальному рейтингу. Именно он определяет твоё положение в этом обществе. Даже лозунг "Будь бдителен!" прежнего ЛИНК заменён на новый – "Keep smile on your face!", а в городе царит культ спасителя Юнион-Сити от прежней диктатуры. И нет, это не Фостер, хотя именно он это и сделал.

Разумеется, в лучших традициях антиутопий быстро становится понятно, что не всё в этом раю благополучно, и за личиной пластмассового рая таятся безжалостные методы приведения к этому счастью железной рукой. Нам всё это раскроют на примере изгоев в Прогале, одержимых повышением рейтинга социальных карьеристов, демонстрации работы тайных псов режима и промывки мозгов недостаточно счастливым в этом раю. И опять, как в прошлый раз, справиться с этой проблемой должен лично Роберт Фостер. Как? Да, в целом, точно так же, как и в прошлый раз. Опять наш Фостер принимает чужую личину по документам, поднятым с трупа. Опять он ведёт любительское расследование с помощью опросов населения и проверки улик. И опять он проникает в тайны режима с помощью невесть откуда взявшегося в городе подполья, которое свело его с нужным хакером, который проникает в само сердце киберсистемы города через ту же виртуальную реальность в виде трёхмерной симуляции. И опять всё закончится, как и в прошлый раз, возле обшарпанного кресла и шлема с проводами...

На Фостера годы не повлияли – он всё такой же весёлый приколист-здоровяк в тёмном плаще, вежливый и улыбчивый, с положительной харизмой. И, конечно же, опять рядом с ним будет его старый друг Джоуи, которого он вызволит практически из заключения! Это, конечно, настоящий подарок фанатам первой игры – поскольку именно Джоуи, несмотря на своё нечастое появление на экране, во многом сделал её атмосферу. Саркастичный, язвительный, самолюбивый – но, при этом, верный друг, он совершенно не изменился за все эти годы. Он по-прежнему вступает с Робертом в смешные перепалки и едко комментирует всё вокруг, делает вид, что не понимает человеческих особенностей и постоянно попадает в передряги. Как и в первой игре, он существует на компьютерной плате и постоянно меняет свои оболочки в виде разнообразных дроидов, которые с завидной регулярностью гибнут. И он тут по-прежнему при всей своей харизме – на втором плане, хотя в одной небольшой сцене им можно управлять для спасения друга. В общем, с математической точностью всё взято из прошлой игры – Джоуи даже возникает перед нами в прежнем обличии робота-уборщика. Всё это веселье только расширено – благодаря увеличению продолжительности, Джоуи теперь шутит гораздо чаще и больше. И шутки по-прежнему хороши.


– Это не ржавчина! Это почётные шрамы, полученные при уборке!
* * *
– Помнишь, все в городе хотели тебя убить? Я скучаю по тем денькам.
* * *
– И что ты им говорил?
– Что все мы живём в симуляции, и смерть – единственный выход.
– И что было дальше?
– Не знаю. Меня отключили раньше, чем я смог продолжить.
* * *
– Я Джоуи-ПРАЙМ! Меня не остановить какими-то там флажками!

Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky

Вообще, отсылок здесь не просто много, а очень много. Мы увидим целые перерисованные локации старых мест (например, корпорация "Якорь"), некоторых прежних персонажей, нас ждут постоянные упоминания о прошлом и даже целый музей Старой Истории, в котором полно перерисованных старых локаций и предметов. Наконец-то реализованы некоторые идеи, которым не нашлось места в первой части, типа перепрограммирования робота-грузчика для побега. Вставлена в качестве второстепенного персонажа девушка по кличке Ratgirl, которой не было в первой игре, но она упоминалась в приложенном к ней мануале – правда, тут её роль для сюжета чисто проходная. По этой причине лучше сыграть в первую игру, а то есть риск многое просто не понять, несмотря на многочисленные пояснения и отсылки по ходу всего сюжета. Кроме того, студия ещё и ссылается на свои прежние проекты. Вы увидите минимум две отсылки на их первую игру "Lure of the Temptress" и, конечно, профили Нико и Джорджа из "Broken Sword". Как видим, по части отсылок игра легко выполнила самые смелые ожидания – мне не хватило разве что атмосферной музыки из первой игры, она обыгрывается только на некоторых локациях.

Словом, как нетрудно заметить, это даже не совсем отсылки. По фабуле сиквел является фактически сильно переделанной и улучшенной первой частью, хотя и со значительно измененным сюжетом и новыми персонажами. Что уж там – даже некоторые загадки повторены один в один! И общий смысл сюжета прежний – борьба с кибернетической диктатурой. И если первая игра не слишком прорабатывала эту тему, сделав не только стрежнем для комических ситуаций и демонстрации красивого киберпанкового антуража – тут это сделали вполне всерьёз и продумано. Что ж, такой поворот и впрямь напрашивался на язык и вполне отвечает духу времени – если первая игра мрачными видами, господством госбезопасности и нищетой отсылала к Оруэллу, то новая игра воплощает диктатуру "мягкой силы" с её показным дружелюбием, поголовным обманом, закармливанием и промывкой мозгов – то, что стало более актуально в двадцать первом веке. Так сказать, антиутопию в стиле Оруэлла сменила антиутопия в стиле Хаксли.

При этом тут всё точь-в-точь как в оригинале, и даже больше. Нас окружают характерные, выписанные персонажи со своими яркими чертами характера: робот-поэт, девочка-хакер, глупый техник, роботы-трудяги и т.п. Здесь новые локации цифрового рая соседствуют со стилистикой старого ржавого киберпанка, для чего нам дадут прогуляться в старый район с мусороперерабатывающим заводом. Я лично не отказал себе в удовольствии походить по верхотуре высоток, глядя со слезами умиления на такие знакомые ржавые башни на много миль вокруг. И главное – здесь много чисто английского юмора, попутного и непритязательного, как в первой игре, который, в основном, раскрыт в диалогах. Вообще, "Beyond a Steel Sky" часто выпячивает, что она именно английская игра, это тут заметно куда лучше, чем в первой части: имена, типажи, образы персонажей типа австралийских аборигенов и самогонщика-шотландца с тесаком и т.п. Всё это производит приятное впечатление на тех, кто играл в прошлые игры студии, и видит, что она не изменила своим традициям лёгкого английского юмора.

А вот геймплей претерпел изменения. И не сказать, чтобы в лучшую сторону. В оригинале мы просто манипулировали предметами и передвигались по всем локациям. Это было немного утомительно, особенно из-за пиксельхантинга, но, в целом, затягивало. Здесь же предметов, как и раньше, немного, но они, в основном, мало нужны. Большинство загадок Фостер решает немудрёно с помощью монтировки, которую он таскает всюду, как Морган Фримен из другой франшизы. Ею он вскрывает бочки и двери, ломает механизмы и делает много других весёлых вещей. Также в инвентаре есть некоторое количество иного барахла, в частности, полупротухшие сардельки "Мини-С", которые были и в первой игре, и теперь они внезапно всерьёз вписаны в сюжет.

Но, в основном, использовать придётся специальный сканер для взлома электронных устройств. Так как всё в новом городе цифровизировано, то почти все проблемы решаются на удивление просто – надо при любом затыке просто достать правым кликом сканер и обойти близлежащую территорию. При левом клике все доступные устройства откроются. В каждом есть цифровые "блоки" с командами и файлами, некоторые из которых можно менять местами. И, собственно, всё, что после этого нужно – просто правильно их поменять местами, чтобы подействовать на окружение или перенести файл. Всё это совершается каждый раз в пределах более-менее ограниченной локации и никаких проблем не вызывает. Я не шучу – так решается процентов семьдесят всех головоломок игры. Есть и более интересные придумки типа ловушек, провоцирования бардака, угадывания по подсказкам правильных ответов и т.п. – но всё это тоже сделано максимально просто и казуально и не отнимет много времени, даже несмотря на местами широкие локации. Для совсем уж тупых в меню есть подсказки с просто пошаговым прохождением.

Для меня лично такое упрощение геймплея в сторону казуального ковыряния со сканером не было плюсом. С другой стороны, все сейчас упрощают загадки, так что ничего не попишешь... И это, в любом случае, лучше занудных загадок и ковыряния с механизмами в "Syberia 3".

Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky

Надо сказать, что с хорошим из оригинала перекочевало и плохое. Точь-в-точь как и первая часть, сиквел – игра линейная и небольшая. Как и в оригинале, нам не дадут посещать весь город как вздумается. Количество локаций сравнительно немногочисленное: наш дом, мусорный завод, пара площадей, обитель местной диктатуры и окрестности города – вот, собственно, и всё. Игра проходится в первый раз часов за 12-16, а при сквозном прохождении – часов за 3-5. Локации, на самом деле, немаленькие, пространства тут очень много, местами надо побегать – но новые игроки были недовольны отсутствием открытого мира, который им разработчики обещали в рекламе. Ну, ничего не поделаешь – это традиционный для студии линейный квест, в оригинале было то же самое.

Да, и к слову о линейности – в рекламе тоже обещали, что её будет меньше, говорили, что будут разные решения для задач и влияние выбора на происходящее. Ну, как водится, наврали. Разными путями можно решить очень немногие загадки, в основном, просто на выбор разных диалогов, а так сюжет вполне линейный. Справедливости ради, потенциал для реиграбельности есть. Во-первых, во второй раз сюжет можно пройти более вдумчиво и внимательно, благо, геймплей простой. Во-вторых, тут есть встроенные ачивки в виде разных картинок на нашей цифровой брошке – можно попробовать заработать новые. И, наконец, хотя это неочевидно из игры, здесь можно повлиять на судьбу второстепенного персонажа, амбициозной дамочки Сонгберд, одержимой социальным рейтингом. Некоторые манипуляции, до которых не так очевидно додуматься, повлияют на её отношение к городу. В итоге, ближе к финалу она может вас предать – а может и, наоборот, помочь. Это интересно, и я прошёл, в итоге, оба варианта.

Есть и ещё одна претензия, может, и менее серьёзная. Оригинал был, по сути, юмористической игрой, хотя и в антураже антиутопии. Это было нормально для тех времён, хотя финал вс` равно вышел серьёзным и не без жестокости. Однако Дейв Гиббонс всё-таки смог, в целом, перетянуть на себя одеяло в стиле игры, когда Чарльз Сесил настаивал на серьёзности происходящего. Теперь Сесил взял реванш. Несмотря на большое количество юмора, постепенно становится ясно, что сюжет отнюдь не смешной. Диктатура тут вполне реальная и куда более прагматичная и раскрытая, чем в оригинале. Ближе к финалу действие теряет юмор и делает замахи на драму со смертями и самопожертвованием. Ну и, наконец, финал с разоблачением диктатуры оставляет смешанное впечатление. Прежняя диктатура ЛИНК была очевидна, и подчинение компьютерной сети города было понятным и логичным решением. Тут же у нас Фостер без раздумий не только разоблачает, но и к чертям уничтожает весь этот пластмассовый рай, даже не подумав его как-то приспособить и подчинить. И всё это с помощью отнюдь не бесспорных доводов о том, как плох такой рай по Хаксли. Это выглядит более чем странно. Одним махом уничтожить всю инфраструктуру города и просто спокойно пойти домой, при этом доверив разгребать это дело первым встречным людям из подполья?! Серьёзно?

Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky Beyond a Steel Sky

Да и если подумать, в игре есть другие натяжки и сюжетные дыры. Почему Фостер целых десять лет даже на чай не заскочил к Джоуи? Это же его единственный друг в единственном городе на много миль вокруг. Как вообще оказались разделены сознания нашего робота, на чём построен сюжет? Почему это нам подполье помогало, если с самого начала имело все основания подозревать нас в том, что мы шпионы? И т.д. и т.п. Мда, над сюжетом стоило немного поработать. А так игра подняла такие серьёзные вопросы, которые явно шире и сложнее её уровня.

Но особенно критиковать и придираться не хочется, поскольку при некоторых оговорках сиквел вполне состоялся. Это действительно интересный и погружающий в себя квест полностью в традициях прошлого, хотя и с обновлённым лицом. Юмор, красивый дизайн, яркие персонажи и толика драматизма делают своё дело и достаточно эффектно продолжают прежний сюжет. И это одна из лучших попыток продолжать прежние культовые квесты прошлого, особенно на фоне "Broken Sword 5", "Lost Horizon 2", "Yesterday Origins", "Syberia 3" и "Black Mirror" (2017).

Keep smile on your face!

Beyond a Steel Sky

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя