16.04   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Beneath a Steel Sky (.PC)
Revolution Software / Virgin Interactive Entertainment, 1994

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

gog (archive) (бесплатно)
desura (archive)
steam (archive) (бесплатно)

Автор рецензии: Chapaevec.

После выхода фэнтези о колдунах и драконах в захолустной деревушке "Lure of the Temptress" компания Revolution Software резко сменила направление. Второй её игрой стала научно-фантастическая адвенчура "Beneath a Steel Sky", выпущенная в марте 1994-го. И если первая игра студии, на мой личный взгляд, ныне слишком устарела и вообще была, скорее, пробой пера, то вот вторая удалась во всех отношениях, и даже сейчас может считаться отличным и интересным квестом.

По сюжету это киберпанковская антиутопия, при этом во многом содержащая фирменный английский юмор. Мир, в котором происходит действие, довольно интересен, хотя в самой игре о нём говорится не так уж много. Более подробно о нем рассказано в прилагавшемся к игре руководстве пользователя, которое было стилизовано под инструкцию сотрудника Службы Безопасности местной вселенной.

Действие происходит в постапокалиптической Австралии (хотя то, что это Австралия, можно понять только из мелькнувших в прологе кенгуру). Причём никакой информации о причинах здешнего апокалипсиса не дано, есть только смутное упоминание о прошедшей двадцать лет назад Великой Евро-Американской Войне. В любом случае, Австралия превратилась в материк из загрязнённых радиоактивных пустошей с редкими вкраплениями пригодных для жизни территорий, на которых живут оставшиеся поселенцы – они называют её Прогалами (The Gaps). Именно эту территорию мы и видим в самом прологе. Основная же жизнь сосредоточена в нескольких городах-корпорациях, сурово соперничающих друг с другом. В игре показан только один такой город, где власть принадлежит олигархам и силовикам – Юнион-Сити, бывший Сидней, как становится понятно из руководства, потому что в игре этой мог быть какой угодно другой город.

Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky

Это – огромный город-государство в духе комиксов "Судья Дредд". Население сосредоточено на разных уровнях в гигантских небоскрёбах, где проходит бедноватая жизнь одних и роскошная – других. В городе-государстве всё построено на компьютеризации, поэтому всем управляет компьютерная сеть ЛИНК. Все местные ресурсы жёстко контролируются, никакой свободы труда не существует, выход за пределы города запрещён, огромную власть имеет Служба безопасности, а население чётко делится на высшие и низшие категории с установленным социальным статусом, по которому они даже живут на разных уровнях. Юнион-Сити ведёт ожесточённую конкуренцию с городом Хобартом, где сохранился капитализм с широкой социальной ориентацией и чьи шпионы, по уверению властей, регулярно совершают нападения на город. Но и без этого у Юнион-Сити проблем хватает. По всем признакам, город в упадке: всюду видны поржавевшие механизмы, потёртые временем стальные конструкции, старые обветшавшие здания и т. п. Производительность города-фабрики постоянно падает, пищевых ресурсов, которые делают даже из человеческих отходов, постоянно не хватает. Неудивительно, что в городе действует антиправительственное подполье, чьё присутствие тщательно скрывается.

Но до его победы явно далеко – свой ресурс городишко пока ещё не выработал. К тому же в городе внешне идёт вполне обычная жизнь – работают разные компании, действуют частные клубы, а вокруг, как и положено в фантастике, много всяких фантастических механизмов, от футуристических вертолётов до виртуальной реальности. Управляющий городом Совет не собирается выпускать власть из рук – и поэтому продолжает управлять им через сеть ЛИНК, чьи терминалы расставлены по всем углам. В руководстве пользователя кратко перечислены действующие лица игры, а кроме того, упоминается ряд персонажей, которых в ней нет – видимо, их предполагалось показать в будущем. Например, упоминается некий развитый ребёнок Крысиха, которому удаётся бежать из всех мест заключения – это открытая отсылка к предыдущей игре студии, где был бродячий шут Крыселек, тоже совершивший побег.

Как видите, это довольно интересное смешение мейнстримных в начале 90-х тем фантастики – антиутопии, постапокалипсиса, технократии и киберпанка. Увы, но несмотря на довольно впечатляющую картину этого мира, в самой игре мы увидим сравнительно немного. Всё действие происходит приблизительно на 65 локациях, причём часть из них проходные, а действие поделено на пять "частей" (не считая пролога), из них к городу относятся лишь три – по числу уровней, которые придётся преодолеть главному герою.

Действие начинается с пролога, который представлен в виде комикса (CD-версия игры включала оцифрованный и озвученный вариант, издание на дискетах сопровождалось бумажным буклетом). В прологе мы видим нашего главного героя, Роберта Фостера – мальчика, спасённого много лет назад поселенцами из разбившегося вертолёта. За двадцать лет он вырос, стал красивым молодым человеком и научился делать из сбрасываемого в Прогал мусора механизмы, а заодно сконструировал личного друга-робота Джоуи со сварливым характером. Однако вся его жизнь меняется – за ним прибывает вертолёт Службы безопасности, который должен отвезти его обратно. Куда? И зачем? Это и является интригой сюжета, которая раскрывается в ходе игры.

Beneath a Steel Sky

Немного мрачноватый и жёсткий сюжет игры, не лишённый демонстрации трупов и крови, в целом выдержан в довольно лёгком, даже немного ироничном ключе. Действие игры наполнено фирменным английским юмором студии, который ещё не дорос до физиологических шуток из поздних "Broken Sword". Особенно забавны диалоги, которые, между прочим, ограничены короткой строкой над головами персонажей. Поверьте, писать такие диалоги не так просто, как кажется. Приведу примеры в переводе от old-games.ru:


– И как я смогу её уговорить?
– Используй на неё своё природное очарование!
– Понял. Здесь нужна тонкая работа.
...Эй ты, открой дверь!
* * *
– Что это у тебя за игра?
– Называется "Ягнёнок и кудряшка".
– И что в ней надо делать?
- Жечь психов-мутанов из огнемётов. И помешать доктору Мантису пустить под нож сироток. А ещё у меня есть "Онан-Варвар" и "Месть смертельных одуванчиков".
– Надеюсь, они не разжижат тебе мозг.
* * *
– А почему вы тогда поступили в Службу безопасности?
– Мама настояла. Хотя я всегда хотел быть врачом. С детства любил вивисекцию.
* * *
– Как ты думаешь, что я сделаю, если моя киска умрёт?
– Сделаете себе шапку к шубе?
– Это совсем не смешно! К тому же мех кошки и бобра не сочетается...
* * *
– Зачем вы носите с собой этот лом?
– Из сентиментальных побуждений. Моя мама дала мне его в детстве.
* * *
– Ты не можешь использовать сварку на людях!
– Да ну? Где это сказано?
– В законах робототехники Азимова.
– Это же байки, Фостер. Их просто придумал какой-то парень.

По сюжету перед нами классическая киберпанковская сай-фай адвенчура, где стираются грани между человеком и машиной, показан упадочный корпоративный капитализм, а также присутствуют многие черты антиутопии. Изображено это довольно сбалансировано, игра не впадает ни в одну из этих тем – и мне такой стиль весьма понравился. Тем более, что очарование "Beneath a Steel Sky" во многом строится и на оформлении, которое тут отличное. Художники, музыканты и дизайнеры постарались на славу. Здесь довольно приятная и разнообразная музыка, которую, правда, лучше слушать в ремастеринговой версии. Стиль игры, несмотря на не самые большие возможности 1994 года и разрешение 640 х 380, выдержан хорошо. Окружающий мир с его ржавчиной, дымом, высокими небоскрёбами и замшелостью во многом соответствует классическому киберпанку. А к концу игры нас радуют весьма атмосферными мрачными локациями, намекающими на смертельную опасность впереди – и тут художникам удалось добиться почти физического неприятия окружающей атмосферы, что на меня лично произвело немалое впечатление.

Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky

Всё это неудивительно – ведь в создании игры глава студии Чарльз Сесил сотрудничал с известным британским автором комиксов Дейвом Гиббонсом, поклонником которого он был. Именно Гиббонс, с которым Сесил познакомился накануне релиза "Lure of the Temptress", стал автором идеи и основателем игры, когда прислал краткий план Сесилу – он же нарисовал и вступительный комикс. Благодаря Гиббонсу, игра выполнена в образцовом стиле сай-фая 1980-х, знакомого нам по играм и комиксам – ржавые огромные терминалы, чёрные двубортные плащи, неудобные и пафосные одежды и т.п. Первоначально игра должна была называться "Underworld", но название было изменено из-за выхода игры "Ultima Underworld: The Stygian Abyss". Гиббонс сам нарисовал большинство фонов анимации, которые сканировались на Macintosh как 24-битные изображения с разрешением 1000x1000 пикселей с 16 миллионами цветов, а затем преобразованы в 8-битные изображения 320x200 пикселей с 256 цветами для версии для ПК. Они были спроектированы таким образом, чтобы спрайты выглядели прозрачными на экране и не смешивались с фоном.

На основе эскизов Гиббонса работал и другой художник, Стив Инс, присоединившийся к команде в феврале 1993-го года. Гиббонс также разработал персонажей, причём он хотел взять пример с игр "Prince of Persia" или "Flashback", но студия решила разработать свой дизайн – и оказалась права. Тем не менее, три четверти персонажей игры созданы именно Гиббонсом. Сценарий же игры написал друг и соратник Сесила, Дэйв Камминс, который потом будет работать над первыми двумя частями "Broken Sword" – он же был и композитором, составившим много атмосфернейшиих мелодий игры. Именно его весёлые диалоги должны были уравновесить более серьёзные Чарлза Сесила. Качества игре добавляла и отличная озвучка всех актёров в СD-версии, что тогда ещё было в новинку, причём для записи были использованы актёры Королевской Шекспировской компании – крупнейшей театральной студии Великобритании.

Всё это пошло игре на пользу. Несмотря на довольно жёсткие ограничения, мы встретим немало героев с короткими репликами, но зато выписанными характерами – а именно на этом во многом строится успех квестов. Персонажей тут много, самых разнообразных, что добавляет игре живости. Особенно мне запомнился добродушный доктор-вивисектор Бьёрк, глава клиники по пластической хирургии, который может сделать любой каприз за ваши деньги. В случае отсутствия наличности готов взять натурой. Милейший души человек, легко соглашается на операции в кредит – это вам не доктор Павлов из "Петьки-2", который драл миллионами за простейшую операцию по трансплантации черепа Чапаева... Но, конечно, отдельные лавры достались своенравному, но верному роботу Джоуи, который был на экране не так уж долго, но успел запомниться своими саркастичными замечаниями и приобрёл бешеную любовь фанатов. Вместе со своим немного ироничным, но волевым хозяином Робертом он составил довольно забавный тандем.

Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky

Что до технической части, то все ошибки "Lure of the Temptress" были здесь учтены. В целом, техника здесь изменилась не так уж значительно, но зато стала лучше и разнообразнее графика, музыка, звук. А главное – теперь в игре вполне удобное и приятное управление, которое сводится лишь к левой и правой кнопкам мышки, ими можно и передвигаться, и осматривать предметы, и брать их. В те времена это было революционно – критики называли такое управление "шедевром простоты". Сейчас, правда, немного неудобно брать предметы правой клавишей, так как ныне это обычно делается левой. Да и меню вызывается не через Esc, а через Alt+F5, но к этому нетрудно привыкнуть.

При создании своих игр авторы использовали систему "виртуальный театр", с помощью которой персонажи передвигались и вели себя самостоятельно. И если в прошлой игре это только мешало, то теперь виртуальный театр, которым так гордились создатели, находится на своём месте. Он настолько хорошо встроен в привычную квестовую схему, что вы даже не догадались бы, что он тут существует. По сути, этот "театр" теперь сводится к перемещению нескольких героев по заданному маршруту взад-вперёд и к нашему спутнику Джоуи, который ездит мимо нас на многих локациях в сопровождении. Бывает, конечно, что иногда нам загораживают дорогу, но, в целом, затруднений этот "театр" не вызывает. Кстати, в игре есть и другой, настоящий "виртуальный театр" – по сюжету Роберту придётся погрузиться в сознание ЛИНК, представленное в виде образов, чтобы обойти систему защиты и украсть специальный вирус. Всё в духе раннего киберпанка Уильяма Гибсона!

Геймплей здесь классический – собирание и использование предметов. Так как списка команд, как в "Lure of the Temptress", больше нет, то всё играется несравненно легче. Предметов, к тому же, немного, как и локаций, так что застрять в сюжете сложно, да и действие весьма логичное и лишено каких-то запутанных загадок. К сожалению, по этой части у игры есть определённый недостаток. Несмотря на довольно простые загадки, её трудно проходить целиком, так как здесь ограничено передвижение по локациям. Нет, Роберт может свободно ходить где хочет, но движется он не особо быстро, что сильно растягивает процесс. Можно, конечно, ускорить его перемещение в 100 раз с помощью шкалы скорости в меню – но оно увеличивает вообще всю анимацию в игре. Пару раз это можно задействовать и при прохождении. Плюс иногда в сюжете бывают весьма неочевидные действия – например, открыть замок карточкой (цилиндрический замок???), обойти систему защиты... прыжком в окно. Иногда присутствует редкий пиксельхантинг, ставящий в тупик своей неожиданностью. Есть и ещё одно наследие "Lure of the Temptress" – здесь тоже придётся не раз смотреть в окна персонажей. Это действительно важно!

Также нужно обязательно учитывать, что в игре есть смертельные действия. Погибнуть здесь можно раз восемь. Предупреждений этому, как правило, не даётся, нет и автосейва (это будет исправлено только в "Broken Sword") – так что сохраняться приходится в обязательном порядке. Тут игра твердо следует правилу "Будь бдителен!" Тем не менее, в целом, геймплей квеста весьма прост по меркам 90-х, и играть в это несложно.

Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky Beneath a Steel Sky

Итого – игра полностью получилась, и не зря она имеет славу одного из лучших квестов, несмотря на скромные возможности начала 90-х. Конечно, ей немного недостаёт сюжетной сложности других вершин жанра, типа той же "Gabriel Knight" или "Broken Sword", но это её не портит. Сыграть в "Beneath a Steel Sky" – это всё равно что прочитать, самому нащупывая вариант прохождения, небольшую фантастическую повесть или рассказ. Или комикс, на худой конец. Довольно атмосферный киберпанковый мир со своей продуманной историей, ряд фактурных персонажей, много приятных диалогов и шуток, харизматичные главные герои, продуманный простой сюжет с неожиданным поворотом – всё это оставляет приятное впечатление.

Игра удалась на славу и закономерно получила высокие оценки: 95% от журнала "CU Amiga", 94% от "Amiga Format" и 93% от "The One". Релиз в США был также успешен – 4 из 5 звёзд от "Computer Gaming World" и 91% от "PC Gamer". Кроме того, в 1995 году игра была удостоена премии Best Dialogue от "PC Gamer" и признана лучшей приключенческой игрой на ежегодной церемонии Golden Joystick Award, получив премию Best Adventure. Не удивительно, что фанатов у неё накопилось за эти годы достаточно. На волне успеха планировалось и продолжение, но оно долгое время так и не выходило, хотя ещё в 2012 г. Чарльз Сесил обещал представить его после 5-й части "Broken Sword". К слову, там в качестве напоминания есть и пасхалка к игре – Steam-достижение "Джоуи" и тема игры на телефоне главных героев.

И только в 2019 году безо всякой помпы довольно неожиданно сиквел был явлен миру. На сей раз он был кардинально переработан – полное 3D, широкий открытый мир, изменённый стиль и геймплей, вполне современные техтребования и многое, многое другое... Но это уже совсем другая история. А ветеран жанра и сейчас рекомендуется к прохождению. Благо, с 2003 года "Beneath a Steel Sky" находится в общественном достоянии, и её русскую локализацию можно найти на Old-Games.ru. ScummVM позволяет легко запустить игру на множестве платформ. В 2009-ом году вышла и ремастеринговая версия для iOS и iPad – с улучшенным управлением, музыкой и графикой (правда, только в роликах), а также автосейвом, подсказками и подсветкой точек. Так что сыграть в это может каждый.

И помни, игрок. Будь бдителен!

Beneath a Steel Sky

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя