Многим выбор сегодняшней героини обзора может показаться странным: где survival horror и где адвенчуры? Вроде бы и рядом не должны стоять. Тем не менее, это не совсем так. "Alone in the Dark" 1992-го года хоть и требовала сражаться и убегать, но заставляла и исследовать окружение, читать записи, подбирать и использовать предметы. Бочком, но к любимому нами жанру прислонить можно. Свежая же игра серии в пресс-релизах хвастает тем, что делает больший упор на нарратив, чем на экшн – почему ж не глянуть?
Начнём с того, чем по-настоящему является игра. Это не римейк той самой первой игры 1992 года, считающейся родоначальницей жанра survival horror. Да, можно было причесать графику, но сюжета в оригинале кот наплакал: без проблем заберись в особняке на чердак, чтобы отыскать там пианино, а потом сумей из этого особняка, который вдруг оказывается наполнен всякими небезобидными товарищами, выбраться. В былые годы такой фокус ещё мог прокатить, тем более, что упор делался на реализацию 2.5D, когда трёхмерные персонажи ходили по рисованным фонам – штука по тем временам и возможностям совсем небывалая. Нынешнему же игроку, избалованному интерактивным кинематографом, отсутствие сюжета совсем не зайдёт, не верите – попробуйте хотя бы посмотреть видеопрохождение оригинальной игры. Разработчики прекрасно это понимали, и потому перед нами даже не римейк, а именно reload, перезагрузка, перезапуск, переосмысление той самой игры, что вышла аж тридцать два года назад. Разработчики взяли какие-то ключевые моменты оригинала и на их основе соорудили нечто совсем новое, но в духе. Правда, предыдущая не слишком удачная попытка издателя THQ Nordic проделать примерно то же самое с игрой Black Mirror в 2017-ом году, да полное отсутствие адвенчур в послужном списке разработчика вызывали у меня некоторые опасения. Ну да посмотрим – чем чёрт не шутит.
Итак, нас ждёт визит в особняк Дерсето, где в оригинале повесился, а в нашей версии пока что просто пропал дядюшка главной героини Эмили Хартвуд. В отличие от оригинала, Эмили прибывает туда с частным детективом Эдвардом Карнби, который должен помочь ей понять, что в этом особняке вообще происходит: с чего дядюшка открыл в своём поместье частную психиатрическую лечебницу, что за бред он несёт в письме про всякие культы и т. д. и т. п. Особняк, понятно, копировать тоже не стали, но взяли за прототип какой-то реально существовавший луизианский. В общем, комнат будет предостаточно, открываться будут постепенно, некоторые зоны будут по сюжету закрываться – это я к тому, что карта явно не будет лишней, особенно поначалу, и она тут есть. В настройках предлагают разный уровень сложности боёв и подсказок: подсказки оставьте как есть – лишнего там ничего не будет, а вот с боями подумайте: если вы не любитель стрелять, экономя при этом пули, простой режим для вас; нормальный режим тоже вполне проходим для среднего игрока, но патронов будет в обрез (в лёгком режиме враги убиваются с одного-двух выстрелов, в нормальном требуется пять-шесть), оружие ближнего боя будет ломаться быстрее, враги будут отнимать больше жизни, поэтому придётся играть более аккуратно, высматривая, кто где ходит, а не мчаться напролом.
Если в оригинале мы без проблем сразу топали на чердак, то в новой игре нас в особняке никто не ждёт, и чтобы пробраться внутрь, нам надо выбрать, то именно будет это делать, а кто останется второстепенным персонажем, с которым мы время от времени будем пересекаться. В обоих случаях сюжет глобально не меняется, но видеоролики будут разными, персонажи будут встречаться в других местах, а в качестве вишенки на торте ближе к концу игры для обоих героев припасён персональный, довольно продолжительный уровень, в котором им придётся столкнуться со своим прошлым. Это, а ещё возможность включить комментарии разработчиков (придётся докупить отдельно), делают второе прохождение игры вполне интересным занятием. Кроме того, тут и там авторы разбросали коллекционные предметы, сбор которых может открыть вам доступ, например, к дробовику в гостиной, а также к альтернативным секретным концовкам, но для последних игру придётся пройти минимум по разу за обоих персонажей – вот вам ещё один стимул к повторному прохождению. В общем, выбирайте любого из двух, и вперёд.
Местный мир делится на две части: относительно безопасный особняк и вполне себе опасные локации внешнего мира. В особняке игра больше напоминает симулятор ходьбы с видом от третьего лица: осматриваем помещения, читаем записки, собираем и используем предметы. В ходу клавиши WASD и E для действий, активные области подсвечиваются при подходе к ним. Для тёмных мест вы практически сразу найдёте фонарик, который прицепите на одежду, ну а прочие предметы будут собираться в инвентаре (слава богу, безразмерном), где их рекомендуется осматривать и читать – в книгах и заметках могут содержаться подсказки. Применяемые предметы складируются в нижней части инвентаря, и только они выводятся в списке применяемых, что позволяет избежать утомительного перебирания книг при использовании предметов, скажем, на замке. Лишние предметы время от времени отправляются в архив. В целом, всё продумано, удобно, нареканий не вызывает. Из прочих адвенчурных активностей – несложный подбор кодов и собирание картинок из фрагментов.
В качестве движка у нас Unreal Engine, и картинка выглядит замечательно вне зависимости от того, где мы находимся: в особняке, на тёмных улицах Нового Орлеана, в туманном порту, на заброшенном теплоходе, в солнечной Испании или на крайнем Севере. Да, мы не ограничены одним только особняком, и открывать для себя новые территории будет порой интересней, чем бродить по зданию. Но и опасно тоже – ведь в каждой нас поджидает энное количество монстров. Впрочем, разве нас это может остановить? Замечательная работа со светом, звуком, туманом, да и сама экзотичность локаций не оставят вас равнодушными, и вместе с замечательным саундтреком, в котором можно найти и джаз-нуаровые композиции, и более авангардно-тревожные, как у Бадаламенти в "Twin Peaks", и мрачные, с лязганьем, в стиле dark ambient, а уж тем более боевые, создадут нужную атмосферу. Если ещё вы выбрали не простой, а нормальный режим боёв, то вдобавок будете прислушиваться к ворчаниям и крикам монстров, думая, сейчас ли выглянуть из-за стены, или чуть обождать, выманить, бросив кирпич, чтобы расстрелять с удобной позиции, или, наоборот, включить режим подкрадывания и дальше действовать трубой, кувалдой или ледорубом, чтобы сэкономить патроны. Не сказать, что я большой фанат экшн-игр, но тут как-то увлёкся. Причём я бы не сказал, что авторы передавливают в экшн-составляющую – тут она ограничена и пространственно, и количественно: достаточно, чтобы создать напряжение, но не слишком много, чтобы потерять интерес. На нормальном уровне сложности придётся и поумирать, но система сохранений есть. Чаще всего она позволяет сохраниться в произвольном месте в любой из десяти слотов, правда, при смерти всё равно перенося к месту чекпоинта, при этом не оживляя убитых врагов, но иногда произвольное сохранение закрывают, и отправлять в небытие ту или иную группу врагов приходится заново – до следующего автоматического чекпоинта. Чекпоинты расположены более-менее часто, так что особых проблем тут нет – пусть не с первого, но с третьего-четвёртого раза вы до нужной контрольной точки или до возможности пользовательского сохранения доберётесь. На боссов, куда ж без них, конечно придётся потратить времени и сил больше. Но, повторюсь, в целом экшн составляющей я остался доволен: на простом режиме – просто, на нормальном – тяжелее, но терпимо, тяжёлый режим не пробовал. Главное – без перегибов.
Что же до особняка, то, как уже упоминалось выше, он превратился в психиатрическую лечебницу, и потому нас ждёт общение с персоналом и пациентами, его населяющими. Это тоже пошло игре в плюс – в игре появился нормальный сюжет. Нам проведут экскурс в прошлое этих мест, нагонят мистики, добавят вуду и чуть иных культов, и раз уж тут лечебница, то порой будет возникать мысль, а в здравом ли уме наш персонаж? Если что, доктор готов и нам помочь... Пациенты, тут обитающие, тоже хороши – нет, они не безумцы, но что-то странное в них есть. Большей частью мы встречаемся с ними в чётко прописанные сюжетные моменты, и общение с ними происходит в роликах, сделанных на движке. Пойти в ту или иную комнату и свободно пообщаться с кем нам нужно – такого, к сожалению, практически нет. В основном, мы ходим по пустому зданию, не встречая никого – даже нашего напарника нигде не видно. Ну ладно, я изначально выбрал Эмили, и думал, что, может, она у нас местная слегка закомплексованная Лара Крофт, а Эдварду, у которого, как нам в самом начале говорят, лучше подвешен язык, достанется "общительная" часть – но нет, в количественном плане общения у него с персонажами ровно столько же. Достаточно, чтобы двигать сюжет, но хотелось бы больше.
Взаимодействия у Эмили с Эдвардом практически нет, их характеры прописаны простовато, и актёрам играть, как мне кажется, было особо нечего, но тут претензии не к ним. Эмили – неуверенная в себе барышня, Эдвард – какой-то стереотипный не слишком успешный детектив на мели. А вот второстепенные персонажи мне понравились больше. Чернокожий персонал, живший в поместье при дядюшке, так и остался тут жить после перепрофилирования в клинику, они помнят Эмили и, в принципе, рад её видеть, но тут же мы видим и влияние, оказываемое на них местными верованиями. Доктор – странный человек, лечит ли он своих пациентов, или, наоборот, с ними что-то делает – сходу и не скажешь. Сами пациенты – не из бедных. Некоторых сюда родственнички сослали от греха подальше, чтобы не порочила своим поведением семейное имя: кто-то пьёт, кто-то мнит из себя светскую львицу слишком свободных нравов. Есть ещё старая оперная певица и писательница хоррор-романов, у которой, судя по всему, поехала крыша – сейчас пишет рукопись, в заголовке которой стоит "Alone in the Dark". Да, есть ещё девочка Грейс, её мы помним из "Jack in the Dark", "Alone in the Dark 2" и того самого семигигабайтного пролога к новой игре, который проходится за десять-пятнадцать минут (в игре он отсутствует – качайте отдельно). Хотите узнать про Грейс больше – играйте за Эдварда.
Отсылок на оригинальную игру хватает. Есть и пресловутое пианино – правда, не на чердаке, а на первом этаже – упало, проломив пол. Есть книги, амулет и даже огромное дерево – его мы видим чуть ли не в самом начале в оранжерее. Во время сеанса дядюшка Эмили говорит доктору, мол всё должно быть не так, всё как-то поменялось, я должен был умереть – так сказал Фредерик Рейналь (один из авторов оригинальной игры, а позже и многих других известных проектов). На заброшенном корабле местный орган играет знаменитую "Danse Macabre" Сен-Санса – тоже отсылка. В общем, если вы помните оригинальную игру, таких вот приветов найдёте немало (вот только глаза, смотрящие из темноты ведра, мне не дают покоя – их я вроде видел в какой-то другой игре, может в "Phantasmagoria"?). Для совсем уж хардкорных фанатов после первого прохождения появляется возможность заменить модели главных героев на те, что были в оригинальной игре, а также включить восьмибитный цвет и пикселизацию – играть в таком режиме вы вряд ли будете, но улыбнуться можно – впрочем, улыбка эта будет стоить вам чуть меньше полутысячи рублей; стоит ли докупать эту не слишком нужную возможность по цене средней игры, подумайте сами. Более шикарная отсылка – это внезапное переключение камеры на фиксированный вид сверху сбоку и прямое управление персонажами, как в оригинале. То самое, неудобное при переходе из комнаты в комнату. И она бесплатна. Комнат всего три, так что, в принципе, играбельно. В общем, фанаты должны остаться довольными – это действительно love letter, признание в любви любимой (уж простите за тавтологию) игре.
Время прохождения – больная тема современных игр. И здесь авторам удалось нас немного порадовать. В нормальном режиме сложности у меня на первое прохождение ушло 13 часов, повторное прохождение на простом, когда известно, что когда и откуда может полезть, зато с прослушиванием комментариев разработчика, попытками лишний раз оббежать всё и посмотреть, не открылось ли для второго персонажа что-нибудь новенького (увы, не нашёл), и открытием одной альтернативной концовки, заняло порядка 8 часов. Как ни странно, это тот случай, когда я прошёл игру, да ещё и дважды, с удовольствием, а не потому что нужно.
Игре удалось порадовать меня практически всем. Перезапуск "Alone in the Dark" получился более удачным и по духу, и по исполнению, чем попытка реанимировать "Black Mirror", и, кстати, вам не раз будут приходить мысли, что перезапускать "Black Mirror" если и нужно было, то примерно так – параллелей между играми хватает. Чего бы я чуть добавил, так это произвольного общения с персонажами – в остальном игра практически идеальна, несмотря на некоторые незначительные технические мелочи, которые рано или поздно, надеюсь, вычистят. Если вы желаете окунуться в мрачноватое нарративное (как нынче модно говорить) приключение на стыке мистики и ужасов, и при этом не боитесь взять в руки разводной ключ и пистолет, то обновлённая "Alone in the Dark" – то, что вам нужно. Но не ждите традиционный point and click – его тут нет. Рекомендуется как фанатам оригинальной игры, так и тем, кто с ней не знаком. Ценник, правда, на старте продаж весьма кусач.
Общая оценка: 90 из 100.