Желязны по-русски
В середине июля этого года в отечественном квестостроении произошло знаменательное событие: в далеком от столицы граде Воронеже вышел в свет квест "9 принцев Амбера". Удивительно не то, что российская земля за пределами московской кольцевой способна производить "собственных невтонов" (в этом после "Вангеров" никто не сомневается), а то, что воронежская кампания "Сатурн" не только сделала эту игру своими силами и на свои деньги, но и издала ее (тоже сама) в привычном нам "коробочном" виде и даже с настоящей сургучной печатью, подтверждающей подлинность содержимого! Только скучный процесс продажи доверила она московской фирме "Союз".
...Веревочка от печати наконец (после долгого поиска колюще-режущих предметов в окрестностях компьютера) аккуратно перерезана, диск вставлен в привод - и начинаются вечные мучения, без которых не обходится ни одна рецензия на отечественную игру в стиле hand-made: ругать или не ругать, а если ругать, то все-таки кого и за что?..
Кто виноват, что у игроделателей мало денег и, соответственно, времени на отладку игры? Кто виноват, что наши игроки бедны и не могут заплатить за игру столько, сколько платят их западные "коллеги"? Кто виноват, что мы - и те, кто играет, и те, кто делает игры - не занялись этим жизненно важным делом лет этак 15 назад - вместе со всем цивилизованным человечеством?
Но, как говорится, мы имеем то, что имеем, и будем исходить из этого. В данном случае имеем мы главное - игру, в которую можно играть и в которую я, несмотря на все ее многочисленные и сразу бросающиеся в глаза изъяны, играла долго и не без интереса.
Вы уже на седьмом небе от счастья? Зря! Потому что вместе с персональными компьютерами и переводами фэнтези в нашу страну пришла такая "капиталистическая" вещь, как авторское право, а заодно с ним всяческие юридические церберы, это самое право денно и нощно охраняющие. И хотя в Воронеже уверены, что по отечественным законам авторские права не распространяются на перенос литературных сюжетов в компьютерные игры, в Москве все опрошенные нами издатели и создатели компьютерных игр в один голос твердили, что кара нарушителям святого права интеллектуальной собственности - лишь дело времени и расторопности тех, кто эту собственность охраняет. Однако, воспользовавшись святым принципом презумпции невиновности, будем считать, что "Принцы" чисты перед законом, пока не доказано обратное, и перейдем к самой игре.
Обзор окрестностей практически исключается: по сторонам нам придется смотреть разве что с целью нахождения очередного ключика или предмета, который сгодится как оружие или укрытия в будущей схватке. Между битвами - пространные диалоги, которые, скорее, излагают сюжет книги, чем добавляют что-то новое к геймплею. Спасибо Желязны - большую часть этих рассуждений можно переварить, не страдая отрыжкой. Я думаю, вы уже поняли, этот квест предназначен для отъявленных фанатов экшена. На мой взгляд, условия задач на время в игре уж слишком суровы, но людям с хорошей реакцией путешествие по полному опасностей миру Амбера могло бы показаться легкой прогулкой, если бы не... пазлы.
Увы и ах, в игре целых девять полномасштабных и практически никак не связанных с сюжетом игры головоломок, причем первая из них - шахматная задача - вариант пазлы, давно проклятый квестерами всего мира. При этом условия ее определены не совсем корректно. При помощи нескольких шахматных фигур необходимо поставить под удар все поля шахматной доски, но не сказано, что те поля, на которых стоят сами шахматные фигуры, тоже в обязательном порядке должны находиться под боем других фигур. Только такие условия задачи обеспечивают ей единственное решение (иначе их получается больше 20 - не совсем приятно. Тем более что и интерфейс у задачки так себе). Надеюсь, это дополнение избавит вас от необходимости звонить (подобно мне) в Воронеж за разъяснениями. Пазлы в игре нельзя назвать суперсложными, все они основаны на относительно простых математических закономерностях, но повозиться от 10 минут до часа с каждой из них вам придется.
Трехмерные интерьеры, на фоне которых действуют двумерные "мультяшные" герои, хотя и бедноваты, но вполне соответствуют атмосфере игры, если не считать пары 3D-вставок с примитивными автомобильчиками на дороге (камушки объезжать - вы подумайте!). Симпатично выглядят в 3D и ненавистные лично мне пазлы. Но "собрано" все это, что называется, из рук вон, а это "иногда" раздражает...
То же самое со звуком. Озвучена игра вполне прилично. Часть персонажей явно говорят голосами "профессиональных актеров" и актеры эти, кажется, даже вжились в образы, музыкальное сопровождение по большей части не раздражает (если, конечно, не слушать кошмарную домодельную песнь в самом начале игры). Но программисты и здесь постарались! Звук в некоторых местах игры не регулируется, шумы (вроде шума шагов) выглядят крайне ненатурально.
Что уж говорить о процессе инсталляции, пришедшем словно из каменного века! Об отсутствии функции автосохранения, мерцающем курсоре и других "мелочах", которые отнюдь не украшают игру. Одних программистов винить во всех этих грехах было бы глупо. Недостаток времени, денег опыта и игровой эрудиции, видимо, диктовал не лучшие решения большинству создателей игры, включая и самих руководителей проекта. И еще одно: игра очень короткая. Но это я так, для очистки совести, после 15 пазл-экранов в "Братьях Пилотах" я поняла, что для наших игроков это обстоятельство пороком не является.
Резюме:
Фанаты Желязны! Налетайте! Даром, что квест, драк вам мало не покажется!
Рейтинги:
графика 70%
звук 70%
сюжет 80%
интересность 70%
Системные требования:
Pentium 75, 16 Мб RAM,
4-скоростной CD-ROM,
SVGA, Windows 95/DOS