Taking of Pelham One Two Three (Захват поезда Пэлэм Один Два Три)
Жанр urban thriller не перестает потрясать меня. Это то, что в 80-е превратилсоь в штамп оголтелого героя, имеющего страсть к неприятностям и предпочитающего решать их береттой-глоком-кольтом-узи-прочими подручными средствами... такой подход рано или поздно должен был себя изжить (хоть и заимели мы ярких и ныне поп-культовых Джона Маклейна или Мартина Риггса). О да, делались смелые попытки возродить стилистику, яркую прорисовку персонажей, диалоги городских триллеров. Наибольшие надежды подавал старина Квентин, который своими "Бешеными псами" как поддых коленом врезал плесневеющим клише жанра. Откуда же Тарантино, не имевший кинематографического образования, накопал эту стилистику? Да в тех самых urban thrillers - неонуарах 70-х, будораживших его воображение в бытность прыщавым работником видеопроката.
"Taking of Pelham One Two Three" во многом является идейной предтечей более кичевых "Бешеных псов", хотя чувства юмора у первого так же не отнять. Уолтер Маттау (этот не тот комедийный Уолтер Маттау, к которому все привыкли!) - инспектор Нью-Йоркской подземки, привыкший к скучной и монотонной работе. Вялую жизнь разбавляет группа безымянных преступников (мистер Блю, мистер Грин, мистер Грей, мистер Браун - ничего не напоминает?), захватывающих поезд на Пэлэм. Террористы и переговорщик, good guys - bad guys - вроде обыденные штампы, срабатывающие здесь на уровне чистого осмысленного восприятия; они не паразитируют на ожиданиях. Этот фильм - лишнее подтверждение, что для создания параноидальной и напряженной атмосферы на экране, не нужен сложный сюжет. При условии наличия у режиссера мозгов и чувства стиля, а у актеров - таланта, можно и из обычного экшна сотворить шедевр.
Отдельного внимания заслуживает саундтрек - неповторимый нуар-фанк, тот случай, когда нечастой музыкой абсолютно верно задается тон (можете представить -
http://www.youtube.com/watch?v=WXrEptVgUnc ).
ЗЫ Будте бдительны, товарищи, волна римейков затронула и это творение! Хоть и обещают нам режиссуру Тони Скотта и каменное лицо Дензела Вашингтона, я уверяю вас, ТАКУЮ атмосферу передать два раза не выйдет. Из нее можно только черпать вдохновение. Как Тарантино.