Пиратство - зло?

Хотите поговорить на темы, никак не связанные с квестами? Добро пожаловать!

Модераторы: Leo, Lonesome, Java

  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 2712
Зарегистрирован: 02 дек 2004, 14:32
Откуда: Rainfall's Café Américain

Сообщение Rainfall » 08 фев 2008, 19:05

Sveta писал(а):Вряд ли на то, что уже вошло в культурный фонд будут заново распостранятся автоские права. И потом ничего не вечно. Включайа корпорации.
C 1 января 2008 года в России вступает в силу новый закон об авторском праве, благодаря которым население будет тщательно охраняться от значительной части своего культурного наследия. Новый закон о копирайте, отстаивает авторские права намного жестче, чем американское, и уж куда строже, чем европейское законодательство. Назвать эту жестокость оправданной нормальному, образованному человеку вряд ли придет голову. Если она, конечно, находится в добром здравии.
Поскольку никаких преимуществ современные малоизвестные режиссеры, журналисты писатели от этих нововведений не получат. Все они если работают, то работают по найму. А согласно новой букве закона, все права на использование их произведений получает работодатель. При этом, даже сам автор, без согласия правообладателя по новым нормам, не сможет сделать боле одной копии своего произведения.
Следить за соблюдением правил призваны исключения. Эти исключительные, контролирующие функции будут возложены на некие «Собирающие общества». Они будут иметь исключительное право подавать в суд, если узрят в чем-то нарушение существующей нормы.
Принцип формирования этих обществ, каким бы он справедливым на первый взгляд ни был, не выдерживает критики только потому, что ему требуется некая госакредитация. Не регистрация, как это было раньше, а именно некая аккредитация. Какие критерии будут определять кредит этого доверия пока не ясно.
Те, кто пользуется услугами общественных библиотек, уже почувствовали на себе всю прелесть нового закона. Копировать тексты и изображения библиотечных книг можно только в крайне ограниченных количествах. И вот здесь самая интересная часть этого закона, так называемое право «публикатора». Это право на обнародование произведений науки, литературы или искусства, не имеющих правообладателей и перешедших в общественное достояние.
То есть издатели, опубликовавшие ранее классические произведения, а именно они, чаще всего, числятся в разряде «общественное достояние», до момента вступления в силу новой, всезапрещающей нормы, получают право на дальнейшую публикацию или «непубликацию» этих произведений. Остальные не имеют к ним открытого доступа. Срок такого, опять же, исключительного права составляет 25 лет. Под это право попадают такие известные писатели как Даниил Хармс, Агния Барто, Осип Мандельштам, Анна Ахматова. И это еще не весь список. Публиковать произведения этих людей, без участия новых правообладателей нельзя примерно до середины 21 века.

Теперь национальным достоянием будет распоряжаться небольшая кучка по-своему исключительных, людей, которая и так, в свое время неплохо заработала на публикациях исключительно «програмных» произведений. Многие из этих милейших людей, вышли из комсомольских ячеек времен перестройки. И есть подозрения, что именно для них, их бывшие соратники, теперешние, верные друзья в государственной думе и министерстве печати сделали очередное законодательное ислючение. По сути дела теперь они могут реализовывать свое право на классику серебряного века и соцреализма за любую стоимость. А могут не реализовыать вообще, если друзья все из того же министерства или парламента их об этом исключительно вежливо попросят.
Это значит, что в дальнейшем мы можем получить не одно поколение, незнакомое с этой частью национального, культурного достояния. Если учесть, что литература эта достаточно опасна, поскольку уровень управляемости, после ее прочтения, у индивидуума снижется, а уровень критического восприятия действительности растет, то выгода от этого для наших «мудрых страшил» вполне очевидная.
Можно, конечно, последнее предположение списать на склонность к параноидальному типу мышления, если не брать во внимание такой факт, что значительную часть этой литературы уже когда-то запрещали. Повернутых на тоталитаризме и всеобщем послушании в среде издателей и госуправленцев сегодня более чем достаточно.
В количестве частичных и законченных сумасшедших, считающих, что право на культурное наследие имеют исключительно они, поскольку в их руках сконцентрированы власть и деньги, наблюдается невиданный ранее прирост. Разумеется, эта публика, как в дальнейшем, так и сейчас нуждается, и будет нуждаться не только в темных, но в грамотных холопах. Однако грамотность эта должна быть ограничена только разрешенными, полезными для хозяина знаниями, умениями и опытом.
В этот джентльменский набор никак не входит подробное знакомство с произведениями Бунина, Платонова и Гумилева. На сегодня мы уже имеем опыт Москвы, в которой культурное наследие перестало быть всеобщим достоянием в силу дороговизны. Сейчас его собираются сделать не только дорогим для столицы, но дефицитным для регионов. Однако, если смотреть с точки зрения амебы ничего страшного не происходит, будущее у многих наших детей будет хоть и глупое, но светлое, как в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Только жечь книги, как это было описано в сюжете фантаста-американца, не будут, их просто перестанут печатать.
От себя: автор статья говорит о том, что у нас законодательство жестче. Пока формально - да, но Россия, как обычно, просто оказалась впереди планеты всей. В Америке и ряде стран Европы уже готовится аналогичный пакет законов.
_________________
вся власть воображению!

Leo
Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 10523
Зарегистрирован: 14 окт 2005, 23:56
Откуда: Moscow

Сообщение Leo » 08 фев 2008, 19:39

Rainfall

Пиратство спасет отца русской демократии. Те кому эта литература интересна и так ее найдут, а подавляющему большиству ее можно навязать разве что силой.
_________________
Больше в БАНе - чище форум! (с)

Не в сети
Аватара пользователя
Скользящая по волнам
Сообщения: 5858
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 23:33
Откуда: Москва

Сообщение Юнона » 08 фев 2008, 19:56

Да, какая-то слишком "страшная" статья, на мой взгляд в ней слишком много тенденциозности и далеко идущих выводов.
А откуда у автора такая секретная инфа про "собирающие сообщества"?

Не думаю, что приведенные в пример писатели окажутся под угрозой. Другое дело, что цены на эти книги могут вырасти. Так многих классических писателей разные издательства и в разных переводах издавали - так хоть конкуренция будет.
Вообще Leo прав - кому надо, Ахматову и за 3000р. купит для коллекции, кто-то в инете найдет, а кому не надо - будет поглощать Донцову. Посещение книжных магазинов в последнее время наводит на очень грустные мысли...

Другое дело, что могут начать попытки прикрывать сайты литературные, сейчас их много - качай, сколько угодно. А так останутся, конечно, но меньше, начнут переезжать с места на место, тяжелее будет найти то, что надо.

p.s. Что хоть за "новый закон об авторском праве" - четвертая часть Гражданского Кодекса что-ли?
_________________
Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно.-О.Уайльд

Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 2712
Зарегистрирован: 02 дек 2004, 14:32
Откуда: Rainfall's Café Américain

Сообщение Rainfall » 08 фев 2008, 22:02

Unona
кому надо, Ахматову и за 3000р. купит
Разве это нормально? Я вот книги в электронном виде в принципе не воспринимаю, но и 3000 за экземпляр платить тоже не готов.

Leo
Те кому эта литература интересна и так ее найдут
Лео, потребитель-то что хошь найдет, если ему надо (у совков по этой части вообще большой опыт), меня скорее волнуют права самих авторов.

Да и вообще с т.зр. потребителя изменения носят условный характер, кто музыку качал, тот ее будет качать, в крайнем случае будет доплачивать по 15-20 рублей за песню, опять начнет покупать диски... опять же, есть сторонние хранилища данных и пр.
Но вот с позиции творцов/ученых, особенно начинающих, новые законы точно не помогут. Им теперь надо более чем внимательно относится к фирмам, с которыми они заключают контракты, ибо формального права на свои произведения они не имеют, все нужно тонко оговаривать в контрактах. Unona, про "Собирающие общества" - это никакой не секрет... Даже страшно представить, сколько взяток им надо будет надавать, чтобы они, эти общества, начинали шевелиться. А ведь это, по сути, единственный орган, способный отстоять право автора (т.к. напрямую обращение в суд также усложняется).

Комментарии противников/защитников можно почитать тут - http://www.romver.ru/services/services.php?razdel=519
_________________
вся власть воображению!

Leo
Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 10523
Зарегистрирован: 14 окт 2005, 23:56
Откуда: Moscow

Сообщение Leo » 08 фев 2008, 22:28

Rainfall

Не знаю, что тут существенно нового. Уже давно установилась практика, что если я работаю на дядю и он платит мне зарплату, то результаты моего творческого труда принадлежат дяде. Писатели передают издательствам права на издание своих книг, поскольку иначе никто ничего издавать не будет. Права на творческое произведение я могу защитить только на конкретную реализацию данного произведения. Удивляют, правда, ситуации, когда авторские и смежные права оказываются не у наследников автора, а у третьих лиц, но права теперь такой же товар, как и материальные предметы. Надо привыкать жить в новых условиях.
_________________
Больше в БАНе - чище форум! (с)

Не в сети
Аватара пользователя
Скользящая по волнам
Сообщения: 5858
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 23:33
Откуда: Москва

Сообщение Юнона » 08 фев 2008, 23:00

Rainfall - ну, про 3 тысячи это такой гипертрофированный пример, с учетом будущей инфляции :D Просто вот недавно в новый книжный в Сокольниках зашла, посмотрела на цены и платить 600 с лишним рублей за том Стругацких тоже оказалась не готова.
А взять ценовую политику СофтКлаба, к примеру. У них цены на игрушки уже за тысячу перевалили. Тот же Гарька Поттер выпущен с ценой около 800 р. - а ведь это для детишек вообще-то. Хороший развод родителей на деньги, а если родители не особо обеспечены? Молодцы ребята - заключили контракты с известными издателями и творят, что хотят. А ведь себестоимость перевода "стрелялки" вряд ли особо велика. Так то игрушка (прошел и выбросил), а то классика. Причем именно классику и впрямь, лучше "живьем" читать, а не за компьютером.

Ну, а про "дележ" прав между автором и правообладателем - взять хотя бы давнюю историю с Чебурашкой. Кстати, я не помню, чем там все-таки дело закончилось.

Еще решила добавить по основной теме: целый год искала в книжных магазинах Диккенса, так сколько обошла - ничего кроме "записок Пиквикского клуба" и "Крошки Доррит" не находила.Причем в Москве. А сколько у него романов - так ничего не печатают в последнее время, видать, невыгодно. В результате - спасибо всяким литературным пиратам, нашла в инете все что хотела. И долго потом глаза портила "Нашим общим другом". А ведь и хотела бы уважить чьи-то там права и книгу на полку поставить.
Последний раз редактировалось Юнона 08 фев 2008, 23:31, всего редактировалось 1 раз.
_________________
Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно.-О.Уайльд

Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 2712
Зарегистрирован: 02 дек 2004, 14:32
Откуда: Rainfall's Café Américain

Сообщение Rainfall » 08 фев 2008, 23:29

Leo
Согласно прежнему закону от 93 г., именно автор считался главным правообладателем и, хотя он передавал их издательству, у него они были все равно неотчуждимы. Сейчас же (чаще всего автоматически) все права переходят нанимателям. Вот и представь, что будет делать молодой режиссер со своим дебютным фильмов, если он сразу автоматически повязан с конторой, которая имеет полное право ставить ему свои условия, а тот может только биться головой об мифическое "Собирающее общество". Более того, авторское право может быть отобрано в качестве имущественного взыскания.
Есть еще любопытные моменты, например, что автор заказного произведение теперь несет ответственность за убытки, в случае непредоставления его в срок... или введение фактических квазикопирайтных (читай - монопольных) прав, которые очевидно смогут получить крупные госкомпании на нетворческие базы данных (попросту говоря, на информацию... формулировки расплывчатые, так что можно пофантозировать...). Ну и, конечно, это замечательное право публикатора - например, кто первым обупликовал любое "ничейное" произведение, автоматически получает себе бессрочную копирайтовскую монополию на него. Так что я, конечно, понимаю, что авторское право - это товар, но отношения по поводу его распределения теперь вполне законно обретают односторонний характер.
_________________
вся власть воображению!

Leo
Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 10523
Зарегистрирован: 14 окт 2005, 23:56
Откуда: Moscow

Сообщение Leo » 08 фев 2008, 23:50

Rainfall

Как говорили мудрые латиняне, tempora mutantur, et nos mutamur in illis - времена меняются и мы меняемся вместе с ними. У молодого режиссера будет выбор: снять фильм и получить за него бабло, либо маяться без денег со своей идеей. Аналогичный выбор будет и у молодого писателя. Либо издавайся, либо сиди на своем романе и всех своих правах.
Если автор заказного произведения получил от издательства аванс, а издательство поставило его произведение в план, то вполне логично будет предъявлять ему претензии, как любому подрядчику.
Да, остается открытым вопрос насчет произведений, являющихся общественным достояним, но думаю, что катастрофы тоже не будет. То, что пользуется спросом, будет издаваться, то, что не пользуется, будет лежать на полках. Рынок, однако...
_________________
Больше в БАНе - чище форум! (с)

Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 2712
Зарегистрирован: 02 дек 2004, 14:32
Откуда: Rainfall's Café Américain

Сообщение Rainfall » 08 фев 2008, 23:54

Unona
Забавно, зашел на ОЗОН, посмотрел ради интереса Анну Ахматову. На первой же странице висит собрание сочинений в 6 томах - 10 тысяч рублей, растянутое издание 1998-2005 гг. А Достоевского собрания сочинений 1974 или 1990 гг. - 7700 и 13400 соответственно, Салтыкова-Щедрина в 20 томах - 9000. Толстой - за 4000, Чехова и Пушкина еще дешево отдают - всего по 3000 за собр.соч, ну а Гоголь в 6 томах вообще даром - 2000. Хотя отдельные произвдения можно и за 150-200 р. купить. Так что с тремя тысячами - это ты в точку :) Забавно, я помню как последние годы именно эти издания многие на помойку относили... Оказывается этот хлам еще и денег стоит.

Лео
Если автор заказного произведения получил от издательства аванс, а издательство поставило его произведение в план, то вполне логично будет предъявлять ему претензии, как любому подрядчику.
Тебе не кажется, что человек в таком случае будет думать не о том как бы роман хороший написать, а о том как бы план выполнить, во избежание наказания. Конечно, его и раньше надо было выполнять, но все ж психологически прямая ответственность воспринимается иначе.
Последний раз редактировалось Rainfall 09 фев 2008, 00:11, всего редактировалось 3 раза.
_________________
вся власть воображению!

Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 13 янв 2008, 17:54
Откуда: Подольск

Сообщение Нука Цыц » 09 фев 2008, 00:01

Как грится, знать бы, где упасть ...
_________________
Изображение

Не в сети
Аватара пользователя
Скользящая по волнам
Сообщения: 5858
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 23:33
Откуда: Москва

Сообщение Юнона » 09 фев 2008, 00:15

Rainfall
Да, Достоевский за 13 тысяч - это круто. А ведь детишкам в школе задают! И библиотеки нынче в упадке, откуда брать-то будут через еще несколько лет?
Короче, увидишь Диккенса по-дешевке - свистни, буду благодарна! :D Времена опять меняются - то в советское время книг хороших было не достать (я не о школьной программе, разумеется), потом их сдавали букинистам по-дешевке, чтобы шмотье и технику купить, а теперь опять скоро в дефиците будут...Цикличное такое развитие.

То, что пользуется спросом, будет издаваться, то, что не пользуется, будет лежать на полках. Рынок, однако...
Вот это-то и беда, что рынок. Издателям гораздо выгоднее донцовых и поттеров издавать, чем классиков, известных менее, чем скажем Пушкин или Ахматова. А в результате через десяток-другой лет вырастет поколение, которое вообще и не слыхивало о том же Диккенсе и покупать уж точно не будет, значит тем более невыгодно печатать... Заколдованный круг получается. А как его расколдовать - не знаю, боюсь, что никак. Ну уж точно не низкопробными телешоу.
Вот я в свое время о Диккенсе узнала, посмотрев английский сериал BBC по роману "Наш общий друг". Вот откуда, интересно деньги на него взялись у BBC? Наверняка не коммерчесий продукт, может государственные деньги...
_________________
Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно.-О.Уайльд

Не в сети
Аватара пользователя
Скользящая по волнам
Сообщения: 5858
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 23:33
Откуда: Москва

Сообщение Юнона » 09 фев 2008, 00:31

Ой, пока я пишу, ваши мысли множатся и множатся... :D

Извините, ребята, я не хотела вашу беседу перебивать, просто можно я еще на вопрос Rainfall-а выскажусь, а потом и Leo тоже ответит? Можно, наверное...
Тебе не кажется, что человек в таком случае будет думать не о том как бы роман хороший написать, а о том как бы план выполнить, во избежание наказания.
Я думаю, что если этот автор напишет какую-нибудь дрянь, то эта дрянь просто плохо будет продаваться, и в следующий раз издательство поищет другого автора, чтобы прибыль получить. А автор останется голодным. Вот и все, рынок-с.
_________________
Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно.-О.Уайльд

Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 13 янв 2008, 17:54
Откуда: Подольск

Сообщение Нука Цыц » 09 фев 2008, 00:49

Да ладно, не парьтесь, прорвемся...
_________________
Изображение

Leo
Не в сети
Аватара пользователя
Невероятный Квестун
Сообщения: 10523
Зарегистрирован: 14 окт 2005, 23:56
Откуда: Moscow

Сообщение Leo » 09 фев 2008, 01:54

Думаю, в плане отношения к литературе мы потихоньку догоняем остальной мир. СССР был самой читающей страной в мире не потому, что мы так уж хотели читать, а потому, что других развлечений просто не было. Классику, русскую и зарубежную, мы читали постольку поскольку нам ее навязывали в школе. Положа руку на сердце, сколько ваших одноклассников всерьез интересовались творчеством Толстого, Тургенева или того же Диккенса? Процентов 10, не больше. Кстати, о Диккенсе. Что мы проходили в школе? Правильно, "Приключения Оливера Твиста"! А почему? А потому, что там раскрывалось классовое неравенство в английском обществе и тяжкая доля английских детей. Идеология и не более. Так, о чем я? О процентах. Так вот, аудитория классической литературы в обществе вряд ли больше. Не думаю, что среди ваших знакомых найдутся люди осилившие целиком собрание сочинений Ахматовой или Достоевского. Основным спросом пользуются книги из разряда pulp fiction - бульварное чтиво, развлекуха, а собрания сочинений классиков - вещь сугубо коллекционная. Отсюда и маленькие тиражи в богатом издании и высокие цены. Ни одному идиоту не придет в голову мысль издать собрание сочинений Ахматовой в карманном формате и мягкой обложке, а ля Донцова. Хотя, в СССР была популярна серия "Классик и Современники", но то в СССР.
_________________
Больше в БАНе - чище форум! (с)

Не в сети
Аватара пользователя
Скользящая по волнам
Сообщения: 5858
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 23:33
Откуда: Москва

Сообщение Юнона » 09 фев 2008, 02:35

Leo
Не, ну Диккенса в школе-то вроде не проходили, у нас по-крайней мере, если только как внеклассное чтение.
А насчет остального мира - может все-таки это слишком уж пессимистично? Я, конечно Америку не беру в пример. Но вот приведенный мной в пример сериал ВВС - так у них много таких сериалов, взять хотя бы по Джейн Остин, Шарлотте Бронте, которые и у нас показывали. По-моему это государственные программы идут, чтобы англичане знали своих классиков. И получается цепочка: посмотрел кино, заинтересовался, купил книгу, купил другую, если понравилось. Я вот в какой-то передаче видела, что англичане действительно очень читающая нация и гордится своими писателями, и отнюдь не только Шекспиром. Ну а собрания сочинений вовсе необязательно ведь прочитывать, достаточно того, чтобы люди вообще знали этих авторов и хоть что-то из них читали.
И у нас ведь даже в недавнее время некоторые издательства получали деньги ну не напрямую из бюджета а как бы "по цепочке" от всяких комитетов и ведомств на издание, к примеру хорошей детской малоизвестной литературы. С этим я по работе сталкивалась.
Так что если возвращаться к вопросу о мегакорпорациях: вот если будет одна контора иметь права как на Пушкина и Есенина, которые будут раскупаться в силу школьной программы, так и на Брюсова и Баратынского - кого будут печатать в первую очередь? Естественно первых, т.к. они-то точно продадутся. А ни о каких дотациях этим корпорациям уже и речи быть не может, они, типа, и так богатые будут. Так что расти нам еще до Англии.
_________________
Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно.-О.Уайльд
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей