18.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Thimbleweed Park (.PC)
Terrible Toybox  / Terrible Toybox , 2017
Александр Преймак / Terrible Toybox , 2017

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Thimbleweed Park – лучшее возвращение среди лучших квестов

Квесты давно уже в кризисе. Если у "долгоиграющих" серий типа "Dreamfall Chapters" всё неплохо, ибо там изначально всё было вполне продумано, а сериалы типа "Нэнси Дрю", "Кэрол Рид" или игр Telltale Games держатся профессионализмом и традициями, то вот попытки заслуженных мастеров вновь выдать хиты на уровне предыдущих выходят, как правило, весьма небезупречными. Пятая часть "Broken Sword", вышедшая благодаря фанатам, и не подумала развивать историю героев, да и сильно нарушила стиль и геймплей серии. Неоднозначно принят и сложный проект Тима Шейфера "Broken Age". Мягко говоря, спорными являются многие последние проекты типа "Lost Horizon 2" или "Yesterday Origins". Да и ожидаемая более десяти лет "Syberia 3", по сути, мало что смогла сказать, удовлетворив далеко не всех фанатов. Один только Поки порадовал нас четвёртой "Депонией", но и он нагло рассмеялся нам в лицо, сделав её спин-оффом и не дав желаемого хэппи-энда. Жанр рано хоронить, его хоронят уже почти двадцать лет, но он до сих пор на распутье и топчется на месте, не зная, как и куда развиваться, и потому даже профессионалы своего дела не могут вернуть ему былое качество. Квестерам приходится выбирать, в основном, между инди-играми разной степени качества и из довольно тонкого слоя квестов уровня ААА, которых нынче всё меньше.

Но наконец это произошло! Это свершилось! Наконец-то осуществилось то, что казалось почти чудом. На защиту жанра вышел старик Рон Гилберт, автор икон жанра – знаменитых игр студии LucasArts, таких как "Maniac Mansion", "Day of the Tentacle", "Monkey Island" – буквально легенда квестового мира, который до сих пор в меру возможностей тянет этот неблагодарный груз. И это человек, который выпустил свою первую игру почти 25 лет назад. Вдумайтесь в эту цифру! Целая эпоха прошла за это время. Даже несколько. И хотя Рон Гилберт никогда не уходил из индустрии, создавая другие игры, и даже отметился недавно довольно оригинальной "The Сave" – вроде бы ничто не предвещало возвращения.

Но в конце 2014 года Рон Гилберт решил тряхнуть стариной и вышел на Kickstarter с обещанием создать квест в стиле LucasArts при надлежащей сумме в 365 тысяч долларов. Не так уж много, кстати. Чарльз Сессил за пятый "Broken Sword" вроде бы миллион просил, а игра в итоге стоила два. Тим Шейфер сделал "Broken Age" за три с половиной. Успех же побил все ожидания: вместо запрошенных 375 тысяч долларов фанаты дали почти двое больше – 626 тысяч. После этого Рон Гилберт почти два года работал над игрой, выпустив её вместо лета 2016 только 30 марта 2017 г., но зато она сильно выросла в размерах и стала сложнее и красивее. Проект был целиком и полностью детищем мастера своего дела: движок и код игры делали сам Рон Гилберт и его друг, с которым он создавал квесты в LucasArts, Гэри Уинник, а рисовал её художник первой "Monkey Island" Марк Феррари.

Thimbleweed Park Thimbleweed Park Thimbleweed Park

Сразу скажем, что задумки коллектива реализовались на все сто! Можно плясать от радости. Эта игра – подарок для любого фаната квестов LucasArts и фанатов квестов вообще (кроме фанатов мистоидов, они могут быть свободны). Это гигантский игровой памятник квестам Рона Гилберта. Одних только разрушений четвёртой стены, пасхалок, цитат и самоцитирования, признания в любви к квестам от героев я походя насчитал штук сорок за игру. А их значительно больше! Чего стоят постоянные разговоры про квесты, упоминаемая компания с прозрачным названием MMucasFlem или беспрерывные упоминания других игр авторов. Некоторые цитаты вставлены прямо в лоб. Если постараетесь, вы углядите легендарную сцену из "Monkey Island" – пиратское место хранения сокровищ, которое в оригинале было невозможно раскопать, если игрок не успел получить лопату. Зато в начале игры вы получите бензопилу, к которой легко найти бензин – и сможете воспользоваться ею; та же бензопила будет висеть на стене в финале. Это более скрытая отсылка к "Maniac Mansion", где бензопилу заправить было невозможно. Эту чёртову бензопилу потом вспоминали и в "Zak McKracken", и в "Monkey Island 2", и в "Day of the Tentacle", и в "Full Throttle" – куда ж без неё и теперь! Некоторые цитаты потоньше, "для своих": так, супружеская пара в местной забегаловке, Сэнди и Дэйв – это явно главные действующие лица "Maniac Mansion", а упоминаемые тайные сигналы, с помощью которых людей оглупляет правительство, как и маскировка очками с накладным носом – это цитирование "Zak McKracken". Словом, таких моментов тут огромное множество. Да даже действие игры, проходящее в 1987 году – уже отсылка: именно в этот год вышла первая игра вчерашнего студента Рона Гилберта "Maniac Mansion".

Thimbleweed Park Thimbleweed Park Thimbleweed Park

Тот же дух оригинальных квестов составляет суть всего дизайна игры. "Thimbleweed Park" нарисована в 16-битном пиксельном 2D с его прямыми кадрами и неактивными предметами, вынесенными на первый план, как тогда было принято. Игра также имеет управление с помощью команд-глаголов в специальной панели рядом с инвентарём и шрифтом как у Commodore 64. И кстати, надо сказать спасибо, что Рон Гилберт сильно расширил возможности игры и позволил играть на широком мониторе, потому что поначалу она выглядела ещё более похожей на квесты 80-х с их скудной анимацией и 16 цветами.

Thimbleweed Park Thimbleweed Park

Игра начинается с того, что в городе Тимбливид Парк убивают некого человека. Для расследования прибывают два федеральных агента: младший агент Антонио Рэйес и старший агент Анджела Рэй. Рэйес понаивнее и поглупее, Анжела – поумнее и циничнее. Как и положено в квестах "в духе LucasArts", почти с самого начала необходимо добыть определённый набор предметов – в данном случае, чтобы собрать доказательства для ареста виновного. Но уже с середины вы забудете про убийство, потому что придётся заняться куда более важными делами, связанными с прошлым городка. Дело в том, что он развивался вокруг компании ПодушкоТроникс – фабрики подушек местного миллионера Чака Эдмунда, гения кибернетики, который нашпиговал город автоматами на лампах не хуже чем Ганс Форальберг забил автоматонами Владилен. Однако много лет назад на фабрике произошёл пожар, она закрылась, город впал в упадок, а совсем недавно умер сам Чак. Естественно, история сделает дальше немало неожиданно поворотов, прежде чем мы дойдём до сути. Спойлер – всё дело в Матрице!!! А если серьёзно, то да, как игра, которая является гимном видеоиграм, может обойтись без компьютеров? Словом, сюжет блестяще держится на героях, атмосфере и неожиданной развязке – и в конце даже добавит определённую душевность. Он, конечно, не очень сильно отличается от предыдущих лихих адвенчур Рона Гилберта, концовка может кому-то показаться оборванной – но разве кто-то требовал от игры артхауса или драмы, в общем, чего-то масштабного?

Thimbleweed Park Thimbleweed Park Thimbleweed Park

А это, как уже было сказано – главнейшая цель игры и всё здесь работает на неё. Подобно другим играм Рона Гилберта, а именно "Maniac Mansion" и "The Сave", здесь вновь надо будет управлять большим количеством персонажей. Кроме агентов это также клоун Рэнсом из местного заброшенного цирка, племянница Чака Долорес и брат Чака Фрэн, который быстро умирает и дальше становится призраком. Эти персонажи нужны в основном для расширения истории и добычи дополнительных предметов. Самый впечатляющий из этой троицы – это, конечно, клоун Рэнсом, хам, грубиян и ярый матерщинник, который густо пересыпает речь тщательно запиканным матом – на чём и строится львиная доля юмора. Нельзя удержаться от хохота, глядя, как он в ярости оглашает пиканьем всю округу в случае неудачи – я лично плакал как ребёнок. Остальные герои не такие особенные, но у них тоже есть часть своей истории... Ведь именно Долорес унаследовала фабрику после того, как, нарушив запреты дяди, устроилась на самую презренную работу в 80-х – разработчика компьютерных игр, этих "симуляторов убийств" (с)!

Геймплей в "Thimbleweed Park" тоже сделан в классическом духе и возвращает из забытья то удовольствие прохождения, когда ты в течение долгих часов скрупулёзно исследуешь все доступные локации и диалоги, стремясь сложить воедино кусочки сюжетной головоломки, чтобы пройти дальше, равно как и застревание на долгие часы, когда не можешь найти очередной фрагмент. Абсолютно всё действие происходит на огромной локации, и лишь во второй главе нам дадут карту для быстрого перемещения. Управляемые персонажи входят в повествование постепенно, а возможность передавать друг другу предметы или действовать друг за друга становится новостью. По традиции Рона Гилберта, инвентарь набит неактивными предметами, локации огромны и детализированы, некоторые предметы персонажи будут носить только с собой, равно как и в некоторые места смогут пройти не все из них – так что перебором или случайностью тут не победить, надо задействовать логику, внимание и фантазию. Так, вы долго будете ходить с чашей из свинца, пока не наткнётесь именно на ту жидкость, которую можно переносить только в чаше из свинца – и только для такой задачи, которая в реальном мире была бы идиотской. Подсказки тут есть, не верьте тому, кто говорит, что их нет – но их немного, и они часто замаскированы настолько, что только опытный квестоман догадается, например, что люди, идущие на лесную опушку, неспроста идут через лужицу... И всё же, несмотря на безусловную сложность игры, она на редкость логична для квестов 90-х и не содержит совсем уж непроходимых, непонятных или тупиковых мест, а также проклятого пиксельхантинга (ну, почти). Даже когда автор собирается вас убить благодаря нажатию какой-то неправильной кнопки – он вас об этом любезно предупреждает. А направление движения любезно подскажет предоставляемый всем героям "список заданий". Поэтому любители квестов могут порадоваться вволю: увы, не каждая адвенчура отличается настолько продуманным и логичным – в соответствии с определёнными условностями – геймплеем.

Thimbleweed Park Thimbleweed Park Thimbleweed Park

При запуске игра даёт возможность выбрать лёгкий или сложный уровень. Лёгкий отличается тем, что в нём сокращено некоторое количество квестовых действий (и вырезно несколько локаций), причём в большинстве своём – далеко не самых сложных. Действительно, прохождение сокращается почти вдвое, но с другой стороны, теряется часть контента, и потому в лёгкой версии остаются кое-какие оборванные сюжетные концы и нереализованные возможности. Но, в целом, надо сказать, что никакой принципиальной разницы между ними нет.

Отметьте кучу косметических примочек, богатую детализацию, красивые локации, лёгкую вариативность и частый выбор случайно заданных элементов. Добавляет удовольствия великолепная (без шуток) и многообразная озвучка персонажей, каждый из которых отличается своим характером. Порадовала и музыка: поначалу блюзовые композиции городка кажутся слишком "фоновыми", тоже в старом стиле квестов, но они быстро врезаются в память и становятся частью антуража, навевая на захолустный городок лёгкую пелену ностальгии и загадочности. Количество юмора здесь огромное и строится он не только на отсылках к квестам, компьютерных шутках, иронией над 80-ми или туалетных шутках (да, и такое тут встречается, хотя и очень редко). Юмор здесь широкий и разнообразный, от гэгов до сатиры.

В игре также есть огромное количество аллюзий на классические фильмы, книги, сериалы. Так, оба главных федеральных агента с разным характером даже внешне напоминают Малдера и Скалли из "Секретных материалов"; завязка с убийством в провинциальном городке, которое быстро становится лишь поводом для странного сюжета, напоминает "Твин Пикс"; сёстры-голуби-водопроводчики-экзорцисты Пигеон – это пародия на "Братьев Марио" и "Охотников за привидениями" одновременно... А клоун Рэнсом? Да вы посмотрите на него! Он же вылитый Пеннивайз из "Оно"! И не случайно он везде таскается с воздушным шариком, кои так любил покойный Пеннивайз... И так далее, и тому подобное.

Thimbleweed Park Thimbleweed Park Thimbleweed Park

Всё это богатство снабжено кучей примочек для интерактивности. Например, в игре есть викторина по 80-м, которую неанглоязычный человек пройдёт не с первого раза. Или ещё: в книге есть 3000 телефонных номеров и более тысячи книг – и их все можно задействовать! Правда, по набору номера вы получите лишь сообщение автоответчика, а книги дадут вам прочитать только две страницы – но каждый ответ и каждая книга уникальны. Всё это было создано фанатами игры, которые за 50 долларов получили возможность оставить свой голос в игре и они же создали большинство книг в этой интерактивной библиотеке, что авторы придумали буквально за полгода до выхода игры. Добавьте сюда и библиотеку в магазине оккультных книг, где каждое название пародирует какую-нибудь реальную книгу – например, "50 саванов серого". И таких книг в этом магазине – несколько сотен!

Из недостатков надо отметить только то, что переключение глаголов в управлении так же неудобно, как и в 1987 году. Да и интерфейс довольно странный: нет перемещения по двойному клику, а пропускать диалоги надо почему-то не мышкой или пробелом, как обычно бывает, а клавишей точки. Также непонятно, почему сюжетно не прописано взаимодействие персонажей. Они могут отдавать друг другу предметы безо всякой на то причины, стоять возле друг друга безо какой-либо реакции, а также без объяснений действовать вместе на одной и той же локации по сюжету, как будто так и надо. Ещё смешнее то, что персонаж здесь может позвонить на телефонный номер для продвижения другого персонажа, даже не имея представления о необходимости этого действия. И даже больше – ещё до того, как его помощь вообще понадобится! Серьёзно, попробуйте позвонить в линии Рэнсома или Долорес на помощь, когда один из агентов сидит в канализации "в будущем" – и это сработает! Такая ломка игровых условностей нередко очень затрудняет прохождение. Больше недостатков я не вижу в упор.

Thimbleweed Park Thimbleweed Park Thimbleweed Park

Стоит также отметить, что игра по-прежнему развивается. Рон Гилберт уже после релиза добавил возможность общения между персонажами, добавил виртуальную линию помощи по игре, открыл в ней виртуальный зал игровых автоматов – в общем, его детище постоянно растёт.

Подытоживая: "Thimbleweed Park" – это, безусловно, великолепная игра, которая при всём самоцитировании и ориентированности на фанатов целиком и полностью воплощает лучшие качества классических квестов 90-х. "Thimbleweed Park" – это признание в любви к квестам, сделанное Роном Гибертом, который до сих пор чтит этот жанр. "Thimbleweed Park" – это лучший квест 2017 года, если вообще не за последние многие годы. Поэтому фанаты квестовых адвенчур от LucasArts должны быть в щенячьем восторге: такого подарка у них давно не было и вряд ли ещё скоро будет. Не фанаты жанра, но интересующиеся просто хорошими играми, могут также попробовать – и, надеюсь, они тоже втянутся. Я же со своей стороны отмечу, что успех игры базируется не на чём-то уникальном и особенном. Наоборот, чего-то по-настоящему революционного или необыкновенного в игре нет. Напротив, её успех целиком строится на использовании всех удачных особенностей старых квестов, долгие годы эксплуатируемых лично Роном Гилбертом, с исключением почти всех неприятных. И именно за счёт этого ретро-настроя, который показывает, что делать игры в таком духе можно и должно – игра войдёт в историю жанра. Очень хотелось бы надеяться, что она и другим разработчикам послужит в этом примером.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци





На правах рекламы: ...