02.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     

     
started 22.04.00     




Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Pompéi: La Colère Du Volcan
(Помпеи: Легенда Везувия) (.PC)
Arxel Tribe / Réunion des Musées Nationaux / Cryo Interactive, 2000
Nival Interactive / 1C, 2000

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: К(о)синус.

Это сладкое слово - попса
     Понятие, столь возвышенно воспетое Сергеем Минаевым в нетленном произведении "Музыка поп", как показывает жизнь, может быть применено к различным областям нас окружающего. К примеру, мы не мудрствуя лукаво можем отделить от прочих попсовые книги, фильмы и даже - о, боги! - квесты.

А вот теперь будут слайды
     Взять хотя бы очередной квест от многостаночной Cryo, любезно предоставленный отечественным геймерам компанией "Нивал", на ощупь - читая попсовая звездень. Голосок (то есть, простите, геймплей) слабоват, темы песен (сюжетные ходы) избиты, аранжировочка (графическое исполнение) незатейлива, спасает, по видимости, только раскрутка и нечистый PR (читаем на коробке: "блестящие диалоги и потрясающая динамика - больше юмора и больше действия, чем в любой другой игре этого жанра"; а вы как думали - Monkey Island или Leisure Suit Larry по сравнению с тонким юмором древних римлян просто-таки Регина Дубовицкая и Евгений Петросян с одним им понятным юмором в одном флаконе). Кстати говоря, читать надписи на коробке и сравнивать их с действительностью - занятие поистине увлекательное, поэтому к нему я еще не раз обращусь.
     В результате неоднократного использования попсовых шаблонов игрок, уже имеющий представление о квестах от Cryo, зачастую видит дальнейшее развитие событий в "Помпеях" на десять шагов вперед. Тут впору действительно демонстрировать слайды и пытаться найти между ними хотя бы десять отличий.
     Слайд первый. "Ацтеки: Проклятие Золотого Города" (Cryo/Руссобит-М). Пытаясь выкрасть сосуд с ядом и спасти тем самым мирных жителей, главный герой беспечно отодвигает каменную глыбину, его (сосуд) загораживающую. Глыбина по воле программистов грохается на пол, обрадованные охранники мчатся обнаружить героя, мурлыкая под нос: "Так что просто не дай ему уйти..." Сидящий у монитора грязно ругается два раза. Меню.. Загрузить..
     Слайд второй. "Помпеи" (Песня та же, поет она же/Нивал). Пытаясь спасти полоумного Фруктуса, вызволив его из темницы сырой, главный герой беспечно выдвигает каменную глыбу из массивной стены ("Ну а чего, - думает воспитанный в лучших традициях Джорджа Лукаса квестер, - раз курсор активный, надо тыкать..."). Глыбина по воле программистов грохается на пол, обрадованный охранник мчится обнаружить героя, мурлыкая себе под нос: "Наша служба и опасна, и трудна..." Сидящий у монитора грязно ругается три раза. Меню.. Загрузить..
     Подобных параллелей мы можем обнаружить предостаточно. Порой приходится даже вспоминать анекдот о том, как учащийся консерватории в муках творчества пытается записать задом наперед пьесу своего преподавателя и с сожалением обнаруживает, что выходит "Лунная соната" Бетховена. Так и небуйная фантазия сценаристов криовских эдьютейментов выбрасывает несмешные шутки. В "Атлантиде", к примеру, мы заставляли королеву Рею снять маску, дабы ее не узнали стражники, в "Помпеях" же напротив напяливаем маску на Софию с той же благородной целью.
     Так что нынешнее откровение от Cryo можно воспринимать как пособие по искусству самоповторения. А вы говорите - Маринина, Маринина...

Amicus mecum legit et scribit
     Тем не менее "Помпеи" претендуют на соискание премии в области "захватывающего сюжета" (утверждения все с той же заветной коробки). Ну что же, посмотрим...
     Вообще, без прочтения напутственных слов от создателей игры, слегка вводящих в курс дела, понять происходящее оказывается практически непосильной задачей. Ни заставка, скомпонованная в основном из видеофрагментов, которые еще встретятся в игре (что, по видимости, знаменует собой flashback - с похмелья главный герой Адриан Блейк вспоминает, с чего вдруг это ему примерещились Помпеи), ни бестелесное человекоподобное создание (как стоит полагать - богиня Иштар, вопрошающая в самом начале наших похождений: "Ты не узнаешь меня?", на что остается только посетовать - не признал, мол, богатой будешь) не могут втолковать среднестатистическому квестеру, чего от него добиваются.
     А обстоит все на деле следующим нелицеприятным образом - наш несчастный Адриан Блейк, благородный шотландец, археолог и искатель приключений на всевозможные части тела, волею судеб из 1904 года переносится в самый что ни на есть 70-й. Нашей, слава Богу, эры. Выражаясь языком Сида Мейера и его Civilization - A.D.
     На дворе 20 августа, отсюда яркие солнечные блики, цветущая растительность, потные женщины и теплая водка. К тому же (если вы этого еще не знаете, бесформенная Иштар откроет вам глаза на злую действительность) через четыре дня свершится то, что Брюллов запечатлел на своем бессмертном полотне "Последний день Помпеи".
     И все было бы ничего, если бы среди обитающих в злополучном городе жителей не числилась София Блейк - отнюдь не по чистой случайности, а по штампу в паспорте однофамилица Адриана. Проще говоря - его жена. Если быть еще точнее, то законной супругой нашего героя она являлась тогда, в 1904 году. Пребывание же наше в Помпеях знаменуется тем, что София Ивановна находится непосредственно в образе римской вольноотпущенницы, то есть об Адриане как таковом ни слуху, ни духу, в то время как ее муж также не бьет баклуши, а исполняет роль друга семьи Попидиуса, знатного господина, на удивление известного всем горожанам.
     Честно говоря, это смещение времени явно не пошло на пользу авторам сценария нашего подопытного квеста. Происходит какая-то странная путаница (будто путаница бывает еще и не странной) - Адриан вроде бы прекрасно понимает, что он шотландец и ищет Софию, но в то же время в курсе всех перипетий жизни древних римлян и семьи Попидиуса. Однако ж жена его ни о Шотландии, ни о супруге ничего не знает и Адриана по ее словам видела только раз, и то во сне (как говорится, это было давно и неправда). В общем, кашу, заваренную мыслителями из Arxel Tribe, придется расхлебывать основательно.
     Тем не менее стоит признать, что исторической достоверности "Помпеям", как впрочем и большинству эдьютейментов от Cryo, не занимать. Достаточно сравнить фотографии из встроенной в игру энциклопедии с представленными нам рисованными интерьерами, чтобы почувствовать реалистичность мест, по которым доводится водить Блейка. Порой даже складывается такое шальное впечатление, что, если бы нас подобно Адриану ненароком занесло в Помпеи, мы бы там быстренько сориентировались, основываясь на полученных знаниях.

Посмотрите направо... Посмотрите налево...
     Впрочем, для начало неплохо было бы сориентироваться в игровом мире, что поначалу оказывается не такой уж легкой задачей. "Фирменные технологии Arxel Tribe, включая новейшую - Cinview" позволяют рассматривать окружающий мир во всей его красе; то есть стоя на одной точке, можно преспокойно оглядываться вокруг, изучая детали интерьера либо наблюдая, какое небо голубое. Однако не наблюдением единым жив римлянин. Хвала пантеону римских богов, давно прошли те времена, когда столь продуктивный обзор удовлетворял исключительно эстетические потребности игрока, а активные точки находились лишь в одной плоскости. Теперь же в квестах от Cryo опускать голову или, напротив, задирать нос просто необходимо - часто предметы, которые так и просятся в inventory, лежат под ногами или висят на прародителях современных елок.
     Тем не менее и распрекрасные фирменные технологии обнаруживают в себе много недостатков. Во-первых, избалованный обеими "Атлантидами" игрок непременно возжелает наблюдать плавные анимационные переходы от одной локации к другой. Тут-то его и ждет первое разочарование. Переходы создатели игры не сочли явлениями первой необходимости и вычеркнули их из своего программерского shoping list-а. В результате от локации к локации мы просто "скачем" подобно тому, как этот процесс осуществлялся в допотопном Myst. Следствием этого непростительного поступка является, как всегда, проблематичное ориентирование на местности. Путешествие по дому Попидиуса, которым начинаются все наши мытарства, с непривычки повергает в состояние квестового шока. Выпученные глаза, чесание затылка, попытка уловить план здания и щелк-щелк-щелк... Когда же на смену терпеливому блужданию приходит беспорядочное кликанье по всему, что движется (вернее, наоборот - потому что статика является одной из доминирующих черт "Помпей"), неожиданно обнаруживается, что одиноко висящее на стенке нечто, удивительно напоминающее самый обыкновенный коврик, на деле скрывает за собой проход в стратегически важное помещение (помнится, еще Пятачок после того, как что-то громко бумкнуло, удивлялся, "откуда взялась эта тряпочка").
     Здесь, кстати, не грех в очередной раз обратиться к описанию "Помпеев" на коробке с игрой и процитировать следующую фразу: "Классический квест "от первого лица" - жанр, понятный новичкам и интересный профессионалам". Может быть, создатели сего произведения компьютерного искусства лучше знают, какие жанры Министерство образования рекомендует новичкам, но я с трудом представляю себе начинающего квестера, только открывающего для себя особенности менталитета Cryo, который бы с легкостью дошел до необходимого здания, не сломав при этом левую кнопку мышки или пробел (нажатие которого вызывает адаптированную карту города).
     Подобных моментов с поиском архитектурного памятника старины либо просто входа, одновременно выполняющего функции выхода, в игре немало, к тому же заботливые творцы из Arxel Tribe не сразу предоставляют Адриану возможность попасть в заветные закоулочки древнего города. Поэтому если душа стремится поглядеть на массивный амфитеатр во всем убранстве, а разум не в силах сходу разобраться в "местных интригах" и найти подход к "нужным людям" (не я сказал! авторы!) - добро пожаловать в режим экскурсии, где задачки решать никто не просит, а все достопримечательности Помпеев открыты для любопытных туристов. Хотя приятней все же получить возможность увидеть их все в награду за успешное разрешение поставленных задач.
     Теперь о тех самых "нужных" и ненужных людях, которые в достаточно большом (если сравнивать с некоторыми другими криовскими творениями) количестве встречаются Адриану чуть ли не на каждом шагу. Поскольку трудно представить себе, что в своем произведении народные умельцы воссоздали манеру древних римлян ходить буквой "зю", остается относить эту нелепую походку персонажей "Помпеев" к грешкам пресловутой фирменной технологии. Бедняжку Софию становится иногда по-человечески жалко, когда она паралитично движется по дорожке цветущего сада - видно, не нашлось во всем городе ни одного хирурга в очках на пол-лица, который бы открыл жителям глаза на повсеместно царящий скалиоз (какие уж тут коварные интриги! за здоровьем следить надо, правоте...)

От Помпей до самых до окраин
     Теперь о самом главном. О том, зачем мы сюда пришли. О задачках. Скажу сразу: "Помпеи" не тот квест, над прохождением которого придется поломать голову. Не бойтесь, не придется.
     Хотя бы потому, что зачастую игрок знает, что делать, еще до того, как перед ним поставят соответствующую задачу. Или потому, что разговоры с персонажами не таят в себе никакой нелинейности, то есть от того, о чем спросить в первую очередь, а о чем в последнюю, ровным счетом ничего не зависит. Пока все темы для разговора не будут исчерпаны - продолжения событий Адриану не видать. Исключение составляют лишь те случаи, когда игроку приходится выбирать между "да" и "нет" в ответ на какой-нибудь незамысловатый вопрос. В этом случае, как правило, один из ответов является заведомо неправильным и ведет к скоропостижному завершению игры, другой же, о чем несложно догадаться, верен и сопутствует продвижению к счастливому финалу.
     На подобные случаи, кстати, необходимо запастись набором собственноручно сделанных сейвов, поскольку герой обладает удивительным даром попадать во всевозможные нелицеприятные ситуации, как то: стоять под стрелой, ходить по местам обильного выпадения кирпичей без каски и вступать в перепалки с местными копами.
     Далее стоит отметить черту, характерную для многих криовских творений и способную иногда ввести в заблуждение профессионального квестомана. Дело в том, что частенько задания из серии "Принеси то, не знаю что" ограничиваются поисками в радиусе двух шагов от. Конечно, такое простое решение не всегда придет в голову умудренного опытом игрока, который тут же помчится на другой край отданного ему на растерзание пространства, дабы шерудить там по полной программе. Ан нет. Этой особенностью более всего блистали уже упоминавшиеся всуе "Ацтеки", однако "Помпеи" тоже не лыком шиты.
     Взять, к примеру, поручение Попидиуса принести пять красных рыб для жертвоприношения. Нормальный человек, логически поразмыслив, что мужичонка не стал бы напрягать Адриана, если бы несчастные создания плавали в метре от него, тут же покидает гостеприимный дом (а зря!) и бродит по Помпеям в поисках чего-нибудь, хотя бы отдаленно напоминающего карася. А ручка-то вот она! Будущие жертвы преспокойно обитают в небольшом бассейне Попидиуса (дойти до которого самому быстрее, чем объяснять кому-либо, что требуется принести). Дай бог, если сие удручающее событие все же не заставит игрока глядеть в солюшен - иначе потом становится стыдно смотреть в глаза самому себе. И тут же начинаешь вспоминать, а кто это сказал, что все гениальное просто...

Русская водка, черный хлеб, селедка...
     Весело веселье - право слово. Нивал в который раз дает любимым Б.Н. Ельциным россиянам насладиться путешествием по Помпеям, сопровождаемым спичами окружающих Адриана римлян на том самом языке, которым в совершенстве владел В.И. Ленин. В самом деле, только за то стоило локализовать "Помпеи" (тут даже и не знаешь, ставить кавычки или нет); к тому же те, кто играл в оригинальную французскую либо английскую версию на не менее оригинальном французском либо английском языке, наверное, заметил, что и без того малопонятная лексика героев (за разъяснением которой порой волей-неволей приходится обращаться к помпеевской энциклопедии) не становится яснее, будучи написанной в иностранной транскрипции и соответствующим образом озвученной.
     Поэтому добротный перевод "Помпей" пошел им только на пользу. Честно отрабатывающим свой заработок актерам можно простить даже малочисленные неправильно поставленные логические ударения. Сам по себе текст также практически не вызывает претензий, за исключением, быть может, не слишком удачного в плане стилистики перечисления местной Ванги, именующей себя Локустой, ингредиентов, которые ей должен принести сами-догадайтесь-кто. В этом моменте переводчики, очевидно, запутались в частях речи, в результате чего соорудили понятный, но нескладный огород, который и был честно озвучен соответствующей барышней.
     Кроме того, ниваловцы пошли на беспрецедентный ход и объявили викторину-лотерею, в результате которой каждый счастливый обладатель лицензионной версии "Помпеев" (а других, насколько можно судить, в нашем отечестве уже и не водится) имеет шанс выиграть поездку в Италию. Тут-то, видимо, победителю и представится возможность воочию увидеть развалины тех зданий, среди которых Адриан Блейк под его чутким руководством бегал в поисках своей ненаглядной Софии.
     К тому же именно писцы из Нивала сочинили замечательный сопроводительный текст на коробке, к которому я так часто обращался по ходу обзора - еще раз настоятельно рекомендую перечитать его после того, как "Помпеи" будут пройдены. После этого долгими зимними вечерами можно будет играть в "Верю - не верю". На шелобаны.

5 причин приобрести игру "Помпеи"
     Вырывайте у продавцов заветную коробочку с руками и ногами, если:
     1. Вы спите в обнимку с двумя первыми томами энциклопедии "Всемирная история".
     2. Вы хотите услышать, в какой ситуации древние римляне применяли форму повелительного наклонения глагола valere.
     3. На примере жителей Помпей Вы хотите убедить родственников, что ваш искривленный позвоночник - не более чем плод их больного воображения.
     4. Вас прельщают несколько надуманные и в таком виде обозначенные на моей любимой коробке явления как "жизнь, интриги, смех, любовь на закате Помпей".
     5. Наконец, вы хотите навестить вашего дальнего родственника, по странному стечению обстоятельств проживающего в Италии.

5 причин отказаться от игры "Помпеи"
     Даже под дулом пистолета не соглашайтесь взять в руки коробочку, если:
     1. Вы любите игры, которые можно проходить не менее чем за неделю, а потом начинать ее снова и снова, ностальгически зажимая мышку в потной ладошке.
     2. Вы ожидаете столь же удобной и приятной на ощупь энциклопедии, каковая имелась в "Ацтеках", - помпейская во многом уступает своей предшественнице.
     3. Вы не цените тонкий древнеримский юмор, над которым почему-то потешаются все, кроме непосредственно играющего.
     4. Вы ждете такой эпической картины катастрофы, какую лицезрели в "Titanic: Adventures Out of Time"; к сожалению, гибель Помпеи практически лишена желаемой масштабности (хотя теток занятно плющит колоннами)
     5. Вам никогда не нравились квесты от Cryo - не стоит считать, что эта игра способна изменить ваше мнение в лучшую сторону.

Игры, на которые стоит обратить внимание,
если Вам понравились "Помпеи"
     Atlantis
     Атлантида-2 (Cryo/Нивал)
     Ацтеки: Проклятие Золотого Города (Cryo/Руссобит-М)
     Egypt 1156 B.C.: Tomb of Pharaoh
     Versailles, 1685
     Titanic: Adventures Out of Time


Помпеи: Легенда Везувия / Pompéi: La Colère Du Volcan Помпеи: Легенда Везувия / Pompéi: La Colère Du Volcan Помпеи: Легенда Везувия / Pompéi: La Colère Du Volcan
Помпеи: Легенда Везувия / Pompéi: La Colère Du Volcan Помпеи: Легенда Везувия / Pompéi: La Colère Du Volcan Помпеи: Легенда Везувия / Pompéi: La Colère Du Volcan

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
        

     Нравится?
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци





На правах рекламы: ...