02.12   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Paradigm (.PC)
Jacob Janerka / Jacob Janerka, 2017

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Ретрофутуризм в польском апокалипсисе

Всё чаще и чаще, безо всякого на то желания, я натыкаюсь на квесты, созданные в подражание классике юмористических адвенчур от LucasArts и Sierra. Это значит, что поколение фанатов давно выросло, и мода на подражание классики давно уже сама стала мейнстримом. Основные элементы таких адвенчур не меняются практически никогда: яркая симпатичная рисовка, простой геймплей с распределением предметов и огромное количество юмора с упором на пародии и актуальные шутки о поп-культуре. Доходит буквально до повторений, когда разные игры шутят почти одинаково о сломе четвёртой стены и вставляют шутку с "ненамеренной озвучкой". И вот случайно мне попался яркий образец такого потока, интересный необычным сеттингом – постапокалиптическим безумием с отсылками к восточноевропейской культуре. За эту игру под названием "Paradigm" ответственен один человек – ее автор, сценарист, художник и программист Джейкоб Джанерка из Австралии. В 2014 году он вышел со своим проектом на Kickstarter и, набрав нужную сумму, сделал игру к апрелю 2017-го.

Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm

События игры происходят в фантастическом будущем, в 2026 году, которое сделано в эстетике 80-х: крупные компьютеры, аудиокассеты, виниловые пластинки, глэм-металл и прочее. Действие происходит в городе Круш в вымышленной советской республике Пошевска. Её местонахождение нигде не называется, но по огромному обилию польских слов и имён нетрудно догадаться, что она находится на территории Польши – и автор игры, сам поляк по происхождению, польские слова, имена и псевдотопонимы использует очень широко, как, впрочем, и отсылки к русской культуре. Тем более, что в этом мире было как минимум два распада СССР и, кажется, несколько глобальных ядерных катастроф, из-за чего радиация и мутанты тут считаются обычным делом, а постапокалиптическая эстетика эксплуатируется по полной.

Наш главный герой – это мутант Парадигм с огромной уродливой опухолью на голове и в костюме, оснащённом аудиосистемой. Однажды он обнаруживает, что у его компьютера полетела операционная система, и поэтому построенная на кладбище ядерных отходов энергостанция, где он живёт, может взлететь на воздух – но, что самое печальное, он не сможет записывать свою электронную музыку! Если бы он знал, что в тот день он вступит в борьбу с могущественной корпорацией DUPA Jenetics, побывает на земле, в космосе и виртуальной реальности, узнает тайну своего происхождения и несколько раз чуть не погибнет в борьбе за свержение диктатора корпорации, он бы понял, что его проблемы только начинаются...

Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm

На примере "Paradigm" ярко видно, как сильно различаются подходы к игровой реальности на Западе и у нас. Пока отечественные разработчики делают суровый и мрачный постапокалипсис с отсылками к "Сталкеру" и "Метро-2033" в инди-поделиях типа "35 мм", западники лепят самое сумасшедшее безумие и намеренный китч в духе сериала "Время приключений". Даже описать кратко всё происходящее тяжело. Постапокалипсис и жизнь с генномодифицированными соседями, сумасшедшими и живыми компьютерами сменяется пародией на игры 80-х, затем попаданием в пространственно-временной континуум, потом живописанием тяжёлых офисных будней в кровожадной компании и спасением мира от лап мутантов, людей, роботов, магов, сказочных персонажей и бог весть ещё знает кого. Здесь легко можно попасть в плен к говорящему кулеру для воды, побывать на космической станции для выращивания огурцов, в магазинах здесь продаются силиконовые искусственные шведы, а крысы-мутанты работают живыми генераторами. Причём безумие не будет стихать ни на одну минуту.

Огромным плюсом игры является её анимация. Трудно даже поверить сразу, что всё это создал один человек, если не считать звуковика. Инди-происхождение, конечно, чувствуется, особенно в создании деталей фонов и скупой анимации почти статичных лиц. Однако по основным своим параметрам игра сделана весьма добротно. Фоны нарисованы на высоком художественном уровне, насыщены яркими и приятными цветами, основные локации дополнены целым рядом промежуточных и побочных, которые выполнены ничуть не хуже, присутствуют для разнообразия и другие стилистические виды анимации – пикселизированные, VHS-эстетика, есть даже видеофрагменты. Локации никак не могут пожаловаться на примитивность или деревянность – деталей тут много, выписаны и прокомментированы они тщательно, как в адвенчурах 1990-2000-х, и на недостаток живости происходящего никак не пожалуешься. Озвучка в игре сделана по меркам инди настолько хорошо, что у меня даже не закралось подозрение, что всех героев озвучивало всего несколько человек – смена голосов, да и их запись, сделана образцово; музыка на фонах тоже вполне на уровне. Учитывая, что всё это делали буквально два человека на примерно 20 с лишним тысяч долларов – результат впечатляет, если не сказать – поражает.

Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm

Игровая механика вначале не слишком впечатляет, так как заключается в типичном для инди-квестов геймплее "подай-принеси" и проходится довольно легко. Однако надо отдать должное автору – достаточно быстро она усложняется. В середине открываются некоторые мини-игры, наблюдается рост сложности логических головоломок и правильного применения предметов, весьма изящно введён паззл "выйди из комнаты", а также встречаются некоторые другие мелочи. К сожалению, этого хватило ненадолго, так что к концу всё переходит в более традиционный, хотя и добротный саморостоид – то бишь, две-три загадки на отдельной локации, к которым нельзя вернуться. Всё же по части геймплея игра выглядит далеко не так просто, как вначале может показаться, что её и выделяет из ряда совсем уже казуальных инди, ставших ныне, увы, нормой. Даже странно, что из нескольких вставленных мини-игр всего одна внедрена в сюжет – остальные остаются в инвентаре лишь дополнением. Но зато сам автор в игре неоднократно заявляет, что мог бы вставить сюда больше паззлов, но хотел двигать сюжет – и вот это я целиком поддерживаю. В целом, очень чувствуется по степени проработки, что автор ориентировался здесь на квесты старой школы в духе LucasArts, на которые игра не раз ссылается, где тоже практически не было отвлечения на паззлы, а игрока стремились увлечь сюжетом и процессом.

Возможно, я бы оценил за всё это игру на пятнадцать баллов из пяти, если бы не одно но – меня абсолютно не впечатлил местный юмор. И это странно, поскольку тут он чрезвычайно разнообразный, весёлый и залихватский. Практически каждая реплика героев содержит какую-нибудь шутку, для этого же сделаны и комментарии активных точек, и разбросанные в изобилии по локациям личные записи. В шутках в изобилии встречаются отсылки к современной поп-культуре, актуальным темам, кино, сериалам, телевидению, играм. Каждый персонаж, введённый в повествование, неповторим и создан для юморных отсылок. В качестве побочных бонусов вставлены целые юмористические мини-игры и несколько фальшивых концовок на выбор. А чего стоит каталог созданных на продажу генномодифицированных голов, которых там ДЕСЯТКИ? Или побочные видеоролики? Есть даже юмористические музыкальные записи, технически сделанные на уровне вполне серьёзных.

Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm

И всё же мне этот юмор казался более странным, чем смешным. Автор явно пытался поразить зрителя оригинальностью, но меня всё творящееся безумие в игре оставило равнодушным. Рыцарь в рыжем парике, который работает секретарём и развлекается играми на компьютерах, но держит у себя возле стола старые магические артефакты? Раса разумной воды, представители которой то мечтают попасть в желудок кинозвезды, то держат в плену захваченных, чтобы отомстить за годы выслушивания тупых офисных приколов? Живой баклажан, который любит бит-бокс? Видеоигра на игровой приставке, в которой надо делать комплименты толкиенистам-волшебникам и рокерам-сатанистам, чтобы повысить их самооценку? Симулятор свиданий в постапокалиптическом сеттинге, в котором надо встретиться с тостером? Похотливый компьютер, который предпочитает лазить по сети в поисках девушек и не обращает внимания на хозяина, которого загадочно телепортируют? Церковь Глэм-Метал Музыки с гигантской статуей гитариста в тигровых штанах и боевым говорящим мопсом? Диалоги в духе: "Президент Земли захотел стать автомобилем, но умер при пересадке рук и ног на колеса"? И многое, многое другое. Почему-то всё это не кажется мне таким уж смешным...

Несмотря на то, что я не чувствовал к игре никакого отторжения, местный юмор ни разу не заставил меня засмеяться. Скорее всего, из-за его простоты – панчлайны, обманки, бесконечная и слишком широкая ирония над играми, фильмами, сериалами, поп-культурой, интернет-миром, офисными тяготами и личными проблемами, и то, что обычно называют намеренным абсурдом – всё это было настолько традиционно, мейнстримно и очевидно, что даже количество шуток не привело к качеству. Подчас игра касается и пошловатых моментов – наркотиков, секса, пищеварения – хотя, в целом, количество сортирного юмора тут колеблется на околонулевой отметке. Не на пользу юмору пошла и манера голоса главного героя, озвученного самим автором, который постоянно говорил с надоедающим извинительным тоном. И дело, безусловно, не в том, что мне не понравился сам стиль и концепция игры – почти аналогичный клюквенный квест с пародированием всего и вся "Bunker: The Underground Game" мне лично очень понравился. Здесь улыбка у меня появилась всего один раз – почему-то на моменте, когда надо продуть гигантский игровой картридж для консолей...

Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm Paradigm

Но, вполне возможно, что дело в моем личном восприятии, поскольку многим другим "Paradigm" пришёлся очень даже по вкусу, заставив провести немало весёлых минут. Конечно, основные его слагаемые – яркая красивая рисовка, злободневные шутки и пародии, простой ненавязчивый геймплей – уже стали стандартом в инди-игровом потоке квестов, созданных в подражание классике 90-х. Но зато вложенный в игру колоссальный труд, неплохое балансирование на грани пародирования самых разных культурных феноменов, очень разнообразный в своих формах юмор и, конечно, совершенно переходящее все пределы количество безумия – сильно выделяют эту игру. Вдобавок, она не заставит потратить на себя больше пяти-семи часов.


[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Браславский 
     Humble Bundle 
     indiegala 
     itch.io 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя