17.02   новости     
  Энци     
  рецензии     
  прохождения     
  скриншоты     
  статьи     
  интервью     
  переводы     
  новеллы     
  секреты     
  скачать     
  конкурсы     
  ссылки     
  магазин     
  форумы     

  Охота на точки     
  The Inventory     

  о сайте     

Рейтинг@Mail.ru      
started 16.09.98     





Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce
(Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти) (.PC)
Bohemia Interactive / Centauri Production / JRC Interactive, 2000
Акелла / Акелла, 2002

страница игры в Энци  ::  комментировать рецензию  ::  купить игру ]

Автор рецензии: Chapaevec.

Русская сказка на чешский лад

Чешская игровая компания Bohemia Interactive наиболее известна своими военными симуляторами в вымышленных странах, основанных на географических локациях в Богемии: "Operation Flashpoint", "Arma 2" и "DayZ". Их ценят за проработанный реализм и отличное воссоздание реального оружия, но в то же время в них ярко воплощена котирующаяся на западных рынках русофобия и антикоммунизм. В "Operation Flaishpoint" играть надо за американцев из НАТО, которые противостоят очередному сумасшедшему советскому генералу, который хочет захватить некие островную Ноговию в Балтийском море, где в 1980-х происходит полный аналог Чехословакии-68. А чего стоит вышедшее к игре дополнение "Red Hammer", в котором играть надо за советского офицера, изгнанного из рядов спецназа за отказ убивать мирных жителей в Афганистане... В "Armed Assault" играть надо уже за американских интервентов, которые противостоят злобному коммунистическо-националистическому наступлению на демократию и свободу и тоже на чешскоязычном острове уже в Атлантическом океане. В продолжении "Arma 2" – то же самое, но действие происходит в клюквенной республике Черноруссия с гимном в виде песни М. Фрадкина "Берёзы". Сама Черноруссия срисована с Богемии и немного Украины, но якобы на Кавказе, потому что красно-коричневые оккупанты движения "Красная Звезда" сражались за присоединение к России, как Южная Осетия. К счастью, последнее обновление, "DayZ" отошло от политики, показав Черноруссию после зомби-апокалипсиса.

Однако мало кто уже помнит, что до всего этого студия, ещё только поднимавшаяся, выпустила свой первый и последний квест, посвящённый… русским сказкам. Основан он был на сказке "Морозко", а точнее даже на ней, а на её известной советской экранизации А. Роу 1964 года, которая долгие годы пользуется у чехов большой популярностью и стала таким же традиционным элементом Рождества, как у нас "Ирония судьбы" – Нового года. В итоге всем чехам хорошо известен персонаж Морозко, которого они называют "Мразик", старичок-боровичок, которого они называют "Гржебечик", и, собственно, Иван и Настя, которых они называют "Иван и Настенца". По всей видимости, потому эта тема для квеста и была выбрана: студии нужны были деньги, а прорыв на западный рынок так просто не делается. Сценарий, в частности, писал лично основатель студии и отец "Operation Flashpoint" Марек Шпанель: "Морозко – это сказка, которая завоевала сердца поколений, и мы постарались привнести её очарование в дисплеи современных сенсорных устройств", – заявил он. – "Вся семья может повеселиться с этой игрой, даже с небольшой помощью родителей, даже дошкольники". В итоге, игра с длинным названием "Poh?dka o Mraz?kovi, Ivanovi a Nast?nce" вышла в 2000 г., а спустя два года её выпустила у нас компания "Акелла". К проекту чехи отнеслись серьёзно, задействовали для озвучки главных героев чешских актёров озвучки оригинального фильма "Морозко", которые ещё были живы, – Йозефа Зиму и Клару Седлачкову. Покойного Франтишека Филипповского, который озвучивал в чешском варианте Бабу-Ягу, заменил другой известный чешский актёр Мартин Дейдар. Также чешским покупателям пообещали 3D, захват движения и ещё кое-какие мелочи. В своё время для Чехии, отнюдь не избалованной собственными играми в девяностых, это был довольно громкий проект, самая ожидаемая игра года (!), и после релиза чешский покупатель, судя по сохранившимся с тех времён отзывам в сети, в целом, остался доволен.

Надо учесть, что на конец 1990-х Чехия имела, в целом, ещё недостаточно сильную для конкуренции с Западом, но всё же относительно развитую игроиндустрию. Весьма существенную часть продукции составляли квесты. Среди них было много юмористических проектов, продолжавших традиции LucasArts на отечественной почве, и множество "чешских квестов", удивительно схожих с "русскими квестами" 2000-х: нередко примитивно сделанные, с аляповатой кривой рисовкой, плоскими загадками и пошловатым юмором. Среди них стоит отдельно отметить чешскую пародию на "Monkey Island""Tajemství Oslího ostrova", чешский аналог "Петьки и Василия Ивановича" – франшизу "Polda", а также первый серьёзный чешский квест на приключенческо-мистическую тематику "Posel Bohů", который потом был сильно переделан и вышел в виде куда более известного римейка "Нибиру: Посланник богов". Словом, задел уже был. И надо признать, что на общем фоне игра по мотивам русской сказки выглядела довольно неплохо. Надо отдать должное создателям, дух русских сказок в игре настолько аутентичен, что игру можно было по незнанию принять за сделанную в России. Тем более, что там есть и такие традиционные элементы знаменитых "русских квестов", как намёки на постмодернизм, смешение отечественных и западных реалий и осовременивание классических культурных традиций. Правда, всё это было в крайне слабом виде – кроме преодоления типичного плотоядного цветка на русском болоте и отметить почти нечего.

Сюжет же почти целиком повторяет оригинальный фильм, вплоть до отдельных сцен, эпизодов и диалогов, а геймплейно делится на четыре части:

  1. Настенька пытается успеть связать носок для злой мачехи, для чего просит солнышко обождать восходить, а потом поливает пень по приказу злой мачехи;
  2. Вторая часть целиком посвящена приключениям Ивана, который решил прогуляться по миру до своей суженой через 10 фонов, выполняя все просьбы персонажей, превращаясь в медведя и обратно;
  3. Настенька, чтобы выдать замуж ленивую сестрицу Марфушку, идёт в город на базар и пытается раздобыть там косу и диадему, что перерастает в длиннейшую многоходовую спецоперацию со спасением из плена знакомых и посещением призраков, что делает этот отрезок неумеренно большим;
  4. Сюжетно практически не связана с предыдущими и почти целиком повторяет сильно укороченную вторую половину фильма: Иван спасает Настеньку из зимнего леса, где она попала к Морозко. Правда, вместо драк с Бабой Ягой и разбойниками Иван, чтобы оживить Настю после прикаcания к посоху Морозко, навещает тётушку Лето (?) в колодце, после чего игра быстро заканчивается.
  5. Хотя сюжет достаточно близок к оригинальному фильму, игра необычна введением новых эпизодических персонажей, среди которых есть даже говорящие животные, а также некоторых отдельных сюжетных линий. Управление классическое: левый клик взять, правый осмотреть, над персонажами возникают короткие диалоги, сверху есть инвентарь. Загадки в игре достаточно простые и, в целом, лёгкие, хотя с логичностью можно и поспорить: достаточно указать, что Иван несколько раз послушно помогает дедушке Боровичку (он же "Гржебечек"), но стоит ему нагрубить, и тот, как в фильме, накладывает на него проклятье. Тем не менее, основной геймплей, несмотря на его явную несбалансированность, в целом простой и доступный для детей. Рисовка же в игре на сегодня откровенно смехотворна в своей дешёвости и слабости – особенно это касается грубо нарисованных, словно в Paint, персонажей. Но в 2000-ом она казалась весьма хорошей и даже красивой. Надо признать, что некоторые фоны-пейзажи и сейчас выглядят вполне симпатично, хотя они и выполнены в разрешении 640x480 откровенно пиксельной или даже текстурной рисовкой. Тем более, что иногда авторы играют с эффектами на фонах: добавление ночных локаций, молний и дождя выглядит неплохо, хотя, разумеется, "Чёрное зеркало", которое появится через три года, выглядит на этом фоне как Эверест рядом с холмом. Несколько отдельных моментов в церкви и избушке Бабы-Яги выполнены в 3D; они, в общем-то, бесполезны, но зато был повод задействовать технологии трехмёрной анимации, которые вскоре выстрелят в "Operation Flashpoint". А вот персонажи выглядят откровенно плохо. Мало того, что они очень грубо нарисованы, у них, вдобавок, полностью отсутствует анимация действий – вообще любых. Никакого захвата движения, обещанного игрокам, не видно: Иван и Настя единственные в игре, кто хотя бы немного двигается по локациям, остальные в трёх случаях из четырёх так и торчат на локациях, двигаясь, в основном, в разговорах. Доходит до полного стыда, когда герои описывают свои действия (!), а не делают их. В некоторых случаях говорящих персонажей показывают крупным планом – это ещё хоть как-то работает.

    Радует то, что антураж в игре почти не отличается от фильма и на удивление хорошо воссоздаёт атмосферу русских сказок. Правда, совсем без клюквы тут не обошлось. Все персонажи-животные почему-то имеют русские имена, а не привычные клички, русская церковь снаружи срисована с деревянных храмов Крайнего Севера, нетипичных для остальных регионов Руси, а внутри очень напоминает типичную католическую. Кроме того, Иван пользуется в игре живой и мёртвой водкой (!), а в конце даже заставляет Бабу-Ягу плясать казачок! Непонятно также, почему Змей Горыныч оказался всего с одной головой и больше похожим на фэнтезийного дракона, чем на персонажа русских сказок. Особенно умиляет второстепенный персонаж, крестьянин с огромной свёклой, которого зовут… Иван Владимирович Мичурин! Отдельно стоит отметить подбор музыкального сопровождения. Звучит оно довольно мило и приятно, хотя мелодий немного, в основном это каверы русских песен. И если в самом начале мелодию песни "Степь да степь кругом" посреди русской деревни можно понять, то вот перепевы на базаре очень уж напоминают "Летят перелётные птицы" М. Исаковского 1948 года написания.

    Но, в целом, это небольшие мелочи, которые не влияют на основной результат – у чехов получилась вполне сносная и симпатичная для детей игра с любимыми персонажами. Несмотря на сильную дешевизну 90-х и местами недостаток сценарной логики, в целом игра получилась добрая, старательная, по своему красивая (для чешских квестов 90-х) и в меру сложная, хотя её всё равно можно пройти за день. Надеюсь, маленькие чехи в свои времена были довольны. Желающие же поностальгировать могут купить сегодня как исходный вариант игры в STEAM, так и перевыпущенную для мобильных платформ игру с HD-графикой.


Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce Морозко: Приключение деда Мороза, Ивана и Насти / Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce

[галерея скриншотов игры в Энци]


Новое А-Я # A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z




     Трансляции:
     

     Рекомендуем:
     Магазин Озон 
     Браславский 
     Коды к играм 

     Что это за игра?
     
     проверьте себя

     Купите диск:
     
     см. в Энци